РОМАНС «БЕЛЫЕ НОЧИ» М. АТАДЖАНОВА Полатханова Р.Ш. Email: [email protected]
Полатханова Рамида Шамильевна — профессор, кафедра камерной музыки и концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: исполнительское воплощение современной вокальной лирики композиторов Узбекистана выдвигает сложные профессионально-творческие задачи, которые требуют комплекского подхода к освоению музыкального материала. Известно, что слово и музыка в вокальных сочинениях являют собой две стороны одного целого. В связи с этим целесообразно работу над вокальным произведением начинать с анализа поэтического содержания, в контексте композиторской интерпретации и музыкального воплощения.
Если в изучении мировой камерно-вокальной музыки педагог и студент имеют широкий выбор в плане знакомства со сложившимися традициями исполнения песен, романсов, вокальных циклов, располагают различными редакциями, записями одного и того же произведения различными всемирно известными исполнителями, то в области современной узбекской камерно-вокальной литературы ситуация несколько иная, имеющая свои как проблемные, так и положительные стороны.
Ключевые слова: музыка, искусство, исполнение, мелодия, вокал, лирика, композитор, творчество, содержание, динамика.
ROMANS "WHITE NIGHTS" M. ATAJANOV Polathanova R.Sh.
Polathanova Ramida Shamilievna — Professor, DEPARTMENT OF CHAMBER MUSIC AND CONCERTMASTER SKILLS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: рerformance entailment modern vocal lyric poets composer Uzbekistan brings forth complex professional-creative problems, which require the complex of the approach to mastering the music material. The Known that word and music in вокальных compositions show itself two sides one integer. In this connection reasonable work on вокальным by product to begin with analysis of the poetical contents, in context composers to interpretation and music entailment.
If in study world chamber-vocal of the music teacher and student has a wide choice in plan acquaintance with established tradition of the performance song, romans, vocal of the cycles, dispose the different editing, record one and same product different worldwide known performer then in the of modern uzbek chamber-vocal of the literature situation several other, having their own as promlem-solving, so and positive sides.
Keywords: music, art, performance, tune, vocal, lyrics, composer, creative activity, contents, track record.
УДК 078
К числу проблемных аспектов работы над современными вокальными произведениями относится то, что большинство сочинений существует в факсимильном, рукописном виде и в фортепианной партии в большинстве случаев отсутствуют какие-либо исполнительские указания, штрихи, аппликатура, педаль, динамические оттенки. В прочем эти указания нередко отсутствуют и в опубликованных камерно-вокальных сочинениях. Новые сочинения композиторов Узбекистана, за исключением лишь некоторых, не имеют сложившихся традиций исполнения. В связи с этим, в настоящем пособии предлагаются исполнительские редакторские указания (в основном романсов М. Атаджанова), основанные на личном педагогическом и исполнительском опыте автора.
Романсы А. Атаджанова отличаются эмоциональной утончённостью и духовной красотой, обращает на себя внимание гибкость мелодических линий, тонкость и детализированность музыкально-речевых интонаций. Анализ поэтических текстов поможет исполнителям найти верное художественное звучание произведений, раскрыть ассоциативные связи. Певцу и концертмейстеру необходимо вдуматься в общий драматургический план произведения, обозначить кульминационные фазы, найти правильное соотношение тембров, уровень сбалансированности динамики, агогические нюансы.
Привлекательность романса «Белые ночи» для высокого голоса в сопровождении фортепиано ощутима с первых звуков, с первых нот. Романс создан М. Атаджановым в 2008 году, и посвящён автору этих строк. Романс «Белые ночи» был написан под впечатлением одноименного стихотворения, созданного супругой композитора Нури. Светлая лирика и теплота поэтического текста мягко передана в музыке романса. Жанровым истоком является баркарола в опоре на традицию русского романса XIX века и, в частности, вокальных сочинений М. Глинки. Используя жанр баркаролы, Атаджанов сразу вводит слушателя в атмосферу Петербурга, с его феноменом белых ночей. Исполнителям данного романса следует обратить внимание на значимость поэтического текста и его глубокий подтекст: романтический лиризм, таинственность ночной природы, зримо осязаемой в период белых ночей, любовные полупризнания. Исполнителям следует вчитаться и хорошо вжиться в поэтический текст стихотворения. Романс открывается шеститактовым фортепианным вступлением, красочно колоритным и фактурно насыщенным:
Moderato
Голос
Относительно вступления хотелось бы высказать несколько частных замечаний пианисту: не следует исполнять вступление крупным, массивным и плотным звуком. Оно должно быть певучим и в то же время прозрачным, нежным и мечтательным «p» ориентирует на сдержанность громкостной динамики, соответствующей северной природе Петербурга. Применение пластичного legato и правой педали позволит пианисту воссоздать романтическую атмосферу картины петербургских белых ночей, набережной Невы, её серых холодных волн и красочных фрегатов, колышущихся в волнах северной реки.
Романс «Белые ночи» характеризуется богатыми красками гармонического языка, многообразными тональными нюансами, мажоро-минорными тонами. Одну из основных трудностей в данном сочинении составляет интонационная сфера. Пианист-концертмейстер должен тщательно выверять интонационную сторону вокальной партии, помочь певице услышать и идеально точно проинтонировать трудные в интонационном отношении места. На важность точности вокального интонирования указывает и Важа Чачава: «А что касается интонации, - подчёркивает пианист, - то здесь обычно имеется в виду всё же чистота тона. Но есть ещё одно понимание интонационного слуха: чувство того, что звуки между собой связаны» [1, 25]. Именно ощущение внутренней взаимосвязи звуков должно быть осознано певцом и в этом ему вправе помочь пианист-концертмейстер, обращая внимание вокалиста на точность интонирования, и тщательно работая над нею.
ХХ век открывает новые страницы в сольном исполнительстве. Расширяется, например, красочная палитра звучания фортепиано за счёт привлечения оркестровых эффектов, подчёркивания ударности, использования шёпота, пения в партии инструменталиста [2, 222].
Особого внимания в связи с этим требует кульминационная фаза развития, изобилующая не только интонационными, но и техническими сложностями, двухзначными форшлагами, полутоновыми ходами, переходом в высокую тесситуру:
ÉM
m
Ш j' А
I
ш
бе - лу - ю ночь Пре - крас - ных фон - та - нов, со - бо - ров, двор- цов.
ж_Й_а
Данный раздел романса требует тщательной и кропотливой работы, поэтому над ним необходимо работать отдельно, находя способы для устранения фальшивых нот. Для этого концертмейстеру следует обратить внимание вокалиста на связь с предыдущими и последующими тонами, показывать гармоническую опору в аккомпанементе.
Интерпретация романса «Белые ночи» требует от исполнителей поэтической вдохновленности, глубины лирического чувства, романтической возвышенности и благородства. Выразительность исполнения данного произведения во многом зависит от степени нахождения звукового и тембрового баланса между вокальной и фортепианной партией, что определяется во многом таким понятием как «вокальный слух», которым должен обладать не только певец, но и пианист-концертмейстер.
Список литературы /References
1. Чачава В. Артистами рождаются // Музыкальная жизнь, 2008. № 10.
2. Абдуллаева Э., Джурабекова С. Узбекская музыка на международной арене // Узбекская музыка на стыке столетий (XX - XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.