Научная статья на тему 'Возможности развития коммуникативных компетенций школьников'

Возможности развития коммуникативных компетенций школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПРЕДМЕТ "ТЕХНОЛОГИЯ" / МЕТОД ПРОЕКТОВ / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE SKILLS / SUBJECT "TECHNOLOGY" / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брехова Алла Витальевна, Бражникова Анна Александровна

В данной статье представлена роль предмета «Технология» в развитии коммуникативных компетенций школьников. Рассмотрены понятия «Компетенция», «Коммуникативная компетенция». Определено значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе. Представлены примеры развития коммуникативной компетенции мы представляем исследования с учащимися пятого класса школы МБУЛ «ВУВК имени А.П. Киселева» г. Воронежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брехова Алла Витальевна, Бражникова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities for development of communicative competences of schoolchildren

This article presents the role of the subject "Technology" in the development of communicative competences of schoolchildren. The concepts "Competence", "Communicative competence" are considered. The importance of the communicative competence of the student in the educational process is determined. Examples of the development of communicative competence are presented, we present studies with students of the fifth grade of the MBUL school named after A.P. Kiseleva "of the city of Voronezh.

Текст научной работы на тему «Возможности развития коммуникативных компетенций школьников»

Перспективы Науки и Образования. 2017. 3 (27)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-03/ Дата публикации: 1.07.2017 № 3 (27). С. 47-49. УДК 376.24

А. В. Брехова, А. А. Бражникова

Возможности развития коммуникативных компетенции школьников

В данной статье представлена роль предмета «Технология» в развитии коммуникативных компетенций школьников. Рассмотрены понятия «Компетенция», «Коммуникативная компетенция». Определено значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе. Представлены примеры развития коммуникативной компетенции мы представляем исследования с учащимися пятого класса школы МБУЛ «ВУВК имени А.П. Киселева» г. Воронежа.

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, предмет «Технология», метод проектов

Perspectives of Science & Education. 2017. 3 (27)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-03/ Accepted: 1 June 2017 Published: 1 July 2017

No. 3 (27). pp. 47-49. A \/ D A A D

A. V. Brehova, A. A. Bragnikova

Possibilities for development of communicative competences of schoolchildren

This article presents the role of the subject "Technology" in the development of communicative competences of schoolchildren. The concepts "Competence", "Communicative competence" are considered. The importance of the communicative competence of the student in the educational process is determined. Examples of the development of communicative competence are presented, we present studies with students of the fifth grade of the MBUL school named after A.P. Kiseleva "of the city of Voronezh.

Keywords: competence, communicative competence, communicative skills, subject "Technology", method of projects

настоящее время предмет «Техноло-Л ^ гия» выполняет новые образовательные {/^у функции в школе. На изменения повлияли требования, которые выдвигаются к нынешним выпускникам школы. Сегодня, абитуриенты должны легко ориентироваться во всех сферах, легко конкурировать, иметь социальные качества и иметь социокультурное образование.

В связи с этим, в условиях коммуникативно-ориентированного обучения предмет «Технология», являясь в своем роде инструментом познания вместе с тем является средством социокультурного образования и соответственно помогает развивать такие социальные качества, как коммуникативные способности школьников.

На наш взгляд, одной из основных целей педагогической деятельности является создание условий для развития коммуникативной компетенции.

Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным - не означает быть ученым или образованным. Компетенция - это то, что порождает умение, действие [2, с 398].

Коммуникативная компетентность является одной из основных компетентностей, которые необходимы в жизни человека, поэтому ее формированию одна из основных задач.

Коммуникативные компетенции предполагают такие умения, как:

• представить себя;

• написать анкету, заявление, резюме, письмо;

• представлять свой класс или школу, а некоторых случаях и страну;

Перспективы Науки и Образования. 2017. 3 (27)

• взаимодействовать с окружающими людьми;

• выступать с устным сообщением;

• вести учебный диалог и корректно задать вопросы.

Выясним каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на успеваемость учеников. Так, например, если ученик стесняется разговаривать с учителями и учащимися, то с поставленной задачей на уроках он скорее всего не справляется и ответы на поставленные вопросы (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний. Следовательно, оценить ответ такого ученика учитель не сможет и дальнейшем соответственно, его знания и оценки будут ниже других учащихся.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности на прямую зависит процесс адаптации ребенка к школе, в основном, взаимодействие с классным коллективом и учителями.

По мнению ученых, адаптация в школе делиться на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен научиться новому виду деятельности (обучению), и общаться с окружающими людьми. Если он легко общается с одноклассниками, то его психологическое состояние улучшается. И наоборот, плохой контакт с одноклассниками сужает круг друзей, приводит к одиночеству в классе, может вызвать асоциальные формы поведения.

И наконец, коммуникативная компетентность учащихся это не только условие благополучия и успешности в настоящее время, но и залог благополучия в будущей жизни.

Анализ литературных источников позволил нам условно коммуникативные умения можно разделить на две группы. Эти умения находятся во взаимодействии между собой:

- базовые коммуникативные умения. Это такие умения, которые отражают содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;

- процессуальные коммуникативные умения. Эти умения обеспечивают общение как процесс, т.е., умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий или говорить перед другими, слушать других, сотрудничать, командовать, подчиняться.

Такая классификация может служить главной системы развития коммуникативных возможностей учащихся.

Коммуникативно-ориентированное обучение на уроках технологии приводит к формированию у школьников коммуникативной компетенции, разговорной, практической и мыслительной, когда ученик может использовать технологию как орудие труда.

В отличие от предметно-практической деятельности, коммуникации действуют на отношения между людьми, а не на создание предметного результата.

