Научная статья на тему 'Общественно полезный труд возвращается в школу?'

Общественно полезный труд возвращается в школу? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2008
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / LEGAL REGULATION / REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK / LAWMAKING / WORK ACTIVITY / PRACTICE WORK AND LEGAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Нормативно-правовое регулирование трудовой деятельности учащихся. Исторический аспект законодательной основы труда школьников. Современное состояние проблемы. Восстановление статуса и педагогического значения труда для развития личности в школе правовым путём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно полезный труд возвращается в школу?»

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРЭД возвращается в школу?1

Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла Университета Российской академии образования, доктор педагогических наук

России в современных условиях нужна — отмечалось на очередном международном конкурсе им. А.С. Макаренко и Макаренковских чтениях, которые ежегодно проводит журнал «Народное образование», — принципиально новая образовательная политика и новая школа, ориентированная на формирование личности с созидательными направленностью и способностью. Поиск и разработка такой образовательной политики и проектирование такой школы — это и есть сверхзадача макаренковского форума на протяжении всех 10 лет существования проекта2.

• правовое регулирование • нормативно-правовая база • правотворчество

• трудовая деятельность • трудовая практика, правовые механизмы

Российскую школу заканчивает второе поколение выпускников, учившихся в условиях модернизации системы образования. За эти двадцать лет нового правового регулирования образования выявилось серьёзное упущение, о котором вспомнили только сейчас, в период подготовки нового закона об образовании.

На волне демократических преобразований российского общества практически из всей нормативно-

1 Работа выполнена с использованием Справочной Правовой Системы КонсультантПлюс.

2 Кушнир А.М. Зачем мы проводим конкурс им. А.С. Макаренко // НО. 2011. № 8. См. также материалы участников конкурса

в №№ 6—8 журнала «НО» ежегодно, в рубрике «Народный проект».

правовой базы образования были выведены понятия «трудовая деятельность», «общественно полезный труд», «производительный труд» ученика средней школы. Понятие «трудолюбие» как производное от слова «труд» применяется только в рамках воспитательной работы3.

Обязательные для советской школы терми ны «трудовое обучение учащихся», «общественно полезный труд учащихся»4 были постепенно утрачены в образовательных программах новой российской школы.

3 Статья 2 Закона РФ «Об образовании».

4 Статья 34 Закона РСФСР от 02.08.1974

«О народном образовании», например, указывала, что средняя общеобразовательная школа должна осуществлять трудовое воспитание и обучение учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом.

Поначалу это воспринималось как шаг навстречу важнейшей либеральной ценности — правам и свободам человека. Однако провозглашение в статье 37 Конституции РФ (1993) свободы труда усилило отторжение школы и участников образовательного процесса от обязательного приучения учащихся к труду, а введение ограничений в привлечении их к труду, не предусмотренному образовательной программой5, вовсе выхолостило сферу трудового обучения и трудовой деятельности учащихся.

Правотворчество в школе

Для локального правотворчества школы оказалось большой проблемой выделить из каждого упомянутого понятия отдельные его составляющие. Весьма сложным стало обосновывать, почему ученик должен трудиться, какая трудовая деятельность не будет ущемлять его основные права и свободы, какая трудовая деятельность в стенах школы разрешена законодательством. Проблемой стало внести понятия «учебный труд», «общественно полезный труд учащегося» в программу какой-либо учебной дисциплины, так как такой труд не предусмотрен действующим законодательством об образовании.

Коллизия, созданная законодателем, отучила ученика быть готовым к любым трудовым операциям, поставила под контроль любые попытки приобщить его к трудовой деятельности. Искусственно созданные «обходные» пути предписаний закона научили педагогов решать проблемы приобщения учащихся к общественно полезному труду с помощью родительской общественности. Каждый год проводятся школьные собрания, на которых родители добровольно соглашаются с тем, что их дети после уроков будут мыть полы в кабинетах, собирать посуду в столовой после бурной обеденной перемены, красить заборы и перекапывать школьный двор под видом учебной практики. При этом никакими специальными нормативами такая деятельность не регулируется. Безопасность и необходимость выполнения этих видов деятельности отдана на откуп школе. Но у школы нет никаких базовых право-

Пункт 14 статьи 50 Закона РФ «Об образовании».

вых инструментов, позволяющих грамотно организовать такую деятельность.

Так и остаётся ежегодной проблемой формирование уважительного отношения к труду как к таковому. Развитие трудовых умений и навыков, мотивации к выполнению трудовых функций стало дежурной задачей общей школы, при том, что у школьников желания заняться общественно полезной деятельностью в стенах школы не возникает.

