Научная статья на тему 'Пропедевтика управляемой самостоятельной работы студентов'

Пропедевтика управляемой самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силиванова Наталья Леонидовна, Кадол Ф. В.

В статье даются определения понятий «самостоятельная работа студентов» и «управляемая самостоятельная работа студентов», раскрывается процесс организации управляемой самостоятельной работы, эффективность которого зависит от ряда факторов: сочетания аудиторной и внеаудиторной, групповой и индивидуальной форм; учёта условий организации и обеспечения поэтапности и планирования; использования репродуктивных, продуктивных и исследовательско-творческих заданий; применения различных видов контроля управляемой самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given article the definitions of the concepts «independent work» and «operated independent work» of students are given, the process of organisation of the operated independent work is revealed. The efficiency of the operated independent work depends on a number of factors: combinations of the class and out-of-class, group and individual forms; the account of conditions of the organisation, ensuring of sequence of stages and planning; usage of reproductive, productive and creative tasks; application of various kinds of the control of the operated independent work of students.

Текст научной работы на тему «Пропедевтика управляемой самостоятельной работы студентов»

44

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 371

Н. Л. Силиванова

ПРОПЕДЕВТИКА УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье даются определения понятий «самостоятельная работа студентов» и «управляемая самостоятельная работа студентов», раскрывается процесс организации управляемой самостоятельной работы, эффективность которого зависит от ряда факторов: сочетания аудиторной и внеаудиторной, групповой и индивидуальной форм; учёта условий организации и обеспечения поэтапности и планирования; использования репродуктивных, продуктивных и исследовательско-творческих заданий; применения различных видов контроля управляемой самостоятельной работы студентов.

Введение

На современном этапе социально-экономического и научно-технического развития общества одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должны не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Анализ источников по данной проблеме выявил, что она имеет свою историю в теоретическом освещении и практической реализации основных положений в сфере образования. Однако вопрос о рациональной организации управляемой самостоятельной работы студентов является недостаточно исследованным.

Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда являются основой послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Поэтому в вузе студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а главным средством достижения цели является управляемая самостоятельная работа студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило до сих пор единого толкования в педагогической литературе. Нам предоставляется важным детально рассмотреть данное понятие, проанализировать его сущность по отношению к различным ступеням обучения.

В трудах, посвященных обучению самостоятельной работе в средней школе (Ю. К. Бабановой, В. К. Буряк, Л. Г. Вяткин, В. Г. Дайри, В. Н. Есипов, Л. В. Жарова, Р. М. Михельсон,

О. А. Нильсон, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова), это понятие рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности.

Анализ научных работ, посвященных проблеме обучения самостоятельной работе в средних учебных заведениях, позволяет выделить следующие основные положения, которые не теряют своего значения и в отношении высшей школы:

- самостоятельная работа является видом познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; её выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия;

- самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

- при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т. е. для его выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения;

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

45

- самостоятельная работа требует наличия у учащихся умений, способствующих её рациональной организации: умение планировать работу, четко определять систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения, оперативно контролировать выполнение задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале её, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Исследователи, занимающиеся интересующей нас проблемой применительно к высшей школе (С. И. Архангельский, М. Г. Гарунов, Е. Я. Голант, Б. Г. Иоганзен, С. И. Зиновьев, А. Г. Молибог, Р. А. Нимазов, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый и др.), также вкладывают в понятие «самостоятельная работа» различное содержание.

Так, понятие «самостоятельная работа» трактуется как независимый поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С. И. Архангельский); как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, зачетам, экзаменам, выполнения курсовых и дипломных работ (А. Г. Молибог); как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р. А. Нимазов).

Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности, по выработке умений и навыков рационально приобретать полезную информацию (Б. Г. Иоганзен). Самостоятельная работа рядом авторов понимается также как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, проходящей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис). Иногда самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С. И. Зиновьев).

Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес и как основа самообразования. С другой стороны, - это система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

В этой связи следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как вид познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемой преподавателем.

