Научная статья на тему 'Самостоятельная учебно-творческая работа по живописи как фактор совершенствования духовно-нравственного воспитания студентов'

Самостоятельная учебно-творческая работа по живописи как фактор совершенствования духовно-нравственного воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественно-педагогическое образование / Академия художеств России / ду-ховно-нравственное воспитание / самостоятельная учебно-творческая работа по живописи / модель педаго-гической технологии / системный подход / art-pedagogical education / Academy of Arts of Russia / spiritual and moral education / independ-ent educational and creative work on painting / model of pedagogical technology / systematic approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктор Иванович Денисенко, Екатерина Игоревна Никифорова

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования духовно-нравствен-ного воспитания будущих художников-педагогов посредством активизации их самостоятельной учебно-твор-ческой работы по живописи в условиях современной России. Важнейшей стороной духовно-нравственного воспитания является ориентация студенческой молодежи на участие в международных выставках и научно-практических конференциях, посвященных патриотическим темам. В связи с происходящими событиями в мире и внутри страны неизбежны изменения в системе художественно-педагогического образования, направ-ленные на решение глобальных проблем, связанных с формированием социально-активной, творческой и гармоничной личности будущего преподавателя изобразительного искусства. В 2022–2023 гг. нами была раз-работана педагогическая технология духовно-нравственного воспитания (ДНВ) студентов художественно-гра-фических факультетов. По итогам педагогического эксперимента ее внедрения разработка показала себя эф-фективной, определив новые проблемные вопросы, учитывающие реалии сегодняшнего дня. Дальнейшее со-вершенствование технологии позволит создать полноценную методическую систему. Результаты исследова-ния показали, что внедренное инновационное содержание и методы художественного воспитания, особенно в самостоятельной изобразительной деятельности, существенно повлияли не только на качество обучения, но и на развитие духовной составляющей личности обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виктор Иванович Денисенко, Екатерина Игоревна Никифорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent Creative Learning in Painting as a Factor to Improve Students’ Spiritual and Moral Education

The article examines the urgent problem of improving the spiritual and moral education of future artist-teachers through the activation of their independent educational and creative work in painting amidst modern-day Russia. The most important aspect of spiritual and moral education is the orientation of student youth to partic-ipate in international exhibitions and scientific-practical conferences devoted to patriotic themes. Due to the ongoing events in the world and modern Russia, changes in the system of art and pedagogical education are inevitable, aimed at solving global problems related to the formation of a socially active, creative and harmonious personality of the future teacher of fine arts. In 2022–2023, we developed a pedagogical technology of spiritual and moral education (SME) for students of art and graphic faculties, the results of the implementation of which we consider in this publication. As the pedagogical experiment showed, this technology proved to be effective, identifying new problematic issues that take into account the realities of today. Further improvement of the technology will make it possible to create a full-fledged methodological system. The results of the study showed that the implemented innovative content and methods of art education, especially in independent fine arts activities, significantly affected not only the quality of learning, but also the development of the spiritual component of students’ personality

Текст научной работы на тему «Самостоятельная учебно-творческая работа по живописи как фактор совершенствования духовно-нравственного воспитания студентов»

Научная статья УДК 378.1: 75.01

https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.19

Самостоятельная учебно-творческая работа по живописи как фактор совершенствования духовно-нравственного воспитания студентов

Виктор Иванович Денисенко1, Екатерина Игоревна Никифорова2

12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

1denisenkovit@yandex.ru

2trefl007@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования духовно-нравственного воспитания будущих художников-педагогов посредством активизации их самостоятельной учебно-творческой работы по живописи в условиях современной России. Важнейшей стороной духовно-нравственного воспитания является ориентация студенческой молодежи на участие в международных выставках и научно-практических конференциях, посвященных патриотическим темам. В связи с происходящими событиями в мире и внутри страны неизбежны изменения в системе художественно-педагогического образования, направленные на решение глобальных проблем, связанных с формированием социально-активной, творческой и гармоничной личности будущего преподавателя изобразительного искусства. В 2022-2023 гг. нами была разработана педагогическая технология духовно-нравственного воспитания (ДНВ) студентов художественно-графических факультетов. По итогам педагогического эксперимента ее внедрения разработка показала себя эффективной, определив новые проблемные вопросы, учитывающие реалии сегодняшнего дня. Дальнейшее совершенствование технологии позволит создать полноценную методическую систему. Результаты исследования показали, что внедренное инновационное содержание и методы художественного воспитания, особенно в самостоятельной изобразительной деятельности, существенно повлияли не только на качество обучения, но и на развитие духовной составляющей личности обучающихся.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, Академия художеств России, духовно-нравственное воспитание, самостоятельная учебно-творческая работа по живописи, модель педагогической технологии, системный подход