Каждый год возникают конфликты между родителями и школой по поводу летней практики их детей, её содержания и обязательности отработки. За эти годы устоялись альтернативные пути неучастия в такой практике (денежная компенсация родителями трудодней ученика, например, на пришкольном участке или в ремонтной бригаде учеников, бесконечные родительские субботники по уборке школы и прилегающей к ней территории и т.п.). Не менее проблемной остаётся уборка учениками помещений школы, которая организуется старым известным способом — принудительной отработкой строго по графику. В таких условиях школьнику сложно объяснить, почему эта деятельность называется трудовой, а если она таковой является, то почему она не оплачивается.

Сохранение ситуации, когда ученики дружно моют классы после учебного дня — это не дань традиции и даже не приучение к труду (принудительный труд менее эффективен, и менее полезен), это производственная необходимость, которая возникает из-за сокращения ставок обслуживающего персонала, необходимости экономить выделенные средства.

Так было всегда?

Вовсе нет. Например, Типовые правила внутреннего трудового распорядка для работников начальных, семилетних и средних школ РСФСР, утверждённые

Минпросом РСФСР 17.06.1946 г. устанавливали, что уборщицы были обязаны ежедневно убирать школьные помещения. Им поручалось один раз в неделю мыть полы, тщательно следить за чистотой школьных уборных; охранять одежду учащихся, обеспечивать подготовку классных комнат к уроку (готовить чернила, мел, тряпки и т.п.); своевременно подавать звонки (начало и окончание урока), обеспечивать учащихся и педагогов кипяченой питьевой водой, водой для умывания, содержать в чистоте полотенца, выполнять в рабочее время обязанности курьеров, следить за сохранностью школьного имущества; в школах, где нет истопников, топить печи. Уборка помещения школы после ремонта, а также пилка и колка дров и приготовление завтраков могли быть поручены уборщицам лишь за дополнительное вознаграждение по соглашению с ними. При наличии в школе отдельного гардеробщика обязанности по охране одежды учащихся возлагались на гардеробщика. И это в послевоенные годы. А дальше...

Инструктивными указаниями по санитарному контролю за организацией труда школьников в городских и загородных пионерских лагерях и в оздоровительных лагерях для школьников 9—11-х классов, которые были утверждены Минздравом СССР 11.04.1960 № 325-60, была введена организация общественно полезного труда в режиме дня оздоровительного лагеря. Такой труд должен быть направлен на воспитательные и оздоровительные цели, воспитывать уважение к физической работе, вырабатывать трудовые навыки и навыки самообслуживания. Нормативным документом предусматривалось самообслуживание, привлечение детей к общественно полезному труду, к несложным работам по уходу за помещением, к дежурствам по столовой (сервировка обеденного стола), по уходу за участком (сбор листьев, шишек, посадка и поливка цветов, растений, уход за уголком живой природы и т.п.). Для каждой возрастной категории (дети от семи до 15 лет) были оговорены нормы времени, которое можно было тратить на такой труд.

Постановлением Верховного Совета СССР от 12.04.1984 № 13-Х1 «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» был взят курс на реформу общеобразовательного и профессионального образования. Одной из целей трудового воспитания и обучения в школе было провозглашено формирование в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений. Указывалось, что необходимо расширять самообслуживание учащихся, для этого все школьники в соответствии с возрастом (с учётом норм и требований гигиены и охраны здоровья) должны были участвовать в уборке классов и кабинетов, следить за чистотой и благоустройством школьных дворов, спортивных площадок и т.д. От родителей требовалось организовать труд детей в семье — поддерживать порядок, готовить пищу, стирать и чинить одежду, ремонтировать бытовые приборы и предметы домашнего обихода.

А в 1987 году появилось Письмо Мин-проса СССР от 19.08.1987 № 63-М «О порядке определения убираемой площади в общеобразовательных школах и установления должностей сторожей», которым допускалось привлекать учащихся 8—11-х классов к уборке в порядке самообслуживания учебных кабинетов (по одному классному помещению, кабинету на каждый класс). Учеников 10—11-х классов можно было привлекать к уборке других школьных помещений (кроме санузлов, умывальных комнат), но только при наличии вакантных должностей уборщиков служебных помещений с соответствующей оплатой труда.

Таким образом, в российской школе чётко закрепилось правило о том, что общественно полезный труд в школе обязателен, и он непосредственно связан с самообслуживанием учащихся. Однако с принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании» труд, не связанный с образовательной программой, был запрещён.