В настоящее время возрастает роль самостоятельной работы студентов в связи с тем, что по ряду учебных дисциплин уменьшился объём аудиторных занятий. Важным условием эффективности самостоятельной работы выступает обеспеченность студентов учебниками и учебными пособиями. Но даже при наличии необходимой литературы возникают трудности, связанные как с недостаточным умением студентов ориентироваться в сложном учебном материале, так и с организацией контроля за его усвоением. Нередки случаи недисциплинированности студентов, когда к самостоятельной работе они относятся без должной ответственности. В связи с этим особенно актуальным является организация процесса управления самостоятельной работой студентов.

Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, следует наряду с сообщением определенных программных сведений более активно осуществлять управление процессом получения и усвоения знаний студентами, особенно при их самостоятельной работе.

Определенный вклад в решение данной проблемы должна внести более тщательная разработка и внедрение в процесс обучения современных, научно обоснованных учебных пособий, учебно-методических пособий и рекомендаций. Учебные пособия выполняют не только информационную, но и организационно-контролирующую и управляющую функции.

46

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

В частности, управляющая функция учебного пособия проявляется в рубрикации, в текстовом выделении основных предложений учебного материала, в наличии структурнологических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов в обобщающих выводах.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов учебные пособия должны дополняться учебно-методическими рекомендациями, выполняющими не только руководящую, но и направляющую, управляющую роль. Содержание представленных работ должно указывать, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам.

Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, от способности к планированию и анализу результатов своих самостоятельных действий.

Всё это переориентирует самостоятельную работу с традиционной цели - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно-преобразующего отношения к получаемой информации, способности к индивидуальному самообучению. Данная деятельность особенно актуальна в связи с развитием новых форм образовательного процесса: дистанционного обучения, экстерната и др. Соответственно главный признак самостоятельной работы состоит не в том, что студент занимается без непосредственного участия и помощи преподавателя, а в том, что в его деятельности сочетаются функция перевода информации в знания, умения и функция управления этой деятельностью.

На современном этапе основной задачей самостоятельной работы является формирование готовности (возможности и потребности) обучающихся к управлению собственной познавательной деятельностью. Отчётливо осознаваемой студентами целью самостоятельной работы является приобретение индивидуального знания. Даже при написании творческой работы (реферата, доклада, сообщения и т. д.) большинство из них видят её смысл в углублении собственного знания по определенной проблеме.

Следует заметить, что подавляющее большинство традиционно осваиваемых способов самостоятельной учебной деятельности (выработка лексических навыков аудирования и конспектирования, культуры чтения, овладение стилистической научной речью, умением использовать доступные библиотечные ресурсы, находить информацию с помощью автоматизированных систем и информационных сетей и др.) ориентировано на развитие способностей получать необходимые сведения из готовых источников, активизировать познавательную деятельность.

При осуществлении любых информационных процессов (поиск информации, её хранение, переработка, распространение) студенты имеют дело с научными трудами, нормативными документами - монографиями, пособиями, статьями, программами, инструкциями, методическими указаниями, учебными пособиями и т. д., постоянно привлекая их в качестве источников информации.

Учебные задания, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, нацеленные на развитие методологических знаний и умений, должны предполагать мобильную форму конечного продукта (и по объему, и по содержанию). Организация самостоятельной работы студентов в контексте информационной деятельности - создание библиографического списка, аннотации, реферата, обзора, таблицы, аналитической справки, диаграммы, рецензии и т. д.

Все это позволяет студенту не только пройти весь путь решения творческой задачи -от момента зарождения творческого замысла до его воплощения в материальном продукте, но и многократно воспроизвести творческий процесс, обрабатывая необходимые умения в изменяющихся условиях. В конечном счёте это должно привести к развитию способности быстро и точно спрогнозировать, спланировать и скорректировать познавательные действия на любом этапе информационных процессов.

Заметим, что активная переработка информации необходима (и возможна) в содержании практически любого учебного предмета. Эго означает, что самостоятельная научно-информационная деятельность органично связана с учебным процессом на любом этапе и при любой форме организации (лекционные, практические и лабораторные занятия, внеаудиторная работа).

Подчеркнем, что вопрос заключается не просто в приобретении дополнительных умений излагать материал в письменной форме, но и в развитии через речь (как способ формирования мысли посредством языка) научного мышления будущих специалистов, их способности к коммуникации.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

47

Изменяется и роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной -контролирующей - функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия, выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т. п. Управляя внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности - целевых и волевых установок, прояснения ценностей.

