Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная учебная деятельность / самообразование / мотивация / творческий потенциал / креативность / дивергентное мышление / творческая одаренность / independent educational activity / self-education / motivation / creative potential / creativity / divergent thinking / creative giftedness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я.В. Горлова

В работе автор осуществляет анализ самостоятельной учебной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка. Самостоятельная работа является важной составной частью и основой подготовки будущего специалиста, поскольку цель самообучения – личная мотивация в отношении овладение иноязычным материалом и усвоение учебного действия с последующим его проработкой на практических занятиях. Практическая реализация такой цели способствует формированию творческой личности и креативного решения задач интеграции обучения и воспитания, осуществлению принципов развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Я.В. Горлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY AS FOREWORD DEVELOPMENT OF CREATIVE SKILLS OF STUDENTS IN THE PROCESS LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

In the work, the author analyzes the independent learning activities of students in the process of learning a foreign language. Independent work is an important component and basis for the preparation of a future specialist, since the goal of self-study is personal motivation in relation to mastering foreign language material and mastering educational actions, followed by its development in practical classes. The practical implementation of this goal contributes to the formation of a creative personality and creative solutions to problems of integration of training and education, and the implementation of the principles of developmental education.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Я.В. Горлова, старший преподаватель Севастопольский государственный университет (Россия, г. Севастополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-81-86

Аннотация. В работе автор осуществляет анализ самостоятельной учебной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка. Самостоятельная работа является важной составной частью и основой подготовки будущего специалиста, поскольку цель самообучения - личная мотивация в отношении овладение иноязычным материалом и усвоение учебного действия с последующим его проработкой на практических занятиях. Практическая реализация такой цели способствует формированию творческой личности и креативного решения задач интеграции обучения и воспитания, осуществлению принципов развивающего обучения.

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность, самообразование, мотивация, творческий потенциал, креативность, дивергентное мышление, творческая одаренность.

Кардинальные изменения в обществе выделили неотложную потребность в формировании и развитии личности, которая может быть гибкой и инновационной в нестандартных ситуациях ХХ века. Именно поэтому от работы с молодежью и организации учебного процесса в заведениях среднего и высшего образования сегодня зависит конкурентоспособность нашей страны. Задание современности заключается в создании условий, которые оптимально способствовали раскрытию возможностей и формирование одаренных личностей и дальнейшего сохранения интеллектуального потенциала нашего государства.

Проблема формирования у студентов умений учиться является одной из главных, решение которой в значительной степени зависит усовершенствование всего учебного процесса, направленного на всестороннее развитие одаренной личности, и результат - подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Сформированность производительных умений создает условия для полноценного использования выпускниками высших учебных заведений собственных усилий, способностей и дарований. Общественные изменения и активные миграционные про-

цессы сегодня повлекли за собой быстрое трансформирование цели учебного процесса - перенос приобретенных знаний в новых, производственных условиях. Овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями и навыками определяет «компетентность» будущего специалиста.

Современные психологи и методисты придерживаются мнения, что цель образования состоит в создании условий для перехода каждого ученика или студента к самостоятельному обучению, самовоспитания и творческого развития своей личности, что в дальнейшем будет способствовать становлению социально активной личности.

Самостоятельное обучение - это основное из условий качественного образовательного процесса, в течение которого происходит формирование знаний, умений и навыков студента. Оно способствует развитию творчества и активизации приемов познавательной деятельности, побуждает к креативным подходам в решении различных задач (технических, экономических и научных).

Самообразование в свою очередь является одним из самых сложных видов систематической познавательной деятельно-

сти, во время которой человек сам ставит перед собой познавательную цель и задачи, определяет пути достижения цели, контролирует ход самостоятельной работы и пополнения знаний, а также сама оценивает и совершенствует их результаты. Желание личности осуществлять самообразовательную деятельность зависит

в значительной степени от осознания ею факта необходимости получения знаний путем самообразования и возможностью их применения для расширения диапазона их деятельности.

Эффективность самостоятельного обучения зависит от ряда факторов:

- сформированности производительных умений студента;

- оптимального сочетания аудиторной нагрузки и самостоятельной работы;

- проведение занятий-консультаций в начале изучения курса.

