Научная статья на тему 'САМУЭЛЬ ВЕКСЛЕР: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В УЗБЕКИСТАНЕ'

САМУЭЛЬ ВЕКСЛЕР: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОВЕД / ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОР / ПРОФЕССОР / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / МОНОГРАФИЯ / СТАТЬЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гульзарова Инесса Сергеевна

Статья посвящена видному музыковеду, доктору искусствоведения, профессору, просветителю Самуэлю Марковичу Векслеру (1921 - 2004), чье имя было широко известно в профессиональной среде бывшего Советского Союза ХХ столетия. Автор научных трудов, ряда монографий, статей, опубликованных в издательствах Ташкента, Москвы и Санкт-Петербурга, он был одним из авторитетнейших историков музыки, плодотворно воздействующих на развитие музыкальной науки и музыкально-исторического образования в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMUEI WEXLER: PAGES OF LIFE IN UZBEKISTAN

The article is devoted to the prominent musicologist, Doctor of Art History, professor, educator Samuel Markovich Wexler (1921-2004), whose name was widely known in the professional environment of the former Soviet Union of the twentieth century. The author of scientific works, a number of monographs, articles published in publishing houses of Tashkent, Moscow and St. Petersburg, he was one of the most authoritative music historians, fruitfully influencing the development of music science and music-historical education in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «САМУЭЛЬ ВЕКСЛЕР: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

А умру, друзья схоронят в городе моем меня, И могила всем напомнит ярким цветником меня.

И народ зажжет светильник, говоря о Мукими, Тот светильник не погаснет, освещая царство тьмы!

Сочинения Д. Соаткулова

Сюита для ОНИ, Фантазия для эстрадного оркестра.

Камерно-инструментальные произведения: Ферганский струнный квартет, Пьеса для кларнета и фортепиано, Пьеса для гобоя и фортепиано, Пьеса для фортепиано.

Романсы для голоса и фортепиано: «Айлади», «Зебосидан», «Кун чашмаси», «Гулистоним менинг», «Кувнок чупон» и др. Песни: «Зафар», «Ватан учун» и др.

Музыка к драматическим спектаклям: «Ботирлар киссаси», «Зарафшон кизи», «Гули сиёх», «Махтумкули», «Фаргона тонг отгунча», «Бир кизга минг ошик» и др. Музыка к кинофильму «Встретимся на стадионе» в соавторстве с Г. Мушелем Музыка к радиопостановкам «Эчки бобонинг айёрлиги», «Айёр мушукча».

Список литературы /References

1. Анализ вокальных произведений. Л., 1988.

2. Джаббаров А., Соломонова Т. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Т., 1976.

3. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Т., 2018.

САМУЭЛЬ ВЕКСЛЕР: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Гульзарова И.С. Email: Gulzarova17164@scientifictext.ru

Гульзарова Инесса Сергеевна - и.о. профессора,

кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена видному музыковеду, доктору искусствоведения, профессору, просветителю Самуэлю Марковичу Векслеру (1921 - 2004), чье имя было широко известно в профессиональной среде бывшего Советского Союза ХХ столетия. Автор научных трудов, ряда монографий, статей, опубликованных в издательствах Ташкента, Москвы и Санкт-Петербурга, он был одним из авторитетнейших историков музыки, плодотворно воздействующих на развитие музыкальной науки и музыкально-исторического образования в Узбекистане. Ключевые слова: музыковед, образование, автор, профессор, просветитель, монография, статья.

SAMUEI WEXLER: PAGES OF LIFE IN UZBEKISTAN

Gulzarova I.S.

Gulzarova Inessa Sergeevna - Acting Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF THE MUSIC AND CRITICS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the prominent musicologist, Doctor of Art History, professor, educator Samuel Markovich Wexler (1921-2004), whose name was widely known in the professional environment of the former Soviet Union of the twentieth century. The author of scientific works, a number of monographs, articles published in publishing houses of Tashkent, Moscow and St. Petersburg, he was one of the most authoritative music historians, fruitfully influencing the development of music science and music-historical education in Uzbekistan.

Keywords: musicologist, education, author, professor, educator, monograph, article.

УДК 078

Сегодня, обращаясь мысленно к образу своих учителей, мы с благодарностью вспоминаем тех, кто помогал нам постичь не только сложные науки и профессию, но и зачастую познать самих себя. Таким мудрым наставником был для многих студентов Ташкентской консерватории, среди которых и автор этих строк, видный историк музыки, доктор искусствоведения, профессор и просветитель Самуэль Маркович Векслер (1921 - 2004), чье имя было широко известно в профессиональной среде бывшего Советского Союза ХХ столетия.

