Научная статья на тему 'Санитарная охрана морских границ СССР после войны'

Санитарная охрана морских границ СССР после войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарная охрана морских границ СССР после войны»

которых токсических веществ, а следовательно, и принятия необходимых лечебно-профилактических мер. Нельзя игнорировать известную пользу в указанных случаях и динамических данных по общей заболеваемости, поскольку подобные материалы позволяют в некоторой степени судить об эффективности проведенных гигиенических мероприятий.

В. В. СОЛОВЬЕВ

Санитарная охрана морских границ СССР

после войны

(разработка заданий для проектов восстановления и рационализации морских санитарно-карантинных станций)

Победоносное окончание войны с фашистской Германией и фашистской Японией и установление мира во всем мире после мирной конференции, очевидно, должны повести к весьма оживленным международным сношениям всеми видами транспорта, в том числе и морским транспортом. Советский Союз, поднявшийся в результате войны на небывалую высоту как величайшая сухопутная держава, в недалеком будущем станет и великой морской державой, располагая на своих границах свыше 50 000 км морской полосы и 12 морями, связанными с океанами. Вопросы санитарной охраны морских границ поэтому для СССР становятся весьма актуальными. Морской транспорт в эпидемическом отношении всегда привлекал к себе особое внимание, так как через морские суда распространяются такие грозные эпидемии, как чума и хслера. Эндемические очаги этих эпидемий сохраняются и до сего времени в Индии, Китае, Аравии и других местах. В целях борьбы с распространением эпидемий морскими путями, при возможно минимальном стеснении свободы судоходства, не раз созывались международные конференции и заключались международные конвенции. Последняя международная санитарная конвенция была подписана в Париже 21 .VI. 1926 г. и ратифицирована 58 государствами. В Международной санитарной конвенции 1926 г. идет речь о пяти эпидемических («конвенционных») заболеваниях — чума, холера, желтая лихорадка, оспа и сыпной тиф (последние две инфекции — только в случаях эпидемического распространения).

После 1926 г. были заключены международные конвенции о болезни денге, о лечении венерических заболеваний и сифилиса у моряков; между американскими странами имеются соглашения о сибирской язве, пситтакозе (болезнь попугаев), трахоме, но они касаются отдельных лиц и грузов, не затрагивая общих условий мореплавания в целом, как это имеет место в отношении «конвенционных» болезней.

Организационная структура санитарных учреждений по санитарной охране морских границ различна в разных государствах, подписавших Международную санитарную конвенцию 1926 г., но схематически может быть сведена к трем основным типам:

I. Обособленная санитарно-карантинная служба с сильно развернутыми карантинными учреждениями, находящаяся в подчинении центральным органам правительства и почти независимая от местной лечебно-санитарной организации; 2) санитарная служба порта, располагающая специальными, но небольшими карантинными учреждениями, ей подчиненными, и связанная непосредственно с местными органами здравоохранения; 3) санитарная служба порта, непосредственно связанная с санитарной организацией портового города, не имеющая своих

особых карантинных учреждений и использующая для санитарно-караи-тинных целей общегородские лечебно-санитарные учреждения.

Первый тип наиболее отчетливо выражен в санитарно-карантинкых учреждениях Ближнего Востока, в Китае, в колониях Англии и в США. Второй тип характерен для большинства европейских стран, хотя в некоторых из них имеются и довольно крупные санитарно-карантинные станции (Марсель, Роттердам). Третий тип в наиболее чистом виде представлен в северных странах Европы, в Германии и в Великобритании (в метрополии). В английских доминионах, где долгое время строго придерживались системы обособленной карантинной службы по образцу США, за последнее время начали отходить от этой системы так же, как и в США.

В июне 1936 г. в Ванкувере (Канада) состоялась санитарная конференция, на которой был сделан д-ром Ходжерти доклад «Будущее морского карантинного дела в Канаде». На основании 25-летнего опыта автор пришел к твердому убеждению, что осмотр карантинным врачом каждого судка совершенно излишен и что этот осмотр следует отменить или видоизменить. Карантинный осмотр должен быть установлен лишь для судов, на которых, согласно их сообщению по радиотелеграфу в порт захода судна, имеются конвенционные болезни или которые вышли из зараженного порта. Основания научного и делового характера приводят к заключению, что общие интересы правительства, санитарной портовой службы и судоходства устраняют необходимость морского карантина и, за исключением времени развития эпидемий или военного времени, нет необходимости содержать обычные карантинные станции. В Канаде надо закрыть большие, дорогие и ненужные карантинные станции и вместо них иметь помещения на 100 коек для временного размещения людей, больницу на 6 изоляционных коек и дера-тизационные установки. Лабораторные исследования можно производить в порту по соглашению с санитарной службой порта.

