Научная статья на тему 'Апробация интеграционной педагогической технологии профессионального обучения изобразительной деятельности на пленэре студентов вузов художественных профилей'

Апробация интеграционной педагогической технологии профессионального обучения изобразительной деятельности на пленэре студентов вузов художественных профилей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция изобразительной деятельности на пленэре / студенты художественных профилей / интеграционная технология обучения / развитие изобразительной культуры в условиях природы / колорит / формирующий педагогический эксперимент / integration of visual activity in the open air / art students / integration technology of teaching / development of visual culture in nature / color / formative pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цырульник Алла Николаевна, Денисенко Виктор Иванович

В статье описывается педагогическое исследование проблемы оптимизации учебно–творческой и воспитательной работы в рамках проектно-технологической практики (пленэр) в художественных и художественно-педагогических организаций. Этот материал является развитием идей, отраженных в магистерской диссертации и публикациях 2019–2022 гг. по проблеме теоретико-методического обоснования обучения живописи портрета на пленэре будущих художников-педагогов. В сжатом виде обоснована проблема совершенствования пленэрной практики студентов вузов художественных профилей и описываются результаты проведенных констатирующего и формирующего экспериментов по апробации интеграционной педагогической технологии обучения, воспитания и развития будущих дизайнеров, декораторов, художников – педагогов изобразительной деятельности в условиях пленэра (23.06.23–19.07.23). Излагаются теоретические, методологические основания нашего исследования определяются и уточняются отдельные термины и понятия специального профессионального художественного образования студентов художественных и художественно – педагогических факультетов вузов по композиции живописи и рисунку (натюрморт, пейзаж и портрет и др.) в рамках проектно-технологической, пленэрной практики. При этом мы опираемся на материалы экспериментально апробированного учебно-методического пособия подготовленного для студентов в печатном и электроном виде, а также разработанные наглядные пособия по методике пленэрной живописи[8]. Интеграция как метазнание в современном педагогике является одной из самых перспективных научных идей, эффективно реализуемых в различных областях исследований как отечественных так и зарубежных ученых. На данный момент, реализуется процесс совершенствовыания инновационной модели интеграционной педагогической технологии обучения, воспитания и развития будущих дизайнеров, декораторов, художников – педагогов изобразительной деятельности в условиях пленэра для использования на кафедрах ДПИ, графики, живописи и композиции в разных художественных и художественно-педагогических вузах. Полученные предварительные положительные результаты эксперимента, вселяют уверенность в правильном направлении нашей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цырульник Алла Николаевна, Денисенко Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROBATION OF THE INTEGRATION PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING OF VISUAL ACTIVITY IN THE OPEN AIR FOR STUDENTS OF UNIVERSITIES OF ARTISTIC PROFILES

The article describes a pedagogical study of the problem of optimizing educational, creative and educational work within the framework of design and technological practice (plein air) in artistic and artistic-pedagogical organizations. This material is a development of ideas reflected in the master’s thesis and publications of 2019–2022. on the problem of theoretical and methodological substantiation of teaching portrait painting in the open air to future artist-teachers. In a concise form, the problem of improving the plein air practice of art university students is substantiated and the results of the conducted ascertaining and formative experiments on testing the integration pedagogical technology of training, education and development of future designers, decorators, artists – teachers of fine arts in plein air conditions are described (06.23.23–07.19. 23). The theoretical, methodological foundations of our research are outlined, individual terms and concepts of special professional art education for students of art and art-pedagogical faculties of universities in the composition of painting and drawing (still life, landscape and portrait, etc.) are defined and clarified within the framework of design-technological, plein-air practice. At the same time, we rely on the materials of an experimentally tested teaching aid prepared for students in printed and electronic form, as well as developed visual aids on the methodology of plein air painting[8]. Integration as metaknowledge in modern pedagogy is one of the most promising scientific ideas, effectively implemented in various fields of research by both domestic and foreign scientists. At the moment, the process of improving the innovative model of integrated pedagogical technology for teaching, educating and developing future designers, decorators, artists – teachers of fine arts in plein air conditions is being implemented for use in the departments of creative arts, graphics, painting and composition in various art and art-pedagogical universities. The preliminary positive results of the experiment give us confidence in the right direction of our work.

