Научная статья на тему 'Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность обучающихся'

Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность обучающихся»

самостоятельная работа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Г. В. Энбрехт, методист Березовского политехнического техникума

Многолетняя практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельно, делают выпускника техникума продуктивно мыслящим специалистом, способным уверенно отстаивать свои позиции, творчески решать стоящие перед ним профессиональные задачи. Перед педагогами учреждений профессионального образования часто встает вопрос о необходимости формирования у своих студентов активности, ответственности, интереса к учебно-познавательной деятельности, развития способности самостоятельно осваивать, углублять и расширять знания, мыслить, анализировать, формулировать выводы.

Решению этих задач, несомненно, способствует организация самостоятельной работы обучающихся в рамках освоения дисциплин и профессиональных модулей.

Для получения необходимых результатов обучения, формирования профессиональных и общих компетенций преподаватель может привлекать студентов к разным видам внеаудиторной самостоятельной работы. Кроме обычной работы с конспектами и учебной литературой, это может быть написание сообщений, разработка презентаций, составление тестов, схем, кроссвордов, терминологических словарей, решение задач, поиск информации в интернет-источниках, изучение нормативных документов и многое другое.

Но особое значение в свете высоких требований современного рынка труда к компетентности и конкурентоспособности выпускников профессионального образования имеет наличие у них стремления к самообразованию, способности правильно излагать свои мысли, желания развиваться в профессиональном и личностном плане. Поэтому, наряду со стандартными видами внеаудиторной самостоятельной работы, важную роль в формировании у обучающихся этих качеств играет учебно-исследовательская деятельность.

Профессиональное обучение в нашем техникуме — многопрофильное, и педагоги каждого направления привлекают своих студентов к различным видам исследований, связанных непосредственно со специальностью, профессией, которую они получают. Можно привести массу примеров интересных исследова-

тельских работ, выполненных обучающимися под руководством наших преподавателей и мастеров производственного обучения.

Например, обучающиеся горных специальностей занимались исследованиями по направлениям: «Влияние обогатительных фабрик на окружающую среду», «Сто лет угольному промыслу Березовского», «Березовский — памятник величию труда шахтостроителей». Студенты экономических специальностей проводили такую работу по темам: «Анализ финансовой деятельности ЦОФ «Березовская», «История налогов и налогообложения», «Исследование причин текучести кадров ООО «Чибис», «История возникновения медной монеты». Обучающиеся-автомеханики: «Преимущество в обучении вождению на механической трансмиссии перед автоматической коробкой передач», «Чистый воздух (проблема загрязнения воздуха выхлопными газами)». Будущие повара, кондитеры, технологи общественного питания занимались исследовательской работой по проблемам: «Влияние последовательности употребления блюд на вкусовые ощущения и аппетит», «Питание молодежи: рационально, вкусно, полезно?», «Влияние органолептических показателей качества хлеба и цены на покупательский спрос», «Влияние состава полуфабрикатов пельменей разных производителей на их цену и качество готовых изделий», «Изучение спроса и предложения на рынке услуг общественного питания г. Березовский», «Исследование спроса посетителей и предложения столовой Березовского политехнического техникума».

Не остаются в стороне и преподаватели общеобразовательных дисциплин техникума, которые в рамках внеаудиторной самостоятельной работы также организуют учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. Наиболее интересны следующие работы: «Антропонимы обучающихся БПТ», «Влияние настроения на работоспособность обучающихся

- самостоятельная работа -

БПТ в учебной деятельности», «Математика и спорт», «Самая сильная женщина планеты» «История математики», «Вклад моей семьи в Победу», «Какое число счастливее: 7 или 13?», «Приемы устного счета», «Влияние электромагнитного излучения на человека», «Речь молодежи».

Чтобы студенты могли представить результаты своей деятельности по данному направлению, методическая служба техникума ежегодно организует исследовательскую конференцию. Для участия в конференции обучающиеся готовят выступления, электронные презентации своих работ. Такие мероприятия способствуют формированию и развитию аналитических способностей, позволяют приобрести навыки публичного выступления, повышают самооценку молодых людей.

Авторы лучших исследовательских работ добились высоких результатов, принимая участие в конкурсах и конференциях разных уровней:

• Д. Бабошин, А. Макарова — 2-е место на Областном конкурсе «Экологическая культура и здоровье человека», работа на тему «Исследование пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека» (руководитель — Т. В. Москаленко);

• Е. Никитина — 2-е место на Всероссийском конкурсе «Защити озоновый слой и климат Земли» с исследовательской работой «Механизмы разрушения и восстановления озонового слоя» (руководитель — Н. И. Большанина);

• А. Пугачева — диплом 1-й степени Городской научно-практической конференции «Шаг в Будущее», работа «Исследование химического состава газированных напитков и их влияние на здоровье человека» (руководитель — Т. В. Москаленко);

• Пилюгина А. — 3-е место на городской молодежной конференции «Молодежь в современном мире: Наш ЭкоМир», работа «Экологический паспорт учебно-бытового корпуса» (руководитель — С. Б. Кривушина);

• Макаров К. — 2-е место на II Региональной научно-практической конференции студентов и школьников «Экология Кузбасса», доклад «Влияние выхлопных газов автомобилей на размер прироста, величины хвои и жизнеспособность пыльцы хвойных деревьев на трассе М-53» (руководитель — С. Б. Кривушина).

Сформированные таким образом умения, навыки, компетенции способствуют повышению качества выполнения и защиты обучающимися письменных экзаменационных работ, курсовых и дипломных проектов.

Исходя их этого, можно сделать вывод, что организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся способствует достижению основной цели самостоятельной работы: улучшению профессиональной подготовки специалистов, направленной на формирование системы фундаментальных, профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.