УДК: 377.1 ББК: Ч30/49.4.2.3
Федосеева О.Ю.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Fedoseeva O. Yu.
ANALYSIS OF EFFICIENCY OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES
Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельная работа, система образования, профессиональная деятельность, современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информационное общество, организация самостоятельной работы студента, виды самостоятельной работы студентов, формы самостоятельной работы студентов, эффективность образования, контроль знаний студентов, качество обучения.
Key words: information technologies, independent work, system of education, professional activity, modern information - of communication technologies (ЖТ), informative society, organization of independent work of student, types of independent work of students, form of independent work of students, the effectiveness of education, the control of knowledge of students, the quality of teaching.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы эффективности учебного процесса высшего профессионального образования от организации самостоятельной работы студентов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Приводятся цели, задачи, виды, формы и структурные элементы самостоятельной работы, дана характеристика современным информационным технологиям в самостоятельной работе студента. Представлены различные варианты организации самостоятельной работы студентов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, приводится анализ эффективности этих методов.
Abstract: in the article the questions of efficiency of educational process of higher professional education from the organization of independent work of students with the use of modern information and communication technologies. The objectives, tasks, types, shapes and structural elements of independent work, the characteristic of the modern information technology in independent work of the student. Presents various options for the organization of independent work of students with the use of modern information and communication technologies, provides an analysis of the effectiveness of these methods.
Введение
Самостоятельная работа студентов является одной из важных составляющих процесса обучения в вузе. Подходы к организации процесса обучения и контроля результатов обучения принципиально изменяются в связи с переходом высшей школы к новой системе образования: существенно выросли требования к качеству образования, к более широкому внедрению активных форм обучения с использованием современных
информационных и коммуникационных
технологий.
Каждый молодой специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности. Немаловажное значение в приобретении этих знаний, умений и навыков и определении своей позиции по тому или иному профессионально ориентированному вопросу или проблемы будущему специалисту позволяют опыт творческой,
исследовательской и самостоятельной деятельности.
Требования новой образовательной среды, недостаточная способность студента ориентироваться в условиях меняющихся учебных программ оказывают влияние на качество учебного процесса
профессионального образования, поэтому появляется противоречие между
меняющимися требованиями к
образовательному процессу и
неспособностью студента быстро ориентироваться в данных условиях. Это противоречие является своего рода предпосылкой для рассмотрения
самостоятельной работы студента с новых позиций, с позиции ориентирования на студента как на личность и более системного подхода к процессу обучения.
В соответствии с федеральным государственным стандартом нового поколения ФГОС 3+ требования к условиям реализации образовательной программы следующие: «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-
образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система
(электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуника-ционной сети «Интернет», и отвечать техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее».
В новом стандарте также установлено требование: «Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного
процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Особое требование предъявляется к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательной программы: «Помещения для
самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-
образовательную среду организации. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий допускается замена специально оборудованных помещений их
виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной
деятельностью».
Цели и задачи исследования
Цель работы — обосновать и выявить эффективность организации
самостоятельной работы студентов с использованием информационно-
коммуникационных технологий, повышение эффективности самостоятельной работы студентов посредством разработки и внедрения в образовательный процесс модели её организации с применением компьютерных технологий обучения.
Цель обучения в вузе - не столько наполнение студента определенным объемом информации, сколько
формирование у него познавательных стратегий самообучения и самообразования,
что станет основой и неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельности. Для достижения высокого уровня подготовки студентов, необходимо решить две главные задачи:
- обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний;
- изменить организацию самостоятельной работы студента.
Использование вышеуказанных
подходов должно быть ориентировано на повышение качества обучения, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, их стремление к постоянному приобретению новых знаний, умений и навыков.
Анализируя различные варианты организации системы образования в вузе, можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа студентов в условиях современного учебного заведения будет эффективна, если функция управления будет возложена на преподавателя, располагающего
современными техническими средствами обучения. Для достижения цели качества обучения могут помочь новые информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания.
Широкое использование
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения -как один из прогрессивных методов обучения студентов,- предполагает развитие информационного общества в целом, оно должно быть направлено на компьютерную организацию образовательной среды, коммуникацию, на более эффективное решение задач развития общекультурных, общепрофессиональных и
профессиональных компетенций студентов.
ИКТ создают условия для развития личности, для развития информационной, коммуникативной компетентности.
Обучение на основе использования ИКТ развивает аналитическое мышление, интеллектуальные и творческие
способности, самостоятельность в конструировании собственных знаний, приводит к формированию нового уровня мышления. Использование ИКТ приводит к
увеличению объема новых знаний и к развитию критического анализа
информации, развивается способность эффективно взаимодействовать в виртуальной и реальной коммуникации.
Информационные технологии
призваны наиболее эффективно
осуществлять процессы хранения, обработки, поиска и передачи информации. Успешность учебной и профессиональной деятельности зависит от умения использовать средства обработки данных и коммуникации. В связи с этим одной из генеральных целей высшего
профессионального образования является направленность на усвоение студентами информационных технологий. Особую значимость этот факт представляет для профессионалов различных сфер.
