Таким образом, активные методы обучения, являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки слушателей к личностно-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. Они побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Их внедрение повышает эффективность педагогического взаимодействия, стимулирует мотивацию
слушателей, позволяет более продуктивно освоить коммуникативные, проектные, креативные группы компетенций, поэтому активные формы обучения, должны стать необходимой составляющей образовательного процесса. Опыт внедрения данных видов занятий на кафедре дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного образования показывает их эффективность.
Библиографический список
1. Долматов А.В., Долматова Л.А. Культура и эффективность психолого-педагогического взаимодействия педагогов и студентов в интерактивных формах обучения. Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013, Т. 19; № 2: 91-97.
2. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва: Высшая школа, 1991: 207.
3. Огольцова Е.Г, Хмельницкая О.М. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов. Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции,2009: 129 - 133.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991: 207.
5. Шамис В.А. Применение кейс-метода в учебном процессе ВУЗа. Гуманитарные научные исследования. 2016; 3. Available at: http:// human.snauka.ru/2016/03/14509
6. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев: Материалы XII конференции ассоциации «История и компьютер», Москва: Издательство Московского университета, 2010: 174 - 175.
7. Задворная М.С. Формирование готовности педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию с дошкольниками. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 52 (4): 64 - 71.
References
1. Dolmatov A.V., Dolmatova L.A. Kul'tura i 'effektivnost' psihologo-pedagogicheskogo vzaimodejstviya pedagogov i studentov v interaktivnyh formah obucheniya. Vestnik Sankt-Peterburgskojyuridicheskoj akademii. 2013, T. 19; № 2: 91-97.
2. Smolkin A.M. Metody aktivnogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1991: 207.
3. Ogol'cova E.G, Hmel'nickaya O.M. Formirovanie aktivnogo obucheniya kak sredstvo razvitiya poznavatel'noj deyatel'nosti studentov. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii,2009: 129 - 133.
4. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vysshaya shkola, 1991: 207.
5. Shamis V.A. Primenenie kejs-metoda v uchebnom processe VuZa. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016; 3. Available at: http:// human.snauka.ru/2016/03/14509
6. Mozhaeva G.V., Feschenko A.V. Ispol'zovanie virtual'nyh social'nyh setej v obuchenii studentov-gumanitariev: Materialy XII konferencii associacii «Istoriya i komp'yuter», Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2010: 174 - 175.
7. Zadvornaya M.S. Formirovanie gotovnosti pedagogov k lichnostno-orientirovannomu vzaimodejstviyu s doshkol'nikami. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; 52 (4): 64 - 71.
Статья поступила в редакцию 29.07.16
УДК 378
Ismayilova I.A., postgraduate, Baku Music Academy (Baku, Azerbaijan), E-mail: [email protected]
ROMANCES GARA GARAYEV TO THE WORDS OF A. S. PUSHKIN. The article discusses national melos, its individual form, dynamic structure, features of the melody of romances. A composer K. Karaev has made a significant contribution to the development of Azerbaijan romances. Relying on tradition national melodies, he created his own individual musical form. The composer offers romances in a lyrical-romantic style, but at the same time the melody has a rich intonation of the national folklore. Romances are distinguished by the beauty and brightness of the melody. Listening to the works of Karaev, there is a profound musical drama romances, their internal development and expression of musical material. The research is dedicated to defining musical, structural and harmonic language of the romances. The studied works of the composer are definite by their structural form of the melodic line. The author discloses some important aspects in the composers creative way and stops at the phenomenon of a melody, connected with national music.
Key words: romance, composer, creative way, melodic line, national music, development of genre, lyrical themes, musical image.
И.А. Исмайлова, диссертант Бакинской Музыкальной Академии, г. Баку, Е-таН: [email protected]
РОМАНСЫ КАРА КАРАЕВА НА СЛОВА А.С.ПУШКИНА
В статье рассматривается национальный мелос, индивидуальная форма, динамическая структура, структурные особенности мелодии романсов. Своими сочинениями К. Караев внёс значительный вклад в развитие Азербайджанского романса. Опираясь на традиции национального мелоса, художник создал свою индивидуальную музыкальную форму.
Предлагаемые произведения по стилю лирико-романтические, но, надо отметить, что одновременно мелодия романсов богата интонациями народного фольклора. Оба романса отличаются красотой и яркостью мелодики. При прослушивании сочинений Караева, ощущается глубокая музыкальная драматургия романсов, их внутреннее развитие и выразительность музыкального материала. Исследование посвящено определению музыкального, структурного и гармонического языка романсов. Рассматривая работы композитора, автор статьи определяет структурную форму мелодической линии произведений. В статье раскрываются некоторые важные аспекты в камерно-вокальной творческой деятельности композитора и особенности мелодии, связанные с национальной музыкой.
