Научная статья на тему 'Заочная форма получения образования: пути повышения качества'

Заочная форма получения образования: пути повышения качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кралевич Ирина Николаевна

В статье анализируются проблемы организации подготовки специалистов заочнойформы получения образования, предлагается комплекс мер по повышению качества подготовкистудента-заочника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of organization of extra-mural department specialists’ treating are analysed in this article. The complex of means to heighten the quality of the correspondence students education is offered.

Текст научной работы на тему «Заочная форма получения образования: пути повышения качества»

58

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 378.018

И. Н. Кралевич

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

В статье анализируются проблемы организации подготовки специалистов заочной формы получения образования, предлагается комплекс мер по повышению качества подготовки студента-заочника.

Введение

Высокая динамика научно-технического прогресса повышает требования к результатам высшего образования, которые должны соответствовать современному состоянию науки и производства. В общей структуре высшей школы определенное место занимает система обучения без отрыва от производства, составной частью которой является заочная форма получения образования. В Кодексе Республики Беларусь об образовании, вступившем в действие с 1 сентября 2011 года, заочная форма получения образования определена как «обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность» [1, 19].

На протяжении ряда лет заочная форма получения образования остается одной из наиболее востребованных. По статистической информации ГИАЦ МО РБ, в 2009-2011 годах контингент студентов государственных учреждений высшего образования (УВО) республики распределился следующим образом:

На начало 2009/2010 учебного года:

Количество В них В том числе по формам обучения:

дневная вечерняя заочная

УВО студентов всего принято всего принято всего принято

Всего 43 372 766 201 312 48 703 664 252 170 790 36 485

В том числе в УВО Министерства образования:

23

281 346

148 142

35 926

657

252

132 547

28 257

На начало 2010/1011 учебного года:

Количество В них В том числе по формам обучения:

дневная вечерняя заочная

УВО студентов всего принято всего всего принято всего

Всего 45 382 797 206 287 48 757 646 143 175 864 38 514

В том числе в УВО Министерства образования:

23 288 018 150 202 35 257 646 143 137 170 30 625

Показательно, что количество студентов, принятых на дневную форму получения образования в УВО республики, сохранилось почти на том же уровне (+54), в то время как на заочную -существенно выросло (+2029). В УВО МО РБ на дневную форму обучения прием сократился (-669), а на заочную - значительно вырос (+2368). Как свидетельствует статистика, в негосударственных вузах процент студентов-заочников составляет порядка 75%.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

59

Гибкость и экономическая эффективность заочного обучения используются, в первую очередь, в ходе реализации программ непрерывной подготовки в системе «среднеспециальное образование - высшее образование». Вместе с тем рост популярности заочной формы получения образования обусловлен и рядом других причин, поскольку она позволяет:

- обеспечить «социальное включение» в высшее образование граждан, исключенных из системы дневной формы получения образования по семейным, возрастным, финансовым причинам;

- повысить уровень профессиональной компетенции без отрыва от производства;

- обеспечить социальную защиту граждан путем предоставления возможности получения второго высшего образования;

- реализовать концепцию непрерывного образования в течение всей жизни.

Масштабное стремление все большего количества абитуриентов получить высшее

образование заочно актуализирует проблему повышения качества обучения, которая неоднократно подчеркивалась в работах ряда ученых и педагогов. Общетеоретические и организационные вопросы заочного образования нашли свое отражение в исследованиях М. В. Гамезо, Н. А. Гейн, М. Т. Громковой, Ю. Г. Круглова, В. Н. Лазарева, В. А. Никитина и др. Авторами выделены трудности, связанные с подготовкой студента-заочника. В трудах З. А. Абасова, Н. Я. Виленкина, Л. П. Давыдовой, О. Н. Козлова, А. И. Мелюкова, Б. П. Надеинского, З. Ф. Пономаревой, С. Е. Ярцевой и др. указывается необходимость повышения эффективности организации и управления самостоятельной учебной деятельностью студентов-заочников.

