Научная статья на тему 'САМОЗАНЯТОСТЬ: ОТ НАСТОЯЩЕГО К БУДУЩЕМУ (ЧАСТЬ 1)'

САМОЗАНЯТОСТЬ: ОТ НАСТОЯЩЕГО К БУДУЩЕМУ (ЧАСТЬ 1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / САМОЗАНЯТЫЙ / ТЕРМИН ДЕФИНИЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ТЕРМИНА И ТЕРМИНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербиновская Наталья Васильевна, Сербиновский Борис Юрьевич

Переход к удалённой работе в период пандемии коронавируса 2019-2022 гг. создал дополнительные стимулы для увеличения доли самозанятых в структуре занятости российской экономики. В начале этого периода в российском управлении экономикой, занятостью населения и налогообложением появилось содержательно новое понятие «самозанятые» (граждане). Определение этого понятия претерпело изменение, поэтому поставлена и достигнута цель: предложить дефиниции терминов «самозанятость» и «самозанятый», которые эффективны в практике применения в разных отраслях и сферах деятельности (управленческой, экономической, правовой и др.). Для достижения цели применён институциональный подход, позволивший выбрать конструкцию и основные смысловые элементы дефиниции, привязать термин и дефиницию к нормативным актам федерального, отраслевого, регионального, муниципального и локального уровней. Результаты работы полезны терминоведам и специалистам других областей знаний, участвующим в разработке отраслевых терминологий и законов, подзаконных актов и других нормативных документов, соответствующих законам РФ и регулирующим самозанятость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EMPLOYMENT: FROM THE PRESENT TO THE FUTURE (PART 1)

The transition to remote work during the coronavirus pandemic of 2019-2022 created additional incentives to increase the share of the self-employed in the employment structure of the Russian economy. At the beginning of this period, a meaningful new concept of "self-employed" (citizens) appeared in the Russian management of the economy, employment and taxation. The definition of this concept has undergone a change, so the goal has been set and achieved: to offer definitions of the terms "self-employment" and "self-employed", which are effective in the practice of application in various industries and spheres of activity (managerial, economic, legal, etc.). To achieve the goal, an institutional approach was applied, which made it possible to choose the design and the main semantic elements of the definition, to bind the term and definition to the normative acts of the federal, sectoral, regional, municipal and local levels. The results of the work are useful to term scientists and specialists in other fields of knowledge involved in the development of industry terminology and laws, by-laws and other regulatory documents that comply with the laws of the Russian Federation and regulate self-employment.

Текст научной работы на тему «САМОЗАНЯТОСТЬ: ОТ НАСТОЯЩЕГО К БУДУЩЕМУ (ЧАСТЬ 1)»

УДК 331.5:81

САМОЗАНЯТОСТЬ: ОТ НАСТОЯЩЕГО К БУДУЩЕМУ (ЧАСТЬ 1)

Н.В. Сербиновская, Б.Ю. Сербиновский

SELF-EMPLOYMENT: FROM THE PRESENT TO THE FUTURE (PART 1)

N.V. Serbinovskaya, B.Yu.Serbinovskiy

Аннотация. Переход к удалённой работе в период пандемии коронавируса 20192022 гг. создал дополнительные стимулы для увеличения доли самозанятых в структуре занятости российской экономики. В начале этого периода в российском управлении экономикой, занятостью населения и налогообложением появилось содержательно новое понятие «самозанятые» (граждане). Определение этого понятия претерпело изменение, поэтому поставлена и достигнута цель: предложить дефиниции терминов «самозанятость» и «самозанятый», которые эффективны в практике применения в разных отраслях и сферах деятельности (управленческой, экономической, правовой и др.). Для достижения цели применён институциональный подход, позволивший выбрать конструкцию и основные смысловые элементы дефиниции, привязать термин и дефиницию к нормативным актам федерального, отраслевого, регионального, муниципального и локального уровней. Результаты работы полезны терминоведам и специалистам других областей знаний, участвующим в разработке отраслевых терминологий и законов, подзаконных актов и других нормативных документов, соответствующих законам РФ и регулирующим самозанятость.

Ключевые слова: самозанятость; самозанятый; термин дефиниция; институциональный подход; системный подход; направление и прогноз развития термина и терминологии.

Abstract. The transition to remote work during the coronavirus pandemic of 2019-2022 created additional incentives to increase the share of the self-employed in the employment structure of the Russian economy. At the beginning of this period, a meaningful new concept of "self-employed" (citizens) appeared in the Russian management of the economy, employment and taxation. The definition of this concept has undergone a change, so the goal has been set and achieved: to offer definitions of the terms "self-employment" and "self-employed", which are effective in the practice of application in various industries and spheres of activity (managerial, economic, legal, etc.). To achieve the goal, an institutional approach was applied, which made it possible to choose the design and the main semantic elements of the definition, to bind the term and definition to the normative acts of the federal, sectoral, regional, municipal and local levels. The results of the work are useful to term scientists and specialists in other fields of knowledge involved in the development of industry terminology and laws, by-laws and other regulatory documents that comply with the laws of the Russian Federation and regulate self-employment.

Key words: self-employment; self-employed; term definition; institutional approach; systematic approach; direction and forecast of development of the term and terminology.

Введение

Возможности российской самозанятости были расширены в 2018 г. Самозанятым предоставлена возможность уйти из разряда индивидуальных предпринимателей. Упростился учёт результатов деятельности (доходов и расходов), налоговый режим самозанятых уподобился налоговому режиму индивидуальных предпринимателей, выбравших налоговый режим ЕНВД.

В личном кабинете налогоплательщика налога на профессиональный доход (НПД) (в приложении «Мой налог» https://lknpd.nalog.ru/auth/login или иным способом, описанным в Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению

http://vestnik

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)») [1] (далее ФЗ № 422-ФЗ) самозанятый может зарегистрироваться, чтобы платить ИДИ.

Известны «серые», «теневые», неформальные, нелегальные и «белые», формальные, легальные самозанятые. Серые схемы самозанятости связаны со скрытием деятельности и налогов от государства. Некоторые зарегистрированы официально (как налогоплательщики), но только малую часть доходов отражают в схеме налогообложения. Напомним: сокрытие, неуплата налогов - правонарушение (насколько это выгодно и рискованно - каждый решает сам); государство из года в год усиливает контроль за денежными потоками юридических и физических лиц, а цифровизация виртуального пространства предоставляет для этого всё большие возможности.