Ключевые слова: романс, композитор, творческий путь, мелодическая линия, национальная музыка, развитие жанра, лирические темы, музыкальный образ.
«Мелодия - душа композитора».
Д. Шостакович
Азербайджанская музыкальная культура богата именами и событиями. История её многовекового развития охватывает долгую эволюцию жанров и форм в рамках общевосточных музыкальных традиций, а также период стремительного взлёта и постижения всех форм, сложившихся в европейской музыкальной культуре.
Роль музыканта-новатора в развитии национального музыкального искусства принадлежит выдающемуся композитору К. Караеву, имя которого навсегда вошло не только в историю азербайджанской музыки, но и в сокровищницу современной мировой музыкальной культуры.
К. Караев - крупный музыкально-общественный деятель, один из самых ярких представителей композиторской школы Д. Шостаковича, учёный и педагог, воспитавший новое поколение
молодых азербайджанских композиторов. Он внёс значительный вклад в развитие музыкального искусства Азербайджана и всего современного композиторского творчества. Имя композитора стоит в ряду таких художников, как И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев. Творчество каждого из этих композиторов глубоко индивидуально и исторически значимо. Каждому из них свойствен яркий художественно-образный стиль, особое эстетическое мировосприятие, несмотря на то, что все они представители музыкального искусства ХХ века.
Опираясь на традиции национального азербайджанского фольклора и опыт западноевропейской музыкальной культуры, Караев создаёт свой новаторский стиль, который был продолжен его учениками-последователями.
Значение его новаторского вклада и сегодня трудно переоценивать. Находясь на уровне передовых эстетических позиций своего времени, он одним из первых внёс в азербайджанскую музыку двадцатого столетия принцип художественного интеллектуализма. Его творческие устремления охватили все образно-содержательные сферы музыкального искусства и, соответственно, все компоненты выразительных средств. Обладая большой творческой интуицией, великий художник почувствовал необходимость сближения национальной музыки и явлений современного европейского искусства. Важным фактором в осуществлении этой исторической задачи стало его творческое мировоззрение, впитавшие лучшие традиции народной и современной музыки. Основу взаимодействия этих традиций составляют творческие поиски композитора, в результате которых появляются неповторимые караевские образы. Музыкальный язык его сочинений национально самобытен. В лучших своих произведениях он широко, правдиво отражает различные стороны быта и духовной жизни народа, темы большой идейной значимости.
Яркой чертой творческого облика К. Караева является, прежде всего, способность идейно-эмоционального обобщения в музыке, в которой всегда звучит высокий гражданственный тон, голос художника - борца за счастье и свободу. Произведения композитора всегда современны, нацелены на решение больших социально-этических проблем, волнующих прогрессивное человечество. К каким бы широким проблемам общественного порядка не обращался бы композитор, в центре его внимания всегда человек, борьба за его счастье, душевный мир и его мысли. Гениальный Азербайджанский композитор Ф. Амиров говорил по этому поводу: «Искусство должно радовать людей» [1, с. 78]. Караев был композитором-мыслителем. Его глубоко волновали извечные философские проблемы жизни и смерти, добра и зла. Но, вместе с тем художник глубоко верил в бесконечность высокой человеческой духовности.
Композитор с самого начала ориентировал свои творческие поиски на расширение ладоинтонационной сферы азербайджанской музыки, на внедрение в нее новых средств, приемов и форм профессионального музыкального искусства. Новаторские исканияя композитора отмечал Р. Щедрин: «Караев пишет новые, но хорошо знает старые маршруты, увлечен поиском, но не забывает о национальных, о плодотворности преемственности» [2, с. 19]. Основоположник Азербайджанской профессиональной музыки великий Уз. Гаджибеков всегда говорил: «Для того чтобы создать высококачественные музыкальные примеры, надо поближе познакомиться с закономерностями народной музыки» [3, с. 78].
На творчество композитора оказали значительное влияние совершенно разные музыкальные стили: от музыки эпохи барокко - Вивальди, Баха до современной музыки Шёнберга, Прокофьева, Шостаковича. Все эти разные музыкальные направления он соединил воедино с помощью своей удивительно живой, проницательной творческой мыслью и богатым интеллектом, создав неповторимо индивидуальный караевский стиль.
Мир чувств, образов и настроений в музыке К. Караева очень богат: героика и драматизм, патетика, протест и народно-жанровые страницы, все одинаково подвластны композитору.
