ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
УДК 378.14
В.А. Голутвин, канд. техн. наук, проф., ptm@tsu.tula.ru, (4872) 33-22-88 (Россия, Тула, ТулГУ)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ - ЗАЛОГ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Рассматриваются планирование, нормирование и организация самостоятельной работы студентов. Приведены рекомендации по совершенствованию этой работы, показано, что самостоятельная работа студентов - важнейшее условие качественной подготовки специалистов.
Ключевые слова: специалист, качество, самостоятельность, планирование, нормирование, учет, оценка.
Современное состояние экономики страны требует соответствующих изменений в подготовке специалистов. В основе таких изменений должна стать подготовка будущих специалистов к готовности принимать самостоятельные решения, к постоянному самообразованию, к переходу в другую область деятельности.
Рационально принятые решения позволяют достигать намеченных целей с оптимальными трудовыми, материальными и денежными затратами.
Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы наш выпускник научился умению осознавать полученные им знания и умения, приобрести опыт их использования в конкретной области своей деятельности.
Одновременно такой подход требует от преподавателей и организаторов учебного процесса высокой компетентности, умения анализировать и предвидеть ход развития ситуации в изучаемой области и возможные последствия и действия.
Как известно, процесс обучения можно представить состоящим из двух основных элементов: передачи готовой информации от преподавателя студенту и усвоению информации обучающимися (студентами).
Усвоение информации не может быть качественным без активной самостоятельной работы студентов.
Как известно, многие исследователи считают, что в память человека закладывается до 90 % того, что он выполняет самостоятельно и только 1050 % того, что он видит и слышит. Отсюда следует, что для повышения качества обучения необходимо уделять особое внимание самостоятельной работе студентов.
Для ее планирования необходимо знать, какие задания необходимо дать студенту и какие действия необходимо ему совершить, чтобы можно было уяснить предлагаемую информацию.
Знание преподавателем необходимых действий по усвоению информации по конкретному учебному материалу позволяет ему рационально спланировать и организовать самостоятельную работу студентов (СРС).
Для того, чтобы все виды СРС давали ощутимые результаты, они должны сопровождаться регулярным контролем со стороны преподавателя и самоконтролем студента.
В широком понимании самостоятельная работа студентов - часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и компетенций.
В более узком смысле большинство вузов относит эту работу только к внеаудиторной самостоятельной работе студентов, хотя это и не вполне так.
Долгое время общая нагрузка студентов исчислялась, исходя из нагрузки 54 часа в неделю, из которых 36 часов составляла аудиторная нагрузка, планируемая в учебном плане, а остальная нагрузка на выполнение домашних заданий (курсовые проекты и работы, подготовка к семинарам и коллоквиумам, выполнение расчетных и графических заданий и т. д.) без каких-либо регламентаций по их объему. Такой подход приводил часто к перегрузке студентов домашними заданиями по отдельным дисциплинам, концентрированному планированию контрольных мероприятий в одни и те же сроки.
Для устранения перегрузки студентов составлялись календарные планы и графики выполнения контрольных мероприятий, которые довольно часто не выполнялись и не давали ожидаемого эффекта.
С принятием Государственных стандартов, когда вся внеаудиторная (самостоятельная) работа была включена в общий процесс обучения, а аудиторная нагрузка снизилась до 27 часов в неделю, появилась возможность строго нормировать самостоятельную работу.
Такое внимание к организации самостоятельной работы должно было способствовать повышению качества подготовки специалистов.
В образовательных стандартах нового поколения, основанных на компетентностных принципах, самостоятельная работа приобретает еще
более важное значение, ибо компетенции предусматривают способность выпускника вуза применять знания, умения и личностные качества дл успешной деятельности в определенной области. Если принять определение самостоятельной работы студентов в соответствии с экспериментальной учебной программой обучения разработчиков образовательных стандартов нового поколения, а именно «Вид учебной деятельности студентов, приобретающий возрастающее значение в условиях освоения компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию и означающий усиление вовлеченности студентов в образовательный процесс (в том числе под руководством преподавателя), ответственности за достижение установленных Федеральным государственным образовательным стандартом компетенций и результатов образования», то значение самостоятельной работы трудно переоценить.
