Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов как звено совершенствования образовательного процесса'

Самостоятельная работа студентов как звено совершенствования образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1049
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов как звено совершенствования образовательного процесса»

что времени на контроль за самостоятельной работой студентов у преподавате-ля-практика просто не остается. В качестве выхода можно было бы предложить назначение ассистента (из числа преподавателей кафедры).

Изучение зарубежного опыта организации самостоятельной работы студентов позволяет сделать вывод, что весьма актуальной становится проблема совершенствования форм самостоятельной работы для формирования компетенций. Традиционных форм самостоятельной работы в их нынешнем виде (подготовка к семинарам, написание эссе и курсовых работ, решение задач) в этом отношении недостаточно.

В заключение следует подчеркнуть, что на тех или иных формах самостоятельной работы будут все больше сказываться новейшие информационные технологии. Все более глубокое проникновение компьютерных технологий в образовательную среду и насыщение компьютерной техникой среды обитания не может не отразиться и на методах аудиторной и внеаудиторной работы. Поэтому одной из наших ближайших задач должно стать осмысление новых возможностей, открываемых новейшими информационными технологиями.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ЗВЕНО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В.С. Сенашенко

Профессор кафедры сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов

Самостоятельная работа студента — это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическом и научном руководством. Она является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Так было всегда. Однако определение нагрузки преподавателя и исчисление трудоемкости учебных дисциплин в аудиторных часах приводило к тому, что объем аудиторных занятий студента достигал 36—40 часов в неделю и на самостоятельную работу ему оставалось очень мало времени. Этот дефицит времени компенсировался продолжительными сессиями, во время которых студент пытался наверстать упущенное в течение семестра. Аудиторная нагрузка преподавательского состава была тоже чрезмерной, особенно низового звена, по факту достигая 1100 часов в год и более.

С введением Государственных образовательных стандартов директивно было объявлено, что отныне учебное время студента делится на две равные части: 50% — аудиторные занятия и 50% — самостоятельная работа. Однако такой большой объем самостоятельной работы студента требует значительных изменений содержания и организации работы преподавателя, разработки нестандартных видов занятости профессорско-преподавательского состава вуза, введения новых нормативов и включения их в расчет учебной нагрузки. Должны произойти качественные изменения в методическом и информационном обеспечении учебного процесса. Возможно, это и есть главная задача в определении легитимного статуса самостоятельной работы в структуре учебного процесса вуза.

Самостоятельная работа — это активные формы и методы обучения, это интеграция учебно-воспитательной и научно-практической работы, это сотрудничество студента с преподавателем. Она может быть как аудиторной, так и внеаудиторной и включает:

о подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;

о работу над отдельными темами учебных дисциплин; о прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий; о выполнение контрольных и курсовых работ; о подготовку ко всем видам контрольных испытаний; о подготовку к итоговой аттестации и выполнение квалификационной выпускной работы; о участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах.

Цель заключается в том, чтобы научить студентов учиться и тем самым содействовать повышению качества образования, развитию творческой активности студентов. Для успешного выполнения такой задачи необходимы планирование и контроль со стороны учебно-методических структур вуза, преподавателей, нормативное определение объема и содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине учебного плана. Мотивация — важный элемент успешности самостоятельной работы, которая в свою очередь должна служить организационной основой познавательной деятельности студента, обеспечивать приращение компетентности в изучаемых вопросах, сопровождая корректировкой уже имеющиеся и новые знания.

В качестве сущностной характеристики самостоятельной работы студентов следует рассматривать формирование их профессиональной самостоятельности. Очень важно участие студентов в выполнении научно-исследовательских работ, рассматриваемых как средство применения полученных знаний и их углубления.

Самостоятельная работа в вузе должна иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер. Уровни сложности самостоятельной работы студентов могут быть различными:

о репродуктивный или тренировочный;

о реконструктивный, предполагающий анализ с последующим синтезом учебного материала;

о творческий либо поисковый.