Легальные самозанятые открыты для заказчиков, партнёров, государства и налоговой службы. Они приобретают возможности для расширения бизнеса, но платят налоги.

С формальной институциональной точки зрения нелегальный самозанятый - это не самозанятый, а правонарушитель, поскольку самозанятый является налогоплательщиком (см.

Самозанятый платит низкий налог на профессиональный доход (ИПД) с доходов от профессиональной деятельности (4 % - с доходов от физических лиц, 6 % - с доходов от юридических лиц - организаций, учреждений, ИП). Расходы не учитываются.

Есть нюансы. Например, налоговый вычет для самозанятого - это сумма (10 тыс. руб.), на которую государство единовременно авансом постепенно (долями) уменьшает налог. Если российский гражданин - самозанятый, проживающий за рубежом, то нет необходимости уплачивать НПД, даже если доходы поступают на счёт в российском банке. Но, если гражданин проживает в России, то следует зарегистрироваться и платить НПД. Самозанятый не может быть зарегистрирован в качестве безработного (пособие не положено). Поэтому в период поиска им работы самозанятость (как временная мера) - это официальное трудоустройство. Если заказчик (фирма) оплатил работу, то нужно сформировать чек и желательно отправить его заказчику, но, чек не представлен заказчику, то не беда (важно другое - надо оплатить НПД с полученного дохода). Если самозанятый заключает договор с компанией (единственным источником дохода), то такой договор должен быть гражданско-правовым и не иметь признаки трудового договора (иначе - это правонарушение, но не самозанятого, а компании, которая пытается уйти от уплаты НДФЛ). Однако сокрытие доходов и занижение НПД - это правонарушение самозанятого и угроза штрафа от налоговой инспекции. Типовые гражданско-правовые и трудовые договоры можно найти на многих сайтах, если обратиться к поисковой системе. Не может стать самозанятым физическое лицо, которое продаёт подакцизные товары, перепродаёт товары или имущественные права, добывает или продаёт полезные ископаемые, выполняет договоры поручения, комиссии или агентские договоры. Курьер или водитель считается самозанятым, если не принимает деньги у покупателей для передачи продавцу, но самозанятость возможна, если в операции используется кассовый аппарат и чек от продавца и самозанятый получает вознаграждение за доставку. Если самозанятый выполнил работу, а заказчик вам её не оплатил (например, задержал платёж), то с неполученного дохода НПД платить не надо (только в день получения оплаты на самозанятого возлагается обязанность уплаты налога). Возможны корректировки НПД, например, в результате возврата полученного дохода заказчику (существует процедура коррекции), но нельзя корректировать налог, учитывая ваши расходы на оплату работы помощников и т.п. (расходы не учитываются). Важно заботиться об оформлении ваших доходов, которые учитываются как расходы у заказчика (чек, оформленный через приложение или с помощью ОЯ-кода), поскольку это освобождает заказчика от уплаты НДФЛ. Однако самозанятый должен помнить об обязанности платить налог, следовательно, учитывать доходы, оформлять чеки

[1]).

(нет чека в приложении - нет НПД). Самозанятый лишается части прав, защищённых трудовым законодательством (см. [2]). За «свободу» приходится платить. Законодательно установлены ограничения: у самозанятого не должно быть наёмных работников; годовой доход не должен превышать 2,4 млн. руб. Самозанятый может расторгнуть трудовой договор с работодателем, но продолжать с ним сотрудничать и выполнять порученные работы по договору гражданско-правового характера, получая доход и уплачивая НПД, обращая внимание на правильность оформление таких отношений (забота, право и ответственность за организацию дела, труд, отношений с заказчиком возложены на самозанятого). Низкий налог на доходы и отсутствие сопутствующих заработной плате страховых взносов позволяют снизить стоимость труда самозанятого. Поэтому некоторые работодатели, пытаясь получить дополнительные выгоды и прибыль, заставляют наёмных работников продолжать трудиться на предприятии, но регистрироваться в качестве самозанятых. Это правонарушение. Федеральная налоговая система (ФНС) России разработала специальную скоринговую систему, выявляющую признаки подмены трудовых отношений якобы гражданско-правовыми отношениями с самозанятыми (проводится анализ периодичности и источников выплат, взаимосвязи самозанятых и их клиентов - бывших работодателей). Результаты контроля таковы: в 2020 г. услугами самозанятых пользовалось более 258 тыс. организаций, из них на первом этапе 1313 попало в группу риска; дальнейшие проверки позволили сократить список возможных нарушителей до 423 организации; окончательный результат -73 организаций уличены в правонарушении [3], но доля правонарушителей мала в сравнении с большим числом зарегистрированных самозанятых [4]. Следовательно, скоринговая технология решает свои задачи, но фактических нарушений немного (их единицы), однако, именно цифровые технологии позволяют с малыми затратами финансов и времени выявлять правонарушителей.

Следует уточнить, что гражданин имеет право совмещать самозанятость с работой по трудовому договору (это две формы занятости), но не имеет право одновременно зарегистрироваться в качестве самозанятого и предпринимателя (ИП, ООО и др.).

В любой момент самозанятый может отказаться от своей деятельности (через приложение «Мой налог» https://lknpd.nalog.ru/auth/login). Это удобно и быстро, если бизнес не сложился или объемы удачного дела выросли (доход превысил максимально допустимую величину и потребовались помощники - наёмные работники).

Некоторые минусы самозанятости связываются с пенсионными накоплениями и учётом трудового стажа, который не учитывается, если у самозанятого нет другой работы, а также пенсионным обеспечением (отсутствуют отчисления в пенсионный фонд, если у самозанятого нет трудовых отношений с организацией, в которой выплачиваются доходы от трудовой деятельности и уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд). При желании самозанятый самостоятельно может делать отчисления в государственный или негосударственный пенсионный фонд, но самозанятый не теряет право на социальную пенсию по старости после достижения пенсионного возраста (размер такой пенсии небольшой). У самозанятого отсутствуют взносы на медицинское и социальное страхование, о которых, как правило, не вспоминают (но часть НПД перечисляется в фонд медицинского страхования автоматически, следовательно, самозанятый имеет право на «бесплатное» медицинское обслуживание).