Как известно, в Государственных образовательных стандартах подготовки бакалавров и специалистов даны общие объемы часов, отведенных на изучение отдельных учебных дисциплин или их блоков. Распределение же часов между аудиторными и внеаудиторными проводится каждым разработчиком учебного плана самостоятельно.
При разработке рабочих учебных планов, распределяя общий объем часов между аудиторными и внеаудиторными часами, необходимо учитывать те формы индивидуальных заданий, которые должны быть предусмотрены в рабочих программах соответствующих дисциплин, в необходимых объемах и соответствующих семестрах. Отсюда возникает необходимость рационального планирования и нормирования самостоятельной работы студентов как по отдельным дисциплинам, так и по семестрам.
Кроме того, необходимо при распределении часов на самостоятельную работу учитывать характер и объем заданий, соответственно предусматривая больший объем часов на более сложные.
Самостоятельную работу студентов необходимо планировать также как и аудиторную соответствующим числом часов в неделю, что позволит равномерно распределять эту работу в течение всего семестра.
В ныне же действующих учебных планах самостоятельная работа запланирована общим объемом по каждой дисциплине на весь семестр.
Предстоящая разработка рабочих учебных планов нового поколения должна учесть все недостатки действующих учебных планов, значительная часть которых связана с организацией самостоятельной работы студентов.
Негативные последствия планирования самостоятельной работы студентов можно показать на следующих примерах.
Так по иностранному языку во всех учебных планах планируется его изучение в 4 семестрах с равномерным распределением по 2 аудиторных часа в неделю, а самостоятельная работа дана общей суммой на се-
местр с различным объемом по специальностям (без указания специальностей, табл. 1).
Таблица 1
Анализ самостоятельной работы студентов ___________________по иностранному языку _______________
Семестр 1 2 3 4
Объем СРС в семестре (для 4 специальностей) 1 51 49 51 49
2 61 39 61 39
3 74 49 51 26
4 55 40 49 56
Второй пример: по математике для группы специальностей дано одинаковое число часов аудиторных занятий в неделю (6; 4; 4; 4), а объем самостоятельной работы резко отличается по специальностям и семестрам (табл. 2).
Аналогичные примеры можно привести практически по всем дисциплинам, изучаемым в двух и более семестрах.
Таблица 2
Анализ самостоятельной работы студентов по математике
Семестр 1 2 3 4
Объем СРС в семестре (для 4 специальностей) 1 142 58 72 62
2 88 44 84 118
3 92 82 67 93
4 111 26 106 91
Опыт разработки рабочих учебных планов показывает, что вполне возможно четко спланировать аналогичные дисциплины с одинаковым общим объемом часов по соответствующим семестрам и почасовым недельным распределением аудиторной и внеаудиторной нагрузки. Это позволит иметь единую рабочую программу дисциплины, легко формировать лекционные потоки группами разных специальностей, иметь единый набор заданий на самостоятельную работу студентов, единые формы и материалы контрольных мероприятий.
Такой подход к разработке учебного плана будет способствовать повышению качества обучения по таким дисциплинам.
Второй частью планирования самостоятельной работы студентов является распределение часов СРС по видам работ. В действующих учеб-
ных планах по ряду дисциплин предусмотрены курсовые проекты и курсовые работы.
Курсовое проектирование - важнейший элемент учебного процесса. В соответствии с положением курсовое проектирование должно способствовать закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных студентом за время обучения, и применению этих знаний к комплексному решению конкретных инженерных задач. Курсовое проектирование учит студентов обращаться к научной и справочной литературе, монографиям, журнальным статьям, прививает навыки производства расчетов, составления технико-экономических записок.
Курсовые проекты следует планировать, когда из общего бюджета СРС можно выделять на проект 40-60 часов в зависимости от его сложности и объема.
В действующих учебных планах далеко не по всем дисциплинам это соблюдается, а зачастую планируется курсовой проект с объемом работы 15-30 часов. В этом случае выхолащивается суть проекта и целесообразно планировать курсовую работу, имеющую значительно меньший объем и несколько иную направленность. Курсовая работа - это выполняемая студентов расчетно-графическая работа, в которой отсутствует такой важный элемент проектирования, когда студент из большого числа возможных вариантов решения поставленных задач должен выбрать оптимальный.
Курсовые работы не всегда и не обязательно должны быть расчетно-графического характера, они могут быть работами и реферативного типа (обзор статей отраслевых журналов, анализ современного состояния и развития техники и технологии и т. п.), а также они могут представлять собой студенческие научно-исследовательские работы по данной дисциплине, выполняемые в лаборатории или на производстве.
По затратам времени на выполнение и объему курсовые работы должны быть значительно меньшими (примерно в 2 раза), чем курсовые проекты (20-30 часов на работу).
Учитывая, что задания на курсовой проект по специальным дисциплинам должны быть индивидуализированы, отвечать интересам и уровню подготовки студентов, а также времени, отведенному на выполнение проекта, следует планировать преподавателю-руководителю курсового проектирования на выдачу заданий, руководство и консультации, проверку и защиту не менее 4 часов на каждый проект. Это, несомненно, повысит значимость курсового проектирования и улучшит качество подготовки специалистов.
Структуру самостоятельной работы студентов можно представить в виде двух частей: планируемая учебным планом и организуемая преподавателем СРС, и самостоятельная работа, которую студент организует сам. Учебным планом планируются курсовые проекты и работы, что требует,
однако, четкого нормирования необходимого и достаточного числа часов на их выполнение.
Организованной преподавателем СРС может быть выполнение индивидуальных семестровых заданий и изучение самостоятельно дополнительного теоретического материала, что также требует выделения необходимого числа часов из общего объема СРС. Непосредственное распределение числа часов на эти виды работ должны быть четко установлены и неукоснительно соблюдаться при определении объема заданий на их выполнение.
Вторая часть СРС включает затраты времени студентом на подготовку к лабораторным и практическим занятиям, к текущей и промежуточной аттестации. Здесь также необходимо установить соответствующие нормы. В наших условиях такие нормы должны быть утверждены кафедрой.
Все это требует учета и решения уже на стадии разработки рабочих учебных планов при распределении часов на аудиторную и внеаудиторную работу студентов с учетом всех форм планируемой СРС, так как разные ее формы требуют разных затрат времени на ее выполнение.
Принципиально важным элементом СРС является ее индивидуализация. Она подразумевает более интенсивную работу с лучше подготовленными студентами, деление заданий на обязательную часть и творческую (для всех желающих попытаться решить дополнительные задачи), регулярные консультации для всех обучающихся, полное информирование студентов о предстоящей самостоятельной работе с указанием сроков выполнения каждого задания и способов их контроля и оценки, ожидаемого результата и его веса в общей оценке знаний по дисциплине.
Эффективность СРС в значительной степени зависит от организации контроля за ее выполнением со стороны ведущего преподавателя. Такой контроль позволяет помочь студенту методически правильно с минимальными затратами времени выполнять задания, он также будет способствовать более четкому планированию, организации и проведению СРС кафедрой и преподавателем.
Рядом исследователей рекомендуются следующие виды контроля:
- предварительный, способствующий определению уровня знаний студентов перед выдачей заданий;
- текущий - систематическая проверка хода выполнения заданий;
- тематический - контроль усвоения отдельных разделов заданий
(тем);
- периодический - проведение плановых аттестаций (обычно 2 раза в семестр) одновременно по всем дисциплинам с оценкой результатов работы за весь период;
- промежуточный (итоговой контроль по дисциплине) - экзамен или зачет.
Виды контроля и их форма зависит от конкретной учебной дисциплины, ее содержания, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, от опыта преподавателя и т. п.
Особым видом контроля является самоконтроль - осознанное управление студентом своей познавательно-практической деятельностью. Довольно удачной формой самоконтроля являются ответы на вопросы тестов, разработанных преподавателем по отдельным разделам дисциплины с использованием вычислительной техники.
В организации СРС выпускающие кафедры совершенно недостаточно используют потенциал общенаучных и общеинженерных дисциплин. Десятилетиями многие исследователи отмечают, что эти дисциплины очень часто не имеют органической связи с современным содержанием специальных дисциплин.
Зачастую учебный процесс разорван на отдельные несвязанные куски, что определяется независимым положением в учебном плане многих относительно небольших по объему дисциплин, поэтому у студентов возникает непонимание их роли и соответствующее отношение.
Недостаточное использование теоретических знаний в специальных курсах и последующей практической деятельности усугубляет отрыв общенаучных и общеинженерных дисциплин от специальных.
Студенты, переходя на старшие курсы, забывают основы этих дисциплин и не чувствуют связи между этими науками и специальными дисциплинами. Формируя набор обязательных дисциплин основной образовательной программы, методические комиссии и советы зачастую не увязывают их содержание с будущей деятельностью инженера определенного профиля.
В действующих учебных планах значительный объем СРС по общенаучным и общеинженерным дисциплинам может быть использован для выдачи прикладных заданий, разработанных совместно с преподавателями специальных дисциплин, что в значительной степени укрепит необходимость и важность фундаментальной подготовки. В свою очередь уровень преподавания и содержания заданий по специальным дисциплинам повысятся, а обучение будет приобретать системный характер и каждая фундаментальная дисциплина найдет свое место в специальной подготовке студентов.
Учитывая, что в ГОС третьего поколения предусматривается вариативная часть ООП в объеме 30-50 % общего объема каждого цикла, на выпускающих кафедрах лежит большая ответственность за наполнение учебного плана соответствующими дисциплинами или разделами базовых дисциплин и соответствующим объемом СРС и ее четкое планирование и последующее выполнение.
Таким образом эффективность самостоятельной работы студентов и ее результаты в значительной мере будут зависеть от четкости ее планиро-
вания, нормирования затрат времени студентов на ее выполнение, и затрат преподавателей на консультации, проверку и контроль работы студентов, организацию проведения работы, подведения итогов и учета результатов в общей оценке освоения дисциплины.
Успех планирования СРС может быть обеспечен, если будут установлены разумные соотношения между аудиторной и внеаудиторной нагрузкой, между выделенными часами СРС и сложностью и объемом заданий, установлены затраты времени на каждый вид задания, а нагрузка четко спланирована по неделям семестра, особенно по планируемой СРС.
Нормирование СРС требует установление норм нагрузки по всем видам заданий, полного соответствия отведенных часов объему заданий, что должен знать каждый преподаватель. Важным элементом нормирования и определения учебной нагрузки кафедр должна быть консультационная работа по обеспечению качественного выполнения СРС.
Только индивидуальные задания с соответствующими консультациями и регулярным контролем, оценкой и учетом результатов дадут ожидаемый эффект. Таким образом, по любому виду самостоятельной работы должна устанавливаться учебная нагрузка для преподавателей по всем учебным дисциплинам.
Самостоятельная работа студентов, несомненно, является важнейшим и необходимым условием высокого качества подготовки специалистов и залогом этого является рациональная организация этой работы.
Список литературы
1. Методические рекомендации по разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007. 30 с.
2. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе: учеб. пособие / И.А. Новиков [и др.]. Волгоград: ВолгГТУ. 2003. 316 с.
V. Golutvin
Independent work of students - the mortgage of high quality ofpreparation of experts
In this article it is considered planning, normalization and organization of the student’s independent work. It includes advices, which will help to improve this work and shows that Independent work of the students is the most important condition for preparing specialists of high quality.
Получено 07.04.09