Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ В ШКОЛАХ СТАЛИНО'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ В ШКОЛАХ СТАЛИНО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ В ШКОЛАХ СТАЛИНО»

при тех же условиях бактериальная обсемененность воздуха при открытой фрамуге уменьшается в среднем на 65,6%, при закрытой фрамуге — на 80,7%.

Интенсивность облучения воздуха в детской больнице колебалась от 0,42 до 1,02 цШ/см2, а в палатах детской клиники — от 0,39 до 0,75 (хШ/см2. Из этого следует, что в детских палатах, особенно для детей раннего возраста, необходим строгий систематический контроль за интенсивностью облучения.

Вдоль стен в коридоре детской клиники, куда выходили двери из палат, также было установлено 7 бактерицидных ламп БУВ-15.

За время наших исследований у детей, находившихся в палатах, облучаемых отраженными бактерицидными лучами, никаких патологических изменении кожи, слизистых глаз, носа и рта. и нарушений сна и поведения мы не отмечали.

Наши наблюдения подтвердили необходимость повсеместного внедрения в практику детских лечебных учреждений обеззараживания воздуха ультрафиолетовыми лучами, при этом в первую очередь дезинфекцию ультрафиолетовыми лучами следует проводить в осенне-зимние сезоны года, а в палатах, ориентированных на север, северо-восток и северо-запад,— в течение всех сезонов года.

Поступила 2/11 1960 г.

-¿г "¿Г

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ В ШКОЛАХ СТАЛИНО

Ассистент Г. В. Колчина

Из кафедры общей гигиены Сталинского медицинского института имени

А. М. Горького

Вопрос о самообслуживании в общеобразовательных школах мало изучен.

В задачу нашего исследования входило изучить санитарно-гигиенические условия в классах во время самообслуживания, продолжительность отдельных видов труда и общее время, затрачиваемое учащимися на самообслуживание, влияние работ по самообслуживанию на организм учащихся. Для осуществления поставленных задач были изучены микроклимат классов (температура, влажность), бактериальная загрязненность воздуха, хронометраж каждого вида труда, частота пульса, сила сжатия кисти рук и субъективные жалобы. Исследование проводили в 10 школах различных районов Сталино (Донбасс).

На основании анализа полученных материалов удалось выяснить, что к уборке классов привлекают всех детей. Уборку классных комнат и мытье полов в большинстве случаев проводят ежедневно. Педагоги или технический персонал не контролируют детей во время уборки. Коридоры, санитарные узлы, гардеробные, физкультурный зал, мастерские и другие помещения школы убирают технические работники. Дежурные учащиеся по 2—3 человека проводят только уборку классных комнат. Во время генеральной уборки в субботу назначают 6—8 дежурных. Таким образом, каждый ученик в месяц дежурит 3—4 раза. Общее время, затрачиваемое учениками на уборку класса, 1 — 1'/г часа.

Гигиенические мероприятия, как мытье рук, смена одежды, обуви после уборки классов, не проводились. В результате этого бактериальная загрязненность рук и одежды очень большая. Бактериальная обсемененность одежды доходила до 1900 колоний на 1 см2, а рук — до 2820 колоний на 1 см3. Спецодежды (фартуки, халаты) при проведении уборки классов не имеется, дети проводят уборку в тех же костюмах, в каких бывают на уроках, в той же обуви, а иногда и босые. Мытье полов во всех школах в момент обследования проводилось водой из водопровода, температура которой была 5—8°. Тряпкодержателями пользовались только в одной из обследованных нами школ. Предметы уборки (тряпки, ведра) хранятся в классах, туалетных и только в одной из обследованных нами школ для этого специально выделена комната. Тряпки для мытья полов часто не просушивают или просушивают в классах на батареях.

Температура и влажность классов во время уборки находились в пределах установленных гигиенических норм.

В 3 школах в конце последних уроков и во время уборки классов проводили исследования бактериального загрязнения воздуха методом Коха (оседание на чашках Петри) с последующим расчетом на 1 м3 воздуха по Омелянскому. Высота размещения чашек Петри при всех наблюдениях была 125—130 см. Чашки Петри устанавливали в центре комнаты. Всего сделано 98 посевов воздуха в октябре, ноябре, декабре 1959 г. и январе 1960 г. Экспозиция чашек равнялась 5 минутам.

Температура воздуха была в пределах 18—20°, влажность 44—52%, число колоний на чашках Петри в конце урока 78—376, во время уборки— 1.74—1796; по Омелян-

скому в 1 м» воздуха обнаружено колоний в конце урока 12 423—60 000, а во время уборки — 29 496—286 600.