Все перечисленные нюансы помогают связать самозанятого с институциональной системой государства и определить термин «самозанятый» и его дефиницию, опираясь на институциональный подход (к термину и дефиниции). Однако ряд авторов пишут о несовершенстве государственного института регулирования самозанятости. В работе [5, С. 19] утверждается, что многие самозанятые находятся вне правовых взаимоотношений, актуален вопрос о государственном регулировании деятельности самозанятых в плане налогообложения и распространения государственных гарантий и правовой защищенности. О противоречиях (в правовом закреплении статуса, прав и ответственности самозанятого) в

российском законодательстве пишет А.В. Бурлак [6]. Н.В. Тонких и А.В. Бабинцева утверждают, что понятие самостоятельной занятости населения не закреплено в официальных источниках информации, определения размыты и не имеют конкретики. [7, С. 174].

Таким образом, речь идёт о неэффективно проведенной работе по упорядочению и кодификации терминов «самозанятость» и «самозанятый», отсутствии общих, однозначно толкуемых и непротиворечивых дефиниций этих терминов, которые могут успешно использоваться в кодифицированных терминологиях разных отраслях и сфер (областей) деятельности, в том числе в институтах государственного управления (регулирования).

Вместе с тем, действие ФЗ № 422-ФЗ на российскую самозанятость оказалось весьма позитивным, что подтверждают: быстрый рост легальной самозанятости (рис. 1); общая выручка самозанятых в 2020 г., которая составила около 200 млрд руб.; сумма уплаченного НПД - около 10 млрд руб.; ожидаемый к 2024 г. рост легальной самозанятости до 2,5 млн. чел. [8]. В 2020 г. доля занятых, работающих неофициально на постоянной основе, снизилась до 20,5%, а тех, кто получает от этого основной доход, - до 11,3% [9]. В 2021 г. зарегистрированных самозанятых стало более 2 млн.чел. [4]. Однако известно суждение, что российский рынок самозанятых потенциально в пять раз больше официального (общее число самозанятых в нашей стране может превышать 7 млн чел. [10]), следовательно, реальны перспективы её дальнейшего роста. Вместе с тем, важно не только добиваться роста легальной самозанятости, но и создавать условия для повышения эффективности такой деятельности и карьерного роста самозанятых (за рубежом этим аспектам уделяют внимание [11, 12]).

2000000 1500000+

0

п

Л* ^ гр ^

# О*

«г

□ Легальные

(зарегистрированные и уплачивающие НПД) самозанятые, чел.

Рисунок 1 - Динамика самозанятости в первые годы действия ФЗ № 422-ФЗ

(составлено авторами по [4, 5])

Банки помогают самозанятым начать и вести дело. Например, приложение-сервис «Свое дело» в Сбербанке можно подключить бесплатно (в настройках во вкладке «Партнёры») и оформлять чеки. ПАО «АК БАРС» Банк (на своём сайте https://www.akbars.ru/self-employed/) предлагает комплекс услуг самозанятым. Существуют «советчики» и помощники в поиске заказов, например, биржи фриланса, сайты поиска работы (например, сайт Fl.ru или сайт hh.ru), но можно просто найти способы предлагать профессиональные услуги через социальные сети.

Вместе с тем существует мнение о несовершенстве существующей государственной (кодифицированной) трактовки терминов «самозанятость» и «самозанятый». Так, Н.В. Тонких и А.В. Бабинцева относят самозанятость к разновидностям нетрадиционных, нестандартных типов занятости, в основе которой лежит инициатива гражданина самостоятельно обеспечивать себя основным или дополнительным трудовым доходом [7, С. 173]. С. А. Глотов самозанятыми считает граждан, самостоятельно обеспечивающих себя трудовой деятельностью и отвечающих за уплату страховых и пенсионных взносов [13], что противоречит современной институциональной трактовке (отражённой в ФЗ № 422-ФЗ), поскольку самозанятый непосредственно (в рамках законодательства) не уплачивает

страховые и пенсионные взносы (уплачивает только НПД). В статье [14, С. 197] отмечено, что самозанятые самостоятельно обеспечивают себя и организуют деятельность, которая выступает для них основным источником дохода. По мнению Ю.Н. Нестеренко, самозанятый - это физическое лицо, ведущее самостоятельно трудовую деятельность (бизнес) без наёмных работников, выполняющее работы и оказывающее услуги для получения дохода, использующее собственное имущество и устную договоренность с заказчиками [15]. А.Н. Покида рассматривает самозанятость как предпринимательство (предпринимательская деятельность) и форму экономической активности граждан, а самозанятого как физическое лицо, самостоятельно ведущего предпринимательскую деятельность (т.е. на свой риск и ответственность, используя собственные ресурсы, инициативу, способности и т.п.), но без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и наёмных работников [16]. А.В. Бурлак считает, «самозанятые граждане» (как пограничный слой в классе мелких собственников) сочетают характеристики собственника капитала, работодателя и управленца, а их отличие от других социальных групп - наличие функций управления капиталом и личного труда [6, С. 177].

Существуют и другие авторские позиции в отношении самозанятости и самозанятых. Поэтому цель исследования: предложить дефиниции терминов «самозанятость» («самозанятость населения») и «самозанятый» («самозанятый гражданин»), которые эффективны в практике применения разных отраслей и сфер деятельности (управленческой, экономической, правовой и др.). Для достижения поставленной цели решены задачи: проанализированы дефиниции терминов «самозанятость» («самозанятость населения») и «самозанятый» («самозанятый гражданин») в трактовках, предлагаемых в нормативных документах (законах и подзаконных актах) и публикациях ряда авторов (в России и за рубежом); выделены основные сущностные элементы, характеризующие самозанятость и самозанятых; изучено отношение самозанятых (как граждан, статус которых определён ФЗ № 422-ФЗ) к трактовкам и отдельным элементам дефиниций терминов «самозанятость» («самозанятость населения») и «самозанятый» («самозанятый гражданин»); с опорой на институциональный и системный подходы предложены дефиниции терминов «самозанятость» («самозанятость населения») и «самозанятый» («самозанятый гражданин»); спрогнозированы направления развития самозанятости в условиях технологических преобразований (Industry 4.0 и Industry 5.0) и наиболее вероятной модернизации институциональных механизмов, применяемых в структурах управления и власти Российской Федерации.

