Научная статья на тему 'Нагрузка преподавателей и студентов в новых условиях обучения: принципы планирования и учета'

Нагрузка преподавателей и студентов в новых условиях обучения: принципы планирования и учета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС ВПО / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / ТРУДОЗАТРАТЫ / БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ / TEACHERS’ AND STUDENTS’ TIME MANAGEMENT / RUSSIAN HIGHER EDUCATION REFORM / FEDERAL STATE TEACHING STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / WORKLOAD / VOLUME OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Елена Николаевна, Родионова Светлана Евгеньевна

В статье рассматриваются подходы к разработке новых принципов оценки трудоемкости учебной работы студента и планирования учебной нагрузки преподавателя с учетом всех аспектов его деятельности в условиях внедрения ФГОС ВПО и реформы высшего образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтун Елена Николаевна, Родионова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS‘ AND TEACHERS‘ WORKLOAD UNDER THE NEW TEACHING CONDITIONS: PLANNING AND ACCOUNTING PRINCIPLES

The article focuses on the problem of elaborating a new conception of planning the workload and evaluating the volume of work of the teaching staff and the student taking into account major aspects of the organization of the teaching process including the organization and planning of the teachers’ and students’ work and the evaluation of the teaching process in achieving the goals of the Federal State Teaching Standard of Higher Professional Education.

Текст научной работы на тему «Нагрузка преподавателей и студентов в новых условиях обучения: принципы планирования и учета»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №2(28)

УДК 378

НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА

© Е.Н.Ковтун, С.Е.Родионова

В статье рассматриваются подходы к разработке новых принципов оценки трудоемкости учебной работы студента и планирования учебной нагрузки преподавателя с учетом всех аспектов его деятельности в условиях внедрения ФГОС ВПО и реформы высшего образования в России.

Ключевые слова: реформа российского высшего образования, ФГОС ВПО, учебная нагрузка, трудозатраты, бюджет времени преподавателей и студентов.

Осуществляющаяся ныне реформа российского высшего образования в соответствии с базовыми принципами европейского Болонского процесса имеет целью переход к студентоцен-трированному построению образовательного процесса. Именно учащиеся, согласно логике реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО), должны активно формировать собственные образовательные траектории, осмысленно подходить к освоению учебного материала, проявлять больше самостоятельности не только в выполнении заданий, но и выборе стратегий обучения. Преподаватель же при данном подходе становится больше консультантом и научным руководителем, нежели лектором или проверяющим. Его задача - помочь разным категориям студентов (различающимся по степени работоспособности, мотивации, профессиональным склонностям и т.п.) выработать эффективные темпы учебной работы, разумеется, в рамках требований, установленных конкретной образовательной программой.

В новых условиях существенно меняется структура учебной нагрузки и студентов, и преподавателей. Для студентов значительно увеличивается объем времени, отводимого на самостоятельную работу. Для преподавателя привычные аудиторные часы меняют структуру курсов (большее внимание теперь уделяется практическим и практикоориентированным курсам, оказанием консультативной помощи студентам и контролю за выполнением самостоятельной работы); внеаудиторная же работа в основном переориентируется на обеспечение самостоятельной работы студентов (СРС) и разработку новых (в том числе активных и интерактивных) методик обучения, непосредственное участие в создании, реализации и корректировке образовательных программ, обеспечению новых типов

организации и оценки учебной работы (например, балльно-рейтинговой системы).

Все это требует как от преподавателей, так и от студентов серьезной психологической перестройки, - которая, увы, пока в должном объеме не произошла. В предшествующие годы, включая советскую эпоху, в учебных планах большинства вузов определенный объем самостоятельной работы студентов по каждому курсу хотя и фиксировался в учебных планах и программах дисциплин, однако его величина определялась в значительной степени формально - как разница между общим объемом трудозатрат и объемом аудиторных занятий, которым отдавалось явное предпочтение. Строгого учета времени, отводимого студенту на выполнение конкретных видов самостоятельной работы, практически не существовало. Контроль за СРС преимущественно осуществлялся при прохождении студентом промежуточной аттестации. Для большинства базовых лекционных курсов СРС сводилась тем самым лишь к подготовке студента к экзамену или зачету.