При планировании самостоятельной деятельности особое внимание уделяется:

- ознакомление с учебной дисциплиной, средствах поиска информации в определенной сфере, методах работы с источниками информации и т.п.;

- содействие и обеспечению студентов необходимой методической и учебной литературой;

- осуществление контроля за самостоятельной работой и ряда мер, будут побуждать к более качественному ее исполнению.

Мотивационный фактор - один из важнейших аспектов самостоятельной работы. Каждый преподаватель/учитель знает, что обучение проходит успешно, в условиях сформированности у студента позитивной мотивации, познавательного интереса, потребности в получении новых знаний и информации, чувство долга, ответственность и другие мотивы.

По определению «мотивация» - это совокупность психологических явлений, при которых отражено наличие в человеческой психике определенной готовности, направляющей к достижению цели; система мотивов или стимулов, побуждающая человека к конкретных форм деятельности или поведения (Социолого-

педагогический словарь, 2004; 97). Иссле-

дованию мотивации посвящены научные труды зарубежных ученых и методистов (Д. Аткинсон, Ж. Годфруа, У. Джеймс, К. Мадсен, А. Маслоу, З. Фрейд, Г. Холл и др.).

По определению ученых формированию положительной мотивации студентов способствуют:

1) четкая организация процесса обучения;

2) содержание задач и способы их выполнения;

3) стимулирование контролирующей функции;

4) устранение деструктивных факторов.

Структура мотивации включает следующие компоненты, существенно влияющие на эффективность и результативность самостоятельной обработки учебного материала:

- удовольствие от самой деятельности;

- значимость непосредственного результата;

- мотивация вознаграждения за деятельность,

- опосредованное влияние на личность.

Первый структурный компонент является «гедоническим» составляющим мотивации, другие - определяющие в структуре мотивации.

О том, и первый, и второй (удовлетворение и значимость) компоненты определяют направленность, ориентацию на процесс и результат деятельности.

Мотивация и влияние (третий, четвертый компоненты) только фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Мотивация формируется, в зависимости от ситуации, из разных мотивирующих факторов. В связи с этим, определяют - внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация отражает процесс деятельности, при котором студент самостоятельно заинтересован в обучении, то есть он учится по собственной инициативе, придерживаясь собственных побуждений.

Следует заметить, что внутренняя мотивация может быть латентной (скрытой) (например, надежда, признание, самоопределение) и явной (осознанной) (например,

карьера, деловые связи, разнообразие, любопытство, компетентность).

Внешняя мотивация состоит из мотивов, находящихся вне личных интересами студента, - внешними условиями, или материальными (поощрение, наказания) или социальными мотивами (соревнование, признание или чувство группы).

Однако сложно провести четкую границу между внутренней и внешней мотивацией и рассматривать их как две обособленные категории. Наружные мотивы в функциональном плане опираются, базируются на внутренних мотивах. Преподаватели должны четко осознавать причины, цель - внешние мотивы процесса овладение учебным материалом каждого студента.

Во время овладения учебным материалом, положительная мотивация может быть сформирована как на основе внутренней, так и внешней мотивации студента. Но внутренняя мотивация является наиболее устойчивой, хотя процесс ее формирования намного более сложный и длительный.

Владение иностранным языком является одним из видов социальной активности человека. В современном высшем образовании иностранный язык воспринимается как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего специалиста неречевого профиля, образованного специалиста и развитие его творческого потенциала с целью формирования активной жизненной позиции.

Творческий потенциал и актуальная креативность - главная движущая сила способствует становлению и самореализации личности, благодаря которой происходят положительные перемены в обществе. В современной психологии довольно остро поднимается вопрос о создании условий для развития творческих способностей студентов.

Творческий потенциал - это аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач. Творчество предполагает дивергентное мышление, поиск и реализацию значительного количества нестандартных вариантов решения любой какой ситуации (например, не-

обычное использование, ассоциативные связи)».