Основные целевые результаты: предлагаемые дефиниции терминов «самозанятость» («самозанятость населения») и «самозанятый» («самозанятый гражданин»); рекомендации по их использованию и дальнейшему совершенствованию; прогноз развития российской самозанятости, правил и институциональных механизмов, регулирующих российскую самозанятость. Результаты полезны для терминоведов и специалистов других отраслей и сфер деятельности, которые используют указанные термины и участвуют в совершенствовании институтов регулирования самозанятости в РФ (на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях).

В первой части работы основное внимание уделено анализу сущности и содержанию самозанятости как понятия и институциональной практике применения законов и подзаконных актов в плане разработки рекомендаций по эффективной институциональной кодификации терминов «самозанятость» («самозанятость населения») и «самозанятый» («самозанятый гражданин»). Результаты исследования будут опубликованы в других частях статьи.

Материалы и методы

В исследовании использованы известные методы статистики, опроса и интервью, которые проводились преимущественно в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях (в том числе в городах Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Шахтах,

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

Краснодаре, Ставрополе, Армавире), парных сравнений (с последующим расчётом относительных приоритетов и их ранжированием, как это описано в статье [17, С. 4]). Изучалось отношение самозанятых к отдельным элементам дефиниций терминов «самозанятость» и «самозанятый».

В основу исследовательской работы положен институциональный подход в терминологии, который предполагает использование однозначно определённых терминов и их дефиниций в государственном (формальном) и общественном (неформальном) институциональном управлении (в конкретном случае - управления самозанятостью и самозанятыми). Следовательно, содержательно каждый термин и его дефиницию следует рассматривать через призму эффективного использования в практике разных отраслей, сфер и видов деятельности, которые регулирует государство и общество. Такое регулирование закреплено посредством формальных (государство) и неформальных (общество) правил, привычек, традиций, норм поведения и поддерживается совокупностью формальных и неформальных механизмов (ответственности, осуждения, порицания, поощрения и проч.), заставляющих или побуждающих (стимулирующих) выполнять правила. Представленное во введении описание самозанятости (с государственной, формальной позиции) служит материалом и ключом для решения поставленных задач и достижения цели исследования, но должно подвергнуться анализу, в том числе с применением системного подхода. Таким образом, обоснованность и целесообразность применения институционального подхода определяется необходимостью и оправданностью повышения эффективности использования кодифицированных терминов в государственных и общественных институтах управления (регулирования), что для достижения поставленной цели важно и полезно при конструировании дефиниций терминов «самозанятость» и «самозанятый».

Дополнительно и совместно с системным подходом использованы:

- системный подход, который известен в науке, в том числе в терминологии [18], широко применяется и не требует пояснений;

- дифференциальный подход (метод), предполагающий: дифференциацию дефиниции на отдельные элементы; анализ сущности и содержания элементов; обоснование целесообразности включения в дефиницию (в данном случае с институциональной позиции);

- интегральный подход (метод), предусматривающий последующее объединение элементов в процессе синтеза дефиниций терминов «самозанятость» и «самозанятый»;

- синтаксический способ в анализе, моделировании и конструировании термина [19], позволяющий обосновать использование аббревиатур в составных терминах для сокращения лексической длины термина и отражения связи с нормативными актами (включёнными в действующие институты государственного управления).

Опираясь на системный подход, представляется возможным рассматривать термин как открытую систему: термин определяет сочетание слов, необходимых для раскрытия и понимания его сущности и назначения; дефиниция представляется как совокупность необходимых сущностных элементов, что позволяет выполнять и обосновывать отбор элементов дефиниции, следовательно, рационально её конструировать; термины «самозанятость» и «самозанятый» является элементами терминосистем разных отраслей знаний, в которых они играют отведенные им институциональные роли.

Основной этап исследования охватывает период с конца 2018 г до марта 2022 г., но глубина библиографического поиска и анализа специально не ограничивалась, поскольку регулирование самозанятости в России и за рубежом осуществляется с ХХ века. Однако учтено было то, что с начала действия ФЗ № 422-ФЗ (от 27.11.2018) [1] в России существенно изменилась практика государственного регулирования самозанятости.

Результаты

В исследовании, выделяя самозанятых, руководствовались ФЗ № 422-ФЗ, поэтому самозанятым считали физическое лицо, лично официально зарегистрировавшееся в качестве налогоплательщика НПД, получающее трудовой доход (не более 2,47 млн. руб. в год) от

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

профессиональной деятельности, которую организует и реализует самостоятельно и за счёт собственных средств, не использует наёмный труд, уплачивает НПД и несёт за это ответственность.

Ключевой момент идентификации самозанятого - официальная регистрация гражданина в качестве налогоплательщика НПД. Термин «фрилансер» (удаленный работник, который работает на дому и выполняет поручения одной или нескольких компаний) не использовался, и фрилансер не рассматривался подобным самозанятому, одинаковым с ним, равнозначным ему. Однако важны различия в характеристиках между субъектами экономики, которые на первый взгляд близки по предпринимательской сущности, рыночному поведению, роли (рис. 2).

Самозанятый. Характерные черты: вкладывает личный труд и предпринимательские способности; участвует в рыночных отношениях (отношениях купли-продажи результатов профессиональной деятельности); опирается на собственную инициативу; не создаёт организацию (фирму); действует на собственный риск; самостоятельно организует деятельность; самостоятельно управляет деятельностью (процессами и трудом); соединяет материальное обеспечение, производство и реализацию продукта (товара); владеет капиталом (основными фондами и оборотными средствами); закупает материалы и энергию; получает доход, несёт производственные и сбытовые расходы (издержки, себестоимость); платит налог с доходов от профессиональной деятельности (с полученных доходов) - НПД

Предприниматель. Характерные черты: использует наёмный труд, вкладывает личный труд и предпринимательские способности; участвует в рыночных отношениях (отношениях купли-продажи результатов предпринимательской (производственной и иной) деятельности); опирается на собственную инициативу, инициативу и творчество наёмных работников; создаёт организацию (фирму); действует на собственный риск; может участвовать в организации деятельность и передаёт функции организации деятельности нанятому персоналу; может участвовать в управлении деятельностью (процессами и трудом) и передаёт функции управления нанятому персоналу; реализует одну или несколько стадий производства и реализации продукта (товара); владеет капиталом (основными фондами и оборотными средствами); лично не закупает материалы и энергию; получает часть прибыли; лично не несёт производственные и сбытовые расходы (издержки, себестоимость); платит налог с личных доходов или налог, как предприниматель, например, ЕНВД

