Научная статья на тему 'Проблемы развития творческих способностей будущих педагогов: психолого-педагогический аспект'

Проблемы развития творческих способностей будущих педагогов: психолого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ. РАЗВИТИЕ / ДИАГНОСТИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко И.Н., Филонич Е.В., Касперский А.В., Селезень А.Д.

В статье рассмотрена и обоснована проблема исследования роли и места психолого-педагогических факторов в формировании творческих способностей будущих преподавателей учебных дисциплин технологического профиля обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко И.Н., Филонич Е.В., Касперский А.В., Селезень А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TEACHERS’ CREATIVE ABILITIES: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

The article discusses the problem and justify the research on the role and place of psychological and educational factors in the formation of creative abilities the future teachers of academic disciplines technological profile training in secondary schools.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития творческих способностей будущих педагогов: психолого-педагогический аспект»

PEDAGOGICAL SCIENCES | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Бондаренко И.Н.

Национальный педагогический университет им М.П. Драгоманова,

г. Киев, аспирант

Филонич Е.В.

Национальный педагогический университет им М.П. Драгоманова,

г. Киев, аспирант

Касперский А.В.

Национальный педагогический университет им М.П. Драгоманова, г. Киев, доктор педагогических наук, профессор

Селезень А.Д.

Киевский транспортный технологический колледж г. Киев, заместитель директора

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TEACHERS' CREATIVE ABILITIES: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Bondarenko I.N., National Pedagogical Dragomanov University Kiev, post-graduate student

Filonych E.V, National Pedagogical Dragomanov University Kiev, post-graduate student

Kaspersky A.V., National Pedagogical Dragomanov University Kiev, doctor ofpedagogical sciences, professor

Selezen'A.D., Kiev transport technological college Kyiv, Deputy Director

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена и обоснована проблема исследования роли и места психолого-педагогических факторов в формировании творческих способностей будущих преподавателей учебных дисциплин технологического профиля обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

ABSTRACT

The article discusses the problem and ju^ify the research on the role and place of psychological and educational factors in the formation of creative abilities the future teachers of academic disciplines technological profile training in secondary schools.

Ключевые слова: технологический профиль обучения, психолого-педагогические способности, творчество, деятельность, умение, обучение. развитие, диагностика, учебный процесс.

Keywords: technological profile training, psychological and pedagogical skills, creativity, activity, skill, and training. development, diagno^ics, educational process.

Постановка проблемы. Развитие творческих способностей личности в системе подготовки специалистов - преподавателей учебных дисциплин естественной и технологических отраслей является приоритетной в системе современного высшего образования. Актуальность проблемы продуктивного формирования высокопрофессиональных качеств будущих преподавателей учебных дисциплин технологического профиля обучения объясняется тем, что это одна из наиболее сложных и одновременно наименее исследованных тем в современной психолого-педагогической науке. Уровень развития способностей зависит от многих факторов, прежде всего это: природные задатки личности; качество знаний и умений; мозговая деятельность (психомоторные и познавательные процессы), которые должны быть учтены в ходе решения возникающих в данном аспекте вопросов.

Анализ исследований и публикаций. Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования, исследовалась мыслителями и философами, уче-

ными разных направлений на протяжении многих веков. В условиях современности открываются новые перспективы исследования этой проблемы. Если раньше дискуссии сосредотачивались вокруг природы творческих способностей, то наше время актуализируется вопрос о создании оптимальных условий, подборе эффективных методов и приемов их развития.

Согласно концепции развития образования и науки в Украине, главной целью в данной сфере является развитие творческих способностей в системе обучения молодежи, в частности подготовки будущих учителей. Специфику развития творчества и креативных способностей преподавателей раскрывают в своих работах украинские и зарубежные ученые. Результаты исследований свидетельствуют о последовательности и преемственности вопросов формировании творческих способностей учащейся молодежи, указывают на необходимость научных наблюдений в психолого-педагогическом аспекте на первом этапе обучения в высших учебных заведениях. При этом подтверждается необходимость

