Научная статья на тему 'Основные положения реконструкции очистки от отбросов железнодорожного транспорта'

Основные положения реконструкции очистки от отбросов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения реконструкции очистки от отбросов железнодорожного транспорта»

3. Малая эффективность сернистого газа, полученного при сжигании серы, зависит не от свойств БОо, а от невозможности создать в данных условиях надлежащую концентрацию газа в обрабатываемом помещении.

4. Метод развития сернистого газа из баллона обеспечивает быстрое образование высоких концентраций газа при распылении жид-когс^БО^ специальным распылителем системы завода «Вулкан», что оказывает решающее влияние на полноту дезинсекционного эффекта.

5. Твердо установленное практическим опытом положение о значительном дезинсекционном эффекте сернистого ангидрида нашло полное подтверждение и в наших опытах. При содержании ЗО. в воздухе помещений не ниже 2% по объему и 20-часовой экспозиции происходит надежное отмирание взрослых клопов, их личинок и яиц. Увеличение концентрации до 3% сокращает срок экспозиции до 4 часов. Яйца клопов обладают большей резистентностью к 50., чем взрослые особи и их личинки, почему гибель взрослых клопов не может быть показателем гибели их яиц.

ЛИТЕРАТУРА

1. О к у н е в с к и й Я. Л., Практическое руководство по дезинфекции, ч. 2 (1929 г.), ч. 3, в. 2 (1933 г.) и ч. 4, в. 1 (1936 г.)—2. Материалу VII Всероссийского съезда бактериологов в Москве, 1923 г.— 3. Сысин И. И., Левинсон Я. В. и Чистяков Г. К., Курс дезинсекции и дератизации, изд. 2, 1932 г.—4. Справочник НКЗдрава по борьбе с сыпным тифом, 1932 г.—5. Гринберг Н. А. и Н а б о к о в, Метод дезинсекции комаров сжиженным сернистым ангидридом, Гигиена и эпидемиология. № 5, 1925 г.—6. Шидловский С. В., Обеззараживающее значение серных препаратов, Врач 1885 г. —7. Шидловский С. В., О сернистых окуриваниях, Врач, 1886 г.—8. Баженов Е. И., Корчагин В. В., Левашев В. А., Христианов-с к и й О. И., Об обеззараживании сернистым ангидридом и так наз. газом Клейтон. Общественная охрана народного здравия, 19и4 г.—9. Васильева П. И., О поглощении хлора, фосгена и сернистого ангидрида тканями, Диссертация, 1922 г.— 10. Оку невский Я. Л., Изменение прочности тканей военного образца под влиянием обеззараживания сернистым ангидридом. Сообщ. о научно-техн. работах в Республике, в. 9, 1922 г.—11. Чистяков Г. К., Опыты применения серы в форме «серничков» для целей дезинсекции, Вестн. воен. врач.-санитарн. орг. Москвы, 1917 г.

Н. В. ВИНОГРАДОВ (Москва)

Основные положения реконструкции очистки от отбросов железнодорожного транспорта

Из научной, санитарно-эпидемиологической лаборатории Всесоюзной государственной санитарной испекции (дир.—проф. Л. В. Громашевский, зав. отделом коммунальной гигиены—д-р медицинских наук С. Ф. Казанский)

В 1936 г. было проведено обследование способов сбора, хранения, удаления, обезвреживания и утилизации отбросов в полосе отвода железных дорог. Материалы получены от 8 дорсанотделов. Они характеризуют способы очистки от мусора, применяемые на 38 крупных железнодорожных станциях.

Анализ этих материалов дает такую картину.

Уборка вокзальных помещений на крупных станциях производится с помощью влажных опилок и метел. В Тбилиси пол протирается тряпками, пропитанными керосином. В Топках (Томской железной дороги) пол моется горячей водой, причем предварительно- собирается крупный мусор. В ряде средних и мелких станций вокзалы убира-

ются влажным способом. На других станциях увлажнение применяется нерегулярно или вовсе не практикуется.

Специальных переносных сборников для мусора не имеется. Смет после уборки вокзалов в лучшем случае собирается в простые деревянные ящики без крышек или в старые корзины, которые на носилках выносятся двумя уборщиками в мусорные ящики или «помойки» Расположенные возле вокзального помещения мусорные ящики — везде стационарные, самых разнообразных размеров. Крышек на ящиках либо вовсе нет, либо они сломаны. Большая часть ящиков требует ремонта. В ящики поступает также смет с платформ, путей и прилегающей территории околовокзальной площади, а частично из ■буфетов и кухни.