Главной единицей коммуникации является речевой акт. По мнению А.А. Леонтьева, когда учащийся общается, он делает это не ради речи, а ради ее воздействия на слушателей. Ведь зачастую ученики не могут должным образом выразить свою мысль, объясниться, а их речь чаще всего однообразна и не выразительна.

На сегодняшний день метод коммуникативного обучения является актуальным в современной методике не только при изучении иностранных языков, но и при изучении других дисциплин. Ведь задания деятельностного характера в виде коммуникативных игр можно применять на многих предметах. Такие задания способствуют формированию в том числе и личностных качеств учащегося.

Способность человека к коммуникации в психолого-педагогических исследованиях таких авторов как Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина и др. определяется в целом как коммуникативность. Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями [1, c 5-6].

В качестве примера развития коммуникативной компетенции мы представляем исследования с учащимися пятого класса школы МБУЛ «ВУВК имени А.П. Киселева» г. Воронежа.

Для развития коммуникативной компетенции мы достаточно активно применяем компетентность^ подход. При этом мы ставим такие задачи, как:

• развивать культуру речи;

• обогащать словарный запас детей;

• научить связанно излагать свои мысли как устно, так и письменно;

• развивать самостоятельность при выполнении тех или иных работ;

• развивать умения работать в коллективе.

Например, во время проведения кулинарных

работ учебные занятия начинаются в форме проблемного диалога, задаются проблемные вопросы, затем дети делятся на группы или бригады, где они учатся умению работать в коллективе, распределять обязанности, отвечать за порученный им объем работы. Учащимся очень нравятся темы «Этикет», «Семейный бюджет» и конечно же практические работы по кулинарии.

Для формирования коммуникативных компетенций учащимся регулярно предлагаются темы для докладов по учебному материалу, проводятся ролевые игры по разделу «Кулинария» при этом применяется работа в малых группах, после чего каждая группа должна была разработать рекламу изготовленного блюда и представить свой результат [3, с 116-119].

Другим примером развития коммуникатив-

Perspectives of Science & Education. 2017. 3 (27)

ной компетенции школьников является метод проектов. Творческий проект по технологии позволяет разработать и изготовить изделие при консультации учителя. Ученики с большим желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, участвуют в подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий.

При защите творческих проектов можно увидеть, как развиваются коммуникативные компетенции: как ребенок может представить свою работу, как он отвечает на вопросы, как оценивает другие работы и задает им вопросы [4, с 89-96].

При этом проявляется интерес, появляется желание одержать победу или представить лучший проект или презентацию, соответственно, все это усиливает заинтересованность и повышает интерес к изучаемому предмету.

Нами был предложен творческий проект после изучения раздела «Художественные ремесла». Большинство учеников на защите проекта отвечали не уверено, не все подготовили презентации для защиты, когда задавали вопрос, многие ученики не знали, что ответить, речь,

1. 2.

3.

4.

Информация об авторах Брехова Алла Витальевна

(Россия, г. Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент Доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский Государственный педагогический университет

Бражникова Анна Александровна

(Россия, г. Воронеж) Магистрант 1 курса физико-математического факультета направление «Педагогическое образование» Воронежский Государственный педагогический университет

подготовленная для защиты, не освещала проект полностью. Поэтому за защиту проекта оценку «5» получили только трое, «4» - 12 и «3» - 3.

Этот опыт по защите проекта был очень хороший. Когда проводили самооценку проекта, многие школьники признали, что мало поработали над речью для защиты, небыли готовы к вопросам, а многие просто стеснялись отвечать.

Защита второго проекта показала, что многие ученицы осознали свои ошибки и защищали свои работы более уверено, не боялись вопросов и 70% пришли с презентациями. Поэтому результаты были такими: «5» - 10 человек, «4» - 7 человек и «3» - 1.

На наш взгляд, проектно-исследовательские технологии помогают развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика и его воспитанность.

Проделанная нами работа позволила нам сделать вывод о том, что коммуникация у учащихся развивается при помощи специальных заданий, использовании методов проекта и активной работы на уроке.

ЛИТЕРАТУРА

Information about the author Brehova Alla Vitalievna

(Russia,Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor Associate Professor of technology and natural Sciences Voronezh State pedagogical University E-mail: avbrehova@yandex.ru

Аnna Аleksandrovna Brazhnikova

(Russia, Voronezh) Master of 1 course of physics and mathematics faculty direction "Pedagogical education", profile "Professional education" Voronezh State pedagogical University E-mail: anuta24.93@mail.ru

Галиакбирова Р.Р. Методическое пособие. Проект «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников» / Р.Р. Галиакбирова, 2012. С 5-6.

Петровский А.В. Психология. Словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 2003. С 358.

Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н.В. Синица. - М. : Вентата-Граф. С 116-119.

Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. С.С. Татарченкова. - СПб.: КАРО, 2008. С 89-96.

REFERENCES

Galiakbirova R.R. Metodicheskoe posobie. Proekt «Formirovanie kommunikativnoj kompetencii mladshih shkol'nikov» / R.R. Galiakbirova, 2012. S 5-6.

Petrovskij A.V. Psihologiya. Slovar' / red. A.V. Petrovskij, M.G. YAroshevskij.— 2-e izd., ispr. i dop.— M.: Politizdat, 2003. S 358. Sinica N.V. Tekhnologiya. Tekhnologiya vedeniya doma: 5 klass: metodicheskoe posobie / N.V. Sinica. - M. : Ventata-Graf. S 116-119.

Tatarchenkova S.S. Formirovanie klyuchevyh kompetentnostej uchashchihsya cherez proektnuyu deyatel'nost': Uchebno-metodicheskoe posobie. S.S. Tatarchenkova. - SPb.: KARO, 2008. S 89-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.