учитывать интересы и наклонности учащихся, поскольку творческие способности наиболее выразительно проявляются именно в той сфере деятельности, к которой у подростка имеются наклонности. По определению американского психолога Фромма, творческие способности - «это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях; это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта» [7]. Психологи по-разному характеризуют творческие способности учащихся. Так, А. Лук выделяет такие творческие способности: умение видеть проблему, способности к переносу опыта, гибкость мышления, легкость генерирования идей, способности к доработке, способности предсказания. Творческие способности могут быть как врожденными, так и развиваться в течение жизни.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей учащихся, студентов соответствует как их интересам, так и интересам общества. Проблема развития творчества и творческих способностей в условиях современности актуализируется. Развитие креак-тивности в процессе школьной жизни молодежи и дальнейшего обучения в высшем учебном заведении приобретает важное значение. Очевидно, что проблема развития творческих способностей учащихся не может быть решена без четкого понимания понятия творчества в целом. Отметим, что первым автором теории творчества был С. Грузенберг, при этом он не назвал свою теорию наукой. В философском словаре дается такое определение творчества: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности» [9, с. 405]. Таким образом, именно благодаря творчеству возможен прогресс в различных сферах жизнедеятельности.

Несмотря на различие подходов к проблеме формировании творческих способностей будущих преподавателей, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Решение проблемы развития творческого человека, возможность использования оригинального мышления требуют особого внимания педагогов и психологов. Поэтому цель статьи - рассмотреть и обосновать проблемы исследования роли и места психолого-педагогических факторов в формировании творческих способностей личности будущих преподавателей учебных дисциплин технологического профиля обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

Изложение основного материала. Известны методы и приемы педагогической деятельности, которые наиболее эффективно способствуют формированию творческих способностей, дальнейшему успешному обучению учащихся в высших учебных заведениях. Основу исследования творческих способностей составляют положения общефилософского плана о роли практики в познании, положение диалектики о причинно-следственных отношениях, положения современной психологии о личности, о закономерностях познавательных процессов.

Понятие «интеллект» в словаре иностранных слов истолковано как способность к мышлению, особенно в его высших теоретических уровнях [8, с. 287]. Психологи усматривают зависимость успешного обучения по различным предметам от уровня развития у ученика отдельных интеллектуальных способностей:

- уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем учебным предметам и, наиболее ярко - по гуманитарным дисциплинам;

- уровень пространственного интеллекта определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного цикла;

- уровень формального (числового) интеллекта определяет успешность обучения по математическим и техническим дисциплинам [7, с. 263].

Накопление знаний - это только предпосылка для развития творческого воображения. Определенный уровень познавательной активности учащихся является важным, но недостаточным фактором развития личности. Любые знания недостаточны, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

К существенным условиям организации эффективности учебного процесса и развития у учащихся и студентов творческих способностей принадлежит также самостоятельная работа. Дифференциация изучения учебных дисциплин дает возможность систематически привлекать учеников и студентов к самостоятельной познавательной деятельности. При обучении необходимо создавать такие условия, которые способствуют возникновению личной заинтересованности учеников в получении знаний. На наш взгляд, самостоятельная работа, как компонент творчества, имеет важную учебно-воспитательную функцию, которая проявляется в стимулировании развития творческих способностей учащихся и студентов. Самостоятельность, как характерное качество деятельности учащихся, в определенной учебной ситуации представляет собой способность достижения цели деятельности без посторонней помощи. Результатом самостоятельной работы являются навыки, сформированные в процессе самостоятельной работы, полученные знания, развитые творческие способности, необходимые, в частности, для дальнейшего успешного обучения в высшем учебном заведении.

Известно, что важным средством формирования интеллектуально развитой личности является творческие задачи, которые помогают диагностировать способности учащихся, своевременно выявлять одаренных детей.

В организации лабораторных и практических работ главными условиями рассматриваются возможности ученика, студента в полной мере использовать свой интеллектуальный потенциал, мотивация побуждения к деятельности, создание благоприятной педагогической среды для становления, формирования знаний и мировоззрения личности. Таким образом, лабораторные и практические работы должны быть направлены на формирование способности самостоятельного познания, развитие творческих способностей и преобразования знаний, а не только на усвоение материала. Лабораторные работы разделяются на три уровня:

- репродуктивный;

- уровень самостоятельной деятельности;

- творческий уровень.

