А У ИНАЯ
УДК 372.881.111.1
№3(3)-2017
Ханюкова Т.А., Лубянова М.А.
Южный Федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Khanyukova T.A., Lubyanova M.A.
Southern Federal university, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: tanya-khanyukova@yandex.ru
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF THE FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE
Аннотация: рассмотрены особенности понятия самостоятельность в учебном процессе; проанализированы коммуникативные компетенции, которые необходимо развивать в процессе обучения; рассмотрена самостоятельная работа как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Abstract: the peculiarities of term independence in the process of teaching; the analysis of the communicative competence; the analysis of the correlation of the independent student work and the development of the communicative competence.
Ключевые слова: самостоятельность, компетенция, коммуникативная компетенция, автономность, диалог, монолог.
The key words: independence, competence, communicative competence, autonomy, dialogue, monologue.
№3(3)-2017
Самостоятельность, как неотъемлемое качество личности и необходимое условие личностного роста и развития, давно привлекает внимание, как социологов, психологов, педагогов, так и ученых - методистов.
В психологии самостоятельность понимается как характерная черта человека, которая проявляется вне зависимости от внешних и внутренних факторов [3, с. 547].
В дидактике самостоятельность рассматривается как важное качество личности, требующее пристального внимания и развития в процессе обучения, поэтому большое внимание уделяется учебной самостоятельности учащихся в контексте учебной и образовательной деятельности, под которой понимается взаимодействие учителя и ученика в рамках учебного процесса (А.М. Каменский, З.Я. Горностаева, И.Я. Зимняя, Ф.П. Хакунова, Е.А. Тупичкина, И.В. Крючкова, И.В. Паршина, Л.М. Бабинский, C.R.Rogers, S.Redersen, J. Turner, S. Brog). Ученые П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина прямо подчеркивают, что самостоятельная «познавательная деятельность невозможна без преподавателя, который должен руководить этим процессом» [2, c. 69-82]. «Самостоятельная деятельность должна быть под контролем учителя, который будет направлять ученика» [7, c. 54].
Шагом в развитии самостоятельности является ее рассмотрение как совместной деятельности под руководством учителя, во время которой ученик вносит свои мысли, рассуждения при выполнении задания. [4, c. 193; 5, с.59] При этом предметом обучения являются такие необходимые аспекты самостоятельной работы как поиск и нахождение проблемы, ее понимание, формирование гипотезы, самостоятельный поиск решения (З.Я. Горностаева, А.М. Каменский, Е.И. Пассов).
Дальнейшим развитием понятия самостоятельности является ее качественный переход в автономию, когда под понятием самостоятельность рас-
№3(3)-2017
сматривается деятельность, «совершаемая без помощи и наставления учителя или кого-то еще» [1, а 138].
Тем не менее, развитие самостоятельности невозможно без предварительного обучения, т.е. основы автономии закладываются в школе под руководством учителя. Для реализация этой задачи роль учителя в современном образовании претерпела значительные изменения. Если раньше основной задачей учителя было объяснение задания и строгое следование пунктам плана, то теперь учитель является проводником между информацией и учеником, он не предоставляет заготовленную схему решения задания, а пытается научить школьников самим искать пути решения. Данный подход позволяет ученику находить наиболее интересные пути решения поставленных задач, но более важно то, что это помогает привлечь ученика к поиску информации, которая выходит за рамки учебного процесса, то есть учащийся начинает автономное самообразование.
В современной методике обучения иностранным языкам, учебная самостоятельность обучаемых рассматривается как средство формирования иноязычной речевой самостоятельности, необходимость овладения которой прослеживается на всех этапах формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция определяется, как возможность ученика самостоятельно работать в межкультурной ситуации. В структуру коммуникативной компетенции входят языковые, социокультурные, прагматические, а также социолингвистические компоненты, развитие которых формирует и создает предпосылки для реализации речевой самостоятельности. Ученые соглашаются в том, что коммуникативная компетенция состоится только в том случае, если у ученика будет внутренняя готовность к самостоятельному иноязычному общению.
№3(3)-2017
В документах, принятых Советом Европы и ЮНЕСКО, сформированные компетенции рассматриваются как результат обучения, позволяющий перейти к самостоятельной речевой деятельности. В документе описываются стратегии активации как коммуникативной, так и общей компетенций, которые помогут решить коммуникативные задачи.