Анализ исследований в области организации учебного процесса студентов-заочников позволил выделить следующие недостатки заочной формы обучения: дискретность учебного за процессом, отсутствие постоянной обратной связи со студентами, недостаточный контроль процесса освоения знаний, недостаточное использование инновационных образовательных технологий и др. В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования наиболее характерными являются такие черты, как динамизм и вариативность, что объективно предполагает максимальное использование современных коммуникационных и информационных технологий. Существующая система заочного обучения не в полной мере отвечает сложившимся социально-экономическим условиям и приоритетным направлениям современной образовательной политики.

Следует отметить, что в Кодексе Республики Беларусь об образовании дистанционная форма получения образования определяется как «вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий» [1, 19]. Таким образом, реальное направление модернизации заочного образования в современных условиях видится в создании интегрированной модели, объединяющей в себе преимущества дневной, заочной и дистанционной форм обучения. В этой связи возникает необходимость определения научно-обоснованных путей рационального сочетания различных форм получения образования с целью повышения качества подготовки студента-заочника.

Результаты исследования и их обсуждение

Учебная деятельность студентов-заочников в значительной степени определяется бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые могут ограничивать процесс обучения. Проведенные нами исследования по организации учебного процесса для студентов заочной формы получения образования позволяют утверждать, что самостоятельная учебная деятельность, декларируемая в качестве основного принципа заочного обучения не в полной мере включена в комплекс управления учебным процессом УВО, а ее интенсивность недостаточно соответствует принятым стандартам. Недостаточное развитие у обучаемых навыков самостоятельного управления собственной познавательной деятельностью (на что в значительной степени ориентированы формы и методы обучения студента-заочника в УВО) негативно отражается на успеваемости студентов, особенно на начальном этапе обучения.

По своему характеру самостоятельная учебная деятельность студентов-заочников должна преимущественно реализовываться во внеаудиторных, индивидуальных проявлениях учебного труда. Как утверждают студенты, она наиболее интенсивно реализуется в аудиторных формах (в период сессии), значительно ослабевая в межсессионный период. Учебная деятельность

60

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

студентов-заочников недостаточно ориентирована на творческую продуктивную учебную деятельность на основе самообразования.

В решении задач по повышению качества работы мы исходили из того, что рациональная организация самостоятельной работы студентов-заочников в период сессии и межсессионный период обучения - главное условие повышения результатов их учебной деятельности. При этом система управления должна определять методы и средства организации познавательной деятельности студентов; система контроля - не только выявлять уровень знаний студентов, но и формировать навыки их самостоятельной учебной деятельности; дидактические материалы -полностью обеспечить запросы студента в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Для достижения эффективных результатов в самообразовательном процессе становится недостаточным наличие конспектов и учебников. Необходимо обучение студентов наиболее продуктивным способам оперирования полученной информацией, а также создание условий, при которых информационная потребность каждого будет максимально удовлетворена. Такие условия могут быть предоставлены при сочетании технологий дистанционной и заочной форм обучения. Следует заметить, что по организации учебного процесса дистанционное обучение наиболее близко к заочному, что позволяет сочетать указанные формы обучения без изменения нормативно-законодательной базы.

Известно, что категория «качество подготовки специалиста» имеет множество различных толкований. Анализ предлагаемых подходов позволил нам выделить следующие основные компоненты организации учебного процесса дневной и дистанционной форм получения образования, обоснованная взаимосвязь и взаимодействие которых может обеспечить повышение качества обучения студентов-заочников (рисунок):

Рисунок

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

61

Процесс поиска эффективного сочетания нового с традиционным обучением сложен и требует решения целого комплекса задач, которые при наличии необходимого материальнотехнического оснащения учебного процесса условно можно разделить по следующим направлениям:

• определение научно-методического подхода к решению проблемы рационального сочетания различных форм обучения;

• непрерывная подготовка педагогических кадров к организации инновационного образовательного процесса;

• обучение студентов-заочников организации самостоятельной учебной деятельности.

Задача определения научно-методического подхода послужила поводом обращения

к антропологии с целью выявления его потенциала и ресурса для развития субъектной позиции участников образования. По мнению В. И. Слободчикова, в настоящее время в науках, ориентированных на образование, всё более укореняется антропологический подход [2]. В контексте антропологического подхода В. Е. Клочко предлагает понимать образование как действительность человека, которая содержит в себе его собственную субъективность [3]. В свою очередь, в процессе исследования особенностей образовательных инноваций Г. Н. Прозументова подчеркивает, что содержание и развитие инновационных процессов в образовании обусловливается и объясняется вовлеченностью, влиянием, участием человека в своем образовании [4]. Образовательная инновация трактуется автором как становление личного, субъектного и личностного действия человека в образовании.

