Научная статья на тему 'Особенности реализации методики распределения зачетных единиц в ФГОС третьего поколения по бакалавриату по специальности «Социально-культурная деятельность»'

Особенности реализации методики распределения зачетных единиц в ФГОС третьего поколения по бакалавриату по специальности «Социально-культурная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / БАКАЛАВРИАТ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДУЛЬ / BACHELOR'S PROGRAMME / METHODICS / CREDITS / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна

В статье рассматриваются особенности реализации методики распределения зачетных единиц в ФГОС третьего поколения по бакалавриату по специальности «Социально-культурная деятельность». Особое внимание уделяется расчетам трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах. Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ, проект «Разработка научно-методических рекомендаций вузам по формированию основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в компетентностно-кредитно-модульном формате на основе ФГОС-3 по направлениям подготовки в области культуры», № 3.1.1/3585.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF METHODICS REALIZATION OF DISTRIBUTION OF CREDITS IN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THIRD GENERATION ON BACHELOR'S PROGRAMME OF SPECIALITY "SOCIO-CULTURAL ACTIVITY"1

The article scrutinizes the features of methodics realization of distribution of credits in Federal State Educational Standards of third generation on Bachelor's programme of speciality Socio-cultural activity. The special attention is given to the calculations of workload of main educational programmes of high professional education in credits.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации методики распределения зачетных единиц в ФГОС третьего поколения по бакалавриату по специальности «Социально-культурная деятельность»»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371.3

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ В ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО БАКАЛАВРИАТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»1

© Елена Ивановна Григорьева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности, зам. директора по науке Академии культуры и искусств, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности реализации методики распределения зачетных единиц в ФГОС третьего поколения по бакалавриату по специальности «Социально-культурная деятельность». Особое внимание уделяется расчетам трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах.

Ключевые слова: методика; зачетные единицы; бакалавриат; социально-культурная деятельность; модуль.

В настоящее время осуществляется перевод российских вузов на систему кредитных единиц, которая аналогична европейской системе кредитов.

Система кредитных единиц - это системный способ описания образовательных программ через присвоение кредитных единиц ее основным компонентам, включая дисциплины, практику и т. д. Определение кредита основывается на таких параметрах, как общая трудоемкость работы студента или время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения.

При расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах необходимо исходить из следующего:

1) одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам);

1 Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ, проект «Разработка научнометодических рекомендаций вузам по формированию основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в компетентностно-кредитно-модульном формате на основе ФГОС-3 по направлениям подготовки в области культуры», № 3.1.1/3585.

2) максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т. е. 1,5 зачетные единицы;

3) расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах;

4) одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами;

5) один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен);

6) для основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с ГОС ВПО, в которых в трудоемкость дисциплины в часах включена трудоемкость промежуточных аттестаций, расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5.

Система зачетных единиц представляет собой обоснованный и весьма эффективный механизм количественного сопоставления требований к уровню и содержанию подготовки студентов. Ее реальные и потенциальные возможности распространяются на мно-

гие аспекты организации и структуры обучения и, в частности, предполагают:

- повышение оперативности и обоснованности контроля обученности студентов и их промежуточной аттестации;

- расширение возможностей получения междисциплинарного образования;

- упрощение организационного сопровождения перехода на индивидуальные формы обучения;

- сокращение числа параллельно читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;

- высвобождение средств, которые могут быть использованы для повышения оплаты труда преподавателей;

- расширение академической мобильности и увеличение возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузы;

- создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного опыта организации учебного процесса.

ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл;

и разделов:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую

(обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Кредитные единицы набираются по семестрам. Для каждой дисциплины в учебном плане указываются три цифры, которые следуют сразу же после ее названия. Первая

цифра обозначает максимальное число кредитных единиц, отводимых на освоение дисциплины; 2-я - академические часы в неделю, отводимые на работу в аудитории (лекции, опрос, дискуссии, демонстрации и различные комбинации этих форм); 3-я - время в академических часах в неделю, отводимое на практическую работу (практические занятия, семинары, курсовые работы, деловые игры, работа в компьютерном классе и др.).

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 07.18.00 - «Социально-культурная деятельность» (квалификация (степень) «бакалавр») указывается количество академических часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины, и не учитывается то время, которое приходится на подготовку и сдачу экзаменов. В случае с зачетами, курсовыми проектами и работами трудоемкость данных видов работ включается в общую трудоемкость конкретной дисциплины, что требует дополнительных методических разъяснений. При расчете трудоемкости дисциплины, по которой в данном семестре планируется экзамен, предложена следующая формула:

А = (В + С • 54 / Б) / 36,

где А - трудоемкость дисциплины в данном семестре; В - общее количество часов, отводимых на изучение дисциплины по учебному плану; С - количество недель, отводимых на сдачу экзаменационной сессии; Б - количество экзаменов в данном семестре.