Все положения доклада были одобрены конференцией.

К концу 1936 г. по даннцм Международного бюро общественной гигиены (в Париже) во всем мире значилось 354 вполне оборудованных морских санитарно-карантинных станции, кроме того, было 27 морских санитарно-карантинных станций, имеющих право производить дератизацию судов и выдавать соответствующие дератизационные свидетельства, и 47 станций, имеющих право только осмотра судов и выдачи удостоверений об освобождении от дератизации, но не производства ее. На 1937 г., таким образом, числилось 428 морских санитарно-карантин-ных станций и пунктов; в списке 1939 г. уже перечислено только 419 портов, имеющих квалифицированные санитарные службы для производства дератизации или выдачи сертификатов о дератизации, или только об освобождении от нее, причем в последней категории значилось уже 57 портов. Часть станций свернута и сохраняется в качестве резерва на случай войны или эпидемии, часть же интенсивно работает; работают преимущественно те станции, которые имеют дело с большими потоками движущихся масс — эмигрантами, паломниками, сезонными рабочими и пр.

Наиболее новой из морских санитарно-карантинных станций была до войны станция в Роттердаме (Голландия), открытая в 1934 г. Она расположена на берегу реки Мозель против городка Шидам, ниже Роттердама, в таком месте, где мимо нее проходят все суда, направляющиеся в Роттердамский порт с моря. Морская санитарно-карантшшая станция занимает территорию в 63 700 м2, обнесена кругом железной оградой и внутри разделена на отдельные дворы, в которых помещаются здания различного назначения; дорожки, ведущие к отдельным зданиям, расположены так, что каждая дорожка ведет только к определенному дому и по этой дорожке нельзя пройти к другому зданию.

Роттердамская станция состоит из 12 отдельных корпусов различной величины и различного назначения.

1. Дезинфекционный корпус, разделенный на чистую и инфекционную половину и оборудованный санпропускником и всеми новейшими, дезинфекционными установками.

2. Административный корпус с квартирами для врачей и других служащих станции.

3. Кухня со всеми службами, рассчитанная на 600 обедов.

4. Обсерватор для командного (офицерского) состава с изолированными комнатами.

5. Два корпуса обсерватора на 320 человек; каждый корпус делится на 4 части по 80 коек в каждой с разделением на отдельные палаты для спален и на помещения для дневных занятий и для столовой.

6. Особый корпус для среднего медперсонала и сиделок.

7. Два корпуса, назначенные под изоляторы на 12 коек и 2 бокса.

8. Госпиталь на 12 коек для заразных больных.

9. Морг и зал для вскрытия трупов.

10. Помещение для привратника.

Через Роттердамский порт и морскую санитарно-карантинную станцию проходило за год до 30 000 эмигрантов.

Санитарно-карантинное дело в СССР организовано несколько отлично от указанных выше типов. Санитарно-карантинные станции входят в санитарную службу порта, являясь составной частью портовых санэпидемиологических станций с подчинением водздравотедлам, а через них Минист. здравоохр. СССР, минуя местные органы здравоохранения, но будучи связаны с ними через общность центрального руководства из Минист. здравоохр. СССР. До войны на морских границах было организовано 14 морских санитарно-карантинных станций I и II разряда. За время Отечественной войны часть станций была уничтожена или полуразрушена, а оставшиеся требуют капитального ремонта и переустройства. Кроме того, в связи с изменившейся международной обстановкой необходимо построить новые морские санитарно-карантинные станции с учетом тех недостатков, которые отмечались в бывших станциях.

Один из основных недостатков территориального расположения морских санитарно-карантинных станций в наших портах состоит в том, что почти все они строились внутри порта, а не на внешнем рейде, как это следовало бы согласно их прямому назначению — не допускать в порт зараженные суда.

Большинство станпий расположено на весьма ограниченной территории и не имеет изолированных дворов, которых должно быть не менее трех: один для инфекционных помещений, второй для обсерваторов и третий для административных и жилых зданий.

Недостатком планировки является также размещение почти всех частей станции в одном здании, где трудно провести строгую внутреннюю изоляцию, что крайне необходимо при особо опасных инфекциях.

Многие станции не имели помещений для медицинского и административно-хозяйственного персонала, что необходимо для полной изоляции персонала при особо опасных инфекциях и для укомплектования штатов в случае расположения станции на внешнем рейде, т. е., как правило, вне населенных пунктов.