Текст научной работы на тему «Апробация интеграционной педагогической технологии профессионального обучения изобразительной деятельности на пленэре студентов вузов художественных профилей»

Апробация интеграционной педагогической технологии профессионального обучения изобразительной деятельности на пленэре студентов вузов художественных профилей

Цырульник Алла Николаевна,

педагог-художник, соискатель кафедры живописи и композиции художественно-графического факультета Кубанского государственного университета E-mail: alla.czyrulnik@mail.ru

Денисенко Виктор Иванович,

кандат педагогических наук, доцент, профессор кафедры живописи и композиции Кубанского государственного университета

В статье описывается педагогическое исследование пробле -мы оптимизации учебно-творческой и воспитательной работы в рамках проектно-технологической практики (пленэр) в художественных и художественно-педагогических организаций. Этот материал является развитием идей, отраженных в маги -стерской диссертации и публикациях 2019-2022 гг. по пробле -ме теоретико методического обоснования обучения живописи портрета на пленэре будущих художников - педагогов. В сжатом виде обоснована проблема совершенствования пленэрной практики студентов вузов художественных профилей и описы ваются результаты проведенных констатирующего и формирующего экспериментов по апробации интеграционной педагоги -ческой технологии обучения, воспитания и развития будущих дизайнеров, декораторов, художников - педагогов изобрази тельной деятельности в условиях пленэра (23.06.23-19.07.23). Излагаются теоретические, методологические основания нашего исследования определяются и уточняются отдельные термины и понятия специального профессионального художе ственного образования студентов художественных и художе ственно - педагогических факультетов вузов по композиции живописи и рисунку (натюрморт, пейзаж и портрет и др.) в рамках проектно-технологической, пленэрной практики. При этом мы опираемся на материалы экспериментально апробированного учебно- методического пособия подготовленного для студентов в печатном и электроном виде, а также разработанные наглядные пособия по методике пленэрной живописи[8]. Интеграция как метазнание в современном педагогике является одной из самых перспективных научных идей, эффективно реализуемых в различных областях исследований как отечественных так и зарубежных ученых. На данный момент, реали -зуется процесс совершенствовыания инновационной модели интеграционной педагогической технологии обучения, воспи -тания и развития будущих дизайнеров, декораторов, худож ников - педагогов изобразительной деятельности в условиях пленэра для использования на кафедрах ДПИ, графики, живописи и композиции в разных художественных и художественно -педагогических вузах. Полученные предварительные положительные результаты эксперимента, вселяют уверенность в правильном направлении нашей работы.

Ключевые слова: интеграция изобразительной деятельности на пленэре, студенты художественных профилей, интеграционная технология обучения, развитие изобразительной культуры в условиях природы, колорит, формирующий педагогический эксперимент.

о с

CJ

см о

Введение

Внедрение новых образовательных стандартов ФГОС в системе художественного и художествен -но - педагогического образования России требует от педагогических сообществ постоянного совершенствования содержания, форм, средств и методов обучения. В полной мере, это относится к об -учению изобразительной деятельности в одной из важных дисциплин «Технологической, проектно-технологической практики» (пленэр), в подготовке бакалавров направления 44.03.05 «Педагогическое образование» профилей «Изобразительное искусство и компьютерная графика», а так же, в под -готовке дизайнеров, декораторов и др. Обучение изобразительной деятельности на природе в силу различных причин является актуальной проблемой художественной педагогики, и обусловлено очевидным противоречием между большой потребностью студентов художественных профилей в необходимой учебной методической литературе и наглядных пособиях по обучению композиции, рисунку, живописи и отсутствием современных методических работ выполненных на пленэре. Таким образом, возникла настоятельная необходимость теоретического и методического обоснования обучения студентов художественных вузов в синтезе композиции, рисунка и живописи натюрморта, пейзажа и портрета в условиях пленэра. Для этого необходимо, исходя из современных требований, внести коррективы в содержание и методы обучения этому разделу изобразительной деятельности и тем самым, способствовать достижению сложной многоаспектной цели - повышения качества подготовки будущих художников - педагогов.