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Денисенко В.И., Никифорова Е.И. Самостоятельная учебно-творческая работа по живописи как фактор совершенствования духовно-нравственного воспитания студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11. С. 145-154. https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.19.

Original article

Independent Creative Learning in Painting as a Factor to Improve Students' Spiritual and Moral Education

Viktor I. Denisenko1, Ekaterina I. Nikiforova2

12Kuban State University, Krasnodar, Russia

1denisenkovit@yandex.ru

2trefl007@yandex.ru

Abstract. The article examines the urgent problem of improving the spiritual and moral education of future artist-teachers through the activation of their independent educational and creative work in painting amidst modern-day Russia. The most important aspect of spiritual and moral education is the orientation of student youth to participate in international exhibitions and scientific-practical conferences devoted to patriotic themes. Due to the ongoing events in the world and modern Russia, changes in the system of art and pedagogical education are inevitable, aimed at solving global problems related to the formation of a socially active, creative and harmonious personality of the future teacher of fine arts. In 2022-2023, we developed a pedagogical technology of spiritual and moral education (SME) for students of art and graphic faculties, the results of the implementation of which we consider in this publication. As the pedagogical experiment showed, this technology proved to be effective, identifying new problematic issues that take into account the realities of today. Further improvement of the technology will make it possible to create a full-fledged methodological system. The results of the study showed that the implemented innovative content and methods of art education, especially in independent fine arts activities, significantly affected not only the quality of learning, but also the development of the spiritual component of students' personality.

Keywords: art-pedagogical education, Academy of Arts of Russia, spiritual and moral education, independent educational and creative work on painting, model of pedagogical technology, systematic approach Funding: Independent work.

© Денисенко В.И., Никифорова Е.И., 2023

For citation: Denisenko, V.I. & Nikiforova, E.I. (2023) Independent Creative Learning in Painting as a Factor to Improve Students' Spiritual and Moral Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 145-154. Available from: doi:10.24158/spp.2023.11.19 (In Russian).

Одной из важнейших проблем современной российской художественной педагогики является постоянное совершенствование методики духовно-нравственного воспитания будущего педагога изобразительного искусства в учебном процессе вуза и самостоятельной работе обучающихся. Период политического и экономического кризиса в конце XX - начале XXI вв. повлиял на жизненные ценности граждан России. Стало особенно важно развивать традиционные ценности среди молодежи, воспитывать в них стремление следовать моральным нормам и правилам, препятствуя тем самым проявлению девиантных форм поведения и способствуя распространению духовно-нравственных ценностей.

На заре формирования системы художественного образования России, с создания в 1757 г. Императорской академии художеств, профессорское педагогическое сообщество понимало значимость духовного воспитания будущего художника и строило учебный процесс на достижениях мировой художественной культуры и с опорой на христианские православные ценности.

В советский же период истории сложилась четкая и, безусловно, излишне идеологизированная система воспитания специалистов сферы искусства. Кроме того, почти каждый художественно-графический институт или художественный факультет педагогического вуза имел четко разработанную систему образования, подразумевающую не только профессиональное обучение рисунку, живописи и композиции, но и коммунистическое воспитание, развитие творческой личности будущего художника-педагога, скульптора, архитектора в партийном идеологическом русле.

Обширная воспитательная работа по данному направлению проводилась и на единственном в то время художественно-графическом факультете Московского государственного педагогического института им. Потемкина (МГПИ, 1941 г., с 90-х гг. - Московский педагогический государственный университет), который стал готовить учителей рисования для советской общеобразовательной школы.

