Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов один из важнейших аспектов изучения иностранного языка'

Самостоятельная работа студентов один из важнейших аспектов изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинова Н. В.

В статье речь идет об организации самостоятельной работы студентов неязыковых вузов. Показаны актуальные аспекты научной организации труда на современном этапе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-study of students is one of the most important aspects of studying foreign languages

The article deals with self-study of higher technical school students. The aspects of students' independent work efficiency at the present stage of higher education development are considered.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов один из важнейших аспектов изучения иностранного языка»

УДК 81:378

Н.В. Кудинова СГГА, Новосибирск

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ АСПЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье речь идет об организации самостоятельной работы студентов неязыковых вузов. Показаны актуальные аспекты научной организации труда на современном этапе высшего образования.

N.V Kudinova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

SELF-STUDY OF STUDENTS IS ONE OF THE MOST IMPORTANT ASPECTS OF STUDYING FOREIGN LANGUAGES

The article deals with self-study of higher technical school students. The aspects of students’ independent work efficiency at the present stage of higher education development are considered.

В последнее время в высших учебных заведениях большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, в связи с чем появились статьи, посвященные этому вопросу.

Навыки, полученные студентами во время их самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, являются важной составляющей не только во время их обучения в ВУЗе, но и в дальнейшей жизни, для повышения их квалификации как специалистов и получения послевузовского образования.

Различные авторы по-разному трактуют понятие «самостоятельная работа». Мы бы хотели остановиться на определениях этого понятия, данного П.И. Пидкасистым и М.Г. Гаруновым по отношению к самостоятельной работе студентов неязыковых вузов.

По мнению П.И. Пидкасистого «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [2]. М.Г. Гарунов считает, что самостоятельная работа - это «выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства» [2].

М.Г. Гарунов и П.И. Пидкасистый выдвинули идею о том, что самостоятельная работа формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач; вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; является важнейшим условием самоорганизации обучающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обучающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения [2].

Из вышесказанного ясно, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, трактуют это понятие по-разному. Другие исследователи [1] считают, что «самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем». Нам импонирует данное определение самостоятельной работы студентов.

Особый интерес для нас представляет самостоятельная работа с литературой по специальности. Обучение самостоятельной работе (в том числе и с профессионально ориентированной литературой) является одной из сторон научной организации труда как преподавателей, так и студентов. Научная организация труда в вузах занимается приведением форм и методов педагогического труда в соответствие с возросшим объёмом научной информации для формирования специалиста любого профиля, а одной из основных задач научной организации педагогического труда, по мнению А.Г. Молибога, является организация и управление самостоятельной работой студентов [3].

Организация самостоятельной работы как компонент научной организации труда в вузе регулируется определенными принципами, а ее успешность обеспечивается некоторыми факторами, оказывающими влияние на учебный процесс. К принципам организации А.Г. Молибог относит следующее: регламентацию всех самостоятельных заданий по объему и по времени; обеспечение условий самостоятельной работы студентов и управление этой работой. Выделяются две группы факторов: организационные и методические. Группа организационных факторов включает бюджет времени, учебную литературу и учебно-лабораторную базу. В методические факторы входят планирование, обучение методам и управление самостоятельной работой студентов [3].

Характеристика понятия «самостоятельной работы» со специальной литературой, изучение его аспектов дают возможность установить некоторые факторы, влияющие на организацию самостоятельной деятельности студентов. Таковыми, на наш взгляд, являются психолого-педагогический и лингвистический факторы.

Самостоятельная работа (в том числе и со специальной литературой) выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность. Психолого-педагогический фактор предполагает учет психологических качеств, необходимых для плодотворного осуществления самостоятельной работы студентов со специальной литературой, а также воспитание социальных личностных качеств, требующихся для этой работы.

Лингвистический фактор определяется характером литературы, с которой работают студенты. В последнее время тексту как коммуникативной единице уделяется большое внимание.

Характеристика понятия «самостоятельная работа студентов», а также определение факторов, от которых зависит её управление со стороны преподавателя, позволяют нам сделать некоторые выводы, имеющие характер практических рекомендаций.

Самостоятельная работа должна осуществляться студентами как познавательная деятельность, формировать творческое отношение к воспринимаемой информации. Все выше сказанное выдвигает определенные требования как к качеству используемой профессионально ориентированной литературы, так и к методической организации процесса обучения. Первое обеспечивается тщательным отбором текстового материала, предназначенного для самостоятельного изучения. Второе включает формирование с помощью системы заданий умений самостоятельной работы со специальной литературой, которое бы впоследствии стало основой для послевузовского самообразования и повышения квалификации специалиста.

Предварительное изучение вопроса позволило нам выделить следующие умения. Во-первых, умения поиска источников информации, отбора нужной информации в одном/нескольких источниках, ориентации в отобранных/рекомендуемых публикациях и др. Во-вторых, - умения смысловой переработки информации, содержащейся в интересующих студентов печатных материалах. В-третьих, - умения письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, реферат, аннотация и др.).

Для успешного функционирования всех перечисленных умений

необходимо учитывать лингвистический фактор организации самостоятельной работы, характер литературы, которой пользуются обучаемые. Особенности материалов, служащих предметом самостоятельной деятельности студентов неязыкового вуза, должны учитываться при составлении комплекса упражнений, формирующего умения самостоятельной работы. Следовательно, самостоятельная работа студентов со специальной литературой должна быть организованной, причем успешная организация, в том числе и управление этой работой, будет зависеть в большей степени от учета психолого-педагогического и лингвистического факторов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов

[Электронный ресурс] // Педагогический институт Южного Федерального Университета. - Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа:

http: //pi. sfedu. ru/university/publish/school s/2/4. html.

2. М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый. Самостоятельная работа студентов. -М.: Знание, 1978.

3. А.Г. Молибог. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. - Минск: Высшая школа, 1975.

© Н.В. Кудинова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.