Каждый следующий уровень, безусловно, содержит в себе элемент задачи предыдущего уровня, поэтому ученик может выбирать для выполнения работу любого уровня. Приобретенные учащимся навыки и развитые творческие способности необходимы при выполнении лабораторных

работ по различным дисциплинам в высших учебных заведениях.

В условиях радикальных реформ образования на первый план выступает формирование не только традиционных знаний, умений и навыков, но и развитие мышления, творческих способностей, исследовательских навыков, поэтому методическими советами некоторых учебных заведений разработано Положение о научно-исследовательской деятельности творческой учащейся молодежи в школах и высших учебных заведениях. Согласно этому Положению, ученики должны заниматься научной работой, все, что включает в себя научно-исследовательская работа учащихся (студентов) - это прочная основа для дальнейшей успешной работы по написанию рефератов, курсовых, дипломных работ в высших учебных заведениях.

В течение длительного времени творческие способности считались присущими только избранным. Заметим, что определяющим фактором в развитии способностей кроме задатков являются условия жизни и взаимодействие с окружающей средой. Так, способности человека развиваются в процессе усвоения им общественного опыта, воспитания и обучения, в процессе трудовой деятельности [9, с. 135]. Л. Ермолаева-Томилина выделяет факторы, обусловливающие природу и возникновения творческих способностей:

- природные задатки и индивидуальные особенности;

- влияние социальной среды на развитие и проявление способностей;

- зависимость развития креактивности от характера;

- структуры деятельности.

Исследователь считает, что творческие способности заложены и существуют у каждого ребенка. Творчество - это естественная функция мозга, которая проявляется и реализуется в процессе деятельности в соответствии с наличием специальных способностей к тому или иному виду деятельности.

Результатом творческой деятельности является не воспроизведение впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе творческой деятельности лежат творческие способности. Таким образом, творческие способности - это индивидуальные особенности качества личности, которые способствуют успешному выполнению творческой деятельности определенного характера - художественной, технической, математической и т.д. Именно дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления.

Известно, что любая деятельность имеет свои мотивы. Особенную трудность представляет собой выявление мотивов творческой деятельности. В самом процессе творчества психологи выделяют два аспекта процессуальный и личностный. Процессуальный аспект творчества связан с интуицией, мышлением, воображением и умственной активностью. Личностный аспект предполагает наличие у субъекта задатков, наклонностей и способностей.

По нашему мнению, существует три подхода к проблеме творческих способностей:

- основой творческих способностей выступает интеллектуальная одаренность, детерминируют творческое поведение мотивации, ценности, личностные качества

- творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная

корреляция (наиболее развита корреляция «Теория интеллектуального порога» Э. Торренса), творческая способность - категория независимая: нет креативности с низким интеллектом, а есть интеллектуалы с низкой креативностью.

- высокий уровень развития интеллекта является залогом высокого уровня творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности не существует. Такое мнение разделяют ряд специалистов в области исследования интеллекта: Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк. Сторонники редукции творческих способностей к интеллекту опираются на результаты эмпирических исследований, которые показывают, что высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений.

А. Лук выделяет такие творческие способности личности:

- связанные с мотивацией (интересы, наклонности);

- связанные с темпераментом (эмоциональность);

- связанные с умственными способностями.

Указанные виды творческих способностей могут развиваться только в процессе творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей учащихся (в перспективе - студентов), не может быть решена без рассмотрения самого механизма творчества.

Психологический процесс творчества в значительной степени связан с воображением и интуицией человека. Под воображением психологи понимают способность человека создавать в своем сознании новые образы [11, с. 67-68]. Данное качество прежде всего проявляется в уменит конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Несмотря на то, что психологические механизмы интуиции еще исследованы недостаточно, можно утверждать, что это качество имеет определяющую роль в процессе творческой деятельности, в развитии творческих способностей человека.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей соответствует как интересам учащихся, так и запросам общества. Действенность взаимосвязи обучения и развития творческих способностей обусловлена пониманием его диалектического характера: обучение ведет за собой развитие, а развитие способствует успешному обучению и дальнейшему развитию творческих способностей.

