Научная статья на тему 'Опыт санитарно-гигиенического обслуживания Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича'

Опыт санитарно-гигиенического обслуживания Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт санитарно-гигиенического обслуживания Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича»

Таблица 3. Показатели шкафов по наличию в чашках плесени

Шкаф-холодильник Шкаф-ледник

Питательная среда из них из них

всего чашек с плесенью без плесени всего чашек с плесенью без плесени

Кровяной агар .... 22 13 9 22 18 4

Простой агар ..... 22 15 7 22 19 3

Сахарный агар .... 22 18 4 22 21 1

В с ч г о . . . 66 46 20 66 58 8

(предварительно кипяченого) 2—4-дневного молока из шкафа-ледника и шкафа-холодильника на простой мясо-пептонный (рН = 7,0) и сахарный агар (0,5% глюкозы)

Таблица 4. Показатели шкафов по количеству микробных колоний при разных питательных средах

Шкаф-холодильник Шкаф-ледник

Разведение цельного молока простой агар сахарный агар простой агар сахарный агар

о а н о о в- « зХ Г ' о £ о т 1- о о в- И 5К X ° Й количество чашек эХ 5 О = о « н и си ЭХ X ° 5

5 3 О га Я! ¡Г и ч 5 О 3- X £ 3 о ее X в- и Ч я О У И и ч X о в- * £ 3 о га а в* 4 5 " 5 X о в- И

1:100 2 Сплошной рост 2 Сплошной рост 2 Сплошной рост 2 Сплошной рост

1:10 000 2 600 2 740 2 То же 2 То же

1:100 000 2 78 2 98 2 156 2 142

Степень обсемененности шкафа-холодильника находится в тесной зависимости от высоты загрузочного слоя фильтра кольцами Рашига. Микроорганизмы выносятся через фильтр током воздуха вместе с капельками воды. Следовательно, если усилить роль колец Рашига в качестве элиминатора, что возможно путем увеличения высоты загрузки, соответственно уменьшится и обсемененность воздуха. Однако в этом случае для поддержания упомянутой выше кратности воздухообмена необходимо прибегнуть к побудительной циркуляции.

Преимущества шкафа-холодильника этой конструкции в сравнении со шкафом-ледником настолько очевидны, что он получает все более широкое распространение в Ереване.

■¿г -Й- "Й-

П. Н. Матвеев

Опыт санитарно-гигиенического обслуживания Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича1

Московский метрополитен обеспечивает удобное, наиболее экономичное и быстрое передвижение населения, связывает окраины города с центром, освобождает улицы от рельсовых путей. Помимо этого, метрополитен способствует уменьшению шума на улицах, создаваемого движением по рельсовым путям, уменьшению запыленности и загазованности воздуха автомашинами и другими видами транспорта.

1 По докладу, сделанному 18.Х.1949 г. на заседании секции коммунальной ги-

гиены Московского научного общества гигиенистов.

За тридцать с лишним лет существования советской власти столица нашей родины совершенно преобразилась. Наводится образцовый санитарный порядок и в коммунальном хозяйстве города. Ярким свидетельством этих достижений является московский метрополитен, равного которому нет во всем мире. В этом сооружении сочетается высокая техника с образцами зодчества; искусство резца скульптора и кисти художника с достижениями гигиенической науки.

Для обеспечения медицинского обслуживания пассажиров и работников метрополитена, для изучения гигиенических вопросов, возникающих в процессе эксплоата-ции, на метрополитене создана врачебно-санитарная служба. В состав врачебно-санитарной службы входит санитарно-эпидемиологическая станция. Она укомплектована специалистами и оснащена мощной санитарно-гигиенической лабораторией и дезинфекционной станцией. Лаборатория по заданию врачей проводит контрольные наблюдения за микроклиматом метрополитена, а также работы по изучению бактериального загрязнения воздуха метрополитена. После обработки материалы поступают в службы, осуществляющие изменение режима отопления, освещения и вентиляции в соответствии с гигиеническими требованиями и нормами.

Наряду с температурой, влажностью, изучается также степень запыленности воздуха. Как правило, гигиенические нормы в этом отношении не превышаются, несмотря на наличие значительных источников пылеобразования. Например, за год на одном из перегонов путь метрополитена испытал 27 млн. тонн нагрузки, каждый рельсовый стык выдержал более 2 млн. ударов от колес прошедших поездов. Стрелки переводились свыше 180 000 раз.