Тенденции

В сложившихся реалиях, когда старые предписания по привлечению учащихся к общественно полезному труду в принципе невозможны, когда уроки труда подменяются чем угодно, но только не тем, что приобщает к начальным профессиональным умениям, всё чаще возникает вопрос: а не растим ли мы будущих ни к чему не приспособленных иждивенцев? Именно такой вопрос задают нам каждый год обеспокоенные родители и педагоги на страницах юридической консультации Российского общеобразовательного портала. Правовых средств решения этой проблемы, к сожалению, не так много, но наметились некоторые положительные тенденции:

• не стоит забывать, что воспитание трудолюбия у школьников — принцип государственной политики в области образования. Следовательно, если трудовое обучение в законе не упомянуто, то приобщать к трудовой деятельности можно

в воспитательной работе, но это требует немалой изобретательности при разработке воспитательной программы школы;

• теперь в СанПиН 2.4.2821-10 указано, что занятия учащихся общественно полезным трудом могут быть только в рамках образовательной программы6. Следовательно, образовательную программу школы можно расширить значительным блоком по трудовому воспитанию: это повлечёт пересмотр учебных планов по тем дисциплинам, которые могут включать позиции по формированию трудовых умений и навыков учащихся;

• при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов программа основного общего образования должна включать положения о формировании мотивации к труду, участию

в социально значимом труде7;

• в воспитательную систему, например, оздоровительного лагеря (а значит и в систему дополнительного образования) теперь можно

6 Пункт 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-2010.

7 Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования», программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.

включать не только туристско-краевед-ческую, гражданско-патриотическую, культурологическую, спортивную, интеллектуальную, но и трудовую деятельность8.

Таким образом, основное и дополнительное образование учащегося, воспитанника может быть пронизано идеями трудового воспитания и обучения.

Правовые механизмы

Важно сохранить эту тенденцию. И здесь есть смысл посмотреть не только на перспективы развития образовательного законодательства, но и на уже существующие правовые механизмы. Напомним, что в Методическом письме «О сроках допуска детей к труду в школьных мастерских после некоторых острых заболеваний», утверждённых Минздравом СССР 29.12.1965 г., было рекомендовано в образовательных учреждениях вести врачебный контроль для установления срока допуска школьников после болезни к занятиям по труду, дифференцированно по видам труда и заболеваниям. Сегодня рекомендации врачей преимущественно сводятся только к урокам физической культуры. Не учитывается, что в школах могут быть сохранены учебные занятия в школьных мастерских, что практически повсеместно сами школьники убирают учебные кабинеты. При установлении сроков допуска детей к труду необходим индивидуальный подход врача при решении вопроса о трудовой нагрузке.

В Письме Роспотребнадзора от 16.05.2007 № 0100/4960-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене детей и подростков» отмечено, что не утратили своей юридической силы Санитарно-

8 Письмо Минобрнауки РФ от 14.04.2011 № МД-463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха».

гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1 — 7-х классов, утверждённые Минздравом СССР 22.02.1985 г. № 3216-85.

Напоминаем, что занятия трудом для учащихся 1—4-х классов проводятся в течение одного учебного часа (45 минут) два раза в неделю. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Общественно полезный производительный труд проводится в дни недели, в учебном расписании которых не было уроков труда. Занятия общественно полезным производительным трудом должны начинаться через час после окончания уроков по расписанию (это время отводится на обед и отдых школьников).

Занятия трудом для школьников 5 — 7-х классов проводятся один раз в неделю в форме сдвоенных уроков. Структура занятий трудом учащихся 5—7-х классов включает теоретическую часть, практическую работу школьников, организационные перерывы в процессе самостоятельной работы и заключительную часть. Практическая работа учащихся занимает основное место на занятиях трудом — это 60—65% времени занятий, но надо учитывать, что однообразная трудовая деятельность во время самостоятельной работы школьников на занятиях недопустима.

Темп и ритм работы определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, а также трудовыми навыками и умениями школьников. Поэтому при трудовом обучении не следует регламентировать единые для всех ритм и темп работы и не ограничивать самопроизвольные микропаузы в процессе практической работы школьников.

Занятия трудом для учащихся 1 — 7-х классов должны проводиться только в учебных классах, учебных мастерских или кабинетах обслуживающего труда, где оборудование, освещение и воздушно-тепловой режим соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

При организации трудового обучения школьников 5 — 7-х классов по программе «Технический труд» следует руководствоваться «Типовым положением об учебных мастерских общеобразовательной школы» (Минпрос СССР, от 29.12.1978 № 199: документ не отменён, но является рекомендацией к использованию).

К занятиям в мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний для занятий трудом. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала школы. Все работы в мастерских и кабинетах обслуживающего труда выполняются в спецодежде.

Готовит инструменты, приспособления, оборудование, материалы к занятиям учитель труда: в его обязанности входит забота об охране труда и здоровья учащихся, о выполнении правил техники безопасности.

Не отменены и действуют «Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах и в цехах базовых предприятий», утверждённые Минздравом

СССР 22.02.1985 г. № 3215-85.