Наёмный работник. Характерные черты: продаёт свою рабочую силу, использует личный труд и способности для получения личных доходов; участвует в рыночных отношениях (отношениях купли-продажи рабочей силы); не опирается на собственную инициативу; не создаёт организацию (фирму); не несёт риски предпринимательской деятельности; может участвовать в организации деятельность в качестве наёмного работника; может участвовать в управлении деятельностью (процессами и трудом) в качестве наёмного работника; как наёмный работник участвует в одной из стадий производства и реализации продукта (товара); не владеет капиталом (основными фондами и оборотными средствами); лично не закупает материалы и энергию; получает заработную плату; лично не несёт производственные и сбытовые расходы (издержки, себестоимость); платит налоги и платежи с заработной платы (личных доходов) - НДФЛ

Занятый в домохозяйстве. Характерные черты: не продаёт свою рабочую силу, использует личный труд и способности для получения результатов личного труда; не участвует в рыночных отношениях (отношениях купли-продажи результатов личного труда); опирается на собственную инициативу; не создаёт организацию (фирму); не несёт риски предпринимательской деятельности, но несёт риски личной деятельности; самостоятельно организует личный труд; самостоятельно управляет личным трудом; лично участвует в производстве нетоварной продукции; владеет капиталом (основными фондами и оборотными средствами); лично закупает материалы и энергию; не получает дохода или заработной платы, но получает результаты личного труда, владеет ими, использует их; лично несёт хозяйственные расходы (издержки); не платит налоги (нет дохода) и платежи с заработной платы (нет заработной платы)

Рисунок 2 - Результаты анализ характерных черт самозанятого как субъекта рыночной экономики, которые используются в качестве отличительных признаков самозанятого при конструировании дефиниции термина (составлено авторами)

Характерные черты самозанятого как субъекта рыночной экономики, представленные на рисунке, целесообразно использовать в качестве отличительных признаков при конструировании дефиниции термина «самозанятый».

Опрос самозанятых, анализ библиографических источников, в том числе нормативных актов позволили систематизировать правовые вопросы, которые волнуют самозанятых (табл. 1).

Таблица 1 - Законодательно регулируемые стороны профессиональной деятельности самозанятого (составлено авторами по нормативным документам и актам [1, 20-26])_

Сторона деятельности Нормативный акт

Регистрация деятельности, налогообложение (НПД), основные условия деятельности ФЗ № 422-ФЗ

Обязанность и условия уплаты налога, сборов, взносов НК РФ, ст. 8; БК РФ, гл. 7-9

Ответственность за неуплату налога, в том числе финансовая (пеня, штраф), административная и уголовная ст. 75, 113, 119, 122, 129.13 НК РФ; ст. 171, 198 УК РФ; ст. 14.1 КоАП РФ

Отказ от предпринимательства и ранее применяемых режимов налогообложения, последующая регистрация в качестве самозанятого Уведомление для отказа от УСН по форме № 26.2-8; уведомление для отказа от ЕСХН по форме № 26.1-7 (подаётся в налоговую инспекцию по месту жительства или ведения деятельности); ФЗ № 422-ФЗ

Ограничение по величине дохода от профессиональной деятельности ФЗ № 422-ФЗ

Налоговый вычет, возврат уплаченного за 2019 г. налог (во время эпидемии коронавируса), предоставление дополнительного налогового капитала ФЗ № 422-ФЗ; ФЗ № 166-ФЗ, п. 2. ст. 21

Страховые взносы на ОПС и ОМС ФЗ № 422-ФЗ

Представленная таблица позволяет судить о значимости для самозанятых вопросов правового регулирования деятельности.

Позиции государства и самозанятых некоторым образом разняться, например, в части целей и задач налогообложения. Налоговая система РФ преследует двоякую цель: фискальную и стимулирующую. Вместе с принятием ФЗ № 422-ФЗ быстрыми темпами наращивалась легальная самозанятость и росли налоговые поступления в бюджет. Следует предположить, что технологии Industry 4.0 и Industry 5.0 позволят обеспечить достижение двоякой цели: помогут расширить легальную самозанятость, но сохранят потоки налогов в бюджет за счёт цифровых технологий учёта и контроля теневой деятельности, например, находить и пресекать правонарушения (целесообразно напомнить, что в 2021 г. ФНС России начала применять скоринговую систему для выявления подмены трудовых отношений договорами с самозанятыми [3]); развивать технологические стимулы для успешной профессиональной деятельности легальных самозанятых.

Методами опроса и парных сравнений (187 респондентов) были сформулированы и ранжированы вопросы, которые волнуют самозанятых. При применении метода парных сравнений определялись парные приоритеты, суммарные и относительные приоритеты, результаты вычисления парных приоритетов усредняли, затем выстраивали ранжированный ряд. Анализ сущности вопросов и возможности их решения в настоящем и будущем завершался синтезом выводов и рекомендаций, которые отражены таблице 2 (вопросы разделены на три группы: настоящее - вопросы, решаемые в настоящем; настоящее и будущее - вопросы, которые частично решены в настоящем, но требуют совершенствования государственной институциональной системы в будущем; будущее - вопросы, которые следует решить путём совершенствования государственной институциональной системы в будущем).

Таблица - 2. Рекомендации по преодолению проблем и решению вопросов самозанятых (составлено автором)___

Перспектива Вопрос, проблема Ранг Рекомендация

Настоящее Оформление бизнеса (регистрация самозанятости) 1 Самозанятому: использовать средства, предусмотренные ФЗ № 422-ФЗ; обратиться к налоговому консультанту или банковскому консультанту в уполномоченный банк; найти ответ на сайтах блогеров, которые предлагают помощь самозанятым (на страницах сайтов даны ответы на часто задаваемые вопросы). Государственным органам и учреждениям: совершенствовать практику регистрации самозанятых, в том числе консультационную.

Отчётность 2 Самозанятому: обратиться к налоговому консультанту или к консультанту в уполномоченный банк (с которым сотрудничает самозанятый); найти ответы на сайтах блогеров, которые предлагают помощь самозанятым; обратиться к юристу, специализирующемуся на правовых проблемах самозанятых; отобрать наиболее удобные формы документов; освоить процедуры отчетности; не нарушать сроки предоставления отчётности. Государственным органам и учреждениям: совершенствовать практику отчётности самозанятых, в том числе практику оказания консультационной помощи.