До сих пор в академическом сообществе не возникло понимания, что самостоятельная работа не менее, а более важна для студента, чем работа аудиторная. Ср. мнение социологов: «Кризисное состояние высшей школы и проблемы ее финансирования, низкая заработная плата преподавателей негативно сказываются на организации учебного процесса в вузе. Снижается продолжительность аудиторных занятий и параллельно возрастает загруженность студенческой молодежи самостоятельными занятиями по программе вуза, что отражается на качестве подготовки специалистов» [1:7].

Однако простого осознания перемен недостаточно. Необходима переработка традиционных принципов и методик планирования и учета нагрузки преподавателей и студентов. Ее сутью должна стать реструктуризация трудозатрат и

большая дифференцированность форм работы. Приоритет же должен отдаваться новым образовательным технологиям и методическому обеспечению СРС (что не отменяет, разумеется, привычных форм учебной, учебно-методической, научной, научно-организационной и т.п. работы).

Вопрос о планировании бюджета времени студента и преподавателя становится, таким образом, одним из самых важных в нынешней практике вузов. Учебное заведение, в соответствии с Законом об образовании и Типовым положением о вузе, имеет в данном вопросе значительную самостоятельность. Однако предполагаемая практика сетевого взаимодействия вузов, проблема перевода студентов из одного вуза в другой, сохранения единства российского образовательного пространства настоятельно требуют выработки общих подходов к данной проблеме и разработке соответствующих рекомендаций для всей системы ВПО.

Ниже авторы попытаются обобщить имеющиеся в законодательной базе нормативы нагрузки преподавателей и студентов и наметить необходимые изменения и дополнения к традиционной системе ее учета.

Учитывая охарактеризованные выше принципы реформы высшей школы, в новых образовательных стандартах несколько изменены принципы исчисления трудозатрат студентов на обучение: отныне оно ведется не только в привычных академических часах, но и в зачетных единицах (в целом соответствующих кредитам европейской системы БСТ8). Согласно ФГОС, одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам, т.е. 27 астрономическим часам. Максимальный объем учебной нагрузки в неделю составляет 54 академических часа (40,5 астрономических часов), которые включают «все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин». ИГА и практики измеряются аналогичным образом из расчета: 1 неделя равна 1,5 зачетным единицам (36^1,5=54).

Итак, в день студент должен в среднем проводить 4,5 аудиторных часа на лекциях и семинарах (2-3 пары в день при одном дне самостоятельной работы в неделю и одном выходном) и 4,5 аудиторных часа работать самостоятельно. В пересчете на астрономические часы его нагрузка должна составлять ежедневно 6,75 часа, из них половина - 3,37 часа - на самостоятельную работу. В неделю, тем самым, студент должен затрачивать на самостоятельную работу не менее 20 астрономических часов. Однако нельзя допускать и его перегрузки. Следовательно, при пла-

нировании трудозатрат студентов необходимо учесть трудоемкость каждой из форм самостоятельной работы по каждому из курсов, читающихся на той или иной неделе.

Здесь могут возникнуть трудности, так как есть дисциплины, которые требуют большего внеаудиторного времени, нежели иные. Например, для направления «Филология» большего количества внеаудиторных часов требуют дисциплины литературоведческого цикла (на чтение художественных текстов) и дисциплины, связанные с изучением иностранного языка (время на изучение лексики и перевод текстов). Таким образом, приходится отрешаться от механического разделения аудиторных и внеаудиторных часов пополам по всем предметам, как это чаще всего происходило до сих пор.

Пример расчета: пусть в конкретном вузе на дисциплину «Современный русский язык» в одном из семестров предусматривается 3 кредита (108 часов). Из них 36 часов отводится на подготовку к экзамену, 48 часов - на аудиторные занятия, в том числе 20 часов на практические занятия и 10 на лабораторные; соответственно, как минимум 20 часов нужно на подготовку к ним (по 0,5 часа на каждое практическое занятие и по 1 часу на каждое лабораторное). Итак: 36 + 48 + 20 = 104 часа. Расчет показывает, что график учебной работы по данному курсу весьма напряжен: у студента на дополнительные виды работ - конспектирование научной литературы, подготовку к тестированию, поиск материалов для реферирования и т.п. - почти не остаётся времени (всего 4 часа). Возникает вопрос, правомерно ли увеличивать аудиторную работу в ущерб самостоятельной, как мы привыкли? Может ли студент эффективно заниматься в таких условиях?