Помимо этого, запыленность дают компрессоры, электросварочные агрегаты, аппараты для шлифовки рельс, рельсообрезные станки, электродрели и многое другое. Значительная запыленность образуется от потока приходящих с улицы людей, от стирания обуви, поверхностей иола.

Обеспыливание достигается ежедневной тщательной промывкой станций и обработкой поверхностей пылесосами. Профилактическое обеззараживание осуществляется ежедневной обработкой подвижного состава и мест общего пользования. Режим вентиляции изменяется в соответствии с требованиями гигиенистов, руководствующихся лабораторными данными. В результате в московском метрополитене воздухообмен происходит во много раз чаще, чем в метрополитенах зарубежных городов.

Санитарно-эпидемиологической станции оказывает помощь Центральная научно-исследовательская лаборатория гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения, а также ряд научно-исследовательских институтов Москвы.

Санитарно-эпидемиологическая станция располагает специалистами в области эпидемиологии, промышленной, коммунальной и пищевой санитарии. Для осуществления медицинского контроля за здоровьем работников метрополитена врачебно-санитарная служба располагает своей специализированной поликлиникой, к которой прикреплен ряд консультантов. При необходимости Глзвсанупр Министерства путей сообщения предоставляет места в своих клинических больницах.

Таким образом, имеется возможность изучать не только условия труда, но и их влияние на организм работников метрополитена, что в значительной степени облегчает осуществление санитарно-гигиенических мероприятий.

Санитарно-гигиенический режим на метрополитене проводится по определенному плану. Территория перед входом в наземные вестибюли, подлежащая уборке сред ствами метрополитена, содержится в чистоте и убирается по графику. В случае обнаружения загрязнений на территории, окружающей станцию и подлежащей уборке средствами города, начальник станции сообщает об этом в соответствующий районный отдел коммунального хозяйства.

В летнее время перед началом движения поездов территорию очищают от пыли п мусора и промывают водой. Через каждые 2 часа производится текущая уборка Не допускается скопления воды и грязи, которые удаляются немедленно.

В осенне-зимний период перед входными дверями укладывают сетчатые металлические щиты (настилы), мусор с которых удаляется при текущей уборке. На первом участке четвертой очереди установлены специальные приемники для сбора мусора, которые опорожняются во время ночной уборки.

Уборка производится сухим способом по мере загрязнения, но не менее 3 раз в смену. Тамбуры и двери протирают влажной ветошью после окончания движения поездов. Переходные коридоры моют горячей водой один раз в смену и в течение дня через каждые 2 часа протирают влажной тряпкой после подметания с опилками Эскалаторные балюстрады протирают сухой фланелью или мягкой тряпкой через каждые 2 часа работы эскалатора. Эскалаторные ступени убирают влажной волосяной щеткой ежедневно по окончании движения поездов. Металлические конструкции в эскалаторных помещениях под балюстрадами, движущиеся части эскалаторов очищают смоченной в керосине или масле тряпкой два раза в месяц.

Наклонные ходы под эскалаторами очищают от мусора ежедневно, а моют один раз в неделю. Очистка бункеров от мусора производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в сутки. Нами внедрен метод беспыльного собирания и удаления мусора. Это мероприятие снизило запыленность эскалаторных зал до 45—50%.

В пассажирских залах, на посадочных платформах, во внутренних коридорах.

иа путях, на лестницах и балконах уборка производится с помощью влажных «пилок через каждые два часа.

По окончании движения поездов залы, платформы, коридоры, лестницы и балконы моют горячей водой. Перила балконов протирают сухой тряпкой не реже одного раза в смену. Бумага удаляется постоянно в течение всей работы Мытье полов станций производится поломоечными машинами, сконструированными инженерами метрополитена (рис. 1 и 2).

Мраморную и плиточную облицовку, металлические и деревянные части, стены коридоры, платформы, лестницы, балконы протирают один раз в сутки в ночное время. Медные части в залах, коридорах и на дверях натирают до удаления налета один раз в смену. Медные части и наружные стенки урн протирают и убирают по мере загрязнения. Внутренние стенки урн промывают дезинфицирующим раствором один раз в ночную смену.