Все наши усилия были направленны на достижение основной цели - разработку и применение научно - обоснованной интеграционной технологии обучения изобразительной деятельности в условиях пленэра будущих бакалавров направление «Педагогического образования» и студентов вузов художественных профилей.

Обозначенная цель исследования потребовала решения следующих взаимосвязанных задач;

а) анализа философских, педагогических и психологических публикаций, направленных на определение методологии исследования теоре тических и методических основ обучения изобра зительной деятельности в условиях природы[1,2, 6,10,14,15,16,17];

б) определения путей совершенствования про цесса обучения композиции, рисунку и живописи

в условиях пленэра. опираясь на взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых, художников-педагогов;

в) разработки и апробирования опытно-экспериментальной программы (РПД), организации пленэрных занятий на примере летней практике студентов художественно-графического факультета Куб ГУ;

г) выделение актуального визуального ряда произведений профессиональных художников и лучших учебно-творческих работ обучающихся по композиции, рисунку и живописи в услови ях пленэра для реализации цели формирования профессиональных компетентностей у студентов художественных и художественно педагогических вузов.

Научная новизна исследования заключается - в определении понятия интеграции в обуче -нии изобразительной деятельности на пленэре как целенаправленного, взаимосвязанного, сотворче ского процесса взаимодействия педагога и студентов вузов художественных профилей по ком -петентносному усвоению основ рисунка, живопи си и композиции в условиях природы.

Нами обозначены пути решения важной науч -ной проблемы интеграционного обучения, воспитания и развития студентов художественных и художественно педагогических вузов в рамках пленэрной практики по композиции, рисунку и жи вописи. Научно обоснована модель и педагогиче ская технология, способствующие формированию изобразительных компетенций и развитию твор ческой личности студентов.

Для определение путей профессионально го становления студентов на пленэрной практи ке, была проанализирована история использования натюрморта, пейзажа и портрета на пленэре в творчестве и обучении российских и зарубеж ных художников. На этой основе, нами разработан наглядный визуальный ряд, способствующий вы полнению обучающимися на высоком уровне программных заданий по изобразительной деятельности на природе (2022-2023г).

Учебная пленэрная практика (рисунок и жи вопись на природе) является составной частью (ООП) ХГФ, отражается в рабочей программе «Проектно-технологической практики» и представляет собой одну из форм организации учебного процесса. Опираясь на принципы данной учеб ной программы и компетентностный подход, ав торами разработана опытно-экспериментальная иллюстрированная программа пленэрной практи ки для студентов МИ курсов. Программа направленна на совершенствование профессиональной подготовки студентов художественных вузов в ри сунке и живописи натюрморта, пейзажа, портрета в условиях природы. Наш эксперимент существен -но повлиял на решение проблемы в формирова нии специально - профессиональных компетенций у студентов бакалавриата в процессе обучения рисунку и живописи в условиях пленэра, что подчеркивает актуальность проведенной данной работы

(учебно пленэрная практика с 23 июня по 19 июля по апробации опытно-экспериментальной иллюстрированной программы).

Исходя из выше изложенного, объектом исследования явился процесс обучения рисунку и живописи студентов бакалавриата художествен -ных профилей в условиях пленэра. Теоретическое и методическое обоснование интеграционной пе -дагогической технологии обучения, воспитания и развития будущих дизайнеров, декораторов, художников - педагогов изобразительной деятельности в условиях пленэра стало предметом дан -ной работы. Мы предположили, что профессиональное образование студентов по композиции, рисунку, живописи натюрморта, пейзажа и пор трета в условиях пленэра значительно возрастет, если применить, специально разработанную пе дагогическую технологию включающую взаимос вязанную систему учебно творческих заданий, форм, методов и средств, учитывающую компетентностью требования ФГОСов и необходимые психолого педагогические условия для ее реали зации.