Налоги и совершенство процессов налогообложен ия, штраф, пеня 3 Самозанятому: обратиться к налоговому консультанту или к консультанту в уполномоченный банк (с которым сотрудничает самозанятый); найти ответы на сайтах блогеров, которые предлагают помощь самозанятым; обратиться к юристу, специализирующемуся на правовых проблемах самозанятых; освоить налоговые процедуры отчётности (оформления документов); не нарушать сроки предоставления отчётности и уплаты НПД. ФНС России: совершенствовать практику взаимодействия с самозанятыми, в том числе практику оказания консультационной помощи.

Медицинское страхование 4 Самозанятому: обратиться в компанию ОМС, в которой зарегистрирован самозанятый; найти ответы на сайтах блогеров, которые предлагают помощь самозанятым; обратиться к юристу, специализирующемуся на правовых проблемах самозанятых. Структурам ОМС: совершенствовать практику взаимодействия с самозанятыми, в том числе практику оказания консультационной помощи.

Продолжение табл. 2

Перспектива

Вопрос, проблема

Ранг

Рекомендация

Настоящее будущее

и

Права и защита прав

Самозанятому: обратиться к налоговому консультанту или к консультанту в уполномоченный банк (с которым сотрудничает самозанятый); найти ответы на сайтах блогеров, которые предлагают помощь самозанятым; обратиться к юристу,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специализирующемуся на правовых проблемах самозанятых.

Государственным органам: совершенствовать законодательство и практику применения законодательных и подзаконных актов.

Экономическая ситуация, рыночная конъюнктура

Самозанятому: отслеживать конъюнктуру рынка, обращая внимание на интересующую сферу деятельности; использовать профессиональных консультантов.

Государственным органам: совершенствовать механизмы и инструменты стимулирования самозанятости и защиты прав самозанятых._

Инвестиции и

банковские займы

Самозанятому: поддерживать лояльные отношения с инвесторами, уполномоченным и другими банками; заботиться о хорошей кредитной и налоговой истории; использовать профессиональных

консультантов.

Банкам: развивать инструменты взаимодействия и поддержки самозанятых. Государственным органам: институты инвестиционной и самозанятых.

Государственным учреждениям: практику применения институтов инвестиционной и иной поддержки самозанятых._

совершенствовать иной поддержки

совершенствовать

Экономическая,

финансовая,

правовая

грамотность и

повышение профессиональных компетенций

Самозанятому: повышать квалификацию, приобретать дополнительные компетенции.

Государственным органам и учреждениям: совершенствовать формы и развивать структуры консультирования, повышения и переобучения самозанятых.

1

2

3

4

Продолжение табл. 2

Перспектива

Вопрос, проблема

Ранг

Рекомендация

Настоящее будущее

и

Организация

сотрудничества

(кооперация,

координация,

логистика

материально-

технического

обеспечения и

сбыта и т. п.).

Структуризация

бизнеса,

организационные структуры взаимодействия, связи.

Самозанятому: развивать и совершенствовать сотрудничества со смежниками и заказчиками (кооперацию, координацию, логистику материально-технического обеспечения и сбыта); осваивать и эффективно применять технологии Industry 4.0; заниматься структуризацией бизнеса и оптимизировать организационные структуры взаимодействия с целью повышения производительности и эффективности профессиональной деятельности; использовать профессиональных консультантов.

Государственным органам и учреждениям: совершенствовать формы и развивать структуры консультирования, повышения и переобучения самозанятых.

Карьера, развитие и устойчивость бизнеса

Самозанятым: планировать и прогнозировать будущее бизнеса; выстраивать и выполнять планы совершенствования и развития бизнеса; анализировать и прогнозировать угрозы бизнесу; предпринимать действия по использованию конкурентных преимуществ и возможностей укрепления и развития бизнеса; выявлять и устранять недостатки и слабые стороны бизнеса; нивелировать угрозы бизнесу; использовать профессиональных консультантов. Государственным органам и учреждениям: совершенствовать институты поддержки и развития самозанятости; совершенствовать формы и развивать структуры консультирования, повышения и переобучения самозанятых._

Помощь

государства

общества

Самозанятому: ознакомиться с институтами государственной и общественной помощи; использовать помощь; обратиться к налоговому консультанту, банковскому или иному

профессиональному консультанту; использовать подсказки и рекомендации блогеров, которые предлагают помощь самозанятым на страницах своих сайтов.

Государственным органам и учреждениям: совершенствовать институты помощи самозанятым, поддержки и развития самозанятости, в том числе консультационной._

Технологии

Самозанятым: развивать технологические компетенции; обучаться, повышать профессиональную квалификацию._

5

6

7

и

8

Окончание табл. 2.

Перспектива Вопрос, проблема Ранг Рекомендация

Будущее Пенсионное обеспечение 1, 2 Самозанятым: использовать возможности институтов пенсионного обеспечения. Государственным органам и учреждениям: совершенствовать институты пенсионного обеспечения самозанятых, в том числе консультационной поддержки.

Социальное обеспечение 1, 2 Самозанятым: использовать возможности институтов социального обеспечения. Государственным органам и учреждениям: совершенствовать институты социального обеспечения самозанятых, в том числе консультационной поддержки.

Представленные результаты (табл. 2) позволяют судить о тех сторонах самозанятости, которые интересуют самозанятых. Эти стороны (вопросы, проблемы), прежде всего, касаются институционального строительства и практики применения институтов регулирования, поддержки и развития самозанятости.

Обсуждение результатов

Позиции авторов статьи в отношении сущности и проблем самозанятости во многом совпадают или не противоречат позициям других исследователей, в том числе отражённых в публикациях [5-9, 13-16] и других библиографических источниках и ресурсах Интернета. Вместе с тем, основное отличие кроется в комплексном применении институционального и системного методологических подходов к анализу сущности и содержанию самозанятости, что позволяет подготовить почву для разработки и обоснования дефиниций терминов «самозанятость» и самозанятый».

Заключение: выводы и рекомендации

Проиллюстрировано и обосновано комплексное применение институционального и системного подхода к анализу сущности и содержания понятий «самозанятость» и «самозанятый», что позволяет разработать институционально непротиворечивые дефиниции терминов «самозанятость» («самозанятость населения») и «самозанятый» («самозанятый гражданин»). Представленный фактологический материал и основные результаты обладают новизной, в том числе в части рекомендаций (раздел «Результаты), которые полезны самозанятым, терминоведам и специалистам, занимающимся разработкой, совершенствованием и применением институтов регулирования, поддержки и развития самозанятости. Важно и то, что ФЗ № 422-ФЗ - наиболее значимый экстралингвистический фактор, определяющий необходимость коррекции дефиниций терминов «самозанятость» («самозанятость населения») и «самозанятый» («самозанятый гражданин»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 18.03.2022).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 21.03.2022).