Во всесоюзном масштабе воспитательная работа развернулась с созданием в стране системы художественно-педагогического образования (1959 г.), в которую органично вписался и художественно-графический факультет (ХГФ) Краснодарского государственного педагогического института. Основателем его являлся Георгий Васильевич Беда, выпускник МГПИ, который в полной мере перенёс традиции родного худграфа не только на краснодарский вуз, но и на другие художественно-педагогические образовательные учреждения Северного Кавказа. Педагогическая деятельность Г.В. Беды и его коллег велась с использованием таких направлений воспитательной работы, как идейно-политическое, культурно-эстетическое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и развитие на этой основе творческого потенциала студентов. В настоящее время в Кубанском государственном университете ученики и последователи Г.В. Беды используют популярные ранее формы воспитательной работы, а также инновационные методы. Очень эффективны в этом отношении проводимые ведущими педагогами факультета мастер-классы, конкурсы творческих работ с привлечением студентов. Особенно наглядно это выглядит в период проведения педагогических и пленэрных практик: отдавая должное ветеранам войн, студенты возлагают цветы к могилам героев, пишут портреты участников специальной военной операции на Украине и представляют их вниманию общественности, участвуя в выставках и конкурсах (рис. 1, 2).

Развитию методики преподавания изобразительного искусства и совершенствованию воспитательной работы в художественно-педагогических образовательных организациях посвятили свои труды: Г.В. Беда1, Ю.В. Коробко (2005), В.С. Кузин2, Б.М. Неменский3 и др. Изучением духовно-нравственного воспитания обучающихся в системе школьного образования занимались: А.А. Стерхов (2017), С.В. Пашков (2022), Е.Е. Игнатьева (2010) и др. В самой известной работе академика В.С. Кузина «Психология живописи»4 особое внимание уделяется роли учителя в воспитании обучающихся, формировании у них способностей, интересов, убеждений, и мы опирались на его выводы в своем исследовании.

Продолжая традиции общественно-политического воспитания советского периода истории, на новом этапе развития России ученые стремятся возродить стратегии воспитания подрастающего поколения на идеалах и духовно-нравственных ценностях многовековой истории государства. Из последних публикаций в качестве примера можно привести учебное пособие

1 Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция : пособие. М., 2021. 272 с.

2 Кузин В.С. Психология живописи : учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. 303 с.

3 Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2012. 240 с.

4 Кузин В.С. Указ. соч.

Н.П. Шитяковой, И.В. Верховых «Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии»1, которое предназначается магистрантам, обучающимся по программам педагогического и психолого-педагогического направления и ориентировано на формирование у них необходимых компетенций в сфере духовно-нравственного воспитания.

Рисунок 1 - Участники научно-практической школы «Пленэр» (июль 2023 г.) Figure 1 - Participants of the Scientific-Practical School "Plenair" (July 2023)

Рисунок 2 - Самостоятельная творческая работа студентки В. С. Дмитревцовой Figure 2 - Independent Creative Work by Student V. S. Dmitrevtsova

1 Шитякова Н.П., Верховых И.В. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии : учебное пособие. Челябинск, 2016. 197 с.

Однако изучение методической и исторической литературы, анализ передового опыта ведущих художников-педагогов в плане формирования личностных духовно-нравственных ценностей у студентов творческих направлений выявили противоречия, которые возникают в процессе работы современных художественных и художественно-педагогических образовательных организаций. В частности, нами установлено, что в науке не в полной мере разработаны проблемные вопросы содержания, методов и форм духовно-нравственного воспитания студентов вузов художественных профилей, особенно в рамках внеаудиторной, самостоятельной учебно-творческой изобразительной деятельности обучающихся. Анализ научных публикаций, рабочих программ дисциплин (РПД), особенно специальных, свидетельствует о том, что далеко не в полной мере в них отражаются вопросы, связанные с формированием духовно-нравственной, творческой личности студента.

Актуальность настоящей статьи определяется недостаточным теоретическим и методическим обоснованием организации процесса самостоятельной учебно-творческой работы по живописи будущих учителей изобразительного искусства как одного из важнейших факторов их духовно-нравственного воспитания и развития.