Теоретико методологическую основу исследо вания составили труды о системном подходе к ана лизу нашего педагогического процесса (А.Д. Новиков, Г.И. Рузавин, Краевский В.В [13]), ведущей роли деятельности обучения, воспитания и раз вития личности (В.С. Безрукова[4] А.Н. Леонтьев, В.С. Степин); психолого - педагогические теории формирования и развития творческой личности: (Д.Б. Богоявленская, Е.В. Бондаревская, Л.С. Вы -готский, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Н.В. Кузмина, Б. Эдвадс, И.С. Якиманская и др.) теоретические и методические труды ведущих ученых художе ственно - педагогического сообщества (Г.В. Бе да[1,2], В.И. Денисенко, В.С. Кузин, Ю.В. Короб-ко[11], С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов и др.).

Для объективного, обоснованного решения проблемы обучения, воспитания, развития студентов вузов художественных профилей изобразительной деятельности на пленэре мы исследовали этапы зарождения и становление русского и зарубежно го пейзажного жанра. Мы так же, уделили внима ние описанию вклада российских и зарубежных художников, в живопись натюрморта и портрета свя -зывая его с историей обучения живописи на при -роде. Это было сделано того чтобы студент изучая исторический материал получал общее представление о выдающихся художественных произведе -ниях и организации пленэрных практик в образовательных учреждениях того времени. Изучение и анализ искусствоведческой и методической ли тературы, научных публикаций по выделенной проблеме позволил систематизировать разрозненные сведения и подавать их в лекционном материале и учебных пособиях[8,9, 10,12,14].

Разработанная, в последствии, интеграционная педагогическая технология профессиональ -ного обучения изобразительной деятельности на пленэре которая представляет собой целостную

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

педагогическую систему, обеспечивающую тесное единство целей, задач, содержания, средств, форм и методов обучения, воспитания и развития творческой личности студента. Таким образом, понятием интеграция изобразительной деятельности на пленэре определяется целенаправленный, взаимосвязанный, сотворческий процесс взаимодействия педагога и студентов вузов художествен -ных профилей по усвоению основ рисунка, живописи и композиции в условиях природы воспитанию и развитию их как творческих личностей.

Поскольку, в каждой педагогической технологии должна быть опора на определенную научную концепцию, включающую философские, психо логические, педагогические и частнодидактиче-ские основания, наша система так же, опирается на концепции таких выдающихся ученых как:-Г.В. Беда, В.С. Безрукова, Н.П. Дмитракова[7] В.С. Кузин, С.П. Ломов, А.А. Новиков, Н.Н. Ростовцев, Г.К. Селевко, Е.Ю. Сухаревская.

Опираясь на диалектический метод по-знания[16] классификацию методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и эвристический) мы попытались объединить в интеграционном обучении на пленэре зачастую разрозненные изо бразительные дисциплины в целостном учебно воспитательном процессе на пленэрной практике. Решая частнодидактические и воспитательные задачи посредством применения различных видов деятельности художник-педагог должен направлять свои усилия на воспитание духовной нрав ственности студентов в процессе освоения основ изобразительной деятельности на природе., само -стоятельной работы и др.).

Очень важно чтобы каждый педагог учитывал характер направленности познавательной деятельности обучающихся и применял в начале про хождение пленэра в основном репродуктивные задания, затем в водя проблемные упражнения и применяя на завершающем этапе исследова тельские и эвристические методы. Только приме няя вышеобозначенные методы обучения, воспи тания и развития студентов I-II курсов на пленэре можно добиться такого результата, чтобы они в перспективе сами могли выделить противоре чия, поставить перед собой проблему и разрешить ее максимально творческим способом.