Очень часто мусорные ящики снабжаются тяжелыми и неудобно •прилаженными крышками, которые трудно открывать и закрывать. Поэтому ящики, как правило, открыты, поч<ра вокруг них сильно загрязнена и они имеют крайне непривлекательный, нередко даже отвратительный вид. Разбросанный мусор растаскивается домашними животными, разносится мухами, а в сухую погоду превращается в пыль.

Часто мусор и помои собираются вместе на помойке, которая представляет собой тот же мусорный ящик, но большого размера, иногда сарайчик с земляным полом.

Очистка мусорных ящиков и помоек- производится различно, но везде нерегулярно и несвоевременно, обычно лишь при переполнении ящиков. Даже в летнее время мусор нередко хранится открытым по месяцу и больше, отравляя воздух. Ящики являются рассадником мух и грызунов.

Продолжительное хранение мусора возле мест его накопления санитарные врачи объясняют недостатком транспортных средств.

Мусор, собранный на путях, лежит в кучах по нескольку дней. Иногда его накрывают неплотно сколоченными, ящиками формы усеченной пирамиды. Глиняной или бетонной площадки под мусором не имеется.

Дезинфекция мусорных ящиков летом производится в большинстве случаев раствором хлорной извести, но нерегулярно. Только в редких случаях дезинфекция носит систематический характер.

Пассажирские вагоны очищаются от мусора на запасных путях сухим способом помощью метелок, вследствие чего значительная часть' мусора распыляется по железнодорожным путям.

На крупных станциях мусор удаляется на открытых платформах; значительно реже в закрытых вагонах. Погрузка его производился помощью носилок по сходням или! просто по доскам'. На более мелких станциях мусор вывозится гужевым транспортом в открытых колымагах и ящиках. Для удаления мусора подаются случайные платформы, а колымаги, как правило, используются и для других целей. В большинстве случае? специального обоза для твердых отбросов нет >и они удаляются по нарядам ПЧ. На многих станциях вывоз мусора производится частными артелями по договорам.

Почти со всех станций мусор вывозится на свалки. Последние не оборудованы, не имеют подъездных путей и нередко представляют собой овраги, болота или другие заброшенные места вблизи станции и; жилых зданий. Только в редких случаях свалка распахивается (Вологда) или засыпается строительным мусором (Череповец). Стоимость вывоза 1 м3 мусора колеблется от 57 копеек (Бологое) до 16 рублей (Череповед).

Отходы общественного питания обычно собираются в кухнях и буфетах в открытые Кадки или ведра, а из них переливаются в сборные кадки и вывозятся для откорма свиней, но не везде полностью: часть выбрасывается на помойку. Это можно наблюдать даже в Москве на Ярославском вокзале.

Утиль выбирается из мусора очень редко. На станции Ленинград—Сортировочной (Октябрьская железная дорога) утиль отбирается утилезаготовительным

отрядом ручным способом' в разных местах: на починочных путях, у кузницы, у погрузочных платформ. На других станциях никакой сортировки мусора не производится. Металл отбирается только в мастерских, но и здесь не полностью.

В жилых домах мусор чаще всего 'собирается в одно ведро с помоями и выносится в мусорные ящики или в помойки иди выбрасывается в кучи возле жилья. !

Отходы индивидуального питания в половине случаев скармливаются домашним животным, .а при отсутствии их выбрасываются вместе с остальным мусором.

Навоз хранится в кучах возле скотных дворов иди в сарае. Часть навоза используется на индивидуальных огородах, часть вывозится колхозниками на поля один-два раза в год; иногда его смешивают с глиной и используют для строительства. %

Очистка вагонов от навоза на железнодорожных станциях производится различно. О'бычно навоз выбрасывают в кучи на запасных путях. Отсюда он забирается колхозниками или вывозится железнодорожным обозом' на огороды ОРС. В Ленинакане хозяйство ПЧ из навоза, изготовляет кизяк, который используется на топливо. Кроме того, навоз хранится открыто у свинарников, возле конюшен и около индивидуальных хлевов. Полы в конюшнях и скотных дворах легко проницаемы для влаги и вся моча уходит в почву, крайне загрязняя ее.

Ассенизационные обозы, обслуживающие станции и железнодорожные поселки, находятся в ведении смотрителей зданий или ПЧ. Обозы везде конные*. Содержатся они небрежно. Специально оборудованных дворов не имеется.