В свете событий последних лет, поставивших Россию в сложнейшие экономические условия и определивших ее позицию в мировом сообществе, неизмеримо возросло значение национальной идеи, опирающейся на духовно-нравственные традиции русского народа, а в этой связи и соответствующего вектора воспитания школьников, студентов и всего населения страны в целом. События 2022-2023 гг. показали, что в сложившейся ситуации представляется крайне необходимым формирование у нового поколения патриотичности и гражданственности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Для решения этой задачи необходимо интегрировать в сознании молодых людей понятия: Родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, культура и т.д. Группой ученых, в состав которой входили А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, была подготовлена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк и др., 2014). В настоящее время она является одним из важных ориентиров для воспитательной работы коллективов художественно-педагогических образовательных организаций.

С принятием в России Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ1 начался новый этап государственной образовательной политики. Одной из ключевых ее задач стало обеспечение высокого качества подготовки обучающихся и формирование духовно-нравственной личности. Однако остались нерешенными некоторые вопросы, связанные с их реализацией в системе художественного и художественно-педагогического образования.

Мы предположили, что духовно-нравственное развитие студентов художественно-графического факультета будет более эффективным, если использовать для этой цели специальную модель и педагогическую технологию организации самостоятельной учебно-творческой работы по живописи студентов старших курсов художественно-графического факультета. Вследствие этого появилась объективная потребность в научной разработке и интеграции в рабочие программы мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию студентов начиная с первого курса. В ходе работы мы придерживались ряда принципов построения системы воспитательной работы как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной изобразительной деятельности обучающихся:

1. Прежде всего мы старались обеспечить единство учебной и внеучебной воспитательной деятельности. Все наши учебные задания и воспитательные мероприятия выстраивались с ориентацией на нравственные идеалы и ценности российского общества, формирование гражданской ответственности, межкультурный диалог.

2. Вся система воспитания будущего художника-педагога осуществлялась в контексте Закона «О б образовании в Российской Федерации»2, особенно в части исполнения его статьи 83 «Особенности реализации образовательных программ в области изобразительного искусства», которая концентрирует внимание художественно-педагогического сообщества, высшего профессионального образования на проблемах духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов.

3. Добиться высоких результатов в воспитательной работе удалось на основе реализации компетентностного и личностно-ориентированного подходов к процессу обучения, воспитания и развития будущих учителей изобразительного искусства.

4. Безусловная опора на психологические, социальные, культурные и другие особенности обучающихся, а также учёт экономических, географических и культурных особенностей региона их проживания привели к достаточно высоким конечным результатам.

1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Там же.

Из множества определений понятия «педагогическая технология», распространенных в научной среде, мы опирались в трактовке данного термина на очень краткую и ёмкую формулировку В.П. Беспалько, согласно которой педагогическая технология трактуется как «проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» (Беспалько, 1989).

Методологическим основанием этого определения является системный подход, который, как известно, лежит в основе любой педагогической технологии и определяет взаимосвязь всех её структурных элементов (цели обучения, воспитания и развития; педагог; обучающиеся; содержание, формы, методы и средства образовательного процесса).

Применяя наряду с ним личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит гармонизация субъектно-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса, мы обеспечили плодотворное, конструктивное сотворчество и сотрудничество художника-педагога и обучающихся. В содержательном аспекте наша педагогическая технология ориентируется на комплексное внедрение учебно-творческих заданий, которые в свою очередь опираются на национальные ценности (любовь к России, родному краю, патриотизм, толерантность, свобода выбора и др.).

Каждая живописная постановка обучающихся подразумевает определенный контекст, особенно этюды и композиции в рамках самостоятельной домашней работы. Конкретным примером практического воплощения задач духовно-нравственного воспитания в самостоятельной работе является творчество выпускницы художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, участницы научно-практической школы «Пленэр» под руководством В.И. Денисенко Юлии Черняевой (рис. 3), которая в своих работах отражает такие ценностные ориентиры, как:

- Родина и природа, лежащие в основе гражданско-патриотического воспитания;

- общечеловеческие аксиологические приоритеты, дружба, семья, составляющие основу духовно-нравственного роста молодежи;

- культура и красота, которые лежат в основе просветительского направления воспитания.

Ценностно-смысловые предпочтения студентов показывают их отношение к содержанию

будущей трудовой деятельности, которое характеризуется степенью принятия целей, профессионально и личностно значимых для человека, находят свое отражение в стремлении студента к реализации себя в социально полезной деятельности уже в период обучения в университете, а далее и непосредственно в работе.