Применяя частично-поисковые задания и упражнения, мы ставили перед студентами задачу по использованию различных вариантов композиционного^], цветового и перспективного реше -ния наброска, зарисовки, этюда. Мы рекомендовали после возращение пленэрной практики по не обходимости, опираясь на память и воображение дорабатывать этюд внося лишь маленькие правки, 5 ни в коем случае не переписывая его. В отдельных о случаясь как советуют некоторые методисты сле -Я дует еще раз прийти в то же место и в то же вре -° мя, чтобы дописать работу в аналогичной свето-5в воздушной перспективной среде[8].

Мы считаем, что в рамках реализации проблемного метода, каждый художник-педагог должен предложить обучающимся сформулировать и обозначить пути решения изобразительных задач, которые предстоит ему решить на пленэрной практике. Они должны понять что, исходя из ограниченного времени для написания этюдов, очень важно научиться рисовать и писать лаконично, образно, суть изображаемого в природе. Так же, необходимо развивать психологическую устойчивость, выстроить алгоритм решения изобразительных задач, то есть быстрого образного поиска композиции, цветового и перспективного решения любого изображения.

Проведенный педагогический формирующий эксперимент в рамках магистерского исследования (2018-2020 г.г.) по пленэрной практике и в дисциплине «Живопись» на ХГФ Куб ГУ обозначил новые проблемы организации процесса обучения на пленэре и воспитания творческой личности художника-педагога. Материалы, полученные нами в 2021-2022 г.г. по совершенствованию мето -дики обучения студентов в процессе проектно тех нологической пленэрной практике были апробированы на художественно -графическом факультете Кубанского государственного университета (I-II курсы). Для методического обеспечения учебно -творческой работы наши исследовательские ма териалы были направленны преподавателям ху дожественных и художественно-педагогических вузов: (Дальневосточный государственный институт искусств, Российский педагогический университет имени А.И. Герцена, Нижневартовский государственный университет, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева и т. др.).

Для определения наличного уровня студентов по специальной подготовки, для освоения про граммы пленэра в июне 2023 года на ХГФ Куб ГУ был проведен констатирующий этап экспе -римента. Для подведения его итогов нами, были разработаны соответствующие критерии оценки для работ студентов экспериментальных и кон трольных групп. Средние показатели обучающихся в избранных экспериментальных и контрольных группах свидетельствовали о приблизительно одинаковом уровне подготовки по рисунку, живописи и композиции при выделенным критериям. Внедрение методической системы обучения изобразительной деятельности в условиях природы позволило студентам экспериментальной группы значительно улучшить качество выполнение как краткосрочных зарисовок и этюдов, так и длитель -ных работ.

С целью выявления наиболее эффективных ме -тодов обучения студентов ХГФ в условиях пленэр -ной практики, разработаны, в рамках дисциплины технологической «проектно-технологической практики» (Пленэр) проведены, занятия со студен -тами экспериментальной группы I-II курс (июнь и юль 2023 г.). В рамках формирующего эксперимента использовалась специальная система за

даний, наиболее соответствующая развитию наличных способностей студентов бакалавров худо жественно - графического факультета в условиях пленэрной практики.

Для подведения итогов эксперимента нами, были разработаны критерии. В части композиционной организации изображения были выделены: выбор формата; определение композиции; композиционная перспектива; целостность композиции. По рисунку: компоновка; взаимное расположение предметов; построение пропорционально перспек тивное; определение композиционного центра; приведение изображения к целостности и необхо димых акцентов. В живописи: компоновка; опреде -ление цвето тона; цветовых отношений и колори та. Выявление необходимых акцентов, контрастов и приведения изображения к целостности. После проведения экспериментальной работы, эксперт ная группа, в которую входили - 2 профессора, 4 доцента и 2 преподавателя подвели итоги по обо -значенным критериям.

В апробации опытно-экспериментальной программы студентам были предложены анкеты, пси хологические тесты для определения уровня их заинтересованности в установлении проблем и приоритетов при выполнении этюдов и рисунков пейзажа, натюрморта или портрета на пленэре в кон -тактной и самостоятельной работе при апробации опытно экспериментальной программы.