3. ФНС России разработала скоринговую систему для выявления подмены трудовых отношений договорами с самозанятыми // Гарант. Новости. 29.03.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1453303/ (дата обращения: 21.03.2022).

4. В России зарегистрировались два миллиона самозанятых // Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. 23.03.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10747467/ (дата обращения: 20.03.2022).

5. Вилисова М.Л., Шершова Е.В. Исследование самозанятости населения в России: современное состояние и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2021. № 5. С. 18-24.

6. Бурлак А.В. К вопросу о понятии «Самозанятые граждане» // Вестник Омского университете. Серия «Право», 2016. №4 (49). С. 173-177.

7. Тонких Н.В., Бабинцева А.В. Исследование самозанятости населения в Российской Федерации: общие и частные проблемы // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», 2020. Т. 18. № 1. С. 172-183. doi: 10.24147/1812-3988.2020.18(1) 172-183.

8. Манукиян Е. В России растет число самозанятых // Российская газета - Столичный выпуск № 36(8387). 18.02.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2021/02/18/v-minekonomrazvitiia-nazvali-chislo-samozaniatyh-rossiian.html (дата обращения: 20.03.2022).

9. Мануйлова А. Тень заразилась сокращением. В РФ снижается неформальная занятость // Газета «Комерсантъ», № 229 (6950) от 14.12.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4613871 (дата обращения: 21.03.2022).

10. Рынок самозанятых в России потенциально в пять раз больше официального. Business.ru. 03.02.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.business.ru/news/21709-rynok-samozanyatyh-v-rossii-potentsialno-v-pyat-raz-bolshe-ofitsialnogo (дата обращения: 19.03.2022).

11. Sultana Rabeya, Il Im, Kun Shin Im. Do IT freelancers increase their entrepreneurial behavior and performance by using IT self-efficacy and social capital? Evidence from Bangladesh. Information & Management, 2019. V. 56. Is. 6. 103133. doi: 10.1016/j.im.2018.12.001. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378720618301472 (date accessed: 20.03.2022).

12. Sjanne Marie E. van den Groenendaal et al. A qualitative exploration of solo self-employed workers' career sustainability. Journal of Vocational Behavior, 2022. V. 134. 103692. doi: 10.1016/j.jvb.2022.10369. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0001879122000033 (date accessed: 20.03.2022).

13. Глотов С. А. Самозанятость населения в России: от слов к правовому регулированию // Вестник Московского государственного областного университета, 2017. № 3. С. 52-64.

14. Цуканова Е.Ю., Придатко Е.А. К вопросу правового статуса самозанятых граждан // Вопросы российского и международного права, 2016. № 9. С. 196-203.

15. Нестеренко Ю.Н. Самозанятость в России: состояние и потенциал развития // Журнал народонаселение, 2019. № 4. С.78-89.

16. Покида А. Н. Правовое сознание самозанятых граждан // Власть, 2019. № 2. С. 176-183.

17. Рудик Е.В. Проблемы дистанционного обучения и перспективы использования технологий Industry 4.0 (Часть 1) // Вестник науки и образования Северо-Запада России. Калининград, 2022. Т. 8. № 1. С. 1-15.

18. Шелов С.Д. Очерк теории терминологии: состав, понятийная организация, практические приложения. М.: ПринтПро, 2018. 472 с.

19. Лукина О.И. Синтаксический способ формирования фонетических терминов во французском и русском языках. Педагогическое образование в России, 2015. № 10. С. 146150.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2022).

21. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2022).

22. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 19.03.2022).

23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 19.03.2022).

24. Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения (форма № 26.2-8) (КНД 1150024) // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32451/4533e0541eb408ed8503cd8f513bb605 1ab76db0/ (дата обращения: 19.03.2022).

25. Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма № 26.1-7) (КНД 1150027) // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32451/d6fb89109dd8b0fd8fe3215b90d4ca42 377b74c7/ (дата обращения: 19.03.2022).

26. Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» // КонсультантПлюс (consultant.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7rnd (дата обращения: 19.03.2022).

REFERENCES

1. Federalniy zakon "О prоvеdеnii ekspеrimеnta pо ustаnоvlеniyu spеciаlnоgо nаlоgоvоgо rеjimа "^hg на prоfеcciоnаlniy dоhоd"" [Federal Law "On Conducting an Experiment to Establish a Special Tax Regime "Tax on Professional Income"" dated November 27, 2018 No. 422-FZ (latest edition)] ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (date accessed: 18.03.2022).

2. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 30.12.2001 No 197-ФЗ (геd.. оt 25.02.2022 s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022) [Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001 No. 197-FZ (as amended on February 25, 2022 with amendments and additions, entered into force on March 1, 2022)] ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (date accessed: 21.03.2022).

3. FNS Rossii razrabotala skoringovuyu sistemu dlya viyavleniya podmeni trudovih otnosheniy dogovorami s samozanyatimi [The Federal Tax Service of Russia has developed a scoring system to identify the substitution of labor relations by contracts with the self-employed] Garant. News. March 29, 2021. Available at: https://www.garant.ru/news/1453303/ (date accessed: 21.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. V Rossii zarеgistrirоvalis dvа milliоnа sаmоzаnyatih [Two million self-employed have registered in Russia] Federal Tax Service. Official website. March 23, 2021. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10747467/ (date accessed: 20.03.2022).

5. Vilisova M.L., Shershova E.V. Issledovanie samozanitosti naseleniya v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivi razvitiya [Research of self-employment in Russia: current state and development prospects] Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2021. No 5, pp. 18-24.

6. Burlak A.V. К voprosu о ponyatii "Sаmоzаnyatie grаjdаnе" [To a question about the concept of "Self-Employed Citizens"] Vestnik Omskskogo Universiteta. Series "Law", 2016. No 4(49). pp. 173-177.

7. Tonkikh N.V., Babintseva A.V. Issledovanie samozanyatosti naseleniya v Rossiyskoy federacii: obshii i chastnii problemi [Research of population's self-employment in the Russian Federation: general and private problems] Herald of Omsk University. Series "Economics", 2020. V. 18. No. 1. pp. 172-183. doi: 10.24147/1812-3988.2020.18(1).172-183.