В свою очередь, нагрузка преподавателей, согласно действующим нормативным документам [2], составляет 36 астрономических или 48 академических часов в неделю. В год (52 недели

- 8 недель оплачиваемого отпуска = 44 недели) это составит около 1500 астрономических (за вычетом праздничных дней) или около 2000 академических часов. В среднем нагрузка преподавателей вузов сегодня составляет 850 аудиторных часов (не более 900 в год по Типовому положению о вузе), следовательно, остается 1150 академических часов на научную и методическую работу в год или 862 астрономических часа (около 20 часов в неделю, 3,25 часа в день).

Итак, из 6 астрономических часов, которые преподаватель должен отработать в день, 2,75 часа приходится на учебную работу, а 3,25 - на научную и методическую, т.е. этих видов работ

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ

определяется как 45 : 55 (иными словами, 55%, более половины нагрузки преподавателя приходится на научную и методическую работу, так называемую работу «второй половины дня»).

Помимо традиционных форм ведения педагогической деятельности (лекции, семинары и практические занятия, лабораторные работы, консультации, зачеты, экзамены, практики, итоговая аттестация и т.п.), в связи с увеличением доли СРС необходимо продумать как новые формы проверки самостоятельно приобретенных студентом знаний, умений и навыков, так и методику консультаций, ориентирующих студента на более глубокое освоение материала.

Анализ результатов контроля СРС должен осуществляться в том числе и с помощью технических средств, для чего потребуется разработка программ и контрольных заданий. В процессе контроля, кроме оценки знаний, преподаватель должен определить и то, в какой дополнительной информации, поощрении и побуждении нуждаются наиболее успешные студенты, способные продвинуться в своей самостоятельной работе дальше остальных, подобрать для них индивидуальные задания, стимулирующие в том числе и их научный поиск.

Исходя из этого, бесспорно, должна быть в значительной степени переосмыслена система учета трудозатрат преподавателей и изменена схема распределения их нагрузки. В карточках поручений и расчете часов должны учитываться:

- разработка учебно-методических материалов с учетом их принципиально возросшего объема;

- часы на проведение индивидуального и коллективного контроля за самостоятельной работой студентов (их начисление должно производиться исходя из количества читаемых преподавателем курсов и количества слушателей каждого курса);

- обеспечение и организация балльно-рейтинговой системы организации учебного процесса и оценки успеваемости студентов и т. п.

Одной из проблем является то, что на сегодня не существует обоснованных норм расчета часов, отводимых преподавателю для контроля самостоятельной работы студентов (КСР). Как показывает опыт, различные методики расчета этого вида нагрузки преподавателя (выделение определенного процента от общего объема времени, отводимого на освоение дисциплины, учет количества зачетных единиц и количества студентов на курсе и в группе и др.) пока весьма несовершенны и научно не обоснованы. Общий объем планируемого в настоящее время КСР оказывается значительно меньше фактических

трудозатрат преподавателя, связанных с осуществлением различных форм организации, консультирования, проверки, оценивания качества освоения учебного материала и систематического учета результатов СРС.

ФГОС предусматривает также создание вузом системы, обеспечивающей «гарантию качества подготовки», включающей «разработку стратегии подготовки выпускников», «мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ», «разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников», «регулярное проведение самообследования» и др. (см., например: [3]). Это также требует значительного объема времени, затрачиваемого преподавателем на осуществление этих специфических видов научно-методической деятельности.

Приходится констатировать, что сегодня имеется существенное расхождение между новыми требованиями к организации образовательного процесса и старой нормативной базой, формирующей условия включения в этот процесс работника высшей школы. Повысившаяся трудоемкость современного учебного процесса пока никак не отражается в нормативных актах, регламентирующих деятельность преподавателя. Наоборот, в связи со снижением количества планируемых аудиторных часов, ограничены и возможности применения прежних стандартов нормирования рабочего времени преподавателя, которые ориентируются преимущественно на аудиторную нагрузку.