Результаты формирующего эксперимента

По результатам формирующего эксперимента экспертная комиссия установила, что (рис. 1) студенты контрольной группы I - курса показали: низкий уровень - 5 студентов (38,5%). Средний уровень - 4 студента (30,7%.); высокий уровень -4 студента (30,7%

50

40

30

20

10

I группа контрольная

группа

эксперименталь ная

низкии средним высоким

Рис. 1. Результаты формирующего эксперимента студентов I - курса июнь-июль 2023 год.

Показатели экспериментальной группы

I - курса, определенные экспертной комиссией по разработанным критериям, наглядно демон стрируют, более высокий уровень сформирован ности изобразительных навыков студентов этой группы. Низкий уровень у 1 студента (7,6%); средний уровень у 7 студентов (46,1%); высокий уровень показали 5 студентов (38,5%). Эффективность применения разработанной нами методики обучения изобразительной деятельности в усло виях пленэра наглядно подтверждается в (диа грамме 1).

Результаты формирующего эксперимента Результаты формирующего эксперимента

(рис. 2) у студентов II - курса контрольной груп -пы таковы: низкий уровень показали 5 студентов (38,4%). Средний уровень у 3 студентов (23%.); высокий уровень оценили у 5 студентов (38,4%). На этом фоне показатели экспериментальной группы выглядят значительно выше. Так, низкий уровень установлен лишь только у 2 студентов (15,4%); средний уровень показали 5 студентов (38,4%). Высокий уровень был выявил у 6 студен -тов (46,1%). Эти результаты так же, доказывают достаточно высокую эффективность эксперимен -тальной методики.

50 40 30 20 10

группа контрольная

группа

экспериментальная

низкии средним высоким

Рис. 2. Результаты формирующего эксперимента студентов II - курса июнь -июль 2023 год.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении необходимых терминов и понятий, связанный с практикой обучения буду щих художников педагогов композиции, рисунку и живописи в условиях пленэра.

К наиболее значимым психолого педагогичес ким условиям повышения качества процес са обучения изобразительной деятельности на пленэре, формирование компетентности буду щих художников педагогов для решения образо вательных творческих задач мы относим:

а) поощрение творческого саморазвития обу чающихся, многовариантности и свободы композиционного и цветового решения заданий;

б) стимуляцию развития творческой активно сти обучающихся в процессе выполнения учебных и особенно самостоятельных работ;

в) психолого педагогическая поддержка само стоятельной учебной творческой деятельности студентов;

г) формирование положительной рефлексии обучающихся в изобразительной деятельности на пленэре;

д) мотивация обучающихся на поиск рацио нальных и оригинальных способов выполнения учебно творческих заданий;

е) поддержка комфортной эмоциональной об разовательной среды.

Таким образом, становления компетентност-ной личности будущего художника можно добить ся, формируя потребности обучающихся целена -правленной в учебно - творческой деятельности, переводя ее не только в плоскость приобретения знаний, умений и навыков, но и способности при менить их в разных условиях. Очень важно чтобы учебно воспитательный процесс проходил в инте

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

0

0

о с

CJ

см о

рактивном режиме, на фоне продуктивных познавательных процессов восприятия, воображения, памяти, эмоций обучающихся, создания атмосфе ры взаимопонимания. Обязательная оценка ори гинальности, творческого использования знаний, умений и навыков в самостоятельной изобрази тельной деятельности на пленэре. Мы отводим коллективное обсуждение выполненных этюдов и особенно композиционных заданий направлен ных на развитие у студентов ХГФ творческого воображения, ассоциативного мышления, интуиции и образных представлений. Заключение

По результатам проведения исследования:

- доказана эффективность применения разработанной нами методики (интеграционная систе -ма заданий, методов, учитывающих компетентностью требования и достижения современной художественной педагогики) подтвержден ная достаточно высоким качеством професси ональной подготовки студентов 1-11 курсов ХГФ по изобразительной деятельности в условиях пленэра;

- показала свою эффективность иллюстриро ванная интеграционная программа практических занятий по изобразительной деятельности на природе с решением постепенно усложняю -щихся учебно -творческих задач;

- выявлена положительная динамика результатов студентов экспериментальных групп, отра женная в диаграмме.