В этой связи особую роль начинает играть педагогическое проектирование как способ жизнедеятельности человека в образовании, способ построения своего образования, что отражает его антропологическую сущность. Объективно возникает новая предметность в научно-практической деятельности администрации и преподавательского состава УВО -инжиниринг образовательного пространства, составляющей которого служит проектная деятельность по совершенствованию структуры образовательного пространства. Проектирование образовательного процесса является одним из средств решения проблем повышения качества подготовки студента-заочника и развития профессионально-инновационной деятельности, методологической и методической подготовки преподавателя.

Педагогическое проектирование - продуктивная деятельность, итогом которой выступает проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образовательного процесса, которые достигаются при реализации проекта. Объектами педагогического проектирования могут являться педагогическая система, содержание образования, образовательный процесс, педагогические технологии и средства, педагогические инновации и др. Результатом методологической проработки вопросов педагогического проектирования является педагогическая модель проектной деятельности, которая может быть представлена в виде описания алгоритма деятельности проектирования.

Таким образом, педагогическое проектирование, как правило, выступает средством структурирования профессиональной деятельности преподавателя [5]. К. Г. Кречетников, разрабатывающий проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе, построил структурно-логическую схему проектной образовательной среды, состоящую из целей, задач, принципов, требований, содержания, системы мотивов и организационно управляющих воздействий, а также имеющую коммуникационную составляющую и критерии оценки эффективности проекта [6]. Категориальный анализ проблемы приводит к представлению о педагогическом проектировании как о некотором социальном механизме, который однозначно обеспечивает планируемый результат. Следовательно, педагогическое проектирование как методологический подход в образовании применим для разработки педагогической системы, в которой на основании личностноориентированного подхода реализуются инновационные технологии в образовании.

При проектировании интегрированной методической системы обучения студента-заочника неоспоримым является тот факт, что эффективность работы профессорско-преподавательского состава УВО значительно увеличивается за счет рационального использования современных компьютерных технологий. В основу проектирования методической системы может быть положен

62

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

принцип комбинирования методик и технологий построения учебного процесса, позволяющий наиболее эффективно сочетать преимущества той или иной формы обучения для активизации познавательной деятельности студентов, а также широко использовать возможности информационных и телекоммуникационных технологий.

Для теории обучения и научной организации учебного процесса студента-заочника существенным является оптимизация объема восприятия и движения информации. Если не организовано необходимое, обоснованное распределение и направление потока информации соответствующего объема, его содержание не будет оптимально переработано и превращено в знания. Оптимизация движения информации и ее объема требует связи с формой и средствами ее выражения. Ряд преподавателей, успешно работая со студентами дневной формы получения образования, нередко испытывают трудности в работе со студентами-заочниками. В первом случае у преподавателей имеется временная возможность последовательно излагать материал методом индукции. Во втором необходимо обобщить материал, образно представив его в виде графических изображений в алгоритмической последовательности, уместив в очень ограниченное аудиторное время, что не всегда успешно реализовывается на практике.

Технологическое «сжатие» учебной информации может быть достигнуто различными методическими приемами, описание которых содержится не только в теории инженерии знаний, но и в исследованиях по формированию системности знаний студентов-заочников. Наиболее действенными зарекомендовали себя следующие методические приемы: моделирование в предметной, графической и знаковой форме, укрупненное упражнение и сверхсимвол, структурная блок-схема темы и т. д. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что при осуществлении «сжатия» программного материала наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Несомненно, в практической деятельности преподавателя компьютерные технологии должны перейти из разряда экзотики в разряд удобного рабочего инструмента, т. е. органично использоваться в обучении всем учебным дисциплинам. Это, в свою очередь, становится возможным при условии готовности членов профессионально-преподавательского состава к использованию современных компьютерных технологий. Для успешного осуществления принципа визуализации учебной информации педагогам необходима соответствующая компьютерная подготовка, позволяющая использовать программное обеспечение компьютера (как минимум, графические возможности Word, табличные процессоры Excel и др., программы MS Power Point, а на занятиях по естественнонаучным дисциплинам и универсальные математические пакеты MathCAD, MATLAB, Maple и др., статистические пакеты Statgraphics, STADIA, SPSS, Econometric Views и др.).