К. Караев относится к числу тех больших мастеров, которые избирают в искусстве свой собственный путь, определяющий их композиторское лицо и индивидуальность. Его творческое наследие охватывает в полном смысле все жанры музыкального искусства. Он писал музыку самую разную по стилю - классическую, романтическую, импрессионистическую, додекафонную. Но, караевская мелодия всегда была проникнута интонациями национального музыкального фольклора.
К. Караева всегда интересовали шедевры, как национальной, так и мировой поэзии и литературы, поэтому его обращение к творчеству А.С. Пушкина не случайно. Среди сочинений К. Караева особо выделяются романсы на стихи русского поэта и «На холмах Грузии», которые были созданы композитором к его 150-летию. Данное творческое обращение было довольно смелым шагом, так как оба стихотворения были воплощены в музыке М. Глинкой и С. Даргомыжским.
По своему характеру романс «Я вас любил» отличается сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный характер романса тесно связан с принципами и особенностями русской классической музыки. Будучи органично связанным с традициями П. Чайковского, С. Рахманинова камерно-вокальное творчество К. Караева несёт на себе влияние великих художников. Мелос, интересные гармонии, тонкий лиризм, характеристичность образов, умение создавать активный рост драматического напряжения конфликтов и другие качества были творчески восприняты Караевым. Взаимоотношения вышеперечисленных компонентов стиля К. Караева разрешались, как правило, на уровне мелодии. Будучи ярким мелодистом, мелодия одна из важнейших и уникальных категорий музыкального искусства. Великий С.В. Рахманинов писал по этому поводу: «Мелодия - это музыка, это главная основа всей музыки» [4, с. 15]. Поэтому мелодика романса «Я вас любил» необычайно свежа. Мелодия наиболее характеристичное отражение существа стиля К. Караева. Мелодика композитора ярко индивидуальное явление, определяемое сразу же, независимо от жанрово-стилевого контекста. Проникнуть в суть мелодии Караева - значит понять глубинные тайны музыки его романса.
На основе Пушкинских литературных образов художник раскрыл свою самую глубокую идею - идею о необоримой нравственной красоте человека. В сочинении автор предстает и как тонкий лирик, художник-психолог, способный передавать болезненное состояние души и как мастер жанровых зарисовок. Сам эмоциональный строй и стиль романса, особенности построения его мелодии, непринужденной, свободно развивающийся, допускают сравнение со свободной поэтической интонацией и манерой высказывания, присущей поэтическому искусству. Основная идея, драматургическая линия, образ героя в произведении раскрываются на основе активного интонационного развития, проявляемого и в мелодике, и гармонии, иначе говоря, во всём комплексном движении музыкальной формы.
Подытоживая характеристику развития романса «Я вас любил», отметим следующее: глубокие авторские размышления о жизни, то сосредоточенные, то тревожные и взволнованные, составляют суть содержания этого замечательного романса.
В романсе «На холмах Грузии» царит состояние «светлой печали». В отличие от романса «Я вас любил», здесь композитор точно следует структуре стихотворения А.С. Пушкина. Сохранение ритма и интонации пушкинской речи привносит в романс оттенок мелодекломации. Движение мелодии романса соответствует членению поэтических строй. Гармония произведения основное средство выразительности и оказывает обратное воздействие на мелодический стиль, а также форму. В произведении автор опирается на романтический стиль, музыка покоряет, прежде всего, красотой широко распевных мелодий, словно рожденных из самой глубины души поистине прекрасного человека, сочностью, красочностью, наполненная выразительными гармониями. Мелодия и гармония прочно взаимосвязаны целенаправленностью единого интонационного развития, в процессе которого раскрывается неповторима индивидуальный музыкальный образ. При анализе сочинения обнаруживается многообразные связи с народно-музыкальным словарем. К. Караев сосредоточил своё внимание в направлении углубления национально-своеобразных качеств родной музыкальной лексики. Опираясь на традиции Уз. Гаджибейли, Караев сумел накопить весь богатый потенциал народного мелоса. Особого внимания заслуживает гармонический язык романса, соединяющий в себе красочность с психологической обострённостью, объединяющий в себе элементы национальной ладовости. Гармонизуя подлинную народную мелодию средствами классической гармонии, автор учитывает её интонационные свойства и наиболее выразительные обороты стремится особо подчеркнуть гармонией. Непосредственное претворение народно-песенного материала, умелое использование выразительных важностей фортепиано придали народный колорит мелодики
сочинению самобытное звучание и во многом способствовали успеху романса.
В конце отметим еще одно очень важное свойство произведения - художественное достоинство романса заключается в том, что композитор находит чрезвычайно выразительные образно-смысловые музыкальные интонации, прямо вырастающие из реальной жизни. По мнению исследователей Азербайджанской музыки, романс стоит в одном ряду с лучшими шедеврами национальной камерно-вокальной лирики ХХ века [5].
