must become mature in all respects and, of course, master the performance of our national musical instruments, including percussion, which have their own musical history, and become true masters of their chosen professions [1, 74].
Young people with a wide range of knowledge can make a worthy contribution to the expected development of musical performance in the current stage of development of music in Uzbekistan. It's no secret that some musicians take advantage of half the potential of the instrument. Classical instrumentalists were not only virtuoso performers, but also popular in various pages of science. This is because they sought knowledge, loved creativity, valued their teachers, and worked tirelessly on their skills. For this reason, classical experiments play an important role in our instrumental performance today. Good results can be achieved as a result of wide use of the scientific and spiritual heritage of our great ancestors, who lived and worked in the past, and the connection of advanced ideas and views to education today.
References / Список литературы
1. Ikramov I. Features of teaching doyra instrument in lessons. Problems of modern science and education. M., 2021. № 2 (159).
ОБРАЗНЫЙ МИР ЦВЕТНИКА В РОМАНСАХ ДАДААЛИ
СОАТКУЛОВА Абрарова М.Ф. Email: [email protected]
Абрарова Махина Фатхуллаевна - доктор философии по искусствоведению (PhD),
и.о. доцента, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается образный мир цветника в романсах узбекского композитора Дадаали Соаткулова (1917-1985) в аспекте претворения национальных культурных традиций. Романсы являются отражением его богатой и содержательной духовной жизни, и полны размышлениями об аспектах бытия, о назначении человека в этом мире, о его эстетических ценностях. На основе анализа романсов делается вывод о непреходящей художественно-эстетической ценности музыки Д. Соаткулова и её значимости в духовно-нравственном воспитании молодёжи.
Ключевые слова: вокальный мир, музыка, поэтический текст, красота, природа, романс, камерная музыка, цветник.
THE FIGURATIVE WORLD OF A FLOWER GARDEN IN THE ROMANCES OF DADAALI SOATKULOV Abrarova M.F.
Abrarova Makhina Fatkhullaevna - Doctor of Philosophy in Art History (PhD), Acting Associate
Professor,
DEPARTMENT OF HISTORY OF MUSIC AND CRITICISM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the figurative world of a flower garden in the romances of the Uzbek composer Dadaali Soatkulov (1917-1985) in the aspect of the implementation of
national cultural traditions. Romances are a reflection of his rich and meaningful spiritual life, and are full of reflections on aspects of being, on the purpose of man in this world, on his aesthetic values. Based on the analysis of romances, a conclusion is drawn about the enduring artistic and aesthetic value of D. Soatkulov's music and its importance in the spiritual and moral education of youth.
Keywords: vocal world, music, poetic text, beauty, nature, romance, chamber music, flower garden.
УДК 078
В творчестве узбекского композитора Дадаали Соаткулова камерная музыка занимает большое место. Творчество Д. Соаткулова мало изучено. Он закончил Ташкентскую консерваторию 1953 году по классу композиции у А. Козловского. В начале своей творческой деятельности Д.Соаткулов работал наистом, а затем дирижёром в оркестре народных инструментов при Узгосрадиокомитете. 1953- 1972 г занимал должность художественного руководителя Узгосфилармонии им. Кари-Якубова. Период с 1972 года до конца жизни является временем интенсивной творческой деятельности. Д. Соаткулов за свою творческую деятельность награжден званием Заслуженный артист Узбекистана (1949), Народный артист Узбекистана (1967). Любовь к родному краю, окружающему миру органично соединяются в его музыке с глубоким психологизмом, тонким поэтическим чувством, интеллектом, высокой культурой. Романсы Д. Соаткулова являются отражением его богатой и содержательной духовной жизни и полны размышлениями об аспектах бытия, о назначении человека в этом мире, о его эстетических ценностях. Именно этими жизненными и творческими принципами руководствовался композитор при выборе поэтических текстов для своих романсов.
Благодатным источником в этом плане для него была восточная поэтическая литература великих мыслителей и современных ему поэтов.
Особенно привлекал Д. Соаткулова образ цветника как оазис прекрасного, эстетически ценного, радующего человека своей первозданной красотой, чистотой и гармоничностью.
Поистине цветник имеет на Востоке много значений. Образ цветника семантичен в своей аутентичности и является воплощением красоты окружающего мира, его таинств и богатства красок.
Двор традиционного узбекского дома немыслим без цветника, с благоухающими растениями, цветами, которые благотворно воздействуют на человека - райхон, базилик, шафран, календула, левкои, аквилегии, пурпурные гвоздики, турецкие гвоздики, флоксы и другие цветы образуют во внутреннем дворе узбекского дома своеобразное государство - царство цветов. Кусты роз обычно высаживаются отдельно от изобилия радужных видов растений как особенные цветы с идеальными красками и тонким ароматом.
Понятие цветник ассоциируется с образом цветущей молодости и как бы символизирует вечную юность.
Несомненно, метафоры и олицетворение цветов с нежными и грациозными образами восточных красавиц воспетых поэтами, в миниатюрах, газелях, рубаи, мухаммасах, къыта украшают поэтический мир.
Культ цветов на Востоке получил отражение в поэзии, прикладном искусстве, вышивках, ковроткачестве, песнях и танцах. Особое внимание уделялось красным цветкам - макам, тюльпанам, цветкам которые воплощали радость весеннего праздника.