В основу методики распределения зачетных (кредитных) единиц в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 07.18.00 - «Социально-культурная деятельность» (квалификация (степень) «бакалавр») положены следующие принципы:

- фиксированная продолжительность рабочей недели в астрономических часах;

- строгое соответствие графика учебного процесса требованиям стандарта, предусматривающего в течение года периоды теоретического и практического обучения, а также периоды каникул;

- недопустимость объема учебной нагрузки студентов, превышающего временные

показатели, установленные законодательством и графиком учебного процесса;

- программа обучения проектируется так, чтобы среднестатистический студент, обучающийся на дневном отделении, когда обучение является его основным видом деятельности, был загружен учебной работой полностью в течение рабочей недели.

Зачетные единицы характеризуют трудоемкость образовательной программы с учетом всех ее составляющих, в т. ч. аудиторной и самостоятельной работы студентов, различного вида практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др.

Зачетная единица и ее часовые эквиваленты

Методика распределения зачетных (кредитных) единиц в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 07.18.00 - «Социальнокультурная деятельность» (квалификация

(степень) «бакалавр») основана на принципе, что 60 кредитов соответствуют учебной нагрузке (объему учебной работы) студента дневной формы обучения в течение одного учебного года. На практике трудоемкость конкретных образовательных программ подготовки может варьироваться в зависимости от особенностей учебного графика в конкретном вузе, профиля подготовки, выбранного студентом.

Зачетная единица равна 36 академическим часам. 1 учебный год (40 недель) соответствует 60 зачетным единицам. 1 неделя -

1,5 зачетных единиц или 54 академических часов.

Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам.

Согласно требованиям стандарта, общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет до 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами.

Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует

1,5 зачетным единицам.

В методике распределения зачетных (кредитных) единиц в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 07.18.00 - «Социально-культурная деятельность» (квалификация (степень) «бакалавр») был применен долевой метод. В качестве исходных для выполнения расчетов принимаются действующие учебные планы (годовые или охватывающие весь срок обучения).

Выраженная в академических часах суммарная трудоемкость дисциплин и других элементов (учебные практики, итоговая аттестация и др.) четырехлетнего учебного плана бакалаврской подготовки при дневной форме обучения приравнивается к 240 зачетным единицам.

Исходя из этого была определена доля каждой учебной дисциплины в общем бюджете учебного времени. При таком подходе выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы - учебной дисциплины, выпускной работы, учебной практики и т. д. - указывает не столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы.

Переход от выраженных в учебных планах в зачетных единицах трудоемкостей конкретных семестровых дисциплин (курсовых модулей) к распределениям их по часам лек-

ций, семинаров, лабораторных и других работ должен выполняться с соблюдением установленных государственными нормативами часовых эквивалентов зачетных единиц.

Для перехода от указанных в учебных планах зачетных единиц к часам учебных занятий и их распределения между аудиторной и самостоятельной работой могут использоваться принятые в вузе общие для всех дисциплин (или для каждой дисциплины свои) методики распределения зачетных единиц в часы по формам учебных занятий.

Приведем один из возможных подходов к распределению трудоемкости учебных дисциплин между аудиторной и самостоятельной работой студентов.

1 зачетная единица может включать в себя:

0,5 часов лекции + 1 час самостоятельных работ в неделю (подготовка реферата, презентации, проектов, сценарных разработок, эссе, постановочно-режиссерская работа, домашние задания и др.) + другие виды учебной работы по данной дисциплине (экзамен, зачет) в течение семестра;

или

1 час практических занятий + 0,5 часа самостоятельной работы в неделю (подготовка реферата, презентации, проектов, сценарных разработок, эссе, постановочнорежиссерская работа, домашние задания и др.) + другие виды учебной работы по данной дисциплине (экзамен, зачет) в течение семестра;

или

1 час лабораторных занятий + 0,5 час самостоятельной работы в неделю (подготовка реферата, презентации, проектов, сценарных разработок, эссе, постановочно-режиссерская работа, домашние задания и др.) + другие виды учебной работы по данной дисциплине (экзамен, зачет) в течение семестра.

Для обеспечения унификации подходов к расчету реальной учебной нагрузки в университетах при введении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 07.18.00 - «Социально-культурная деятельность» (квалификация (степень) «бакалавр») требуется разработка специальных типовых рекомендаций. При разработке подобных рекомендаций необходимо ориентироваться на модульную

структуру образовательных программ. Каждый курсовой модуль (курсовая единица, семестровая дисциплина) характеризуется трудоемкостью, выраженной в зачетных единицах, требующей для его освоения учебной работы студента, измеряемой соответствующим количеством часов учебной нагрузки. Например, трудоемкость одной зачетной единицы в ГОС-3 соответствует 36 часам нагрузки, то освоение курсового модуля трудоемкостью 5 зачетных единиц предполагает, выполнение студентом учебной работы объемом 180 часов.