В ряде случаев цель подготовки преподавателя направлена на овладение им научными знаниями, современными теориями и взглядами на личность учителя, подготовку которого осуществляют педагогические университеты. Проблемы профессионализации подготовки учителя связаны с научным обоснованием и практическим усовершенствованием содержания педагогического образования. Глубокое сочетание научной и профессиональной подготовки является формальной и объективной базой профессиональных знаний учителя, которые включают в себя не только знания концепций и овладение педагогической техникой, но и умение оценивать и владеть психолого-педагогическими принципами развития творческих способностей. В системе подготовки будущих учителей, по нашему мнению, прежде всего необходимо разрабатывать и руководствоваться методиками, которые могли бы быть использованы для профес-

сиональной ориентации и профессионально ориентированными мерами по проблемам выбора профессии.

Известный психолог Амтхауэр включил в разработанный тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного и мнемического. Методика «Закономерности числового ряда» дает возможность оценивать теоретические и математические способности.

Модифицированный тест Гилфорда направлен на изучение креактивности, творческого мышления, факторов, исследуются: гибкость, оригинальность, точность. Согласно Гилфорду, творческие способности относятся к дивергентному типу мышления, то есть к такому мышлению, которое соприкасается с различными направлениями проблемы, исходя из ее содержания, тогда как типичное для нас - конвергентное мышление - направлено на поиск единого решения. Люди, обладающие дивергентным мышлением способны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только традиционным образом, формировать связи между различными элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Современные методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креактивности на момент тестирования. Проблема психологии способностей всегда находится в центре внимания. Это одна из наиболее важных и актуальных проблем воспитания, которая волнует преподавателей, родителей, студентов и учащихся.

Способности тесно связаны с общей направленностью личности. Соотношение направленности личности и уровня способностей существенно влияют на стиль поведения и формирования личности. Важными факторами процесса обучения и воспитания является сенситивные периоды, благоприятные для становления тех или иных способностей. Для будущих учителей важно знать, что возраст ребенка 10-12 лет - период перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, от непосредственной памяти к логической, 10-14 лет - возраст, который

нужно рассматривать как сенситивный период творческого мышления - это благоприятный период для развития многих сторон личности, таких, как познавательная активность и любознательность, то, что называется задачей развития.

Выводы. Таким образом, возникает глубокое убеждение, что повышению уровня творческих способностей будущих учителей способствует создание оптимальных психологических условий для формирования и усвоения развития знаний путем организации учебного процесса, подбора необходимых методов, методик, приемов, организационных и форм обучения.

Литература

1. Свсеева О. Структурш компоненти квалiфiкацшноl характеристики випускника-бюлога педагопчного ВНЗ / О. Свсеева.

2. Длугош-Бшоус Г. Суб'ективне зумовлення творчо! активносп педагогiв / Г. Длугош-Бшоус.

3. Лук А. Психология творчества / А. Лук. - М. : Наука, 1978. - 128 с.

4. Давиденко А. Науково-дослвдницька дiяльнiсть уч-шв - члешв Мало! академп наук Укра!ни / А. Давиденко. -Чершгш: РВВ ЧО1ППО, 2001. - 38 с.

5. Пономарева Я.Психология творчества / Я. Пономарева. - М. : Наука, 1976. - 303 с.

6. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд.

- М. : Просвещение, 1990. - 448 с.

7. Дружинин В. Психология общих способностей / В. Дружинин. - Петербург : Питер, 2000. - 368 с.

8. Словник шшомовних ^в / [За ред. О. С. Мельни-чука]. - К. : Головна редакщя УРЕ, 1974. - 776 с.

9. Философский словарь / [Под ред. М. М. Розеншш].

- Изд. 3-е. 1972. - 496 с.

10. Пономарев Я. Фазы творческого процесса / Я. Пономарев. - М. : Педагогика, 1983. - 326 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.