Подытоживая рассмотрение некоторых черт камерно-вокального творческого пути К. Караева, с большой уверенностью можно сказать, что его музыка неотъемлемая часть нашей сегодняшней действительности. Произведения композитора неотделимы от живой атмосферы современности. Творчество ге-
ниального композитора непосредственно связано с богатыми традициями и накоплениями всей мировой музыки. В лице К. Караев азербайджанская музыка имеет замечательного композитора, плодотворно развевающего исторически укоренившиеся жанры европейской классики и родной музыки. Композитор стал лидером азербайджанской музыки благодаря своему многогранному таланту, совершенному творческому мастерству. Прекрасное искусство композитора получила широкое признание, как в Азербайджане, так и за ее пределами. Имя его заслуженно приобрело мировую известность. Произведения К. Караева занимают почётное место в репертуаре концертных программ лучших дирижеров зарубежных стран. Став композитором с мировым именем, он остался азербайджанским выдающимся композитором и открыл своим творчеством новые страницы в музыкальной культуре Азербайджана.
Библиографический список
1. Сеидов Т.М. Азербайджанская фортепианная культура ХХ века. Баку, 2006: 100 - 104
2. Абасова Э. О новаторских принципах Кара Караева. Баку, 2000: 16 - 18.
3. Композиторы Азербайджана. Баку, 1959: 74 - 77
4. Насирова К. Мелодика Кара Караева. Баку: Шерг-Герб, 2000: 305 - 309.
5. Композиторы Азербайджана. Баку: Ишыг, 1986; Т. 1: 55 - 61.
References
1. Seidov T.M. Azerbajdzhanskaya fortepiannaya kul'tura HH veka. Baku, 2006: 100 - 104
2. Abasova 'E. O novatorskih principah Kara Karaeva. Baku, 2000: 16 - 18.
3. Kompozitory Azerbajdzhana. Baku, 1959: 74 - 77
4. Nasirova K. Melodika Kara Karaeva. Baku: Sherg-Gerb, 2000: 305 - 309.
5. Kompozitory Azerbajdzhana. Baku: Ishyg, 1986; T. 1: 55 - 61.
Статья поступила в редакцию 29.07.16
УДК 378.1
Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Educational Activities, North-Caucasus Federal University
(Stavropol, Russia), Email: [email protected]
QUALITY OF UNIVERSITY'S ACADEMIC AND EDUCATIONAL PROCESS AS A PREVENTIVE AND COUNTERMEASURE FACTOR AGAINST EXTREMISM AND TERRORISM AMONG YOUTH. The article discusses positive experience of North-Caucasus Federal University in applying countermeasures and preventive actions against extremism and terrorism among students. The work provides results of pedagogical and sociological research of international relations, ethno-cultural education and religious situation in regions of North-Caucasus Federal District. The paper describes successful implementation of an educational project of "Formation of the Russian Identity and Legal Culture Among Students in a Polyethnic Region", which basic mechanism of implementation is the contents of the educational process with special training courses focused on the formation of knowledge, skills, abilities and willingness to counteract terrorism, religious and political extremism among students. The article gives examples of students' extra-curricular activity organization aimed at development of traditional values of Russian multi-national culture, international and interconfessional friendship, learning the skills of conflict-free communication and opposition to socially dangerous behavior.
Key words: academic process, educational process, preventive actions against extremism and terrorism, citizen identity, patriotism.
В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., проректор по воспитательной работе, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
КАЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ
В статье раскрывается положительный опыт работы Северо-Кавказского федерального университета по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму в студенческой среде. Приводятся результаты педагогических и социологических исследований межнациональных отношений, этнокультурного образования и религиозной ситуации в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Представлен материал, характеризующий успешную реализацию образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе», основным механизмом реализации которого является наполнение учебного процесса специальными учебными курсами, направленными на формирование знаний, умений, способности и готовности противодействовать терроризму, национальному, религиозному и политическому экстремизму в студенческой среде. В статье приводятся примеры организации внеучебной деятельности студентов, нацеленной на воспитание традиционных для российской многонациональной культуры ценностей, межнациональной и межконфессиональной дружбы, обучению навыкам бесконфликтного общения и противостояния социально опасному поведению.
Ключевые слова: образовательный процесс, воспитательный процесс, профилактика экстремизма и терроризма, гражданская идентичность, патриотизм.
В современной сложной политико-экономической обстановке в мире одной из приоритетных задач образовательно-воспитательного направления деятельности вузов России является целенаправленная профилактика этнического и религиозного
экстремизма, гармонизация межэтнических отношений в молодёжной среде. В связи с этим, формирование общероссийской идентичности, гражданского патриотизма и правовой культуры, установление межкультурного диалога в полиэтническом моло-