По мере развития готовности к самостоятельной работе функция контроля со стороны преподавателя заменяется различными формами самоконтроля. От первоначального непосредственного

руководства преподавателя через опосредованное «руководство» студент переходит к самоуправлению собственной деятельностью.

Изучение и анализ современной психолого-педагогической литературы [1]—[15], а также апробация и внедрение ряда учебно-методических работ по проблеме организации самостоятельной работы студентов позволили в УО МГПУ им. И. П. Шамякина разработать и принять положение «Об управляемой самостоятельной работе студентов». Структурносодержательные аспекты данного положения состоят в следующем:

1. Общие положения

Управляемая самостоятельная работа студентов (УСРС) - это особым образом организованная целенаправленная деятельность преподавателя и студента, основанная на осознанной индивидуально-групповой познавательной активности по системному освоению личностно и профессионально значимых знаний, умений и навыков, способов их получения и представления (формирование профессиональных компетенций).

Цель управляемой самостоятельной работы студентов - развитие внутренних механизмов познавательной активности и познавательных способностей студентов, овладение способами пополнения и обновления знаний, формирование и совершенствование практических умений и навыков, приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности.

В самостоятельной работе как в форме организации педагогического процесса в вузе различают три уровня: контролируемая самостоятельная работа (КСР), управляемая

самостоятельная работа (УСР) и самообразование. Данные виды отличаются степенью управления преподавателем самостоятельной деятельностью студента. Управляемая самостоятельная работа предполагает уровень формирования умений и навыков выполнения инвариантных типов заданий, которые требуют проявления творческого и исследовательского потенциалов студента и предусматривают более высокий уровень его активности.

Формы управляемой самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная; групповая и индивидуальная.

Аудиторная самостоятельная работа студентов организуется в аудитории под управлением и контролем преподавателя в соответствии с расписанием. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в отсутствии преподавателя (в библиотеке, компьютерном классе, научной лаборатории, в домашних условиях и др.). Групповая самостоятельная работа предполагает взаимодействие группы студентов по выполнению того или иного задания. Индивидуальная самостоятельная работа основана на реализации индивидуального плана изучения дисциплины.

Соотношение аудиторной и внеаудиторной, групповой и индивидуальной самостоятельной работы определяется с учетом учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса и зависит от уровня сложности и объема изучаемой дисциплины, а также готовности и мотивации студентов.

Условия организации управляемой самостоятельной работы студентов:

- учебно-методическое обеспечение УСРС (учебная, методическая, справочная и научная литература, электронные учебно-методические комплексы);

- материально-техническое обеспечение;

- наличие методических пособий и рекомендаций по организации управляемой самостоятельной работы студентов;

- обеспечение поэтапности внедрения, систематичности организации и качественного системного контроля, оценки результативности УСРС.

УСРС как форму организации учебного процесса рекомендуется вводить, начиная с 3 курса.

48

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

2. Этапы осуществления УСРС

Этапы организации и проведения управляемой самостоятельной работы студентов:

2.1. Подготовительный этап. Предполагает продумывание логики организации и составление раздела УСРС в программе по каждой учебной дисциплине, разрабатываемой преподавателями исходя из требований оптимальности выделения тем и заданий для самостоятельной работы, ее сквозное планирование на семестр. Программы утверждаются кафедрами и координируются деканатами. Данный этап включает в себя подготовку учебнометодических материалов, необходимых для реализации самостоятельной работы студентов.

2.2. Организационный этап. На этом этапе предполагается определение целей индивидуальной и групповой деятельности студентов; проведение вводной лекции или индивидуальных (групповых) вводных консультаций; установление сроков и форм предоставления промежуточных результатов.

2.3. Основной этап. Предполагает реализацию программы УСРС, консультирование, проверку и фиксирование промежуточных результатов, организацию и самоорганизацию работы студентов, самоконтроль и самокоррекцию, осуществление положительной мотивации индивидуальной и групповой деятельности.

2.4. Заключительный этап. На данном этапе происходит оценивание значимости и анализ результатов УСРС, их систематизация, оценка эффективности программы, видов, методов и приемов работы, формулируются выводы о направлениях оптимизации самостоятельного учебного труда студентов.

3. Планирование и организация УСРС

Решение о переходе на УСРС и объеме часов принимается на заседании кафедры и утверждается на совете факультета.