Слабым местом наших станций является и отсутствие собственных карантинных причалов, а также отсутствие "или крайняя недостаточность своего транспорта, морского и сухопутного.

Морским санитарно-карантинным станциям затруднительно пользоваться портовым радиотелеграфом, а между тем заграничные станции этого рода очень широко пользуются этим способом сношения с кораблями в море, получая непосредственно от них необходимую информацию и давая нужные им консультации еще до посещения корабля.

Внешнее архитектурное оформление и благоустройство морских санитарно-карантинных станций, а также их внутреннее оборудование оставляют желать лучшего, а между тем они должны быть на высоком уровне современной техники и соответствовать значению СССР в международных сношениях: санитарно-карантинные станции являются первыми учреждениями, с которыми сталкиваются иностранцы при заходе корабля в советские порты.

При постройке новых морских санитарно-карантинных станций и восстановлении и реконструкции старых, что придется делать в первые же годы мирного строительства, необходимо учесть вышеприведенные соображения.

Морские санитарно-карантинные станции в портах СССР до сего времени были трех разрядов:

1. К первому разряду относятся станции с обсерваторами на 100 человек и более и с санпропускниками на 50 человек и более в час, с изоляторами на 12 коек, оборудованные всеми необходимыми дезинфекционными и дератизационными установками и средствами и с высококвалифицированным медицинским персоналом; при них, как правило, были и специальные противочумные лаборатории.

2. Ко второму разряду относятся станции с обсерваторами на 30—50 человек, с изоляторами на 9 коек, с санпропускником на 25 человек в час, с достаточным оборудованием для дератизации судов и с вполне подготовленным медицинским персоналом; специальных лабораторий при них обычно не было.

3. К третьему разряду относятся станции без обсерваторов, с санпропускниками для индивидуальной обработки на 2—3 рожка и с изолятором на 2—3 койки; эти станции не производят дератизации и не выдают сертификатов установленной формы.

Такое деление морских санитарно-карантинных станций на разряды целесообразно оставить и в будущем, распределив станции в соответствии со значением портов в международных сношениях. При необходимости обсервировать значительные массы людей целесообразно использовать на 5—6 дней городские помещения.

Станции I и II разрядов по составу основных элементов почти одинаковы, но разнятся между собой по величине частей, оборудованию и штатам; кроме того, специальные противочумные лаборатории придаются к станциям II разряда только в исключительных случаях.

Основными элементами станций I и II разрядов являются следующие:

1. Административный корпус, в котором размещаются зал-приемная и библиотека, канцелярия, кабинет начальника, комната дежурного врача, комнаты для 2 дежурных среднего медперсонала, комнаты для 2 дежурных дезинфекторов-санитаров; в том же корпусе может быть расположена санитарно-гигиеническая и бактериологическая лаборатория, состоящая из шести комнат. Общая площадь должна быть не менее 250 м2.

2. Жилые помещения для персонала станции (квартира начальника, квартиры для двух или четырех дежурных врачей, для заведующего хозяйством, для 2 средних медработников и для 4 младших, для моториста, шофера и двух дворников). Общая площадь должна быть приблизительно 400 м2 для станций I разряда и 250 м2 для станций II разряда. Квартиры могут располагаться во втором и в цокольном этажах административного здания или в особом корпусе на административном дворе.

3. Кухня для обсерватора и столовая при ней для медперсонала с подсобными помещениями общей площадью в 180 м2 для ста«ций I разряда ив 120 м1 для станций II разряда.

4. Гараж для 2—3 автомобилей и 2—3 склада на административном дворе.

5. Здание обсерватора на 100 коек для станций I разряда и на 30—50 коек для станций II разряда; в обсерваторе следует выделить приблизительно '/в часть коек в особое офицерское отделение и 1/з всех коек для женского отделения. Койки рекомендуется располагать в небольших палатах на 2—4 койки с расчетом 4,5 м2 на койку в общих отделениях и 6 м2 в офицерском. В обсерваторе должны быть устроены столовые на половинное количество общих коек и отдельно в офицерском отделении на полное количество коек из расчета 1 м2 на каждого обедающего. Кроме того, необходимо предусмотреть помещение для дневного пребывания обсер-

вируемых в виде красного уголка или клуба, который в станциях I разряда планируется отдельно от столовой, в станциях же II разряда может быть вместе со столовой с увеличением площади последней. Общая площадь обсерватора в станциях I разряда около 600 м2, в станциях II разряда — 300 мг. Здание обсерватора должно размещаться во втором обособленном дворе, примыкающем к административному двору.