Повышение удельного веса самостоятельной работы при одновременном усилении функции аудиторных занятий — одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Особое значение приобретает включение элементов научных исследований в самостоятельную работу студентов: подготовка рефератов, научных обзоров и пр. по общенаучным, общепрофессиональным и другим дисциплинам как важнейшее направление ее совершенствования.

Планирование самостоятельной работы студентов

Стремление к совершенствованию — ключевое звено самостоятельной работы. На время ведения учебного процесса преподаватель превращается в менеджера. В его распоряжении инструменты менеджмента, и прежде всего: определение целей и планирование их достижения, организация деятельности, вовлечение и мотивация, контроль, оценка результатов и корректирующие действия, коммуникация и принятие решений. Цели должны быть реальными, достижимыми и доведены до студентов в ясной и четкой форме.

Планирование самостоятельной работы осуществляется в рамках каждой основной образовательной программы. Организация должна быть направлена на выполнение планируемых заданий всеми студентами точно в срок и с соответствующим качеством. На уровне факультета согласно Государственным образовательным стандартам совместно с кафедрами определяется общий бюджет времени, в том числе количество аудиторных занятий и часы на самостоятельную работу студентов по циклам дисциплин учебного плана. Затем на уровне кафедры определяются часы аудиторных занятий и самостоятельной учебной работы по каждой дисциплине отдельно и разрабатывается соответствующее методическое обеспечение. Планирование самостоятельной работы студентов должно отражаться в рабочих программах по каждой конкретной дисциплине.

Документальное оформление результатов самостоятельной работы студентов по каждой дисциплине является одним из условий ее успешной организации, а также формой ее планирования и контроля. Каждый студент должен иметь план и график освоения той или иной дисциплины. Это особенно важно при модульной организации учебного процесса, когда режим занятий становится достаточно напряженным и требующим повышенного уровня ответственности как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

При переходе к организации учебного процесса на основе системы зачетных единиц обеспечение самостоятельной работы студентов нуждается в более детальном рассмотрении: изменяется роль кафедры, увеличивается ответственность каждого преподавателя и пр.

Условия организации самостоятельной работы студентов

Условия организации самостоятельной работы студентов могут быть как объективные, включающие материально-техническое, учебно-методическое, информационное и кадровое обеспечение, так и субъективные, зависящие от субъектов учебного процесса.

Материально-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает:

о наличие необходимого аудиторного фонда, в том числе лабораторий и практикумов, лингафонных кабинетов, читальных залов;

о высокий уровень оснащенности учебных аудиторий и кабинетов, обеспечивающий применение новых образовательных технологий в учебном процессе; наличие в учебных и научных лабораториях необходимых приборов и оборудования;

о достаточное количество рабочих мест, оснащенных компьютерами, наличие программного обеспечения, выхода в Интернет и пр.;

о обеспечение студентов в необходимом для индивидуальной самостоятельной учебной работы количестве инструктивной и нормативной документацией.

Учебно-методическое и информационное обеспечение как важнейшее условие успешной самостоятельной работы студентов включает:

о необходимое количество учебной литературы: учебники, учебные и наглядные пособия, тексты лекций на бумажных и электронных носителях и пр.;

о наличие учебно-методической документации по организации и планированию различных видов самостоятельной работы студентов;

о наличие достаточного количества вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению для организации индивидуальной самостоятельной работы;

о наличие научных и научно-популярных периодических изданий в достаточном количества.

Уровень кадрового обеспечения должен быть не ниже требуемого при аккредитации вузов соответствующего профиля.

Формы контроля и средства оценки самостоятельной работы

Контроль применяется для оценки уровня достижения поставленных целей. Контроль должен способствовать выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий.

В качестве оценочных подходов, определяющих уровень самостоятельной работы, могут быть приняты степень самостоятельности и творческой активности студента, характер его действий при выполнении заданий; наличие самоконтроля со стороны студента за результатами самостоятельных занятий.

