Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ»

«2-я Пятилетка» и др.) показывает, что указанные нарушения и недостатки в работе молочнотоварных ферм вполне устранимы, не требуют дополнительных затрат.

Чтобы исключить или уменьшить возможность перетруживания рук от ручного доения, настоятельно рекомендуется всем заведующим молочнотоварными фермами проводить курс обучения молодых доярок ручному и машинному доению коров. Главное в этом курсе — освоение культуры труда и постепенное втягивание организма доярки в ритм трудовых движений путем систематической и постепенной тренировки сначала на небольшом числе коров, а затем и на всем закрепленном за ней числе.

Помимо нейромиозита, у доярок могут развиться и другие заболевания рук, например гнойничковые заболевания кожи, трещины, ссадины, потертости вплоть до нейродермитов и экзем, которые значительно чаще появляются у доярок, плохо ухаживающих за своими руками. При малейшем повреждении кожи рук их следует обработать жидкостью Новикова или настойкой йода.

Поступила 21/Х1 1959 г.

•ь -Й- -¿Г

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

И. 3. Гликман Из школы-интерната № 33 Москвы

Школа-интернат была организована в Москворецком районе в 1958 г. с дневным пребыванием детей. Дети находятся в интернате с 8 до 19—20 часов, затем отправляются домой. Важную роль играет организация самообслуживания детей.

Самообслуживание в школе необходимо, так как оно создает условия для нормальной жизни коллектива, идет ли речь о поддержании общего санитарного состояния, организации питания в школьной столовой или о работе киосков самообслуживания, соблюдении личной гигиены.

Ставя такие задачи, мы в то же время не переоценивали роли самообслуживания. Оно не заменяет и не может заменить серьезного производительного труда, который мы организуем в школьных мастерских и в цехах фабрики имени М. В. Фрунзе.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1 подчеркивает важное значение самообслуживания в трудовом воспитании детей. Педагогический коллектив школы, рассмотрев накануне 1959/60 учебного года состояние самообслуживания в интернате, признал необходимым серьезно улучшить его. Борьба за чистоту и уют, за организационные формы самообслуживания стала главным звеном воспитательной работы в первой четверти учебного года 2.

Повседневный труд детей, связанный с уборкой коридоров, залов, вестибюлей, включает много видов работ. Ученики 4—5-х классов подметают полы щеткой, протирают их влажной тряпкой на швабре, поли-

1 В Центральном Комитете КПСС и Совете Министров СССР. Самообслуживание— составная часть трудового воспитания молодежи. «Правда» от 6/У1 1959 г. № 157 (14916).

2 В настоящей статье речь идет о 4—8-х классах.

вают цветы, протирают их листья, моют панели стен. Учащиеся 6—8-х классов, кроме того, протирают плафоны, работают с пылесосом (рис. 1) моют пол (тряпкой на швабре), натирают его щетками, убирают производственные мастерские, дежурят на школьной телефонной станции, поддерживают порядок в интернате, убирают пришкольную территорию. На долю уборщиц остается уборка в санитарных узлах и на лестницах.

Совет интерната выделил и закрепил за каждым классом участок для уборки. Так, класс 6 б убирает коридор 4-го этажа, 6 а — физкультурный зал, 7 а — коридор 5-го этажа. На классном собрании выбирается бригадир, который отвечает за работу. Нет смысла посылать ежедневно на уборку весь класс, т. е. 30 человек, бригадир назначает 5—6 учащихся, в некоторых классах — по звеньям, так что в неделю каждый

работает по одному разу. Качество работы оценивается представителем совета интерната — класс получает больше или меньше очков в общем соревновании. Внутри классов также идет соревнование между звеньями за лучшую работу на отведенном участке. Время от времени член совета интерната собирает совещание бригадиров.

В интернате установился такой порядок: ребята убирают коридоры и залы вечером, перед уходом домой. В середине сентября интернатская газета «Искра» поместила заметку о 8-м классе, который решил поддерживать чистоту на своем участке в течение дня. Почин подхватили остальные классы. Итоги соревнования подводились на общей линейке. На торжественном сборе, посвященном 41-й годовщине комсомола, классу 6 а был вручен вымпел за лучшую работу на своем участке.

Общий порядок в интернате поддерживается дежурной бригадой. В нее входят бригадир, 2 вахтера, дежурные по этажам и дежурные по столовой. Вахтер не впустит в интернат никого в верхней одежде и галошах. Если придут посторонние, он по телефону получит разрешение директора или заведующего учебной части, чтобы пропустить их. Остальные дежурные следят за порядком на этажах и в столовой. Дежурство продолжается день. В течение этого времени мальчик или девочка с повязкой имеет большие права: каждый обязан выполнить их приказание. Вечером по звуку горна выстраиваются 2 дежурные бригады— сегодняшняя и завтрашняя — и происходит передача дежурства. Дежурная бригада (10 человек) составляется из учеников одного класса, назначенных старостой. Дежурство по интернату — нелегкая работа. Она приучает к выдержке, воспитывает волю, находчивость, укрепляет детский коллектив.