6. Здесь же в обособленном здании или вместе с обсерватором в нижнем этаже следует разместить санпропускник на 50 человек в час для станций I разряда' и на 25 человек для станций II разряда из расчета 7 м2 на 1 человека, считая 1,5 м2 на 1 человека в раздевальной, 2 м2 в моечной, 1,5 м2 в одевальной и 2 м2 в ожидальной; кроме того, необходимо выделить отдельные комнаты: кабинет врача (смотровая) 12 и1, парикмахерскую 18 м2, комнату для персонала 12 м2 и комнату-цейхгауз на 12 м2 для ценных вещей, сдаваемых моющимся и не подлежащих обработке в дезинфекционных комнатах; в ней же может быть и кабинет заведующего санпропускником.

7. Дезинфекционный зал располагается рядом с санпропускником таким образом, чтобы инфекционное (грязное) отделение его примыкало к раздевальной санпропускника, а чистое отделение — к одевальной, причем соответствующие помещения должны связываться между собой окнами для передачи вещей или дверями с такими окнами. В дезинфекционном зале должны размещаться три дезкамеры — одна паровая автоклавного типа с вакуумом, другая паровоздушная — пароформали-новая и третья для сухой обработки вещей дустами, аэрозолями или газами (бром-метил и др.). Размеры камер вариируют в соответствии с величиной санпропускника. На инфекционной половине при входе устраивается шлюз-санпропускник для' дезинфекторов на 2 рожка, на чистой половине комната-склад в 8—10 м2 для временного хранения вещей. Общая площадь дезинфекционного зала 70—90 м2.

В этой же части здания рекомендуется размещать 2—3 лабораторные комнаты для хранения и приготовления средств и аппаратов по дератизации и дезинфекции' размерами одна в 20 м2 и одна или две по 10 м2, в зависимости от разряда станции. Общая площадь санпропускника и дезстанции для 1 разряда около 600 м2,. для II разряда — 250—300 м2.

Из инфекционной половины дезинфекционного зала должен быть устроен запасной выход на изоляционный двор. Рядом с дезинфекционным залом или в цокольном этаже можно расположить прачечную в 40—60 м2. Во дворе обсерватора должно быть выделено особое помещение для цейхгауза для хранения вещей обсерви-руемых; его можно устроить в подвальном этаже здания.

8. Изоляторы располагаются на особом изоляционном дворе и состоят из 12' боксированных коек площадью в 144 м2 для станций I разряда и из 9 боксирован-ных коек площадью 108 м2 для станций II разряда; при изоляторе должно быть дежурное помещение для медсестер, раздаточная для обедов (она же и моечная для посуды) и светлый коридор не менее 2 м шириной во всю длину боксов для наблюдения за больными через застекленные перегородки боксов. Общая площадь изоляторов около 200 м2 для станции I разряда и 120—150 м2 для станции II разряда.

На изоляционном дворе в одном здании с изолятором должна размещаться противочумная лаборатория из 6 комнат по 12 м2 с особым шлюзом-санпропускником на один рожок; общая площадь противочумной лаборатории около 100 м2. На том же дворе располагается помещение для морга и вскрытий трупов из двух комнат по 10 м2 и печь-деструктор для сжигания крыс и заразного материала после вскрытий.

Морские санитарно-карантинные станции III разряда по существующему положению освобождаются от обязанности обсервировать людей и производить дератизацию и полную дезинсекцию судов; функции их сводятся к санитарному осмотру судов, освобождению их от очередной дератизации в случаях отсутствия на них грызунов и снятию с судов общих и заразных больных, за исключением особо опасных инфекций. Станция должна состоять из одного здания, в котором необходимо разместить кабинет начальника в 16 м2, канцелярию в 20 м2, 2 комнаты для дежурного медперсонала по 16 м2, санпропускник на 4 рожка с одной паро-воздуш-ной дезкамерой в 2 м3 и складом для дезсредств в 10 м2, общей площадью в 30 м2, и санитарно-гигиеническую лабораторию из 3 комнат по 12 м2. Кроме того, рекомендуется устроить квартиры для врача и для 4 человек дежурного медперсонала. Общая площадь помещения с округлением будет равняться 300 м2 с расположением в 2 этажах. Территория, необходимая для станций I разряда, не менее 2 га, для II разряда не менее 1,5 га и для III разряда 0,25 га. Территория станций должна быть обнесена стеной и озеленена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.