Включенность информационных
технологий в учебный процесс в вузе решает следующие задачи:
- обеспечение информацией студентов в учебном процессе;
- формирование ключевых компетенций студентов;
- интеграция базового и дополнительного образования;
- повышение мотивации студентов к обучению и др.
С другой стороны, средства информационных технологий позволяют оптимально организовать учебный процесс и являются мощным дидактическим средством.
От организации самостоятельной работы в вузе зависит многое. В условиях вуза самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Целесообразно заметить, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности, а это весьма актуально для современного специалиста высшей квалификации.
Цель самостоятельной работы:
- закрепить, расширить и углубить знания, умения и навыки студентов,
полученные ими на аудиторных занятиях с преподавателем;
- ознакомить студентов с дополнительными материалами по изучаемым дисциплинам;
- развить познавательные способности студентов:
- выработать умение поиска необходимого материала в различных источниках;
- воспитать в студентах самостоятельность, организованность, самодисциплину, творческую активность и инициативу в работе, упорство в достижении поставленной цели.
В настоящее время в вузах существуют две общепринятые
(внеаудиторная, аудиторная) формы самостоятельной работы.
Основными видами самостоятельной работы студентов являются следующие:
- проработка текущего материала по конспектам и рекомендуемой литературе, интернет-ресурсам;
- подготовка к лабораторным, практическим и семинарским занятиям;
- выполнение контрольных домашних заданий;
- выполнение курсовых работ и проектов;
- подготовка к различным плановым контрольным мероприятиям;
- групповые и индивидуальные консультации;
- подготовка к зачету, экзамену;
- участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.
Самостоятельная работа студентов может носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Самостоятельная работа студента с использованием информационных
технологий - информационно-
коммуникативная - позволяет поставить самостоятельную работу студента на новый уровень самостоятельности субъекта обучения (рисунок 1).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯРАБОТА
Рисунок 1 - Формы самостоятельной работы студента
Внедрение в учебный процесс новую форму самостоятельной работы и информационных технологий характеризует является перспективным направлением, но,
в тоже время связано с увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Изменения в развитии общества, включение общества в активный информационно - коммуникационный процесс информатизации определяют тенденцию к разработке информационно-коммуникативной формы самостоятельной работы студентов, предусматривающей большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, касающихся как содержательной предметного материала, так и характера контроля.
Анализ организации самостоятельной работы студентов показывает, что при очном обучении традиционно
самостоятельная работа студентов включает в себя чаще всего лишь работу с учебной литературой, изданной на бумажных носителях, и сохраняется как важное звено самостоятельной работы студентов в целом. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами,
с информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов, наиболее эффективными из них являются мультимедийные издания.
Эффективность использования средств информационных технологий в
самостоятельной работе студентов во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные
системы обучения, используемые в конкретной учебной программе,
определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения, как программно-методические комплексы.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет изменить характер учебной и
исследовательской деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения (рисунок 2).
Рисунок 2 - Современные информационные технологии в самостоятельной работе студента
Самостоятельная работа студента включает следующие структурные элементы: постановка цели(ей) и задач(и); формирование плана работы, поиск необходимой информации; анализ и обработка информации, оформление (представление) информации; установление лимита времени; самоконтроль. Данная структура позволяет рассматривать деятельность студента в самостоятельном
приобретении знаний предметного характера поэтапно (рисунок 3).
Более эффективным качество самостоятельной работы студента и всего учебного процесса в целом позволит сделать использование традиционных и современных компьютерных методов обучения в организации самостоятельной работы студента.
Подготовительный этап
Постановка цели(ей) и задач(и) Формирование плана работы
Основной (поисково-деятельностный) этап
, Обработка и анализ Оформление (представление)
Поиск информации
информации информации
Заключительный (контролирующий) этап
Самоконтроль Оценка
Рисунок 3 - Этапы самостоятельной работы студента
При использовании в образовательном процессе вуза информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Все это поможет формированию общей информационной культуры обучаемых, придаст
самостоятельной работе студентов новый облик, позволит не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой студентов, формируя основы для их дальнейшего самообразования и профессионального роста.
В связи с увеличением объемов самостоятельной работы студентов при внедрении в учебный процесс информационных технологий, требуется организация постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение
консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они
сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).
Для реализации требований нового стандарта высшего образования все более актуальными являются использование сайта вуза, локальной сети вуза, а также персональных сайтов преподавателей.
Персональный сайт работы преподавателя - это:
систематизированный банк
обучающих, познавательных, научных материалов;
площадка коммуникации с
обучаемыми;
системная поддержка
профессиональной работы преподавателя. Реализованные на сайте функции: размещение учебного контента и заданий для лабораторных работ;
размещение оперативной информации
(объявления, расписание);
он-лайн тестирование с сохранением результатов в базе данных;
размещение выполненных работ студентов в качестве примеров;
голосование с сохранением результатов в базе данных.
контроль графика дипломного проектирования;
обратная связь (почтовые сообщения,
чат).