Уроженец Одессы, он начал в этом городе занятия музыкой вначале в музыкальной школе-десятилетке, а затем в консерватории. Однако война прерывает их, и в 1941 году С.М. Векслер эвакуируется в Ташкент, где поступает в консерваторию, которую впоследствии успешно заканчивает по двум факультетам -музыковедческому и фортепианному, прочно связывая свою судьбу как с этим учебным заведением, так и с узбекским искусством.

В Узбекистане им прожита большая часть жизни - 50 из 83 лет. Здесь пришла известность Векслера ученого, педагога, музыканта. Здесь изданы все его главные научные труды. Здесь живут ученики, друзья, коллеги. Более 40 лет он преподавал в Ташкентской консерватории, 16 лет руководил кафедрой истории музыки, был проректором по науке. Из его класса вышло более 50 выпускников и аспирантов, многие из которых успешно защитили под его руководством дипломы и кандидатские диссертации, став впоследствии известными учеными, педагогами, просветителями. Неоднократно выступал Самуэль Маркович и в качестве оппонента при защите диссертаций на Ученых советах Ленинграда, Москвы, Баку, Тбилиси, Киева, Алматы.

Его уважали и ценили как солидного музыковеда и интересного человека. Мне повезло в жизни, что я училась у этого профессора, которого интересовало абсолютно все, что связано с понятием музыка. Он читал в консерватории курс лекций по истории зарубежной музыки, которые сам прекрасно иллюстрировал на рояле, рассказывая о композиторах, о музыкальных произведениях. Профессор всегда был увлечен на занятиях. Речь его была тихой и не торопливой с калейдоскопом ассоциаций, параллелей, живых примеров. Он был эрудитом, строгим педагогом и руководителем, серьезным критиком, остроумным рассказчиком и интересным собеседником. Поражала его бездонная память и тонкий юмор.

Векслер был одним из первых узбекистанских музыковедов, защитивший докторскую диссертацию, на материале которой в 1965 году была издана книга «Очерк истории узбекской музыкальной культуры до Великой Октябрьской социалистической революции». Многие годы она была одним из важных учебных пособий при изучении истории музыкальной культуры узбекского народа. «Книгу эту невозможно переоценить, особенно, если учесть, что исторических работ обобщающего плана до той поры в узбекской музыкальной науке не было. Огромный материал, включенный в нее, охватывает все исторические этапы развития среднеазиатской культуры (до 17 года ХХ века): период первобытно-общинного строя, период строя рабовладельческого, период феодализма. В основе лежал, как мы видим, общепринятый тогда при рассмотрении истории принцип социально-

общественных формаций. И, тем не менее, автору удалось главное - осветить состояние и динамику именно музыкальной культуры (концентрированно это выступает в последних главах книги - IV, V, VI)» [1, с. 84-85].

Статьи Векслера по проблемам узбекской музыкальной культуры, являющиеся собственными научными и историческими исследованиями, опубликованы в различных сборниках: «Вопросы музыкальной культуры Узбекистана» (Ташкент, 1961, 1967), «Вопросы музыкознания» (Ташкент, 1967, 1971), «Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана» (Ташкент, 1968), «Народы Азии и Африки». Вып. IV (Москва, 1970), «Проблемы музыкальной науки Узбекистана» (Ташкент, 1973) и другие. Пример тому статья «Музыкально-историческое наследие узбекского народа», в которой автор рассматривает зарождение и развитие науки о музыке или «Навои и музыкальная культура его времени», в центре которой многообразное творчество великого поэта раскрывается в историческом ракурсе. А материал «Глиэр и узбекская музыкальная культура», опубликованный в книге «Р.М.Глиэр. Статьи, Воспоминания. Материалы», том II (Ленинград, 1967) впоследствии лег в основу монографического очерка «Р.М.Глиэр и узбекская музыка» (Ташкент, 1981). В этом опусе автор рассказывает о большом талантливом композиторе и музыканте, о его тесных творческих связях с Узбекистаном и его музыкальным искусством, об операх и балетах Р.М.Глиэра, наконец, о его огромном вкладе в узбекскую культуру.

«Время определяет многое, - пишет Векслер. - Оно является верным критерием объективной оценки произведений искусства. Оно отбрасывает явления случайные, наносные и сохраняет все подлинное, истинно ценное. И когда мы сегодня являемся свидетелями того, как новая молодая национальная аудитория воспринимает произведения Глиэра, его оперы, созданные совместно с музыкальными деятелями Узбекистана, как чутко реагирует она на музыкальное действие, как горячо встречает каждый акт, еще и еще раз убеждаемся в исключительном художественном и культурно-воспитательном значении работ этого замечательного мастера» [2, с. 4-5].