Как показывает практика, далеко не все преподаватели высшей школы готовы к системному использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. На наш взгляд, для преодоления этого факта целесообразно:

• во-первых, оказание преподавателю квалифицированной помощи в освоении и использовании современных информационных компьютерных технологий путем организации обучающих семинаров, индивидуальных занятий и консультаций и др.

• во-вторых, централизованная организация разработки методических и дидактических материалов для рационального использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе.

Договор о совместной подготовке специалистов, заключенный Мозырским государственным педагогическим университетом имени И. П. Шамякина с Академией управления при Президенте Республики Беларусь, позволил нам с 2003 года внедрить в учебный процесс заочной формы получения высшего образования технологии дистанционного обучения.

Опыт работы в системе открытого образования позволяет утверждать, что эффективность самообразовательной деятельности студентов в условиях заочной формы получения образования будет повышаться, если:

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

63

• организовать обучение студента-заочника работе с компьютерными технологиями путем предоставления фильмов-уроков, представляющих собой копию того, что отражается на мониторе при установке автоматизированных учебных курсов (с указанием типичных ошибок и возможностей их исправления);

• создать автоматизированные учебные курсы для самостоятельной учебной деятельности в межсессионный период, содержащие теоретический материал, основанный на принципах укрупненной подачи материала и оптимальной визуализации; типовые задания; задания для индивидуальной самостоятельной работы; контрольные задания; справочный материал;

• обеспечить студентов-заочников индивидуальными планами самостоятельной работы в межсессионный период и предусмотреть отчетность их выполнения, что позволит организовать управляемую самостоятельную учебную деятельность по месту жительства;

• разработать единые дидактические требования к созданию учебно-методических материалов для студентов-заочников, позволяющие учитывать сформированность общеучебных умений, стимулировать самообразовательную деятельность и развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Выводы

Теоретический анализ вопросов организации учебного процесса в учреждениях высшего образования дает основание утверждать, что педагогическое проектирование может служить одним из основных научно-методических подходов к решению проблемы повышения качества подготовки специалистов заочной формы получения образования.

Решению задач повышения качества подготовки студента-заочника способствует организация технологического процесса с использованием элементов дистанционного обучения, что позволяет минимизировать воздействие преподавателя на студента непосредственно через традиционные формы аудиторных занятий и включить в учебный процесс активные формы обучения. Эффективному сочетанию различных форм организации учебного процесса в целях повышения качества обучения студента-заочника будет способствовать непрерывная подготовка педагогических кадров и студентов-заочников к работе в инновационной системе образования.

Выделенные в работе пути рационального сочетания разных форм получения образования, а также предложенные способы внедрения компьютерных технологий в учебный процесс заочной формы подготовки специалистов позволят использовать имеющиеся механизмы для повышения качества подготовки студента-заочника.

Литература

1. Формы получения образования // Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск : Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 400 с.

2. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования. Сер., Материалы для педагогических размышлений / В. И. Слободчиков. - Биробиджан : изд-во БГПИ, 2003. - Вып. 2. - 160 с.

3. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) / В. Е. Клочко. - Томск : ТГУ, 2005. - 174 с.

4. Прозументова, Г. Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций / Г. Н. Прозументова // Переход к открытому образовательному пространству : в 2 ч. / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск : изд-во Том. ун-та, 2005. - Ч. 1 : Феноменология образовательных инноваций. - С. 15-105.

5. Башарина, Л. А. Педагогическое проектирование базовых компонентов информационнообразовательного пространства / Л. А. Башарина // Современные технологии обучения «СТО-2004» : материалы X Междунар. конф., Санкт-Петербург, 2004 г. : в 2 т. - СПб. - Т. 2. - С. 24-25.

6. Кречетников, К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе : монография / К. Г. Кречетников. - М. : Г оскоорцентр, 2002. - 296 с.

Summary

The problems of organization of extra-mural department specialists’ treating are analysed in this article. The complex of means to heighten the quality of the correspondence students education is offered.

Поступила в редакцию 14.12.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.