- выявлены эффективные психолого-педагогические условия направленные на реализацию методике обучения изобразительной деятель ности студентов на пленэре.

К наиболее значимым результатам исследования мы так же относим:

а) экспериментально апробированное учебно методическое пособие в печатном и электроном виде[8];

б) специально разработанное наглядное посо бие по методике обучения длительном и кратко срочном этюдам на природе;

в) визуальный ряд наиболее значимых живо писных работ профессиональных художников и студентов для использования в учебном процес се.

Все вышеизложенное достаточно убедительно свидетельствует о том, что качество профессио нальной подготовки студентов ХГФ по изобразительной деятельности в условиях пленэра суще ственно возрастает, если применить нашу методическую систему учитывающую компетентностные требования современной художественной педагогики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин -тов по спец. № 2109 «Черчение, изобр. Искусство и труд». - М.: Просвещение, 1986.192 с., ил.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция: учеб. пособие для студентов. 2 -е изд., перераб. и доп. М., 2015.

3. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. посо -бие В.С. Безрукова.-Ростов н/Д: Феникс, 2013.-(Высшее образование).

4. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: моногра фия/ В.С. Безрукова. - Екатеринбург: [б.и.], 1994. - 152 с.

5. Васильев А.А. Живопись пленэра. Краснодар Куб. гос., 1981.

6. Васильев А.А. Теоретические и методические обоснования пленэрной живописи начальной стадии обучения при подготовке художника-педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983.

7. Дмитракова Н.П. О интегрировании педагогических идей в инновационной педагогике //Ин -тегрированные процессы в педагогической те -ории и практике: сб. науч.тр. -Свердловск: СИПИ, 1991.- С. 33-45.

8. Денисенко В.И., Цырульник А.Н. Живопись. Портрет на пленэре: учеб. пособие - Красно дар гос. ун -т, 2020.

9. Ермаков А.М. Пленэр: учеб.-метод. пособие. М., 2014.

10. Кайзер Н.В. Пленэр: уч. метод. пособие, М.; Екатеринбург, 2014.

11. Коробко Ю.В. Постановка глаза на живопис-ное восприятие цвета: Монография. - Красно дар: Кубанский гос. ун т, 2005.

12. Карпова Ю.И., И.Б. Обухов, И.В. Орлова, Н.А. Попович. Основы композиции. Рисунок. Живопись и цветоведение: учеб. посо бие / Ю.И. Карпова [и др.]. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019-220 с.

13. Краевский В.В. Общие основы педагогики Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003-256 с.

14. Маслов Н.Я. Пленэр: практика по изобразит. искусству: учеб. пособие для студентов ху дож-граф. фак. пед. ин -тов, М.,1984.

15. Саяпина Е.И. Живопись пейзажа: учеб. пособие/ Е.И. Саяпина. Краснодар: Кубанский гос. ун -т, 2012. 9и с. 500экз.

16. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. - М.: Политиздат, 1983.-320 с.

17. Зубрилин К.М. Руднев И.Ю. Роль пленэра в системе художественного образования// Наука и школа. - 2016.-№ 6.- С.175-180.

APPROBATION OF THE INTEGRATION PEDAGOGICAL

TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING OF

VISUAL ACTIVITY IN THE OPEN AIR FOR STUDENTS

OF UNIVERSITIES OF ARTISTIC PROFILES.

Tsyrulnik A.N., Denisenko V.I.