Безусловно, бескорыстной была помощь Глиэра, как и других известных русских композиторов, в становлении национальных композиторских школ республик бывшего Союза. Поэтому не случайно Векслер на страницах своей книги большое внимание уделяет творческому сотрудничеству этого композитора с местными музыкантами и мастерами узбекского фольклора. Немаловажен и тот факт, что автор «рисует» портрет Глиэра на фоне значимых вопросов того периода: зарождения многоголосия в Узбекистане, проблем традиционного и композиторского искусства, становления оперного и симфонических жанров и т.д.

Творческое наследие Векслера включает и материалы о композиторах Узбекистана, в которых он поднимает актуальные проблемы современной музыки. Ярким примером является статья «Балет Б. Зейдмана «Человек, который смеется». Здесь автор не только анализирует опус своего современника, но и поднимает проблему становления балетного жанра в Узбекистане.

Самуэлю Марковичу принадлежит инициатива создания коллективного кафедрального труда «Музыкальная критика в Узбекистане», который он возглавил. Книга была издана в 1984 году. Перед авторами была поставлена сложная задача: обрисовать на основе огромного массива газетно-журнальных публикаций картину динамики роста музыкальной культуры Узбекистана и самой музыкальной критики. Аналогов подобных работ в этом жанре не было. Вот как охарактеризовала этот кафедральный труд профессор Санкт-Петербургской консерватории Л.Г. Данько: «Тенденции, характерные для любого поступательного движения в истории музыки, осложнялись в данном случае трудностями регионального порядка: «дискуссионными встречами» музыки традиционно-монодической в европейской ориентации, традиций средневековой науки и становления собственно музыкальной критики на узбекском языке. Непросто было авторам выстроить единую концепцию целостного процесса, добиться «сквозной» композиции исследования» [3, с. 77].

К сожалению, не удалось реализовать силами кафедры другой очень важный проект Векслера - хрестоматию по узбекской музыкальной критике...

Активен был мой профессор и в публицистической деятельности, освещая музыкальную жизнь Узбекистана, для которой требовалось немало сил и энергии. Из-под его пера выходили различные очерки, рецензии, заметки, творческие портреты, интервью. Причем писал Самуэль Маркович как о маститых музыкантах, так и о творческой молодежи. Выступал он и на научных конференциях, симпозиумах, создавал сценарии для радио и телепередач.

Самуэль Маркович Векслер был слишком значимой фигурой в музыкальной культуре Узбекистана. Особенно это стало заметным, когда грянули «лихие» 90-е годы, ставшие эпохой больших перемен и потрясений в бывшей стране Советов, и он с семьей эмигрировал в Израиль. Но это был уже другой период его жизни длиною в 12 лет, где он был, по-прежнему, активен.

Источник энергии Самуэля Марковича закончился в 2004 году. Он внес неоценимый вклад в развитие культуры Узбекистана и Израиля. В этом году ему исполнилось бы 100 лет. Светлая память о профессоре Векслере будет жить в его трудах и добрых делах, а его профессиональная деятельность служить наглядным примером гармоничного сочетания в одном лице ипостасей ученого, критика, педагога, лектора.

Список литературы /References

1. Янов-Яновская Н., Янов-Яновский Ф. Памяти наших учителей. Т., 2010.

2. Векслер С. Глиэр и узбекская музыка. Т., 1981.

3. Данько Л. Итог и начало. // Советская музыка, 1988. № 3.

ТЕХНИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ФОРТЕПИАННЫХ СОНАТ НУРИЛЛЫ ЗАКИРОВА Миршохидзода Г.М. Email: Mirshohidzoda17164@scientifictext.ru

Миршохидзода Гулрух Миршохид кизи - базовый докторант (PhD), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена анализу фортепианных сонат узбекского композитора Нуриллы Закирова в аспекте технико-стилистических новаций. Автор статьи концентрирует научное внимание на особенностях инструментальной драматургии, качественном обновлении музыкального языка, применении современных техник композиции.

Ключевые слова: фортепианная соната, технико-стилистические новации, музыкальный язык, композитор, аллеаторика, сонорика, фактура.

ТECHNICAL AND STYLISTIC FEATURES IN THE PIANO SONATAS OF NURILLA ZAKIROV Mirshohidzoda &М.

Mirshohidzoda Gulruh Mirshohid kizi - Basic Doctorant (PhD), STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.