Количество часов, отводимых на УСРС, должно составлять до 50% от лекционной нагрузки на изучаемую дисциплину либо до 30% от аудиторной нагрузки (в зависимости от специфики изучаемого курса, от наличия необходимой учебно-методической базы и электронных учебно-методических комплексов), отражаться в рабочих учебных планах, учебных программах по изучаемым дисциплинам и в индивидуальных планах преподавателей. В учебные программы по изучаемым дисциплинам вводится раздел «Управляемая самостоятельная работа студентов», в который включены: темы, список и формы обязательных заданий и заданий по выбору студента для самостоятельной работы и сроки их выполнения; специальные формы контроля; вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, примеры оформления самостоятельной письменной работы и др.

Наличие и своевременное обновление всех методических материалов по УСРС контролируются заведующим кафедрой.

УСРС планируется студентами совместно с преподавателем. Запись о выполнении учебной нагрузки по УСРС и оценка ее качества по различным видам самостоятельной деятельности фиксируется преподавателем, ведущим дисциплину, в студенческом журнале и учитывается при выставлении экзаменационной оценки. Количество мероприятий деятельности по УСРС должно быть не менее двух в рамках изучаемой учебной дисциплины в семестре, по совокупности которых средним арифметическим определяется итоговая отметка за УСРС.

Студентам, которые не смогли сдать виды отчетности по УСРС в установленный кафедрой срок по уважительным причинам, заведующий кафедрой устанавливает индивидуальные сроки сдачи отчетности. Если студент не выполнил задания без уважительной причины, задолженности по формам контроля УСРС сдаются на платной основе. К зачетно-экзаменационной сессии студенты допускаются при условии выполнения всех семестровых видов отчетности по УСРС с положительной отметкой.

Для успешной организации и проведения УСРС кафедрами разрабатываются формы аудиторной работы и контрольных мероприятий с предполагаемыми сроками проведения, которые предоставляются в деканат факультета. Деканат на основе представленных данных составляет и утверждает график УСРС (схема), что поможет избежать проведения одновременно нескольких контрольных мероприятий по различным учебным дисциплинам.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

49

ГРАФИК УСРС СТУДЕНТОВ__________курса

факультета_____________

№ Недели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

1 гк ик т пз ик пр

2 гк ик т к р

3 гк пз пр к

4 гк ик р т

5 гк ик пр р

6 гк ик к т

7 гк ик т пз т

Примечание: 1-7 - название учебных дисциплин.

Условные обозначения:

гк - групповая консультация;

ик - индивидуальная консультация;

т - тестирование;

пз - промежуточный зачет;

пр - письменная групповая контрольная работа;

к - коллоквиум;

р - оценка рефератов, эссе, докладов и др.

Схема — График УСРС

4. Виды управляемой самостоятельной работы студентов и формы её контроля:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды управляемой самостоятельной работы студентов могут быть различными в зависимости от целей обучения, характера дисциплины, объема отводимых часов. Конкретными видами могут быть:

4.1. Репродуктивные: выполнение упражнений из учебной литературы; прослушивание аудиоматериалов; просмотр видеоматериалов; работа со словарями; письменные работы; изучение учебных пособий и др.

4.2. Продуктивные: подготовка фрагментов лекций и их презентация; изучение, аннотирование, реферирование дополнительной научной литературы; написание тематических докладов, рефератов; участие студентов в составлении тестов; создание карт, графиков и других наглядных пособий по изучаемым темам и др.

4.3. Исследовательско-творческие: задания творческого характера; выполнение научноисследовательской работы; написание эссе на проблемные темы; составление библиографии по заданной теме и её реферирование; подготовка к олимпиадам, конференциям и конкурсам, подготовка публикаций и др.

Результаты УСРС могут быть представлены в форме индивидуального или группового отчета (реферат, конспект первоисточников, доклад, устное сообщение, схемы, таблицы, модели, макеты, аннотации, эссе, презентации и др.).

50

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

В качестве контроля УСРС могут использоваться следующие индивидуальные и коллективные формы:

- индивидуальные беседы с преподавателем;

- коллоквиумы;

- выполнение тестовых заданий;

- промежуточные зачеты;

- проведение групповых письменных работ;

- заполнение контурных карт по определенным заданиям и др.;

- виды контроля, учитывающие специфику изучаемой темы.