Ассенизацидиные бочки обычно наливные, без герметических крышек, и часто бывают неисправны. Колымаги открытые, очищаются плохо. Нередко обоз содержится в 10—20 м от жилых зданий или во дворе конторы. Почти везде нехватает транспортных средств.

Из сказанного можно сделать следующие выводы: способы сборки и хранения мусора на железнодорожных станциях в общем неправильны, не дают достаточных гарантий от загрязнения почвы, воздуха и грунтовых вод и способствуют распространению мух. Удаление отбросов производится несвоевременно. Отсутствует обезвреживание мусора и его утилизация. Свалки отбросов представляют угрозу для здоровья населения.

Таким образом, с очисткой отбросов на транспорте дело обстоит не лучше, чем за пределами железнодорожнрй полосы отвода.

Основной причиной неналаженности очистки на железных дорогах является недостаток персонала, хорошо знакомого с мероприятиями организационного и технического характера по собиранию, транспортированию, обезвреживанию и утилизации отбросов. Существенное значение имеет также недостаток средств, отпускаемых на очистку, в частности, слабость обозов, примитивность их оборудования, отсутствие специальных приемников для отбросов и санитарно-технических установок для их обезвреживания, нехватка оборудования для уборки помещений и прилегающей к ним территории (метел, веников, швабр, скребков и т. д.).

Не налажена и организационная сторона. Дело очистки не объединено в одном органе, который мог бы разрабатывать и координировать необходимые мероприятия. Нет ответственных лиц по очистке, которые могли бы всецело заняться этим. Нередко очистка от мусора производится от случая к случаю; правильно налаженную систему подменяют периодически проводимыми кампаниями. Отрицательно сказывается также отсутствие инструкций с указанием наиболее рациональных и рентабельных способов обезвреживания отбросов.

В отношении очистки отбросов железнодорожный тргЛспорт имеет специфические особенности, объясняемые разнообразием объектов очистки. Полоса отвода железных дорог обычно охватывает самые разнообразные объекты: вокзальные помещения, рельсовые пути, платформы, пакгаузы, вагоны пассажирские, товарные и для скота, загоны для скота, конюшни, свинарники, жилые дома, столовые, школы, ясли, приемные покои, амбулатории, различные мастерские, иногда не уступающие по размерам целому заводу. Данное обстоятельство вынуждает е: каждом отдельном случае разрешать вопросы очистки в зависимости от местных условий. Поэтому в настоящей работе можно лишь дать те основные уста-

новки, которые надо положить в основу реконструкции дела очистки на железных дорогах.

Основное требование, необходимое для рациональной реконструкции очистки на железной дороге, заключается в раздельном сборе каждого ®ида отбросов в специальные приемники.

Сбор мусора в вокзальных помещениях, на платформах, на путях, в пакгаузах, на прилегающей к вокзалу территории, в мастерских, а также сбор отходов питания в столовых и буфетах должен производиться по системе сменной посуды — в баки емкостью от 25 до 120 л в зависимости от количества и состава мусора. Ежедневно баки с мусором надо заменять чистыми и порожними, а заполненные отвозить к месту обезвреживания и утилизации ¡мусора. Здесь по-суду следует опорожнять, промывать, дезинфицировать и возвращать на см'ену заполненным бакам. Такая же система должна быть принята для урн и плевательниц. Прежние стационарные мусорные ящики необходимо ликвидировать повсюду, так как они не могут обеспечить выполнение установленных санитарных требований.

Для удаления мусора должен применяться тот или иной вид транспорта, в зависимости от характера объекта очистки, его расположения, установки для обезвреживания и утилизации мусора, а также других местных условий. В частности, вокзальные помещения на крупных станциях должны иметь электрокарры для подвозки баков с мусором к электровозу с платформой или автодрезине и доставки порожних баков. Баки на путях должны подноситься к дрезине или вагону двумя рабочими.

Уборка вокзальных помещений с помощью опилок едва ли целесообразна. На крупных станциях при значительном скоплении публики опилки затаскиваются обувью пассажиров в другие помещения, где применяется иной способ уборки, и загрязняют их. Доставка опилок и удаление мусора с опилками требуют дополнительных расходов. Мусор, смешанный с опилками, не может найти повсеместного применения в сельском хозяйстве.