Рис. 1 Рис. 2

Повреждения полов (выбоины, выпадение плиток и пр.), способствующие скоплению мусора, заделывают в течение одних суток. Пыль с карнизов и указателей удаляют электропылесосами, сконструированными инженерами метрополитена, в ночное время и не реже одного раза в неделю или возобновлением побелки (не реже одного раза в квартал).

Вентиляционные короба на станциях очищают от пыли влажной тряпкой один раз в сутки в ночное время. Станционные пути после снятия напряжения подметают, а при проведении строительных работ после уборки промывают водой из шланга. Станционные пути очищают от масла скребками по мере загрязнения, но не реже 2 раз в месяц.

Мусор на станциях в течение дня собирают в закрытые мусоросборники. Заполнение мусоросборников больше двух третей емкости не допускается. Удаление мусора со станций проводится на закрытой платформе каждую ночь.

Электроосветительная действующая и резервная арматура протирается по мере загрязнения, но не реже: а) потолочная — 3 раза в месяц; б) боковая — 6 раз в месяц; в) наклонных ходов эскалаторов — ежедневно.

Влажная уборка всех служебных помещений (кабинеты, комнаты, кабины и др.) производится не реже одного раза в смену. Полы в этих помещениях моют в ночное время.

Действующие станционные уборные имеют всегда исправное оборудование и содержатся в чистоте. Влажная уборка их производится по мере загрязнения, но не реже чем через 2 часа.

Ларьки и киоски убирают арендующие их организации не реже чем через каждые 2 часа, а в случае загрязнения — немедленно. Закрытые ларьки, киоски и прилавки убираются во время общей уборки администрацией станции.

Дренажи коридоров, пассажирских и машинных зал, платформы и станционные

пути содержатся в исправности; образования застойных вод в них не допускается Промывка их производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в 5 дней.

Уборочный материал и инвентарь хранятся в специально приспособленных кладовых в чистом виде. Инвентарь, находящийся в эксплоатации, содержится в порядке и исправности. Промывка тряпок допускается только в кубовых, а просушка в сушильных шкафах.

На каждой станции имеются шкафы для хранения одежды. Пищевые продукты хранятся в закрывающихся ящиках-шкафах. Прием пищи производится только в особом соответственно оборудованном помещении.

Сыпучие строительные материалы в открытом виде на путях не хранятся; для «их имеются закрывающиеся ящики в специально отведенных местах.

Тоннели и тупики метрополитена поддерживаются в чистоте, не содержат мусора и пыли. Мусор собирается в закрывающиеся мусороприемники и по мере накопления вывозится закрытым транспортом; пыль удаляется промыванием тоннеля один раз в месяц поливочным агрегатом или водой из шланга под напором. Промывка тоннеля производится одновременно на больших отрезках во избежание заноса пыли с сухих участков тоннеля на только что вымытые.

Электроосветительную арматуру дневную и рабочую протирают не реже 2 раз в месяц, а кабель — не реже одного раза в месяц.

Тоннели на всем протяжении не содержат застойных вод; дренажи находятся в полной исправности и подвергаются промывке не реже 2 раз в месяц.

Вентиляционные каналы очищают от мусора и пыли и проверяют на эффективность не реже 2 раз в год перед изменением режима вентиляции Вентиляционные шахты очищают от мусора и пыли не реже одного раза в месяц летом и одного раза в квартал зимой.

Подвижной состав подается на линию только в надлежащей чистоте с разрешением санитарного работника.

Уборка составов производится:

а) генеральная: ходовые части очищают от пыли на тракционных путях; наружные и внутренние стенки, крыша, потолки, полы, оконное стекло, диваны (со снятием спинок и сиденья), электрическая арматура, вентиляционные ходы моются горячей водой с последующей протиркой сухой мягкой чистой тряпкой в депо один раз в месяц;

б) текущая влажная уборка: ежедневно при ночном отстое производится протирка полов, боковых внутренних и наружных стенок, оконных стекол, диванов;

в) текущая сухая уборка полов, протирка чистой сухой тряпкой оконных стекол и диванов производится по мере загрязнения и каждый раз при плановом отстое, а электрической арматуры — при ночном отстое.