Kuban State University

The article describes a pedagogical study of the problem of optimiz -

ing educational, creative and educational work within the framework

of design and technological practice (plein air) in artistic and artistic -pedagogical organizations. This material is a development of ideas reflected in the master's thesis and publications of 2019-2022. on the problem of theoretical and methodological substantiation of teaching portrait painting in the open air to future artist-teachers. In a concise form, the problem of improving the plein air practice of art university students is substantiated and the results of the conducted ascertaining and formative experiments on testing the integration pedagogical technology of training, education and development of future designers, decorators, artists - teachers of fine arts in plein air conditions are described (06.23.23-07.19. 23). The theoretical, methodological foundations of our research are out lined, individual terms and concepts of special professional art ed -ucation for students of art and art-pedagogical faculties of universi -ties in the composition of painting and drawing (still life, landscape and portrait, etc.) are defined and clarified within the framework of design -technological, plein -air practice. At the same time, we rely on the materials of an experimentally tested teaching aid prepared for students in printed and electronic form, as well as developed visual aids on the methodology of plein air painting[8]. Integration as metaknowledge in modern pedagogy is one of the most promising scientific ideas, effectively implemented in various fields of research by both domestic and foreign scientists. At the moment, the process of improving the innovative model of integrated pedagogical technology for teaching, educating and developing future designers, decorators, artists - teachers of fine arts in plein air conditions is being implemented for use in the departments of creative arts, graphics, painting and composition in various art and art- pedagogical universities. The preliminary positive results of the experiment give us confidence in the right direction of our work.

Keywords: integration of visual activity in the open air, art students, integration technology of teaching, development of visual culture in nature, color, formative pedagogical experiment.

References

1. Beda G.V. Painting: Textbook for students of pedagogical insti -tutes on spec. No. 2109 "Drawing, invention. Art and labor". -M.: Enlightenment, 1986.-192 p., ill.

2. Beda G.V. Fundamentals of visual literacy: drawing, painting, composition: textbook. a manual for students. 2nd ed., reprint. and additional M., 2015.

3. Bezrukova V.S. Pedagogy: studies. the manual of V.S. Bezruk-ov.-Rostov n/A: Phoenix, 2013.-(Higher education).

4. Bezrukova V.S. Integration processes in pedagogical theory and practice: monograph / V.S. Bezrukova. - Yekaterinburg: [B. I.], 1994. - 152 p.

5. Vasiliev A.A. Plein-air painting. Krasnodar Cube. state., 1981. 6. Vasiliev A.A. Theoretical and methodological foundations of plein -air painting at the initial stage of training in the preparation of an artist teacher: Abstract. dis. candidate of Pedagogical Sciences. M., 1983.

6. Vasiliev A.A. Theoretical and methodological foundations of plein air painting at the initial stage of training in the preparation of an artist teacher: Abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. M., 1983.

7. Dmitrakova N.P. On the integration of pedagogical ideas in in -novative pedagogy //Integrated processes in pedagogical the ory and practice: collection of scientific tr. -Sverdlovsk: SIPI, 1991. - pp. 33-45.

8. Denisenko V.I., Tsyrulnik A.N. Painting. Portrait in the open air: studies. manual - Krasnodar State University, 2020.

9. Ermakov A.M. Plein air: studies. - method. manual. M., 2014.

10. Kaiser N.V. Plein air: uch. method. manual, M.; Yekaterinburg, 2014.

11. Korobko Yu.V. Setting the eye on the pictorial perception of color: Monograph. - Krasnodar: Kuban State University, 2005.

12. Karpova Yu.I., I.B. Obukhov, I.V. Orlova, N.A. Popovich The basics of composition. Drawing. Painting and color studies: stud ies. manual / Yu.I. Karpova [et al.]. - St. Petersburg: POLYTECH -PRESS, 2019-220 p.

13. Kraevsky V.V. General fundamentals of pedagogy of Studies. For students. higher. ped. studies. institutions. - M.: Publishing center "Academy", 2003-256 p.

14. Maslov N. Ya. Plein air: practice on the image. art: studies. man -ual for students of art-graf. fac. ped. in - tov, M., 1984.

15. Sayapina E.I. Landscape painting: textbook. manual / E.I. Sayapina. Krasnodar: Kuban State University, 2012. 9i p. 500ex.

16. Sheptulin A.P. Dialectical method of cognition. - M.: Politizdat, 1983.-320 p.

17. Zubrilin K.M. Rudnev I. Yu. The role of the plein air in the system of art education// Science and school. - 2016.-No. 6.-pp.175-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.