Рисунок 3 - Творческие работы выпускницы художественно графического факультета Юлии Черняевой Figure 3 - Creative Works of Yulia Chernyaeva, Graduate of the Faculty of Graphic Arts and Graphic Design

- 149 -

Что касается методов обучения живописи, то в нашей технологии под этим понятием скрывается система последовательных целенаправленных действий педагога, организующего с помощью различных форм и средств деятельность студента по усвоению необходимых теоретических знаний, умений и навыков, а также по развитию соответствующих профессиональных компетенций с обязательным обеспечением духовного воспитания и творческого совершенствования личности. Эта система методов предполагает поэтапное восхождение от репродуктивной к творческой деятельности (используются информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и эвристический методы) (Денисенко, 2023).

Обобщив научные исследования ученых художников-педагогов, мы разработали модель педагогической технологии, направленную на духовно-нравственное воспитание студентов и внесли в разрабатываемую методику предшествующий опыт обучения живописи (рис. 4).

Цели и задачи СУТР по живописи:

а) формирование компетентной личности студента;

б) воспитание высоконравственной личности художника-педагога;

в) саморазвитие творческих способностей каждого выпускника

о- I- 3 41 го ш - -. О о

О X Щ

О- (О

с Ct 5 <U

О Я}

о

о ф

т X 0)

СП >

и

пз *

О х Т

га

ДИПЛОМ

4 Закрепление умений и навыков по живописи, полученных в ашитооной ваботе Курсовая работа, участие в выставках Педагогическая и преддипломная практика Задания, направленные на развитие духовно-нра вствен ного воспитания 4

3 3

2 2

курсы Внеаудиторная работа Самостоятельная работа курсы

Аудиторная работа

Содержательная часть ДНВ в рамках выполнения СУТР по живописи

Процессуальная часть технологии ДНВ

Психолого-педагогические условия ДНВ

Методическое обеспечение креативной технологии д\*ховно-нравственного воспитания

Методы обучения духовно-нравственного воспитания и творческого развития Формы, средства обучения, воспитания и развития

Репродуктивные Проблемно-поисковые Объясн ительно-ил люстрати вные Исследовательские, эвристические Сотрудничества Сотворчества Электронные учебные пособия Учебно-творческие задания тематического плана Композиции по курсу живописи Коллективная и индивидуальная общественная работа

Рисунок 4 - Модель педагогической технологии духовно-нравственного воспитания студентов ХГФ

Figure 4 - Model of Pedagogical Technology of Spiritual and Moral Education of Students of the Art and Graphic Arts Faculty

Выполнение различных заданий и упражнений в программе самостоятельной работы по живописи предполагает не только совершенствование композиционных и живописных способностей, но и духовно-нравственное развитие и творческое совершенствование личности обучающихся. Опираясь на аксиологический подход, мы пытались все теоретические вступительные беседы и практические живописные задания сделать более целенаправленными, подчиненными общим задачам формирования ценностного отношения всех участников образовательного процесса к воспринимаемому материалу.

В рамках реализации педагогической технологии, направленной на духовно-нравственное воспитание студентов, был проведен эксперимент по систематизации самостоятельной учебно-творческой работы (СУТР) по живописи. Для участия в нем были созданы контрольные и экспериментальные группы, включающие студентов 3-4 курсов художественно-графического факультета Кубанского государственного университета.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено анкетирование по выявлению степени значимости духовно-нравственного воспитания для студентов перед внедрением авторской методики в рамках самостоятельной работы по живописи. Одним из вопросов, включенных в анкету и предложенных респондентам, был следующий: «Нужна ли в настоящее время система духовно-нравственного воспитания?». Согласно ответам, подавляющее большинство опрошенных студентов признают необходимость духовно-нравственного воспитания в вузе.

С участниками экспериментальной группы проводился комплекс мероприятий в рамках разработанной модели и педагогической технологии самостоятельной учебной творческой работы (СУТР), направленной на совершенствование духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

Результаты поискового и формирующего этапов работы показали, что студенты экспериментальной группы достигли высокого уровня не только сформированности знаний и умений в самостоятельной работе по живописи, но и духовно-нравственного потенциала личности. Очень важно, что прежде всего у студентов экспериментальной группы повысился уровень общественной активности (85 % обучающихся принимают участие в выставках, конференциях, различных мероприятиях). Другим показателем гражданской позиции участников исследования стал тот факт, что подготовленные ими наглядные пособия по теории и методике обучения изобразительной деятельности впоследствии были подарены детским художественным школам города и края.