Плиточные полы следует очищать от грязи большими тряпками, швабрами и горячей водой с примесью мыла или неочищенной соды. Комки грязи могут удаляться помощью скребков и совков'.

При уборке вокзальных помещений, мастерских, складов, общественных зданий и т. п. надо широко пользоваться пылесосами, производство которых в нашем Союзе развивается быстрыми темпами. Это значительно облегчит содержание помещений в надлежащей чистоте. 1-4 |

Особое внимание следует обратить на чистоту подходов в вокзалу в целях уменьшения затаскивания грязи с улицы. Чем чище будет привокзальная территория, тем легче поддерживать чистоту и в самом вокзале.

Сбор мусора в мастерских надо производить с одновременным отбором утиля. Это дело нужно поручить специальным рабочим. Дерево, щепа, стружки, шлак и щебень тоже не должны поступать в мусор, так как подобные примеси де'лают мусор мало пригодным или вовсе непригодным для использования в сельском хозяйстве. Между тем дерево, щебень и шлак всегда и всюду могут найти применение.

Отходы и отбросы общественного питания (в столовых, буфетах, закусочных) должны собираться в металлические, герметически закрывающиеся приемники на 60—70 л, приспособленные для переноски двумя рабочими. Эти отбросы следует использовать для откорма свиней и ежедневно отправлять в свинарники. Кости надо собирать отдельно и сдавать их в утиль.

В жилых помещениях система сбора твердых отбросов должна быть тоже раздельной. Для этого в каждой квартире следует иметь не менее двух специальных приемников на 12—15 л каждый: один — для мусора, не представляющего ценности в обрабатывающей промышленности, второй — для утильсырья. В этом случае мы будем иметь двойную систему сбора домового мусора. Если в домовладении организована утилизация отходов питания на корм скоту, то прибавится еше третий сборник — для отходов питания, и система сбора мусора превратится в тройную. Помои должны поступать в канализацию или помойные ямы.

Квартирные сборники и дворовые баки надо делать непроницаемыми к обеспечить их легкую очистку. К ним следует прикреплять крышки и ручки для переноски. Баки должны суживаться книзу м расширяться кверху. Верхнее отверстие бака следует делать четырехугольным с закругленными углами. Желательно, чтобы конструкция дворовых приемников позволяла подвешивать их на стену в зимнее, время.

Вывоз мусора может производиться двумя способами. Первый способ состоит в вываливании его из приемников в экипажи. Этот способ называется системой постоянной посуды, опоражнивающей системой или системой несменяемых сборников. При втором способе дворовые приемники не перегружаются в экипаж, а отправляются вместе с мусором на перегрузочную станцию или к месту утилизации мусора. Здесь же происходит чистка и дезинфекция сборников после их опорожнения. Взамен взятых во дворах сборников ставятся порожние на чистые, привезенные тем же транспортом,

на котором' отвозят мусор. Такой способ называется системой сменной посуды. В санитарном отношении он является наиболее желательным. Однако при данной системе первоначальное оборудование требует значительных затрат, потому что приходится, иметь большой запас баков (примерно от 25 до 5С,3/о). ЭксплоатаЦия также обходится несколько дороже, так как приемники быстрее изнашиваются при постоянных перевозках.

За границей в некоторых городах имеются приспособления для пересыпания мусора из дворовых приемников в фуры, исключающие образование пыли и просыпания перевозимой массы, вследствие чего не загрязняются ни мостовая, ни воздух.

Для удаления мусора должен быть организован специальный коммунальный транспорт, удовлетворяющий следующим санитарным требованиям:

1. Экипажи для вывоза отбросов не должны ни при каких условиях использоваться для других целей.

2. Отбросы надо перевозить в закрытом виде (в специальных фурах, кузовах, ассенизационных бочках).

3. Необходимо устранить возможность просыпания мусора и распыления его при загрузке в экипажи и во все время пути до места его обезвреживания и утилизации.

4. Для вывоза нечистот желательно иметь пневматические бочки.

5. Должна быть исключена необходимость соприкосновения рабочих с мусором.

Надо воспретить перевозку мусора в обыкновенных телегах, открытых ящиках, неплотных фурах, а также пользование покрышками из рогожи, брезента и употребление плохо пригнанных крышек.