Хронометраж, проведенный во время уборки классов, показал, что большую часть времени учащиеся затрачивают при уборке классов на мытье полов: в 4—5-х классах— от 35 до 53 минут, в 6—8-х классах—от 20 до 35 минут. В школах, имеющих тряпко-держатели, ученики 4—5-х классов на мытье полов затрачивают 20—30 минут, а 6—8-х классов—15—20 минут. Больше времени затрачивается при 2 дежурных в классе и меньше при 3 дежурных в одном классе.

Наблюдения доказали, что мытье пола, особенно без тряпкодержателя, перевертывание и установка парт для учащихся 10—11 лет является более тяжелым видом труда по сравнению с другими видами работ по уборке класса. Об этом свидетельствуют материалы опроса учащихся, которые давали на поставленные вопросы однотипные ответы: «очень устал», «устал». Детей 10—11 лет при наличии 3 дежурных в одном классе и чередовании при мытье полов отвечали: «не очень устал» или «не устал».

Непосредственное влияние работ на учащихся изучали на 50 детях 10—11-летнего возраста (30 девочек и 20 мальчиков) по показателям частоты пульса и силы сжатия кисти рук. Изменение пульса у учащихся носило одинаковый характер: после работы количество ударов пульса увеличивалось. Степень учащения ударов пульса при выполнении различного вида работ была неодинаковой. Частота пульса после мытья полов, подъема и расстановки парт была большей. В первом случае она достигала 134—156 ударов минуту, во втором—112—128 ударов в минуту, при средних абсолютных показателях пульса до работы у девочек 85,4 удара в минуту и у мальчиков— 86,3 удара в минуту. Увеличение пульса после физической работы является закономерным. Интерес представляет время восстановления пульса, как показатель быстроты приспособления организма к условиям и характеру работы.

Анализ показывает, что восстановление пульса наступает сравнительно быстро: у 52% через 50—60 секунд, у ЗУ/о через 65—70 секунд и у 11% через 75—90 секунд. Эю дает нам право считать, что работа, выполняемая учащимися, не предъявляет непосильных требований к органам кровообращения. Некоторая задержка восстановления пульса наблюдается только после мытья полов.

Мышечную силу кисти рук измеряли у учащихся при помощи ручного динамометра до и после работы. У большинства детей (74%) показатели силы сжатия кисти рук после работы несколько увеличились или остались без. изменений и у 26% снизились.

0. М. Максимова, изучая физиологические основы рационального чередования мышечной деятельности и отдыха у людей различного возраста, показала, что во время одинаковой работы, чередующейся с одинаковыми, без учета возрастных особенностей, перерывами, мышечная работоспособность изменялась в неблагоприятную сторону. У тех же лиц при выполнении одинаковой работы, но с перерывами, соответствующими возрастным особенностям организма, мышечная работоспособность изменялась одинаково и в благоприятную сторону.

При нашем исследовании работа школьников во время уборки класса не всегда чередовалась с длительными перерывами на отдых, но тем не менее у большинства детей мышечная сила увеличилась. Это свидетельствует о том, что работа, по-видимому, соответствовала возрастным особенностям и не вызывала чрезмерного напряжения мышечного аппарата.

Загрузка рабочего времени при уборке класса, т. е. активная работа учащихся, исчисленная в процентах ко всему времени работы, составляет 85—89%. Тем.п работы обычно ослабевает через 30—35 минут.

Выводы

1. Медицинские работники и учителя во время уборки класса должны заботиться о соблюдении учащимися гигиенических правил. При проведении работ по самообслуживанию следует правильно распределить виды труда соответственно силам и ана-томо-физиологическим возможностям детей. Необходимо выделять в отдельную группу школьников, отстающих в физическом развитии, детей слабого здоровья, с признаками прогрессирующей близорукости и высокой степенью дальнозоркости, а также детей, пришедших в школу после той или иной болезни.

2. Следует избегать увеличения и без того немалой учебной нагрузки школьников, ограничить мытье полов до 2—3 раз в неделю. В зимнее время мытье полов нужно проводить подогретой водой, в соответствующей одежде и обуви.

3. Для хранения ведер и тряпок следует выделять помещение.

4. Цель самообслуживания—-приучить детей к труду, научить правильно выполнять тот или иной вид работы, поэтому при проведении работ, связанных с самообслуживанием, должен быть контроль со стороны педагогов или взрослых.

5. Чтобы избежать поднимания пыли при уборке, следует смазывать полы пыле-связываюшими смесями.

Поступила 15/11 1960 г.

■¡V -¿Г -Й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.