Качество выполнения заданий по УСРС оценивается по рейтинговой системе: репродуктивные виды - максимальный бал - 7 (семь); продуктивные - максимальный бал -8 (восемь); исследовательско-творческие - максимальный бал - 10 (десять). Итоговая отметка по УСРС определяется средним арифметическим.

Результаты самостоятельной научно-исследовательской работы студентов могут быть опубликованы в специализированных студенческих или научных, научно-методических изданиях вуза и его подразделений, апробированы на научно-практических студенческих конференциях.

5. Нормирование учебной нагрузки преподавателей и студентов на УСРС

Часы, выделенные на УСРС, используются для проведения установочных занятий, консультаций, контрольных мероприятий и др. Они фиксируются в журналах академических групп и в кафедральных журналах учета нагрузки профессорскопреподавательского состава.

При введении УСРС по дисциплине кафедра определяет индивидуальную норму учебной нагрузки соответствующего преподавателя, исходя из фактического объема часов, которые должны быть выполнены после перевода учебных занятий на данную форму работы. В этом случае в учебную нагрузку преподавателя включаются фактический объем аудиторных часов и часы, выделенные на УСРС.

Разработка методического обеспечения УСРС включается в индивидуальный план преподавателя в раздел «Учебно-методическая работа» и выполняется в соответствии с приказом «Об утверждении примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений» от 24.11.1999 года № 699.

Преподаватели, планируя формы УСРС, должны учитывать время, необходимое студентам для их выполнения, наличие в библиотеках и на кафедрах достаточного количества монографической, учебной, учебно-методической литературы на электронных и бумажных носителях.

Выводы

Таким образом, повышение эффективности и качества процесса организации управляемой самостоятельной работы зависит от ряда факторов: от сочетания аудиторной и внеаудиторной, групповой и индивидуальной форм; от учёта условий организации и обеспечения поэтапности и планирования; от использования репродуктивных, продуктивных и исследовательско-творческих заданий; от применения различных видов контроля управляемой самостоятельной работы студентов.

Литература

1. Белокоз, Е. И. Управление самостоятельной работой студентов с учетом их индивидуальнотипологических особенностей / Е. И. Белокоз // Кіраванне ў адукацыі. - 2005. - № 7. - С. 40-52.

2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М. : изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.

3. Зобов, Р. А. Самореализация человека: введение в человекознание : учеб. пособие / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев. - СПб. : Санкт-Петерб. ун-т, 2001. - 280 с.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

51

4. Золотухина, Л. С. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов / Л. С. Золотухина // Адукацыя i выхаванне. - 2003. - № 12. - С. 11-14.

5. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - М. : изд. центр «Академия», 2002. - 208 с.

6. Казимирская, И. И. Контролируемая самостоятельная работа студентов как категория дидактики / И. И. Казимирская // Народная асвета. - 2005. - № 7. - С. 18-22.

7. Колесников, А. В. Организация и учебно-методическое обеспечение контроля самостоятельной работы / А. В. Колесников // Вышэйшая школа. - 2005. - № 5. - C. 66-68.

8. Лобанов, А. П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. - Минск : РИВШ, 2005. - 107 с.

9. Педагогические основы самостоятельной работы студентов / О. Л. Жук [и др.] ; под общ. ред. О. Л. Жук. - Минск : РИВШ, 2005. - 112 с.

10. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС,

2000. - Кн. 1. - 576 с.

11. Пуйман, С. А. Педагогика: основные положения курса / С. А. Пуйман. - Минск : ТетраСистемс, 2002. - 256 с.

12. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. - 496 с.

13. Теоретико-методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся и студентов / И. И. Цыркун [и др.] // Адукацыя i выхаванне. - 2003. - № 1. - С. 31-41.

14. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер,

2001. - 544 с.

15. Цыркун, И. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству : пособие / И. И. Цыркун, Е. И. Карпович. - Минск : БГПУ, 2006. - 311 с.

Summary

In the given article the definitions of the concepts «independent work» and «operated independent work» of students are given, the process of organisation of the operated independent work is revealed. The efficiency of the operated independent work depends on a number of factors: combinations of the class and out-of-class, group and individual forms; the account of conditions of the organisation, ensuring of sequence of stages and planning; usage of reproductive, productive and creative tasks; application of various kinds of the control of the operated independent work of students.

Поступила в редакцию 30.11.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.