В этом документе определены параметры естественного и искусственного освещения, воздушно-теплового режима, шумового фона, санитарного режима во время учебно-производственной деятельности подростков. Общественно полезный производительный труд учеников 8 — 11-х классов во внеурочное время допустим в те дни недели, когда в учебном расписании предусмотрено не более пяти уроков, при этом продолжительность труда во внеурочное время не должна превышать двух часов в день для учеников 8—9-х классов и трёх часов в день для учеников 10 — 11-х классов.

Вспомним ещё один документ о труде учащихся в стенах школы. Приказ Мин-проса СССР от 11.05.1985 № 81

«Об утверждении Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ» теперь не применяется, однако с включением понятия общественно полезного труда в СанПиН 2.4.2.2821-10 можно надеяться, что локальное правотворчество пополнится документами по этой проблеме. Этот приказ может быть ориентиром для разработки соответствующего локального акта, с последующим утверждением его органами внутреннего самоуправления в школе.

Виды деятельности

Общественно полезный труд учащихся в школе может включать направления: охрана природы, работа по благоустройству; уборка кабинетов, классных комнат; уход за участком в школе; ремонт учебного оборудования и учебных пособий; работа на школьном учебно-опытном участке; уход за школьным садом и т.п. Однако если эти виды деятельности не связаны с образовательной программой школы, понуждать учащихся к таким видам работы нельзя: эта норма сохраняется и в предложениях к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Трудовая практика

Следует помнить и о корректности применения термина «практика учащихся». Например, в приказе Минпроса РСФСР от 02.06.1986 № 140 «О Положении об учебно-опытном участке общеобразовательной школы», изданном в соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР от 19 марта 1986 г. № 69 «О Типовом положении об учебно-опытном участке общеобразовательной школы», было введено понятие «трудовая практика учащихся». Такая практика была рекомендована школам для трудового обучения при изучении природоведения, биологии.

Сегодня в учебных программах федерального уровня такой вид обучения по этим предметам не предусмотрен, следовательно, заставлять учащихся проходить такую трудовую практику школа не может, если в её учебном

плане по данному предмету такие формы учебной работы не предусмотрены.

Отметим, что в проекте федерального закона понятие «практика» имеет очень чёткие рамки. Так, согласно этому документу, практика учащихся может быть только учебной или производственной. Она представляет собой вид (форму) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При этом Положение об учебной и производственной практиках, производственном обучении учащихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, может утверждаться только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

Таким образом, практические занятия на пришкольном участке или благоустройство территории школы называть трудовой практикой учащихся некорректно.

Напомним, что ещё в начале 1970-х годов Минпрос РСФСР в своём письме от 21.06.1972 № 322-М

О Правилах по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся» указывал, что учащиеся школ ремонтные работы не проводят и участия в них не принимают. Поэтому подмена трудовой практики учащихся их участием в ремонтных работах, в том числе покраске школьных парт или школьных заборов и т.п., по-прежнему относится к нарушениям производственной санитарии школы.

* * *

Итак, термин «общественно полезный труд учащихся» возвращается в нормативную базу школы (Приложение 2 к СанПиН 2.4.2.2821-10): имеет смысл подумать, как такой труд будет соответствовать намечающимся изменениям образовательного законодательства.

Таким образом, мы можем констатировать проявление слабой тенденции восстановления некоторых позиций труда в общеобразовательной школе. При таких темпах к середине XXI века мы можем выйти в этом вопросе на позиции реформ 58-го или 85-го годов. Однако даже понятийное поле проблемы, как видно, не отвечает ни духу, ни научным представлениям о роли, месте и значении труда в воспитании и воспроизводстве человеческого капитала, или задачам человеческого капитала. Реализуемый «Народным образованием» проект предлагает принципиально новый уровень постановки проблемы и её научной интерпретации. Основные понятия в тезаурусе «НО»: задачи развития страны — удвоение ВВП, достижение конкурентоспособности страны и её граждан — человеческий капитал и его доля в стоимости современной продукции — че-

ловеческий потенциал, условия и механизмы его превращения в капитал — школа как фабрика человеческого капитала — инфраструктура капитализации человеческого потенциала в системе общего образования — школьные мини-технопарки и детско-взрослые образовательные производства — производственный труд учащихся (вместо производительного) — производственное воспитание учащихся (вместо трудового воспитания).

В постановке «НО» предлагается не пятиться назад к провалившимся позициям прошлого, а идти вперёд. И это движение должно быть обеспечено адекватной нормативно-правовой базой. Надо наконец-то понять, что психологическое значение труда в жизни и становлении личности ребёнка не может быть заменено ничем другим, что право ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд не менее важно, чем прочие его права и что именно с навыками капитализации собственного человеческого потенциала связан успех всей его жизни. Не способности сами по себе, а эффективность их полезного применения определяет значимость человека и в обществе, ив системе товарно-денежных отношений, которые мы не ставим на первый план, но и не маскируем... НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.