Перед выпуском на трассу после генеральной уборки подвижной состав принимается дежурным медицинским работником, о чем делается отметка в посекционной книге.

Для работников, связанных с обслуживанием составов и пассажиров, оборудо ваны умывальники и души. Для отдыха и ночлега отведены специальные комнаты отдыха бригад. Вода для питья хранится в закрытых чистых графинах или специальных бачках. Смена воды производится ежедневно после тщательного промывания графинов и бачков. Все станции обеспечены горячей водой и кипятком из электрокипятильников.

На каждой станции ведется санитарный журнал, зарегистрированный в государственной санитарной инспекции метрополитена. В этот журнал заносятся результаты санитарных обследований; о них сообщается также присутствующему ответственному по объекту лицу.

Лица,- ответственные за санитарное содержание метрополитена, составляют согласованный между собой сводный календарный график уборки. График утверждается санитарной инспекцией метрополитена.

Начальник станции имеет право требовать соблюдения санитарных правил от всех лиц и организаций, занимающих помещения на станции За невыполнение требований начальника станции данное лицо несет персональную ответственность.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима осуществляется санитарной инспекцией метрополитена. В помощь санитарной инспекции привлекается дежурный медицинский персонал станции, депо и общественность метрополитена.

Нарушение санитарно-гигиенического режима влечет за собой применение административных взысканий, налагаемых начальником метрополитена, и санкций, предоставленных органам санитарной инспекции.

В результате обеспечения правильного санитарно-гигиенического обслуживания метрополитена его состояние и содержание с каждым годом улучшаются и должны стать еще лучше, благодаря применению новейшей техники и методов санитарно-гигиенического и санитарно-технического режима.

В своей речи на торжественном заседании в Колонном зале Дома Союзов накануне пуска метрополитена 14.V. 1935 г. Л. М. Каганович сказал: «Посмотрите на наш метрополитен. В чем его особенности? Особенности его в том, что если в других странах метрополитены строились главным образом для выколачивания прибыли,

то мы построили метро, преследуя только цель облегчения передвижения трудящихся нашей пролетарской столицы.

...Мы хотим, чтобы это сооружение, которое больше, чем какой-либо другой дворец, театр, обслуживает миллионы людей, чтобы это сооружение поднимало дух человека, облегчало его жизнь, доставляло ему отдых, удовольствие».

Это желание осуществлено. Входят в строй новые и новые линии московского метрополитена, который обслуживает многие сотни миллионов людей.

Й" "й Й"

С. И. Хохлов

Экономичная душевая

Во всех областях промышленности и здравоохранения нашей страны вопросу гигиены уделяется серьезное внимание. Душевые на предприятиях и курортах занимают важное место в системе гигиенических мероприятий и поэтому вопрос об экономичной душевой должен привлечь к себе внимание. Во всех душевых вода с поль-

1—существующая установка; 2 — предлагаемая установка

зой расходуется на 25—30%, а 70—75"/о используется неэффективно. При существующей конструкции водяной системы в душевых во время намыливания вода течет бесполезно, порой мешая моющемуся хорошо намыливаться, закрыть же воду в этот момент он не хочет, так как процесс получения воды нужной температуры занимает много времени.

В душевых цехах Магнитогорского рудника существующая водяная система в душевых заменена более совершенной, которая исключает бесполезный расход воды. Усовершенствование заключается в следующем: на трубу душа, по которой идет смешанная вода из смесителя, поставлен кран или вентиль, которым перекрывается смешанная вода. Моющийся, действуя одним краном, может открывать воду без риска изменить ее температуру.

Чтобы не допустить изменения .температуры, нужно поставить около смесителя на стороне меньшего давления клапан обратного действия, который при закрытии крана приостанавливает движение воды в трубах.

Порядок пользования таким душем следующий. Моющийся открывает средний кран Или вентиль и получает сразу смешанную воду; если ему нужно изменить температуру воды, он доводит ее вентилями на холодной или горячей стороне до нужной температуры, закрывает средний кран, и вода в процессе мытья не изменяется; далее нужно пользоваться одним краном смешанной воды, открывая или закрывая его в зависимости от надобности.

-Й -Й -й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.