В результате трудозатраты, будучи частью новых образовательных технологий, возрастают главным образом во внеаудиторной сфере, но не могут быть объективно измерены и учтены имеющимся нормативным инструментарием. Мало того, фактическая нагрузка преподавателей начинает существенно различаться в зависимости от того, в какой степени эти преподаватели включены в инновационный образовательный процесс, как велики их научная и научнометодическая активность, вовлеченность в воспитательную работу со студентами и т. п.

Назрела, таким образом, очевидная необходимость обоснованного планирования и оценивания трудозатрат преподавателя по всем формам учебной, учебно-методической, научной, научно-методической, организационной и общественно-воспитательной работы, которое позволило бы выявить резервы времени и перераспределить их на наиболее востребованные сегодня виды деятельности. Одновременно в высшей степени полезно, как представляется, разработать систему мер поощрения наиболее активно и

эффективно работающих преподавателей - например, путем рейтинговой оценки результатов их труда (см. опыт Башкирского государственного университета [4]).

Только в этом случае может быть создан механизм, стимулирующий преподавателя вуза повышать квалификацию, ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы (как требует ФГОС ВПО), заниматься научной и инновационно-образовательной деятельностью.

Исходя из сказанного, сформулируем задачи, стоящие ныне перед разработчиками ФГОС и методического обеспечения их реализации.

1. Аналитический обзор и обобщение подходов к определению трудозатрат студента и нагрузки преподавателя в российский и зарубежных вузах, работающих в системе ЕСТ8.

2. Описание и систематизация спектра видов учебной работы студента (аудиторной и самостоятельной) и определение принципов оценки затрачиваемого на них времени и выработка методических рекомендаций по расчету трудозатрат студентов на выполнение различных видов учебной работы.

3. Описание и систематизация спектра видов работы преподавателя (учебной, научной и методической) и определение принципов оценки затрачиваемого на них времени преподавателем (с учетом внедрения студентоцентрированного

обучения, необходимости методического и организационного обеспечения всех видов аудиторной и самостоятельной работы студента).

4. Разработка методик анкетирования студентов для осуществления принципа обратной связи при мониторинге эффективности трудозатрат студентов и преподавателей.

1. Большакова О.А. Современные проблемы повседневной деятельности и использования бюджета времени студенческой молодежи: автореф. ... дис. канд. социолог. наук. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - 32 с.

2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г., №71.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 - Филология (квалификация (степень) бакалавр). Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 14 января 2010 г., №34.

4. Положение о рейтинговой оценке деятельности преподавателей и установлении ежемесячных надбавок к заработной плате Башкирского государственного университета // иКЬ: http://www.bashedu.ru/umu/o-reitingovoi-otsenke-deyatelnosti-prepodavatelei (дата обращения 25.05.2012).

STUDENTS4 AND TEACHERS4 WORKLOAD UNDER THE NEW TEACHING CONDITIONS: PLANNING AND ACCOUNTING PRINCIPLES

E.N.Kovtun, S.E.Rodionova

The article focuses on the problem of elaborating a new conception of planning the workload and evaluating the volume of work of the teaching staff and the student taking into account major aspects of the organization of the teaching process including the organization and planning of the teachers’ and students’ work and the evaluation of the teaching process in achieving the goals of the Federal State Teaching Standard of Higher Professional Education.

Key words: Russian Higher Education reform, Federal State Teaching Standard of Higher Professional Education, workload, volume of work, teachers’ and students’ time management.

Ковтун Елена Николаевна - доктор филологических наук, профессор, зам. декана филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, заместитель председателя УМС по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.

E-mail: umo@philol.msu.ru

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ Родионова Светлана Евгеньевна - кандидат филологических наук, доцент, начальник учебно-методического управления Башкирского государственного университета, член Президиума УМС по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.

E-mail: rse14@mail.ru

Поступила в редакцию 01.06.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.