Под дивергентным (от англ. divergent -разный) мышлением понимается поиск результата по всем направлениям, что часто приводит к оригинальным решений. По мнению Дж. Гилфорда, под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных образов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление». Люди, у которых достаточно развит именно этот тип мышления, свободны от определенных стереотипов, они могут предлагать множество способов решение одной проблемы, необычные и нестандартные варианты, производить много новых и интересных идей. Именно от особенностей мышления зависит то, насколько успешно человек справляется с решением не только профессиональных, но и жизненных проблем и ситуаций.

Определение Э. Фромма относительно творческой одаренности как способности удивлять и узнавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта, тесно переплетается с определением креативности психологом Дж. Гилфордом. Таким образом, согласно этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а процессы, активизирующие творческую производительность.

При определении креативности (творческой одаренности) и Дж. Гилфорд, и Э. Торанс выделяют следующие критерии:

Производительность - способность продуцирования максимально большого количества. идей. Этот показатель не специфичен для творчества, однако, чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Гибкость - способность легко переходить от разноплановых явлений. Противоположное качество называют инертностью мышления.

Оригинальность - один из основных показателей творческой одаренности. Это способность выдвигать новые, неожидан-

ные идеи, существенно отличающиеся от общепринятых.

Другой показатель творческой одаренности - «разработанность»: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие - подробно, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это разные способы реализации творческой личности.

Одаренность способна существовать только в постоянном движении и развитии, а творчество существует только в динамике: развивается или угасает. Задачи преподавателей - создавать благоприятные условия для активизации творческого потенциала студентов.

Целью овладения иностранными языками в неязыковом вузе является обучение студентов иноязычного общения в профессиональной сфере. Главной задачей преподавание - подготовка творчески мыслящих личностей, умеющих на практике применять полученные знания и умения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

На занятиях по иностранному языку преподаватели активно используют разные методы с целью повышения творческой активности студентов. Например, метод ролевой игры является отличным стимулом для выявления творческих способностей и результатов самостоятельного процесса обучения студента. Интересным, есть следующий игровой прием. После изучения определенной темы, что касается их будущей специальности, студентам предлагается выступить в роли одного из персонажей (ученый на конференции; менеджер компании; посетитель, новый работник отдела и т.д.). В ходе ролевых игр студенты должны воспринимать информацию по слуху и формулировать свои высказывания.

Сначала подобный вид задач вызвал у студентов определенные затруднения, но при регулярном его использовании на занятиях этот метод помогает учащемуся адаптироваться к языковой среде. Такая деятельность побуждает студентов к принятие собственных решений, формулирование вопросов и ответов, построение мо-

нологических высказываний, умение четко и аргументированно излагать свою видение.

Подобные задачи способствуют преодолению как психологического, так и языково- речевого барьера, а также способствуют развитию творчества, умению работать в команде формируют ответственность и дисциплинированность. Во время занятия осуществляется сочетание мотивов, эмоций, взглядов, цели и ожиданий студентов - с одной стороны, и обучающих ситуаций, групп подростков, преподавателя и их поведением, учебного материала - с другой.

Учебный предмет «иностранный язык» делает значительный вклад в культуру умственного труда подростков за счет развития таких специфических учебных умений, как умение пользоваться лингвистическими словарями, грамматическими справочниками, методическими указаниями относительно рационального выполнения практических задач, специализированной справочной литературой. Все эти виды работы учат студентов работать самостоятельно и креативно. Перевод иностранных лексических единиц достаточно эффективно способствует формированию не только лингвистических навыков, но и активизирует дивергентное мышление и творчество студентов. Успешное выполнение данной задачи является свидетельством заинтересованности таким видом деятельности подростков и широкой возможностью продемонстрировать свои умения и навыки самостоятельной обработки материалов сленговых выражений в деловой речи.

В результате исследования студентам было предложено проанализировать и описать распространенные сленговые изречения, заменяющие слово деньги в английском языке.

Результаты самостоятельной учебной деятельности наглядно продемонстрировали студентам, что английский профессиональный слэнг является диалектом социума. Он отличается от стандартов только специфической (терминологической) лексикой и более высоким уровнем эмоциональности. Большинство выражений фоку-

сировали ценностные ориентиры говорящих в частности и отношение к материальным благам в англо- американской лингвокультуре в целом. Язык какой-либо профессии нельзя отнести к какому-либо варианту - английскому, американскому или британскому. Вышеприведенное описание выводов самостоятельной обработки учебного материала является ярким примером обращения к проблемному обучению и его влияния на формирование мотивации студентов.