Трое студентов экспериментальной группы со своими творческими работами приняли участие в краевой выставке студентов художественных и художественно-педагогических образовательных организаций Краснодарского края «От обучения - к творчеству!», проходившей в период с 19.05.2023 г. по 28.05.2023 г. в Краснодарском выставочном зале изобразительных искусств. Все они стали обладателями дипломов различной степени.

Согласно разработанной нами технологии, при выполнении самостоятельной работы по живописи студенты должны обращать внимание на психологию и типологию изображаемой натуры, а также на эмоционально-образную характеристику портретируемого, способствующую духовно-нравственному развитию личности самого студента. В плане СУТР по живописи на 4 курсе в качестве итогового упражнения обучающимся предлагалось выполнить учебно-творческий портрет с руками.

Наряду с простыми образовательными задачами в нашей концепции имеются и более сложные, такие как передача общего колорита изображаемой натуры с акцентом на психологических особенностях портретируемого. Так, в рамках реализации экспериментальной программы обучения мы предложили студентам создать образ фронтовой санитарки, выполняя этюд костюмированной натурщицы (рис. 5).

Рисунок 5 - Студенты экспериментальной группы за работой Figure 5 - Students of the Experimental Group at Work

- 151 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация данного задания способствовала не только проявлению интереса со стороны студентов к психологии предложенного образа, но и формированию духовно-нравственного сознания обучающихся.

Разработанная нами технология самостоятельной учебной творческой работы (СУТР) по живописи для студентов художественно-графических факультетов способствует развитию духовно-нравственного воспитания обучающихся и даёт им колоссальный заряд для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности. Комплексность, интегративность нашей методики осуществления самостоятельной учебно-творческой работы по живописи для студентов художественно-графических факультетов, безусловно, решает много задач с позиций педагогики, психологии и методологии и строится на базе прошлого опыта и современных достижений передовых ученых и художников-педагогов, а также сложившихся академических традиций с учётом современных требований к образовательному процессу.

В продолжении обучения студенты экспериментальной группы прошли интенсивный курс факультативных занятий и самостоятельной учебно-творческой работы по живописи, направленной на становление системы духовно-нравственного воспитания в вузе.

Обучающиеся контрольной и экспериментальной групп были поставлены в равные материально-технические условия. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что тематический портрет обучающиеся обеих групп выполняли на трех уровнях - низком (6,3 и 5,6 % соответственно), среднем (42,5 и 51,2 % соответственно) и высоком (41,3 и 53,1 % соответственно).

В ходе формирующего этапа эксперимента исследования решались задачи внедрения в учебно-воспитательный процесс модели педагогической технологии, направленной на совершенствование духовно-нравственного воспитания участников экспериментальной группы. Студенты, входившие в состав контрольной группы, обучались по стандартной программе.

Результаты уровня сформированности владения знаниями и приёмами живописи на занятиях в конце формирующего эксперимента у студентов двух групп приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Результаты формирующего этапа эксперимента

Table 1 - Results of the Pilot's Formative Stage

Задание Контрольная группа 10 студентов - 100 % Экспериментальная группа 10 студентов - 100 %

низкий уро- средний высокий низкий уро- средний высокий

вень уровень уровень вень уровень уровень

1. Портрет 4,0 47,4 48,6 2,6 43,6 53,8

2. Портрет 3,7 49 47,3 2,8 43,6 53,6

Для определения уровня владения творческими приёмами студентов в процессе занятий живописью после окончания формирующего этапа исследования был проведен сравнительно-контрольный этап эксперимента: по итогам окончания занятий осуществлен анализ работ студентов двух групп. Он показал, что участники контрольной группы выполняли творческое задание на низком уровне в 2,4 % случаев, на среднем - в 37,8, на высоком - в 59,8 % случаев; студенты экспериментальной группы продемонстрировали явно лучшие результаты: на низком уровне ими было выполнено только 1,9 % работ, на среднем - 36,6, а на высоком - 61,5 %.