Праздники цветов всегда были неотделимы от красочных танцев. В композиторском творчестве Узбекистана встречается много пьес под названием «Танец цветов», «Танцы девушек цветов».
Ароматом юности и весеннего цветения природы наполнены романсы Д. Соаткулова, воплотивших красоту цветника. Таков в частности романс «Мой цветник» на слова Мукими. Обращаясь к поэтическому источнику великого мыслителя, Д. Соаткулов акцентирует в нем эстетический аспект прекрасного. Лирическая газель, выраженная в устных бейтах, получает в романсах высокое художественное воплощение, обогащая красочными гармониями, устойчивыми ритмами, олицетворяя гармонию человека и окружающего его мира.
Это микромир - цветник, и в то же время макромир - человека.
Чуткое вслушивание композитора в поэтику развития его стиха поэта, помогает воплотить в музыке образный мир цветника.
Таким образом, романс приобретает черты (очертания) лирико-философской поэмы о красоте мира, человека и Земли в целом.
Романс «Мой цветник» - это произведение, обобщающее высокие духовные принципы, выраженных естественно, и в это же время с пафосом гордости за свой мир - цветник, как символ вечного цветения, прообраз цветущей молодости, сил и душевного здоровья.
Романс «В цветнике» на стихи Народного поэта Узбекистана Тураба Тулы -колоритная звуковая картина красочного мира разнообразных цветов, радующих свет красотой и ароматами. Этот романс подобен эпической фреске, в которой ощущается своеобразие каждого цветка, являющегося неотъемлемой частью цветника в целом, как живого организма. Строфическая структура романса подчиняется масштабной организации музыкальной формы. Соприкосновение с миром прекрасного, миром цветов выражено возвышенно, созерцательно, наполнено богатствами выразительных средств фортепианной фактуры.
Обобщая аналитические наблюдения над романсами, воплощающих образ цветника, необходимо отметить, определенные факторы стилистической общности выразительных средств. Они заключаются в следующем:
• Спокойный, умеренный темп Моderato;
• Фортепианное вступление, характерно изображающее солнечные лучи, пение птиц;
• Плавная мелодика, отражающая вокальную партию;
• Широкоохватная, «оркестровая» фактура фортепианной партии;
• Орнаментальность мелодии, обилие мелких мотивных структур, опевание устоев;
• Черты лирико-философской, лирико-эпической поэмы.
• Интерпретация понятия цветника как микромира и макромира, воплощенного эстетического прекрасного как символ вечной красоты природы.
Несомненно, что романсы Д. Соаткулова, посвященные образу цветника, имеют огромное значение как творческая экологическая акция, призывающая нас к бережному отношению к природе, сохранению ее красоты, благотворно влияет на душевное здоровье и духовное совершенство человека.
А это особенно важно для молодежи, которой необходимо продолжать традиции прекрасного, гармоничного воплощения мира.
Мой цветник
В красных розах и тюльпанах - огневая кровь моя,
В соловьиных трелях звонких - страсть поэм, любовь моя.
Пусть в пески враги загонят, ранив душу местью мне,
Буду маяться бродягой - в городе нет места мне.
А умру, друзья схоронят в городе моем меня, И могила всем напомнит ярким цветником меня.
И народ зажжет светильник, говоря о Мукими, Тот светильник не погаснет, освещая царство тьмы!
Сочинения Д. Соаткулова
Сюита для ОНИ, Фантазия для эстрадного оркестра.
Камерно-инструментальные произведения: Ферганский струнный квартет, Пьеса для кларнета и фортепиано, Пьеса для гобоя и фортепиано, Пьеса для фортепиано.
Романсы для голоса и фортепиано: «Айлади», «Зебосидан», «Кун чашмаси», «Гулистоним менинг», «Кувнок чупон» и др. Песни: «Зафар», «Ватан учун» и др.
Музыка к драматическим спектаклям: «Ботирлар киссаси», «Зарафшон кизи», «Гули сиёх», «Махтумкули», «Фаргона тонг отгунча», «Бир кизга минг ошик» и др. Музыка к кинофильму «Встретимся на стадионе» в соавторстве с Г. Мушелем Музыка к радиопостановкам «Эчки бобонинг айёрлиги», «Айёр мушукча».
Список литературы / References
1. Анализ вокальных произведений. Л., 1988.
2. Джаббаров А., Соломонова Т. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Т., 1976.
3. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Т., 2018.
САМУЭЛЬ ВЕКСЛЕР: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Гульзарова И.С. Email: [email protected]
Гульзарова Инесса Сергеевна - и.о. профессора,
кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена видному музыковеду, доктору искусствоведения, профессору, просветителю Самуэлю Марковичу Векслеру (1921 - 2004), чье имя было широко известно в профессиональной среде бывшего Советского Союза ХХ столетия. Автор научных трудов, ряда монографий, статей, опубликованных в издательствах Ташкента, Москвы и Санкт-Петербурга, он был одним из авторитетнейших историков музыки, плодотворно воздействующих на развитие музыкальной науки и музыкально-исторического образования в Узбекистане. Ключевые слова: музыковед, образование, автор, профессор, просветитель, монография, статья.
SAMUEI WEXLER: PAGES OF LIFE IN UZBEKISTAN
Gulzarova I.S.
Gulzarova Inessa Sergeevna - Acting Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF THE MUSIC AND CRITICS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN