УДК 378.016
ББК 74.489.02
Седакова Валентина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра высшей математики и информатики Сургутский государственный педагогический университет
г. Сургут Sedakova Valentina Ivanovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Higher Mathematics and Computer Science Surgut State Pedagogical University Surgut
valya-200909@rambler.ru
Самостоятельная работа студентов как индивидуальная траектория развития Students’ Self-Study As Individual Development Trajectory
В статье рассматривается роль и значимость самостоятельной работы студентов в организации и осуществлении индивидуального маршрута обучения в педагогическом вузе. Представлены виды и уровни самостоятельной работы. Материал статьи актуален, так как знакомит преподавателей с формами самостоятельной работы студентов во внеучебное время, формирующих профессиональные компетенции, способами самоконтроля и контроля.
The article considers the role and the importance of the students’ self-study while organizing and implementing the individual route of training in higher pedagogical school. Types and levels of self-study are presented. The article is topical as it introduces the forms of the students’ self-study in out-of-class activities forming professional competences, as well as the ways of self-monitoring and control.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, виды, уровни и формы самостоятельной работы, индивидуальные занятия.
Key words: students’ self-study; types, levels and forms of self-study, individual classes.
Получение качественного высшего образования, формирование профессиональных компетенций - основная задача любого образовательного учреждения высшей школы. Для достижения этой цели необходимо использовать различные возможности: создание условий для формирования компетенций в сфере научно-исследовательской работы студентов, использование мотиваци-
онного потенциала образовательной среды. Одним из важных направлений при переходе на деятельностную парадигму образования является организация самостоятельной работы субъектов образовательного процесса.
В настоящее время в России учебными планами, программами соотношение между лекционными и практическими занятиями к самостоятельной работе составляет 2:3, т.е. аудиторная нагрузка составляет 40%, самостоятельная работа студентов (далее СРС) - 60%.
Такое соотношение считается эффективным для улучшения качества образования и подготовки специалистов. Хотя в европейских странах наблюдается тенденция к снижению доли аудиторной нагрузки в примерном соотношении 1:3. Психологами отмечается, что человек забывает 90% материала, если его он только слышит, 60%, если видит и только 10% материала забывается, если обучаемый активно участвует в процессе познания. Активизировать обучающую деятельность студентов поможет качественно организованная самостоятельная работа студентов во внеучебное время.
Формальное увеличение времени на самостоятельную работу, к сожалению, в настоящее время не преследует основную цель высшего образования -формирования профессиональных компетенций. Как правило, самостоятельная работа представляет собой ежеурочные домашние задания, рассчитанные на короткие или более длительные сроки, не носящие проблемный характер. При этом не учитываются интересы, индивидуальные возможности студентов. Проверка таких заданий, как правило, поверхностная или, при недостатке времени, отсутствует вообще. Ясно, что так организованная самостоятельная работа студентов, не обеспечивает качественную реализацию поставленных задач, в рамках читаемой дисциплины не формируются конкретные компетенции.
Известно, что самостоятельная работа по виду подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды самостоятельных, контрольных, практических и творческих
заданий на практических и семинарских занятиях, которые могут занимать примерно два часа в неделю.
Внеаудиторная самостоятельная работа подразумевает выполнение письменного домашнего задания, связанного с отработкой практических навыков решения упражнений; изучение теоретического материала; выполнение творческого вариативного, реферативного заданий, курсового проекта и т.п.
В основу организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов положен компетентностный подход. Материал, связанный с организацией, контролем и использованием внеаудиторной самостоятельной работы студентов для формирования профессионально значимых компетенций будет представлен в этой статье.
Не все преподаватели понимают и принимают принцип распределения аудиторной и внеаудиторной нагрузки студента, о чем было сказано выше, объясняя это тем, что самостоятельно организованная и выполненная работа студента не приносит должных результатов, чаще всего - это работа вхолостую. Как правило, им хочется изучение нового теоретического материала, отработку навыков применения практических навыков организовать под своим руководством.
Так организованная внеаудиторная самостоятельная работы имеет низкий уровень - дословно-преобразующее воспроизведение информации и выполнение по образцу, что соответствует традиционному обучению.
Деятельностная парадигма образования способствует развитию критического мышления, ориентирует на достижение намеченной цели, согласно внутренней мотивации, поэтому подход к такого рода работе должен быть иным.
Более высокий уровень самостоятельной работы - эвристический и творческий (исследовательский) требует от преподавателя тщательной подготовки. Выполняя такого вида работы, студент должен обойтись без непосредственной помощи преподавателя, систематически осуществлять самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Поэтому уместно говорить о качестве организации самостоятельной работы.
Оно может быть проверено непосредственно в беседе студентов, их анкетировании.
Высокий уровень самостоятельной работы, качественно выполненные задания, требуют реализации некоторых требований к системе и условиям ее проведения [2].
Во-первых, в вузе должны существовать условия для выполнения предложенных заданий - доступ в компьютерные классы, наличие свободного доступа в Интернет и профессиональных компьютерных программ.
Так на сайте Сургутского государственного педагогического университета существует образовательный портал, зайти на который может любой преподаватель и студент, используя свой логин. Согласно расписанию на вторую половину рабочего дня студенты имеют возможность работать в компьютерных классах вуза, в общежитии. В фонде университетской библиотеки есть необходимая литература, школьные учебники, журналы, выход в фонды российской государственной библиотеки.
Во-вторых, своевременно представлять перечень работ, которые будут оцениваться преподавателем, чтобы студент смог заранее спланировать индивидуальный маршрут своего обучения и развития.
При составлении рабочей программы каждый преподаватель обязательно планирует материал для самостоятельного изучения. Такой вид работы организуется в течение всего периода изучения дисциплины. Каждое задание формирует определенную компетенцию. Оговариваются цели, содержание и сроки выполнения каждого задания. Все эти сведения размещены на образовательном портале, что значительно облегчает форму взаимодействия.
Своевременность выполнения предложенных заданий положительно влияет на оценку работы по всему модулю - выставляются поощрительные баллы, пополняется интегральный рейтинг студента, а это отражается на увеличении стипендии, премиях и т.п.
В-третьих, проблемное содержание заданий, по учебной дисциплине должно способствовать развитию и формированию общих и специальных профессиональных компетенций.
Степень сложности заданий для самостоятельного изучения должна возрастать от курса к курсу. Если планирование проходит в рамках изучения одной дисциплины (продолжительность семестр или два семестра), то это принцип тоже должен учитываться, так как проблемный характер заданий, их вариативность и интегративность способствуют более полному учету индивидуальных возможностей и развитию разнообразных интересов.
В-четвертых, разнообразие форм СРС.
Разнообразие форм самостоятельной работы, связанных с формированием специальных компетенций, связано с ее уровнями. Так формированию компетенции в области теоретических и методологических основ математики и информатики способствуют задания первого и второго уровней.
Первый уровень самостоятельной работы - повторение, знакомство с новыми сведениями. К заданиям такого рода можно отнести задания по изучению теоретического материала и письменному оформлению его в виде дневника. Записи, как правило, состоят из трех разделов: в ходе изучения темы студент вспоминает известные ему основные понятия по этой теме (раздел 1), изучает новую информацию и представляет ее в графическом виде - в форме кластеров (раздел 2). Такой способ оформления помогает структурировать материал, при-
т \~г
учает студентов к установлению логических цепочек. Третий раздел содержит практические задания, решения которых содержат ошибки. Студентам необходимо их обнаружить и верно выполнить задание.
Можно предлагать материал по изучению дополнительных сведений по заданной теме. Особый интерес представляют этимологические сведения математических понятий, исторические сведения по освоению дисциплин математического и естественнонаучного цикла.
Немаловажную роль в формировании профессиональных компетенций играет обзор материала, связанного с пословицами и поговорками по математике и информатике и их смыслом, сферой использования.
Второй уровень - задания связаны с организацией обучающей деятельности. В этом случае таким заданием может быть составление мини-глоссария по одной теме, состоящего из 15-20 слов; определение понятий своими словами. Студентам можно предложить составить тестовые задания по теме, проверить валидность их составления.
Третий уровень связан с отработкой планирования и наблюдения, формированием себя как человека образованного. Важно научить студентов ориентироваться в материале, как будущего специалиста, поэтому необходимо знакомиться с содержанием учебников, предметных журналов по математике, справочной литературой, например, для начальной школы по изучению конкретных понятий, разделов. Приучить выражать свое мнение на методические особенности, предложенные разными авторами.
На этом уровне можно предложить студентам составить кроссворд или ребус по заданной теме, подготовить сценарий интеллектуальной игры, викторины. Причем, подобные задания можно адресовать для студентов вуза или для учащихся школы определенного класса. При подготовке таких сценариев, ребусов и т.д. важно знание программного материала, знание возрастных особенностей учащихся.
Четвертый уровень - задания, связанные с формированием будущего специалиста. Формированию собственной позиции способствуют задания по написанию эссе по изученному модулю. Например, при написании эссе по теме «Отношение делимости, признаки делимости» студенты должны коротко отразить тему, высказать свое мнение о значимости материала, привести примеры использования его в школьном курсе математики. Отразить приложение изученной темы в практической жизни, согласно своей будущей профессии.
Если говорить об информатике, то предметом самостоятельного изучения студентов может быть, например, составление обзора по теме «Современное состояние использования информационных технологий в нашем вузе» или составление портфолио по предложенным темам (их может быть несколько на выбор студентов).
Пятый уровень - задания творческие (исследовательские). Для формирования компетенций в области научно-исследовательской работы желательно давать задания с целью изучения научной статьи, содержащей современное научное исследование в области математики, информатики, использования интерактивных форм обучения, методики изучения и т.д. При ее конспектировании большое внимание должно уделяться аппарату исследования, знание которого пригодится при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Задания пятого уровня могут быть связаны с написанием научных статей для студенческих научно-практических конференций, журналов, подготовке конкурсных работ, проведением мини-исследований, решением олимпиадных задач.
К творческим, вариативным заданиям можно отнести подготовку видеороликов по названной теме, составление прайс-листов и синквейнов, буклетов, математических сказок, стихов. Это могут быть творческие проекты, например, «Зачем мне нужны математические знания».
В-четвертых, для качественного и неформального выполнения самостоятельной работы необходимо продумать систему контроля выполнения заданий.
Как было сказано, тщательно спланированная контролируемая самостоятельная работа, будет отражаться на методической зрелости, навыках самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности обучаемых.
Методические инструкции, указания, которые выдаются для каждого задания, способствуют их качественному выполнению. Переход на кредитномодульную систему учета поможет объективно оценить учебные достижения студентов с помощью балльно-рейтинговой системы. Им известно, что максимальный балл выполненной работы - 10. Причем, снижение оценки может быть, например, из-за несвоевременного выполнения работы, слабого раскры-
тия темы, из-за несоблюдения требований при ее оформлении (например, неверное оформление реферата, эссе, резюме и т.п.).
Форм контроля самостоятельной работы студентов может быть несколько: непосредственно на занятии и во время проведения индивидуальной работы студентов. Так теоретические знания по математике, информатике, полученные студентами самостоятельно, могут быть проверены во время проведения письменной проверочной работы, терминологического диктанта, пятиминутного опроса на каждой лекции, выполнении тестового задания непосредственно на занятии.
Для осуществления самоконтроля желательно использовать интерактивные формы контроля - тестовые задания, размещенные на сайте, и, естественно, доступные каждому студенту. Компьютеризированное тестирование в нашем вузе служит формой рубежного контроля по изученной дисциплине. Автоматизированная форма контроля способствует формированию когнитивной стратегии развития: повторению, детализации, совершенствованию [1].
Студенты, обучающиеся по индивидуальным учебным планам (хорошо успевающие, студенты, имеющие малолетних детей, работающие студенты и т.п.), тоже нуждаются в индивидуальном планировании, консультациях и отчете. Такие графики согласовываются с преподавателями в начале семестра.
Роль самостоятельной работы студентов, ее контроль за качеством приобретения профессиональных навыков возрастает еще и из-за того, что некоторые дисциплины изучаются только на первом курсе, когда вчерашний выпускник средней школы еще не имеет навыков работы в вузе, по обработке информации и т.д. Студенты-первокурсники, как правило, пассивны, неуверенны в себе. Им характерна разбросанность интересов; они боятся показать свою несообразительность, они испытывают затруднения в изучении материала, его изложении и т.п. Поэтому занятия с такими студентами требуют индивидуального подхода, изучению их интересов, наклонностей и особенностей характера, на которые, в дальнейшем преподаватель может опираться.
Решить эту проблему помогают индивидуальные занятия со студентами, которые включены в учебное расписание студентов. Их количество зависит от общей трудоемкости учебной дисциплины и от формы занятий. Так если трудоемкость дисциплины больше 120 часов, то количество часов индивидуальной работы в группе на семестр составляет один час на студента. Если объем трудоемкости меньше или дисциплина состоит из практических занятий, то в этом случае количество студентов в академической группе умножается на 0,5 часа. Важно, что индивидуальные занятия на неделе в одной студенческой группе по всем дисциплинам не совпадают, что дает возможность студентам, в случае необходимости, посетить каждое такое занятие.
Из всего сказанного следует, что самостоятельная работа способствует спланировать свою индивидуальную траекторию развития по углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, развитию аналитических способностей.
Библиографический список
1. Костромина, С.Н., Дворникова, Т.А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов [Текст] / С..Н. Костромина, Т.А. Дворникова // Вестник СПбГУ, Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. Вып. 3. Сент. СПб., 2007. С. 295-306.
2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОКУС, 2013.
- 432 с.
Bibliography
1. Kostromina, S.N., Dvornikova, T.A. Teaching Strategy As Means of the Students’ Self-Study Organization [Text] /S.N. Kostromina, T.A. Dvornikova // Herald of St.Petersburg State University, Series 6. Philosophy. Political Science. Sociology. Psychology. Law. International Relations. Iss. 3. - SPb., 2007. - P.295-306.
2. Modern Educational Technologies: Guidance Manual / Group of Authors; Under the Editorship of N.V. Bordovsky. - 3rd Ed. Ster. - M: KNOKUS, 2013.
- 432 p.