Объект и методы исследования Для организации самостоятельной работы были выбраны 3 группы студентов 1 курса очной формы обучения гуманитарного направления,
анализировались результаты тестирования в каждой группе по 3-м различным темам.
Самостоятельная подготовка
студентов осуществлялась по 2-м вариантам:
По 1 варианту для самостоятельной работы студентам выдавались
традиционные задания: перечень учебной литературы и конспекты лекционных занятий;
По 2 варианту - дополнительно были определены интернет-ресурсы, перечень учебной литературы в электронной библиотеке, использование интернет-тренажера по тестированию, также предусматривалось выполнение
индивидуального задания в форме реферата, презентации, подготовки вопросов для тестирования, статьи или доклада для конференции, доклада на занятии.
Результаты итогового тестирования по 3-м темам представлены на диаграммах (рисунки 4-6). 1 вариант самостоятельной подготовки применен в группе 2 (по теме 1), в группе 3 (по теме 2) и в группе 1 (по теме 3).
Рисунок 4 - Результаты тестирования по теме 1
Рисунок 5 - Результаты тестирования по теме 2
Рисунок 6 - Результаты тестирования по теме 3
Результаты самостоятельной 1.
подготовки студентов приведены в таблице
аблица 1 - Результаты самостоятельной подготовки студентов
Вариант подготовки Средние результаты тестирования, %
Вариант подготовки 1 66
Вариант подготовки 2 76
При анализе средних результатов тестирования видно, что уровень подготовки студентов по варианту 1 в среднем от 13% до 18% выше, чем по варианту 2.
Заключение
Проанализировав всё
вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что при использовании в образовательном процессе
информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Безусловно, при организации и контроле самостоятельной работы студентов компьютер - эффективный и надежный помощник. Он позволяет сократить время поиска нужной информации, привить вкус к самостоятельным занятиям, развивать способность к самоорганизации и самообразованию, к образному мышлению и т.д. В каждом конкретном случае нужно выявить те участки учебного процесса, где применение новых информационных технологий дает новое качество.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 950 [Электронный ресурс] -http://isu.ru
2. Темербекова, А.А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении. http://e-lib.gasu.ru/konf/nit/archiv/2005/3/2.html.
3. Беликова, Е.О. Роль информационно-коммуникативных технологий в формировании межкультурной компетенции студентов [Электронный ресурс] -http://new.volsu.ru/upload/ medialibrary/bdb/3_Беликова.pdf.
4. Королев, С.Я. Задачи университета при переходе на двухуровневую систему образования [Электронный ресурс] - http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Wapovalov.pdf.
5. Князева, Г.В. Совершенствование профессиональных компетенций преподавателя с использованием персонального сайта / Г.В. Князева // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Тольятти, 2015. - С. 164-171.
6. Горденко, Н.В. Самостоятельная работа студентов как средство формирования академических компетенций [Электронный ресурс] -http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2014.
7. Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» 6-9 декабря 2013 года [Электронный ресурс] - http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles /2013/12/16/sipakova_maket_v _pechat.pdf.
8. Сальникова, Ю.А. Использование информационных технологий во внеаудиторной самостоятельной работе студентов [Электронный ресурс] -http://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/library/2012/12/17/ispolzovanie-informatsionnykh
9. Захарова, Е.В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий: автореферат дис. ... канд. пед.наук. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс] -http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-s-ispolzovaniem-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy.
10.Дробышевский, А.А. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] - http://www.sgu.ru/sites/default/files /dissnews/synopsis/2013/11/22/drobishevskiy_a.a.pdf.
11. Молодёжь и образование XXI века // Материалы VIII Межвузовской научно-практической конференции молодых учёных и студентов (г. Ставрополь, 19 мая 2011 г.) [Электронный ресурс] - http://sspi.ru
12. Университет в системе непрерывного образования // Материалы Международной научно-методической конференции (Пермь, Пермский государственный университет, 14-15 октября 2008 г.) [Электронный ресурс] - http://psu.ru
13. УМК 5 курс [Электронный ресурс] - http://bsu.by
14. Ковтунова, О.М. - Имиджелогия - г. Екатеринбург.pdf [Электронный ресурс] -http://oprb.ru
15. Информационные технологии обучения как фактор успешной организации самостоятельной работы студентов в вузе: диплом [Электронный ресурс] -http://bibliofond.ru
16. Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» в Краснодаре - научное электронное издание, гуманитарные науки, доклады, рефераты, научные работы. - Краснодар: ООО «Наука и образование». - Рубрики журнала / Социологические науки... [Электронный ресурс] - http://online-science.ru
17. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения [Электронный ресурс] - http://netess.ru
18. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании межкультурной компетенции студентов [Электронный ресурс] - http://cyberleninka.ru
19. Управление качеством: формирование компетенций выпускников вуза // Материалы первой региональной научно-практической конференции (г. Ульяновск, 1 декабря 2011 г.). - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 109 с. [Электронный ресурс] -http://venec.ulstu.ru
20. Университет в системе непрерывного образования // Материалы Международной научно-методической конференции (Пермь, Пермский государственный университет, 12-13 октября 2011 г.) [Электронный ресурс] - http://window.edu.ru