Удалять мусор из больших домовладений в теплое время года желательно ежедневно, во всяком случае не реже чем раз в 3 дня, чтобы в мусоре не успели развиться в сильной степени гнилостные процессы, которые всегда сопровождаются зловонием. Необходимо предупредить также расплод мух, которые л#гом в мусоре размножаются очень быстро. В мелких домовладениях можно вывозить мусор раз в три дня. Для борьбы с мухами особенно важно, чтобы отбросы выбирались до дна, без остатков, в которых могли бы сохраниться личинки насекомых. Если пищевые отходы не используются на корм, то их следует вывозить вместе со сметом и другими отбросами, кроме утиля. Зимой сро^и вывоза мусора не имеют большого значения в санитарном отношении.

Для облегчения погрузки мусора в специальные вагоны последние должны иметь подъемные краны.

Потребность в транспортных средствах определяется в зависимости от количества отбросов. Однако норм накопления мусора на железнодорожных станциях не имеется. Этот пробел надо восполнить..

Способы обезвреживания и утилизации мусора выбираются для каждой станции отдельно в зависимости от местных условий. Но во всех случаях необходимо немедленно ликвидировать свалки, оздоровить свалочные места и ввести рациональные методы обезвреживания мусора. К числу последних на железных дорогах следует отнести:

1) использование отбросов для сельского хозяйства в качестве удобрения или биотоплива (парники, теплицы, грибницы и пр.);

2) организацию полей ассенизации, донимая под этим коммунальную санитарно-техническую установку, которая допускает агрокультурное использование полей не как самоцель, а исключительно как подсобное мероприятие для поднятия самоочищающей способности почвы;

3) компостирование отбросов;

4) применение камерного способа обезвреживания {биотермическая обработка отбросов или мокрое сжигание) как вспомогательного метода сельскохозяйственной утилизации мусора и навоза;

5) мусоросжигание с использованием пара, шлака и утильсырья.

При утилизации отбросов в сельском хозяйстве необходимо соблюдать соответствующие санитарные правила 1.

Самый надежный в санитарном отношении способ обезвреживания мусора — сжигание его в специальных деструкторах. Однако устройство мусоросжигательных печей может иметь место только на крупных станциях, так как деструкторы с небольшой пропускной способностью не удовлетворяют санитарным требованиям и нерентабельны. Кроме того, мусор является ценным биотопливом для ранней выгонки овощей и содержит много удобрительного материала, поэтому сжигание его допустимо только в том случае, когда он не может быть использован. Если мусор не используется как биотопливо, то целесообразно ввести камерный способ переработки его (так называемая биотермическая переработка мусора, или мокрое сжигание в специальных камерах (по методу Беккари). При этом происходит обеззараживание мусора, так как благодаря интенсивным окислительным процессам здесь развивается высокая температура (до 80%). Вместе с тем получается очень ценный удобрительный материал.

Устройство так называемых свалок,, где мусор предоставлен самому себе, недопустимо как противоречащее санитарно-гигиеническим требованиям, о которых было сказано выше. Старые свалки надо оздоровить. Для этого по свалке проводят осушительные канавы на расстоянии около 50 м одна от другой, глубиной во всю толщину слоя свалки, и выбрасывают отбросы из канав на поверхность свалки. Отдельные канавы соединяются с' отводной, которая в свою очередь соединена с оврагом или рекой. После этого площадь Свалки распланировывается, разравнивается, покрывается небольшим слоем чистой земли и отводится под посадку деревьев или кустарников. Проведенные канавы осушают местность и тем самым усиливают доступ воздуха к отбросам, которые в этих условиях минерализуются. Слой чистой земли, засыпанной сверху, уничтожает зловонные газы и устраняет возможность размножения мух, а посаженные растения, разрыхляя почву и поглощая соли, содействуют ускорению перехода отбросов в минеральные вещества. Старые свалки могут быть использованы и для сельскохозяйственных целей.

Е. А. БЕЛОРУЧЕВ и О. К. ВАСИЛЬЕВА (Калуга

К вопросу об определении количества хлеба в котлете

^ Из Калужской санитарно-бактериологической лаборатории

Санитарным лабораториям при контроле сети общественного питания часто приходится определять процентное содержание хлеба в котлете. Между тем в общераспространенных руководствах мы не находим указаний о методах такого определения.

Важность проверки процентного содержания хлеба в котлете понятна, так как избыточная прибавка его, помимо понижения вкусовых качеств, отмечаемых уже при добавлении 40э/о хлеба, понижает также питательность котлеты.

1 См. «Санитарные правила при использовании отбросов в сельском хозяй-

.стве», журн. «Сан. техника», 1935 гу, № 8, стр. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.