Каждый курсовой модуль предполагает выполнение учащимися образовательных действий, для определения которых существенны следующие аспекты:

- типы учебных занятий: лекция, семинар, исследовательский семинар, практический семинар, лабораторная работа, консультация, самостоятельное обучение, самостоятельное обучение под руководством, практика, творческая работа, подготовка социальнокультурного проекта и т. д.;

- типы учебных действий: посещение лекций и других аудиторных занятий; выполнение специальных заданий; написание курсовых работ; отработка технических и лабораторных навыков; подготовка отчетов о практике; чтение книг, научных и других работ; подготовка тезисов; обучение конструктивной критике творческих работ, выполненных другими; ведение встреч; участие в контрольных и оценочных мероприятиях и т. п.;

- типы оценки: устный экзамен, письменный экзамен, устная презентация, тестирование, текущее (непрерывное) оценивание и др.

Преподаватели самостоятельно (под контролем кафедры) разрабатывают педагогическую технологию изучения курсового модуля, предусматривающую реализацию определенных типов учебных занятий, учебных действий и оценок; рассчитывают время, необходимое для выполнения каждого вида деятельности. Рабочая нагрузка, выраженная во времени, должна совпадать с трудоемкостью курсового модуля в зачетных единицах.

Преподаватели должны разрабатывать стратегии наилучшего использования учебного времени, применять современные педагогические технологии.

Таблица 1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Семестры

3 4 5 6 7

Аудиторные занятия (всего) 5 1 1 1 1 1

В том числе:

Лекции 1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Практические занятия (ПЗ) 2 0,5 0,5 0,5 0,5

Семинары (С) 1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Лабораторные работы (ЛР) 1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,6

Самостоятельная работа (всего) 5 1 1 1 1 1

В том числе:

Курсовой проект (работа) 2 1 1

Проектные и сценарно-режиссерские работы 2 0,5 0,5 1

Реферат 0,5 0,5

Другие виды самостоятельной работы 0,5 0,5

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 8 2 2 2 2

Общая трудоемкость часы зачетные единицы 18 2 4 4 4 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, курс «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» является основным в системе дисциплин профилизации «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», практически продолжает знания, полученные в ходе освоения курсов «Педагогика», «Психология», «Технологические основы социально-культурной деятельности», а затем он находит продолжение и детализацию в следующих дисциплинах профиля «Менеджмент рекреационных объектов», «Экономика индустрии досуга»,

«Правовые основы индустрии досуга».

Трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц, общая трудоемкость в часах - 360 академических часа из них 180 часов - аудиторные.

Допустим, что в третьем - седьмом семестрах суммарная трудоемкость дисциплины «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» составляет 10 зачетных единиц. В табл. 1 заданы возможные параметры семестрового распределения зачетных единиц с суммарной семестровой трудоемкостью данного курса этих курсовых по формам учебных занятий: лекции (Л), семинары (С), практические занятия (ПЗ), лабораторные работы (ЛР), а также самостоятельной работы: курсовой проект, проектные и сценарнорежиссерские работы, рефераты, другие виды самостоятельной работы; по видам промежуточной аттестации (зачеты и экзамены).

Определенный в примере 1 в соответствии с табл. 1 объем самостоятельной работы студентов при изучении курса «Социальнокультурные технологии в индустрии досуга» составляет 5 зачетных единиц, что составило 72 часа в год по 36 часов в семестр, 1,8 часа в неделю.

Следует отметить, что обязательное планирование содержания самостоятельной работы студентов, возможность варьирования соотношения между часами аудиторной и самостоятельной работы по учебным дисциплинам в зависимости от применяемой преподавателем педагогической методики, контроль выполнения заданий для самостоятельной работы является важной особенностью системы зачетных единиц.

Таким образом, для перехода на новую организацию учебного процесса в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 07.18.00 -«Социально-культурная деятельность» (квалификация (степень) «бакалавр») каждую учебную дисциплину необходимо оценивать в зачетных единицах, использовать эффективные методики проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, внедрить балльнорейтинговый контроль знаний по каждой дисциплине.

Поступила в редакцию 17.08.2010 г.

UDC 371.3

FEATURES OF METHODICS REALIZATION OF DISTRIBUTION OF CREDITS IN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THIRD GENERATION ON BACHELOR’S PROGRAMME OF SPECIALITY “SOCIOCULTURAL ACTIVITY”

Elena Ivanovna Grigoryeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Culturology, Professor of Sociocultural Activity Department, Vice Director for Science of Culture and Arts Academy, e-mail: [email protected]

The article scrutinizes the features of methodics realization of distribution of credits in Federal State Educational Standards of third generation on Bachelor’s programme of speciality “Socio-cultural activity”. The special attention is given to the calculations of workload of main educational programmes of high professional education in credits.

Key words: methodics; credits; bachelor’s programme; socio-cultural activity; module.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.