Познавательный интерес исчезает без поиска, творчества, постоянного движения процессов и обновление знаний, умений и навыков Производительную мотивацию, что вызывается проблемными ситуациями, характеризуют следующие элементы мышление как оригинальность выводов, нестандартность ответов, скорость и целесообразность действий, чувство проблемы, способность выявлять новые аспекты объекта исследование, способность интегрировать новые идеи, гипотезы; гибкость мышления; способность классифицировать, обобщать, синтезировать; умение трансформировать прошлый опыт для получения новых знаний; критичность и самостоятельность мышления, устойчивость и глубина знаний.

Самостоятельная учебная деятельность студентов является необходимым условием современного образовательного процесса.

Самостоятельная работа - это самостоятельная учебно-познавательная деятельность проблемного, творческого и практического характера, основанного на владении студентами знаниями, умениями и навыками, приобретенными на практических занятиях по иностранному языку.

Самостоятельная работа является важной составной частью и основой подготовки будущего специалиста, поскольку цель самообучения - овладение и усвоение учебного действия с последующей ее проработкой на практических занятиях. Практическая реализация такой цели способствует решению задач интеграции обуче-

ния и воспитанию, осуществлению принципов развивающего обучения, формированию творческой личности и креативного специалиста.

Самостоятельная учебная деятельность способствует формированию мотивации и креативности студентов в современных условиях реформирования образовательной отрасли.

Самостоятельная работа по иностранному языку решает следующие задачи:

- усовершенствование знаний, навыков и умений, приобретенных на практических занятиях;

- расширение мировоззрения студентов;

- развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов.

Эффективность учебной деятельности зависит от готовности студента к самообучению и его индивидуальные качества. Способность к самообучению есть одной из важнейших предпосылок не только успешного овладения иностранным языком, но и формирование навыков самостоятельной деятельности вообще.

Центральной проблемой организации самостоятельной навальной деятельности есть проблема обеспечения высокой внутренней мотивации к самостоятельному ее овладение.

Производительность самостоятельной работы по иностранному языку зависит от психолого-педагогических условий ее организации:

- мотивации учебно-познавательной деятельности студентов;

- реализации профессионально-коммуникативной компетенции студента;

- осуществление контроля учебных достижений.

Главной задачей самостоятельной учебной деятельности является формирование навыков и умений самообучения и самообразования, необходимых не только для овладения иностранным языком, но и профессиональными компетенциями для дальнейшего карьерного рост студентов как специалистов.

Библиографический список

1. Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе. -М.: Высшая школа, 2017. - 216 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: «Питер», 2011. - 512 с.

3. Ковальчук Г.А. Активизация обучения в экономическом образовании. - М.: Финансы, 2015. - 128 с.

4. Занюк С.С. Психология мотивации. - М.: Просвещение, 2016. - 110 с.

5. Кочарян О.С., Фролова Е.В. Структура мотивации обучающей деятельности студентов: учеб. пособие. - Харьков: Нац. аэрокосм. ун-т им. М.Е. Жуковского «Харьк. авиац. др.-т», 2011. - 40 с.

6. Torrance, E.P. The search for satori and creativity. Creat Neck, New York: Creative Syner-getic Associates, 1979.

INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY AS FOREWORD DEVELOPMENT OF CREATIVE SKILLS OF STUDENTS IN THE PROCESS LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Ya.V. Gorlova, Senior Lecturer Sevastopol State University (Russia, Sevastopol)

Abstract. In the work, the author analyzes the independent learning activities of students in the process of learning a foreign language. Independent work is an important component and basis for the preparation of a future specialist, since the goal of self-study is personal motivation in relation to mastering foreign language material and mastering educational actions, followed by its development in practical classes. The practical implementation of this goal contributes to the formation of a creative personality and creative solutions to problems of integration of training and education, and the implementation of the principles of developmental education.

Keywords: independent educational activity, self-education, motivation, creative potential, creativity, divergent thinking, creative giftedness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.