Большое значение имеет нормирование самостоятельной работы студентов, соответствие трудности заданий и объема времени, отводимого на самостоятельную работу. Обязательным условием организации самостоятельной работы является отчетность студентов перед преподавателем о ее результатах. Контроль за ходом и результатами самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем и носит систематический характер.

Формы контроля могут быть самые разные — устные или письменные, индивидуальные или в группе, выборочные или сплошные и отвечать ряду требований:

о максимальная индивидуализация и систематичность его проведения;

о разумное сочетание форм и методов контроля;

о системность заданий и наличие необходимого информационного и методического обеспечения;

о наличие понятных и доступных критериев оценки результатов самостоятельной учебной работы.

Систематическое отставание и низкие оценки результатов самостоятельной работы отдельных студентов требуют особого внимания со стороны преподавателя. В то же время отставание в выполнении самостоятельных заданий большей частью группы свидетельствует о просчетах при планировании самостоятельной работы и должно стать основанием для внесения изменений в ее организацию.

Контроль самостоятельной работы студентов на уровне деканата и кафедры может осуществляться с помощью графиков текущего контроля успеваемости студентов. Это способствует формированию у студентов ответственности за результаты освоения образовательных программ, предлагаемых вузом по той или иной специальности, тому или иному направлению подготовки.

Самостоятельная работа студентов в аспекте Болонских преобразований

При обсуждении различных аспектов организации учебного процесса в условиях интенсивной интеграции российской высшей школы в международное образовательное пространство вопросы организации самостоятельной работы практически выпали из рассмотрения. Вместе с тем это одна из ключевых про-

блем, решение которой во многом определяет качество высшего профессионального образования.

Практически во всех образовательных системах европейских стран самостоятельной работе студентов уделяется очень большое внимание. Это выражается в том, что на чтение учебной литературы, подготовку письменных работ, научную работу и подготовку к экзаменам отводится больше учебного времени, чем на аудиторную нагрузку (лекции, семинары и пр.). Поэтому необходимо при формировании рабочих, индивидуальных и типовых учебных планов по системе зачетных единиц уравновесить эти основные составляющие учебного времени.

В ноябре 2002 г. Минобразованием РФ ректорам вузов было разослано инструктивное письмо № 14-55-996/ин/15 “Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений”, в котором обращено внимание на повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы студентов. Ученым советам вузов предложено определить формы и методы организации учебного процесса с сокращенной долей аудиторных занятий и значительным увеличением объема самостоятельной работы студентов, а учебно-методическим подразделениям — разработать инструктивные материалы для профессорско-преподавательского состава, регламентирующие учебный процесс и ориентирующие преподавательский корпус на методические и организационные решения, усиливающие роль и значение самостоятельной работы студентов. Самостоятельную работу необходимо организовать, включая консультационно-методическую помощь каждому студенту, распределить учебный материал для аудиторной и внеаудиторной работы, в определенной логике выстроить изучаемый материал, создать систему текущего контроля, обеспечить информационное сопровождение, сформировать положительную мотивацию у студентов к самостоятельной работе.

В марте 2004 г. Минобразованием РФ в экспериментальном порядке было введено “Примерное положение об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц”, одной из целей которого является повышение роли самостоятельной работы студентов. В учебных планах наряду с аудиторной и самостоятельной работой рекомендовано предусмотреть время, отводимое на консультации студентов по дисциплинам. Для каждой дисциплины указывается полная трудоемкость, число часов лекционных, практических и лабораторных занятий в неделю, а также консультаций преподавателя. Система зачетных единиц наряду с эффективными технологиями оценки знаний может стать подспорьем в организации самостоятельной работы студентов.

