ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 10 (14)2008
IZ VESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 10 (14)2008
УДК 371.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
© Е. В. МИРОНОВА, Н. В. АНИСИМОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: [email protected]
Миронова Е. В., Анисимова Н. В. - Исследование факторов, влияющих на успешность обучения школьников. -Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2008. № 10 (14). - С. 109-111. - Статья посвящена проблеме диагностики детской одаренности. Авторы анализируют факторы, влияющие на успешность обучения школьников, и приводят рекомендации по наиболее оптимальной организации учебного и воспитательного процесса. Ключевые слова: детская одаренность, успешность обучения школьников.
Mironova E. V., Anisimova N. V. - Investigation of factors, having impact on the success of schoolchildren education. - Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2008. № 10 (14). P. 109-111. - This article is devoted to a problem of exposure of children's endowments. Authors analyze the factors influencing success of training of schoolchildren and result recommendations on the optimal organization of educational and educational process. Keywords: children's endowments, success of schoolchildren training
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Современная педагогика, в поисках средств гуманизации школьного образования, ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. При этом учебно-воспитательный процесс все более ориентируется на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности, интересы.
Организация на базе образовательного учреждения медико-психолого-валеологической службы призвана помочь в решении целого ряда практических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование субъекта учебной деятельности. Не смотря на то, что личностно-ориентированное образование требует индивидуального подхода к каждому ученику класса, в силу чего он будет более успешно самореализовываться, анализировать, оценивать, овладевать способами, планировать, ставить цели, осуществлять контроль и
корректировку, отношение к талантливым, особо одаренным детям должно быть иным. При этом научная организация всего учебно-воспитательного процесса требует более четкого структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств формирующейся нестандартной личности [4].
Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей, профессионально важных психологических характеристик, личностных качеств и мотивационной сферы учащихся с высокой познавательной активностью требуется достаточно широкий арсенал психодиагностических методик. из всех существующих методик на сегодняшний день наиболее распространенными являются тесты - достаточно краткие стандартизированные пробы, позволяющие в ограниченный период времени получать характеристики индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.
По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты.
К числу наиболее ранних методик психодиагностики относятся тесты интеллекта, предназначенные для изучения интеллектуального, умственного развития ребенка. Разумеется, что под интеллектом школьный психолог подразумевает не любое проявление индивидуальности ребенка, а прежде всего, познавательные процессы или функции (мышление, память,
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Естественные науки • № 10 (14) 2008 г.
внимание). Количественные значения коэффициента интеллектуальности (Щ) могут наглядно свидетельствовать о высоком интеллектуальном развитии ребенка определенного возраста. Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д. Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стефорд-Бине [1, 5].
По мнению российских специалистов в области психодиагностики, комплексное исследование умственного развития ребенка позволяет получать не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного), преобладании вербального или образного мышления.
Для диагностики успешности обучения применяются специальные методы, которые называются тестами учебных достижений. как правило, они используются для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или циклам, для выявления пробелов в знаниях учащихся и их своевременного устранения.
Тесты специальных способностей используются для того, чтобы получать данные об особенностях ребенка, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Эти тесты направлены на диагностику таких способностей, которые имеют отношение к успешности выполнения конкретной деятельности или нескольких ее видов.
Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности - мотивации, интересов, ценностных ориентаций, эмоционального склада ребенка и др. [1, 2, 3, 5].
как видим, с помощью тестов, возможно изучить широкий спектр социально-психологических условий жизни и особенностей личности ребенка.
На базе одной из гимназий г. Пензы было проведено исследование, позволяющее выявить взаимосвязь ряда наследственных задатков и факторов при-родно-социальной среды в процессе формирования индивидуальности ребенка, его творческих способностей и психических свойств. В исследовании приняло участие 520 школьников обоего пола, среди которых 123 ученика имели отличную успеваемость по всем предметам, дипломы лауреатов научно-практических конференций, конкурсов бальных танцев.
Данная проблема имеет не только научный, но и глубокий практический смысл. Психогенетическая модель, оценивающая искомые параметры интеллекта ребенка, помимо традиционных тестов, включала достаточно новый «метод семьи», основанный на ассор-тативности брака, подразумевающей сходство супругов по ряду признаков: возраст, уровень образования, общие интересы (книги, музыка, спорт), социально-экономическое положение. Биологический анамнез позволил оценить условия протекания беременности, родов, периода грудного вскармливания, наличие или отсутствие хронических заболеваний [1, 5].
Результаты исследования свидетельствуют: семьи учеников, обучающихся в одном классе, различаются уровнем материального благосостояния, условиями проживания, стилем воспитания, особенностями питания, наличием или отсутствием вредных привычек. Дети отличаются и показателями общей заболеваемости, вместе с тем, хорошо известно, что состояние здоровья и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Проведенное исследование помогло сделать определенные выводы о том, что, в первую очередь, может повлиять на успешность обучения детей и развитие их творческих способностей. на наш взгляд, наиболее благоприятными факторами для умственного и физического развития ребенка, являются: полнота семьи, а также наличие высшего образования у родителей. Более зрелый возраст родителей - 25 - 30 лет на момент рождения, благоприятнее сказывается на процессе воспитания и обучения ребенка. Саму беременность необходимо планировать, с целью создания наиболее оптимальных условий развития плода. Жи-лищно-бытовые условия и материальное обеспечение семьи должны соответствовать общепринятым государственным нормам.
Внутрисемейные отношения должны быть дружескими, полными любви и заботы о ближних. Среди приемов семейного воспитания особое место следует уделять таким как: музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, ландшафтотерапия (туризм, поездки на природу), смехотерапия, физкультуротерапия, трудотерапия, книготерапия, поэзиятерапия, оказывающих благотворное влияние на общее физическое и психическое развитие ребенка.
Школьная зрелость и готовность к обучению, во многом определяются посещением детьми дошкольных учебных заведений, а также школ раннего развития. Исследование показывает, что семилетние дети успешнее справляются с повышенной учебной нагрузкой гимназического образования, по сравнению с шестилетними, что согласуется с имеющимися литературными данными.
Педагогам и родителям необходимо как можно раньше выявлять детей с художественным, мыслительным, или средним типом мышления и создавать оптимально возможные условия среды для реализации творческого потенциала личности ребенка. Это является возможным благодаря функционированию на базе школ кружков и секций по интересам, способствующих разностороннему развитию ребенка. Учителям-предметникам, в свою очередь, необходимо активно вовлекать учащихся (начиная с 5-го класса) в научно-исследовательскую деятельность: проектная и экспериментальная работа, участие в олимпиадах, теоретических конкурсах и семинара.
Определенная работа с одаренными детьми должна проводиться в дни зимних и летних каникул, с привлечением специалистов ВУЗов, учреждений культуры и искусства.
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА ►►►►►
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 1994. Т.15. №4. С. 83-93.
2. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив. Детская одаренность и домашнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2003. 352 с.
3. Леднева С. А.Детскаяодаренность глазами педагогов // Новая школа. 2003. № 1. С. 80-83.
4. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. 416 с.
5. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 243-264.