Таковы содержание и формы организации самообслуживания в интернате.

Самообслуживание в классе складывается из тех же видов уборки с добавлением новых работ: уборки в шкафах для хозяйственного инвентаря, платяном и книжном; протирания подоконников, отопитель-

Рис. 1.

ных батарей; мытья классной доски, парт, дверей, обслуживания в столовой; уборки мастерской.

Текущую уборку проводят 2 дежурных по классу. Они протирают пол влажной тряпкой, натирают его полотерными щетками (в этом им обычно помогают 2—3 желающих), моют доску, поливают и протирают цветы. Уборку класса производят дважды: после уроков и перед уходом из школы. В некоторых классах утвердилась традиция: класс не уходит в столовую, пока сидящие в данном ряду парт не уберут своего ряда. За 3—5 минут убирается все и этим намного облегчается работа дежурных. Работа дежурного по классу — одна из трудных по продолжительности и напряженности.

Рис. 2.

В столовой дежурят тоже по 2 человека. Убрав со столов после первой смены (в первую смену обедают 1—4 классы), дежурные протирают столы, расставляют глубокие тарелки, вилки, ложки, приносят блюда и стаканы с киселем или компотом. На все это требуется 15—20 минут. После обеда они убирают со стола (рис. 2). Такая же работа (только меньше по объему) выполняется и во время полдника.

Три раза в неделю ученики 6—8-х классов работают в производственных мастерских. Мастерские после работы убирают дежурные по мастерской.

В классе имеются назначенные советом отряда уполномоченные по классной библиотеке и киоску. Уполномоченный по киоску закупает тетради, ручки, перья, раскладывает все это на столе или полке в классе, вывешивает указатель цен. Ученик-покупатель берет тетрадь и кладет рядом деньги (деньги лежат открыто). Когда товары кончаются, уполномоченный отправляется в магазин за покупками.

В генеральной уборке класса, проводимой раз в неделю, участвуют все ученики: каждый очищает, отмывает свою парту и закрепленную за ним часть класса. Генеральная уборка продолжается около 1 '/г часов. Ребята одеваются в рабочую форму (комбинезоны). Мы используем межклассное и внутриклассное (между звеньями) соревнование. В 4-м классе ученики добились полной чистоты в классе: пол имеет зеркальный блеск, на нем ни пылинки. На окнах и тумбочках цветы. Классная доска абсолютно чиста. При входе в класс лежит ре-

5 Гигиена и санитария, № 6

65

зиновый коврик: кто входит, обязан снять ботинки и надеть тапочки — за этим ревниво следит весь класс. Идеальная чистота и уют пришли в класс не сами — это результат большой работы учителей-воспитателей Н. В. Бокайтине и Г. В. Матюхиной.

Когда о достижениях 4 а узнали в 6 а, совет отряда организовал «экскурсию» всех учеников в 4 а. То, что увидели, произвело сильное впечатление на учащихся. Вечером шестиклассницы задержались в классе: одни подметали, другие натирали, третьи завертывали в бумагу цветочные горшки. Класс стал неузнаваем. У дверей выставили тапочки всех учеников На следующее утро все девочки встали у двери и не пускали ни одного мальчика, пока он не снимет ботинки и не наденет тапочки. В классе стало чисто, уютно.

Так, путем гласности, соревнования, большой организаторской работы педагогического коллектива удалось поднять учеников всех классов на борьбу за чистоту и уют. Дело самообслуживания стало привычным, нужным, даже интересным. Появились элементы творчества, рационализации. Так, ученик 8 а Холопов предложил использовать распыляющее устройство пылесоса для нанесения краски и мастики на пол. Окраска пола намного ускорилась, вдвое сократился расход мастики и краски.

Если учесть все виды самообслуживания, то в день на каждого ученика придется от 15 до 30 минут, иногда до 90 минут работы (в зависимости от возраста). Нужно подумать об устранении имеющихся недостатков. В условиях, когда повсеместно механизируется даже домашний труд, нельзя расходовать до Р/г часов времени школьника на самообслуживание. Следует максимально механизировать труд, повысить его культуру, разработать и выпускать детский инвентарь. Надо шить красивую и в то же время простую и дешевую рабочую форму, не забывая при этом о возрастных различиях детей.

Необходимо выдвинуть ряд требований перед гигиенистами и строителями. В классах и коридорах следует строить моющиеся панели стен и полы из современных материалов: пластмассовые листы и плитки, керамические плитки, полы и облицовку стен из синтетических материалов. В новых школах должен быть рассеянный люминесцентный свет и т. д. Многое уже проверено в зарубежном школьном строительстве. Необходимо, чтобы в школах были легкие, светлые парты с передвижными частями, позволяющими использовать их для учащихся любого возраста. В школе должна быть всегда горячая вода.

Нельзя обслуживание санитарных узлов и лестниц возлагать на детей. Для этого обязательно должны быть уборщицы.

Поступила 28/Х1 1959 г.

-й- & &

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.