8. Manukiyan E. V rossii rastet chislo samozanyatih [The number of self-employed is growing in Russia] Russian newspaper - Metropolitan issue. No. 36(8387). February 18, 2021. Available at: https://rg.ru/2021/02/18/v-minekonomrazvitiia-nazvali-chislo-samozaniatyh-rossiian.html (date accessed: 20.03.2022).

9. Manuylova A. Ten zarazilas sokrasheniem. V RF snijaetsya neformalnaya zanyatost [[The shadow was infected with a reduction. Informal employment is decreasing in the Russian Federation] Komersant newspaper, No. 229 (6950) of December 14, 2020. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4613871 (date accessed: 21.03.2022).

10. Rinok samozanyatih v Rossii potencialno v pyat raz bolshe oficialnigi [[The market for the self-employed in Russia is potentially five times larger than the official one] Business.ru. 3 February 2021. Available at: https://www.business.ru/news/21709-rynok-samozanyatyh-v-rossii-potentsialno-v-pyat-raz-bolshe-ofitsialnogo (date accessed: 19.03.2022).

11. Rabeya Sultana, Il Im, Kun Shin Im, Do IT freelancers increase their entrepreneurial behavior and performance by using IT self-efficacy and social capital? Evidence from Bangladesh, Information & Management, Volume 56, Issue 6, 2019, 103133, https://doi.org/10.1016/j.im.2018.12.001. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378720618301472 (date accessed: 20.03.2022).

12. Sjanne Marie E. van den Groenendaal, Jos Akkermans, Chen Fleisher, Dorien T.A.M. Kooij, Rob F. Poell, Charissa Freese, A qualitative exploration of solo self-employed workers' career sustainability, Journal of Vocational Behavior, Volume 134, 2022, 103692, https://doi.org/10.1016/j .jvb.2022.10369. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0001879122000033 (date accessed: 20.03.2022).

13. Glotov S.A. Samozanyatost naseleniya v Rossii: ot slov k pravovomu regulirovaniyu [Self-employment of the population in Russia: from words to legal regulation] Bulletin of the Moscow Regional State University. 2017. No 3. pp. 52-64.

14. Cukunova E.Yu., Pridatko E.A. К vоprоsuprаvоvоgо stаtusа sаmоzаnyatih grаjdаn [On the legal status of self-employed citizens] Issues of Russian and international law, 2016. No 9. pp. 196-203.

15. Nesterenko Yu.N. Samozanyatost v Rossii: sostoyanie i potencial razvitiya [Self-employment in Russia: state and potential of development] Journal of Population. 2019. No 4. pp. 78-89.

16. Pokida A.N. Pravovoe soznanie samozanyatih grajdan [Legal consciousness of self-employed citizens] Power. 2019. No 2. pp. 176-183.

17. Rudik E.V. Problemi distancionnogo obucheniya i perspektivi ispolzovaniya tehnologiy Industry 4.0 (Chast 1) [Problems of Distance Learning and Prospects for the Use of Industry 4.0 Technologies (Part 2)] Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. Kaliningrad, 2022. V.8. No 2. pp. 1-15.

18. Shelov S.D. Ocherk teorii terminologii: sostav, ponyatiynaya organizaciya, prakticheskie prilojeniya [Essay on the theory of terminology: composition, conceptual organization, practical applications]. Moscow. PrintPro, 2018. 472 p.

19. Lukina О.1. Sintaksicheskiy sposob formirovaniya fineticheskih terminov vo francuzskom i russkom yazikah [Syntactic way of forming phonetic terms in French and Russian]. Teacher Education in Russia. 2015. No 10. pp. 146-150.

20. Nalogoviy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast pervaya] [Tax Code of the Russian Federation (Part One) dated July 31, 1998 No 146-FZ (as amended on March 9, 2022)] ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/ (date accessed: 19.03.2022).

21. Budjetniy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 31.07.1998 No145-FZ (red. 14.03.2022) [Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (as amended on March 14, 2022)] ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/ (date accessed: 19.03.2022).

22. Ugolovniy kodeks Rossiyskoy Federacii [Criminal Code of the Russian Federation dated June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on March 9, 2022) (with amendments and additions, entered into force on March 17, 2022)] ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (date accessed: 19.03.2022).

23. Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnih pravonarusheniyah ot 30,12,2001 No 195-FZ (red. ot 06.03.2022) [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on March 6, 2022)] ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (date accessed: 19.03.2022).

24. Uvedomlenie o prekraoenii predprinimatelskoy deyatelnosti, v otnoshenii kotoroy primenyalas uproshonnaya sistema nalogooblojeniya (forma No 26.2-8) (KND 1150024) [Notice of termination of business activities to which the simplified taxation system was applied (Form No. 26.2-8) (CPV 1150024)] ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32451 /4533e0541eb408ed8503cd8f513bb6051ab76db0/ (date accessed: 19.03.2022).

25. Uvedomlenie o prekraoenii predprinimatelskoy deyatelnosti, v otnoshenii kotoroy primenyalas sistema nalogooblojeniya dlya selskohozyaystvennih tovaroproizvoditeley [Notice of termination of business activities to which the taxation system for agricultural producers was applied (Form No. 26.1-7) (CPV 1150027)] ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc

_LAW_32451/d6fb89109dd8b0fd8fe3215b90d4ca42377b74c7/ (date accessed: 19.03.2022).

26. Federalniy zakon ot 08.06.2020 N 166-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdelnii zakonodatelnii akti Rossiyskoy Federacii v celyah prinyatiya neotlojnih mer, napravlennih na obespechenie ustoychivogo razvitiya ekonomiki i predotvrasheniya posledstviy rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infekcii" [Federal Law dated 08 June 2020 N 166-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Order to Take Urgent Measures Aimed at Ensuring Sustainable Economic Development and Preventing the Consequences of the Spread of a New Coronavirus Infection"]. ConsultantPlus (consultant.ru). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7rnd (date accessed: 19.03.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сербиновская Наталья Васильевна

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»,

E-mail: [email protected]

Serbinovskaya Natalya Vacilevna Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, E-mail: [email protected]

Сербиновский Борис Юрьевич Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону, Россия, доктор экономических наук, профессор кафедры «Системный анализ и управление», E-mail: [email protected]

Serbinovskiy Boris Yurevich Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of System Analysis and Management, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.