В действующих учебных планах имеется отдельная графа, в которой по каждой дисциплине определен объем самостоятельной работы в соответствии с ГОС ВПО, но без какого-либо обоснования, единообразно для всех дисциплин учебного плана. В проектах некоторых ГОС ВПО нового поколения появился раздел “Требования к организации самостоятельной работы студен-

тов”, которые устанавливаются в соответствии с разработанным во многих вузах “Положением о самостоятельной работе студентов” в зависимости от специальности или направления. При этом самостоятельная работа студентов по изучению учебных материалов и при подготовке к экзаменам рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов

Из материалов коллегии Министерства образования и науки “О реализации положений Болонской декларации в системе ВПО РФ” следует: “Как и в Европе, такая мера работы студента (зачетная единица) скорее относительная, чем абсолютная, так как не характеризует в целом и по отдельным дисциплинам объем лекционных, семинарских занятий, количество лабораторных и практических работ, объем самостоятельной работы студента, а также теоретический уровень преподнесения материала”.

Так, например, в вузах США зачетная единица является вторичной по отношению к учебным единицам и определяется как произведение оценки, выставленной студенту по традиционной системе, на число учебных единиц, к которым относится выставленная оценка. Учебная единица в обобщенном виде представляет собой двухкомпонентную структуру, состоящую из: а) суммы часов лекционных, семинарских (практических) и лабораторных занятий, а также курсового проектирования и б) часов самостоятельной работы, отводимых на освоение данного компонента. Причем соотношение между названными выше компонентами может отличаться для различных дисциплин.

Поэтому вопрос о том, в какой степени следует регламентировать соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, которое отражается на уровне зачетных единиц, становится очень существенным. Ясно, что, например, магистрант тратит на самостоятельную работу гораздо больше учебного времени, чем бакалавр, не говоря уже о том периоде, когда он пишет магистерскую диссертацию. В этих условиях необходимо гораздо точнее контролировать эффективность самостоятельной работы и более объективно оценивать ее трудоемкость. В противном случае существует опасность вызвать инфляцию российских зачетных единиц, как это бывает порой в экономике в результате принятия необоснованных решений. Магистерская подготовка требует перехода к активным формам обучения, переноса акцентов на самостоятельную работу, что предполагает изменение характера деятельности профессорско-преподавательского состава, требует обновления методик преподавания.

Сегодня ряд отечественных вузов занимают достаточно конструктивную позицию в вопросах организации учебного процесса на основе зачетных единиц.

Так, на экономическом факультете МГУ результирующая оценка работы студента по курсу формируется из оценки его текущей успеваемости, оценки самостоятельной работы и экзаменационной оценки. Во время обучения студенты проходят практику, вид которой (научно-исследовательская, производственная, педагогическая) определяется содержанием программы и желанием студента. В целях повышения эффективности самостоятельной работы на факультете было разработано и утверждено ученым советом “Положение о самостоятельной работе студентов”, которое определяет основные формы самостоятельной работы студента, излагает процесс ее планирования и оценку результатов, основные требования к организационному и методическому обеспечению самостоятельной работы.

При переводе учебного процесса на систему зачетных единиц в РУДН в структуре методического обеспечения учебного процесса предусмотрены материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы для самоконтроля по каждой дисциплине, темы рефератов и курсовых работ, а также учебные материалы в библиотеке университета, в том числе в электронном виде.

В МГИМО(у) при переходе на зачетные единицы было выявлено, что изучение специальных дисциплин требует значительно больше времени для самостоятельной учебной работы, чем изучение непрофильных дисциплин. Это стало основанием для перехода к дифференцированному определению соотношения объемов аудиторной и внеаудиторной работы для различных дисциплин образовательной программы.

В заключение хотелось бы напомнить старую истину, что вузовское образование, как и любое другое, означает сотрудничество между обучаемым и обучающим, когда одни хотят учиться, а другие помогают им в этом.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ГГ. Пушкина

Доцент кафедры иностранных языков (Финансовой академии

Перспективное развитие языкового образования ориентировано на продуктивную образовательную деятельность и развитие автономной и креативной личности. Можно утверждать, что продуктивная самостоятельная учебная деятельность является основой образовательного процесса в области иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.