В общие компетенции входят такие компоненты, которые не являются языковыми, но обеспечивают любую самостоятельную деятельность. Сюда можно отнести способность к познанию, экзистенциональную компетентность, а также декларативные знания [6].
Нормы современного образования, представленные в образовательном стандарте, реализуются в учебно-методических комплексах. Разработаны различные средства обучения, которые способствуют развитию самостоятельности в изучении нового материала. Школьник может использовать памятки, созданные учителем, как шаблон для самостоятельной работы без прямого руководства со стороны учителя. Интернет-ресурсы дают возможность ученику найти дополнительную информацию, пообщаться с носителем языка, читать неадаптированную литературу. Библиотеки также являются источником дополнительной информации, где ученик может найти материал, которого нет в Интернете. Словари помогают ученику найти информацию о слове без помощи учителя. Умение читать транскрипцию помогает школьнику читать слово, видя его в первый раз.
К предметным компетенциям относится иноязычная коммуникативная компетенция, результатом овладения которой является речевая самостоятельность на иностранном языке, т.е. умение понимать информацию на слух (аудирование), возможность поддерживать разговор, передавать информацию (говорение), умение читать и понимать прочитанное (чтение), а также умение изла-
№3(3)-2017
гать мысли на бумаге (письмо). Сюда же входит и возможность контролировать и корректировать речевое поведение.
Важной составляющее коммуникативной компетенции является речевая компетенция, предполагающая овладение учащимися диалогической и монологической формами общения.
Диалогические речевые умения включают самостоятельное участие в диалоге в соответствии с ситуацией, речевой задачей и темой беседы, будь то официальный стиль или неофициальный. Также он должен принимать активное участие в дискуссиях, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Что касается монологической речи, то ученик должен уметь делать сообщения, давать информацию о себе, аргументировать свое мнение, приводить примеры в качестве доказательства, рассказывать об особенностях жизни в родной стране, а также в стране изучаемого языка.
Роль учителя при формировании самостоятельности и речевой инициативы заключается в организации учебной деятельности, а также участии в общении в качестве консультанта. При этом он дает ученикам возможность самим решить о чем говорить, как представить информацию.
В рамках исследования самостоятельности как условия формирования речевой иноязычной коммуникативной компетенции нами был проведен анализ трех учебно-методических комплексов (УМК) по английскому языку для 8 класса общеобразовательной школы, наиболее популярных в школьной практике ("EnjoyEnglish" под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой; "Spotlight" под редакцией Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули; "English" под редакцией О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой) с целью сопоставления их возможности формирования речевой самостоятельности учащихся.
При анализе учебного материала наше внимание было обращено на следующие критерии:
№3(3)-2017
• Самостоятельная постановка цели;
• Самостоятельное решение задачи без опоры на помощь учителя.
Результаты исследования показали, что в учебном процессе представлены
индивидуальные и групповые, устные и письменные формы самостоятельной работы по развитию речевой самостоятельности учащихся. К ним относятся:
• Опишите/ представьте/ обсудите ситуацию, выскажите свое мнение;
• Завершите список слов;
• Составьте/ завершите предложения;
• Составьте сообщение;
• Объясните почему;
• Придумайте историю;
• Работа с проектом и др.
Большее число упражнений, направленных на формирование речевой самостоятельности учащихся, содержится в учебнике "Sportlight" - 49%, второй результат принадлежит учебнику "EnjoyEnglish" - 38%, третий результат у учебника "English" - 29%.
Основываясь на данных сравнительного анализа отдельных УМК можно предположить, что УМК "Sportlight" под редакцией Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули в большей степени ориентирован на формирование иноязычной речевой самостоятельности школьников.
Опрос, проведенные среди учителей средних школ, показал, что данный УМК часто используется в учебном процессе не только в общеобразовательных школах, но и в школах с углубленным изучением английского языка, что косвенно подтверждает гипотезу о том, что речевая самостоятельность являются важными факторами успешности обучения.
№3(3)-2017
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Аристова, Л. П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук / Л. П. Аристова. - М., «Просвещение», 2000.
2. Гальперин, П.Я. Новые возможности обучения, в частности, иностранным языкам / П.Я. Гальперин. - М., 2004. С. 69—82.
3. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия попсихиатрии / В. А. Жмуров. -2-е изд. - М., Джан-гар, 2012.
4. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М., Учпедгиз,
2003.
5. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 2004.
6. Современные языки: Изучение, преподавание, оценка: общеевропейские компетенции владения иностранным языком /. - Страсбург, 1996.
7. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.,
2006.