Научная статья на тему 'Формы организации самостоятельной работы по информатике студентов классического университета'

Формы организации самостоятельной работы по информатике студентов классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEXES / SUBJECT-ORIENTED INFORMATION / COGNITIVE ACTIVITY / ENVIRONMENT FOR LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов И.

В статье приводятся новые формы организации самостоятельной работы студентов классического университета по информатике. Отмечается, что самостоятельная работа плодотворна, когда она выполняется в группе из небольшого количества студентов. Также автор подчеркивает важность содержания заданий на самостоятельную работу, что она должна быть неразрывна связана с будущей профессиональной деятельностью студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of Organizing Independent Work in Computer Science for Students in Classical University

The article presents new forms of organizing student's independent work of the classical university in computer science. It is noted that an independent work is useful when it is performed in a group with 2-3 students. The author also noted the importance of contents tasks for independent works, it should be linked with the future professional activity of students.

Текст научной работы на тему «Формы организации самостоятельной работы по информатике студентов классического университета»

— П6- НОМАИ донишгох

И. Каримов

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные учебно-методические комплексы, предметно-ориентированные информационные среды обучения, познавательная деятельность Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам вызов разного профиля (4).

По мнению М.Г. Гарунова и П.И. Пидкасистого, самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики: она формирует у обобщающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимых объема и уровня знаний, навыков и умений для решения познавательных задач; вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; является важнейшим условием самоорганизации обобщающего в овладении методами профессиональной деятельности, познания и

Г УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 117 ~

поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обобщающего в процессе обучения и профессионального самоопределения (1).

Среди форм организации самостоятельной работы студентов, успешно использующихся на всех факультетах, в нашей экспериментальной работе были:

Семестровые задания; индивидуальные задания, целью которых является развитие практических навыков использования информационно-коммуникационных технологий в решении отдельного фрагмента более сложной учебно-профессиональной задачи. Задачи: способствовать развитию у студентов алгоритмического мышления и навыков самостоятельной работы по решению отдельных задач, закреплению знаний по пройденной теме, выработке навыков по оформлению документации;

Рефераты; обобщение материала по анализу на заданную тему. Целью является формирование развития у студентов системного мышления, умения аналитического изучения литературы по теме. Задачи: формировать у студентов навыки самостоятельной работы с литературными источниками, с Интернет-ресурсами (самостоятельно выделять основные фрагменты, представлять изучаемый материал в краткой форме и оформлять с помощью текстовых редакторов и т.д.);

Курсовые работы: решение индивидуальной задачи по дисциплине специализации. Цель - способствовать формированию навыков организации своей познавательной деятельности, умений обобщать знания по данной дисциплине и использовать информационно-коммуникационные технологии в решении поставленной учебно-профессиональной задачи. Задачи: выработать умения реализации знаний и навыков, полученных при изучении данной учебной дисциплины, закрепить навыки работы с компьютером.

Темы рефератов и курсовых работ должны быть увлекательны и интересны. Они должны быть неразрывно связанны с будущей профессиональной деятельностью специалистов. К примеру, для специалистов экономического факультета будет полезно найти информацию о бирже труда или международном валютном фонде, международных экономических отношениях разных стран и т.д.

— И8~ НОМАИ донишгох

Заинтересованные студенты, написавшие рефераты и курсовые по заданным темам отметили, что работа над рефератом позволила им закрепить навыки работы с Интернет и Microsoft Word, способствовала развитию навыков систематизации материала, видению проблемы в целом, дала возможность проверить свои творческие силы.

Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю (3).

Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Таким образом, формирование у студентов целостной системы профессиональных и информационно-коммуникационных знаний достигается путем интеграции информационных и специальных дисциплин профессионального цикла. Дидактическим средством формирования такой целостной системы знаний служат электронные учебно-методические комплексы, включающие в себя необходимую теоретическую информацию, систему практических заданий и систему обучающих и контролирующих тестов, учебное проектирование с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-программные продукты (электронные учебно-методические комплексы курсов, обучающие программы, системы тестирования и т.д.) способствовали формированию так называемых предметно-ориентированных информационных сред обучения. С учетом многообразия учебных дисциплин задача создания предметно-ориентированных информационных сред обучения является предметом специальной индустрии. В РОСНОУ

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ I)" 119 ~

в рамках программы информатизации создан Центр по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, целью деятельности которого является:

- Подготовка преподавателей к использованию новых информационных технологий в учебном процессе;

- Разработка электронных учебников и учебно-методических пособий, контролирующих программ;

- Проведение семинаров для преподавателей по вопросам обмена опытом использования имеющихся обучающих и контролирующих программ в учебном процессе, методике преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, в зависимости от уровня подготовки студентов меняются и формы деятельности. Самостоятельная работа должна осуществляться студентами как познавательная деятельность, стать средствами воспитания таких личностных качеств, как самостоятельность, активность, формировать творческое отношение к воспринимаемой информации. Все вышесказанное выдвигает определенные требования, как к качеству используемой профессионально ориентированной литературы, так и к методической организации процесса обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. -М.: Знание, 1978

2. Молибог А.Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. - Минск: Высшая школа, 1975

3. http://www.pedagogics-book.ru/articles/5-3.html

4. http://www.rspu.edu.rU/universitv/publish/schools/2/4.html

Формы организации самостоятельной работы по информатике студентов классического университета

И. Каримов

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные учебно-методические комплексы, предметно-

— ,2°- НОМАИ ДОНИШГОХ

ориентированные информационные среды обучения, познавательная деятельность.

В статье приводятся новые формы организации самостоятельной работы студентов классического университет а по информатике. Отмечается, что самостоятельная работа плодотворна, когда она выполняется в группе из небольшого количества студентов. Также автор подчеркивает важность содержания заданий на самостоятельную работу, что она должна быть неразрывна связана с будущей профессиональной деятельностью студента.

Forms of Organizing Independent Work in Computer Science for Students in Classical University

I. Karimov

Key words: information and communication technology, electronic educational-methodical complexes, subject-oriented information, environment for learning, cognitive activity

The article presents new forms of organizing student's independent work of the classical university in computer science. It is noted that an independent work is usefid when it is performed in a group with 2-3 students. The author also noted the importance of contents tasks for independent works, it shoidd be linked with the future professional activity of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.