После внедрения авторской методики в рамках самостоятельной работы по живописи обучающимся была предложена анкета, направленная на уточнение места и роли духовно-нравственного воспитания (ДНВ) человека в современном обществе (рис. 6).

Экспериментальные данные в полной мере подтверждают наше предположение о том, что комплекс педагогических условий самостоятельной учебно-творческой работы по живописи не только закрепляет развитие творческой личности, но и способствует духовно-нравственному развитию студентов.

Формирование моральных, духовных понятий - это сложный, долгий процесс, он требует целенаправленных, постоянных усилий педагогов, родителей, воспитателей, систематической, планомерной работы, ориентированной на формирование чувств, сознания, начиная с самого рождения и заканчивая старшим возрастом.

Только правильное применение существующих средств духовно-нравственного воспитания позволит сформировать действительно здоровую личность, способную противостоять любым негативным факторам современного общества. Данная публикация является изложением первой попытки системного изучения этой сложной проблемы и более обстоятельную исследовательскую работу мы планируем провести в ближайшее время на базе различных художественно-педагогических образовательных организаций.

100,00 -

I I .1

Гражданственность Участие в Необходимость ДНВ на

общественной ХГФ

деятельности

■ Экспериментальная "Контрольная

Рисунок 6 - Результаты анкетирования студентов художественно-графического факультета с целью уточнения их представлений о месте и роли духовно-нравственного воспитания (ДНВ) человека в современном обществе

Figure 6 - Results of the Questionnaire Survey of Students of the Faculty of Arts and Graphic Arts with the Aim to Clarify Their Ideas about the Place and Role of Spiritual and Moral Education (SME) in Modern Society

Список источников:

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2014. 23 с.

Денисенко В.И. Пропедевтика профессионального обучения изобразительной деятельности. Монография. Краснодар, 2023. 284 с.

Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 1. С. 209-212.

Коробко Ю.В. Постановка глаза на живописное восприятие цвета. Монография. Краснодар, 2005. 210 с.

Пашков С.В. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в процессе изучения героического прошлого национальной истории // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2022. № 15. С. 88-112.

Стерхов А.А. Гражданственно-патриотический компонент духовно-нравственной культуры ребенка // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8, № 8-2. С. 131-135. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-8-2-131-135.

References:

Bespal'ko, V. P. (1989) Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow. 192 р. (In Russian).

Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M. & Tishkov, V. A. (2014) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a Russian citizen]. Moscow. 23 р. (In Russian).

Denisenko, V. I. (2023) Propedevtika professional'nogo obucheniya izobrazitel'noi deyatel'nosti [Propaedeutics of professional training in visual activity]. Monograph. Krasnodar. 284 р. (In Russian).

Ignat'eva, E. E. (2010) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov [Spiritual and moral education of schoolchildren]. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics. (1), 209-212. (In Russian).

Korobko, Yu. V. (2005) Postanovka glaza na zhivopisnoe vospriyatie tsveta [Setting the eye to the pictorial perception of color]. Monograph. Krasnodar. 210 р. (In Russian).

Pashkov, S. V. (2022) Spiritual and Moral Education of Children and Youth in the Process of Studying the Heroic Past of National History. The Works of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with Missionary Orientation). (15), 88-112. (In Russian).

Sterkhov, A. A. (2017) The Civil-Patriotic Component Spiritual and Moral Culture of the Child. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal). 8 (8-2), 131-135. Available from: doi:10.12731/2218-7405-2017-8-2-131-135. (In Russian).

Информация об авторах В.И. Денисенко - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры живописи и композиции художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=658505

95,00 90,00 85,00 80,00 75,00

Патриотизм

Е.И. Никифорова - магистр направления «Высшее образование: теория и методика обучения изобразительному искусству» Кубанского государственного университета, член ВТОО «Союз художников России», преподаватель высшей категории ДХШ имени В.А. Филиппова, Краснодар, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors V.I. Denisenko - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Department of Painting and Composition, School of Art and Graphics, Kuban State University, Krasnodar, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=658505

E.I. Nikiforova - Master's Degree in Higher Education: "Theory and Methodology of Fine Arts Education", Kuban State University, Member of the "Union of Russian Artists", Lecturer of the Highest Category of the V.A. Filippov Art School, Krasnodar, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.