Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов: Актуальные проблемы'

Самостоятельная работа студентов: Актуальные проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5916
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов: Актуальные проблемы»

ґ

\

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

В. СЕНАШЕНКО, профессор Н. ЖАЛНИНА, ст. преподаватель Российский университет дружбы народов

Самостоятельная работа студента (СРС) - это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством. Она всегда рассматривалась в качестве неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Однако практика определения нагрузки преподавателя и исчисления трудоемкости учебных дисциплин в аудиторных часах зачастую приводила к тому, что объем аудиторных занятий студента достигал 36-40 часов в неделю, и на самостоятельную работу студенту оставалось очень мало времени. Этот дефицит времени компенсировался продолжительными сессиями, во время которых студент пытался наверстать упущенное в течение семестра. Аудиторная нагрузка преподавательского состава также была непомерно большой, по факту достигая 1100 часов в год и более. Так продолжалось из года в год.

После введения государственных образовательных стандартов трудоемкость учебных дисциплин начали исчислять в часах общей трудоемкости. Директивно было заявлено, что отныне учебное время студента делится на две равные части: 50% -аудиторные занятия и 50% - самостоятельная работа.

Сегодня можно констатировать, что высшая школа РФ - вузы, преподаватели, студенты - оказалась не готова к освоению таких объемов самостоятельной работы.

Тому есть много объяснений. Организация и обеспечение учебного процесса остаются практически безизменений, за исключением некоторого числа вузов, которые

Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы

настойчиво внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии, чтобы решить эту масштабную организационнометодическую проблему. Однако предложенный объем самостоятельной работы студента требует прежде всего коренных изменений содержания и организации работы преподавателя, разработки нетрадиционных видов занятости профессорско-преподавательского состава вуза, введения новых нормативов и включения их в расчет учебной нагрузки. Для легитимации статуса СРС должны произойти качественные изменения и в методическом, и в информационном обеспечении учебного процесса.

Самостоятельная работа - это активные формы и методы обучения, это единство учебно-воспитательной и научно-производственной работы, это сотрудничество студента с преподавателем. Самостоятельная работа студента может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной и включает:

■ подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;

■ выполнение самостоятельных заданий в лабораторных и теоретических практикумах, на семинарах и практических занятиях;

■ работу над отдельными темами учебных дисциплин;

■ выполнение контрольных и курсовых работ;

■ прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий;

■ подготовку ко всем видам контрольных испытаний;

■ подготовку к итоговом аттестации и выполнение квалификационной выпускной работы;

■ участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах.

Цель самостоятельной работы - научить студентов учиться и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, развитию творческих способностей студентов. Для успешного выполнения такой задачи необходимы планирование и контроль всех видов учебной работы со стороны учебно-методических структур вуза, преподавателей, нормативное определение объема, структуры и содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине учебного плана.

Самостоятельная работа должна быть максимально индивидуализирована и иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер, соответствующий определенному этапу освоения одной из основных образовательных программ [1].

Самостоятельная работа включается во все виды учебной деятельности, а качество самоподготовки студентов в значительной степени определяет эффективность их аудиторных занятий. Повышение удельного веса самостоятельной работы при одновременном усилении функции аудиторных занятий - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Особое значение приобретает включение в самостоятельную работу элементов научных исследований; подготовка рефератов, научных обзоров по общенаучным, общепрофессиональным и другим дисциплинам есть важнейшее направление её совершенствования.

Планирование

На время ведения учебного процесса преподаватель превращается в менеджера. В его распоряжении соответствующие инструменты: определение целей образовательного процесса и планирование их достижения, организация всех видов деятель-

ности студентов, вовлечение их в активную повседневную учебную работу и формирование стимулов, контроль, оценка результатов и корректирующие действия, коммуникация и принятие решений. Цели должны быть реальными и достижимыми, доведены до студента в ясной и четкой форме.

Планирование самостоятельной работы осуществляется в рамках каждой основной образовательной программы. Организация должна быть направлена на выполнение всех планируемых заданий всеми студентами точно в срок и с нужным уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля. На уровне факультета в соответствии с государственными образовательными стандартами совместно с кафедрами определяется общий бюджет времени, в том числе количество аудиторных занятий и часы на самостоятельную работу студентов по циклам дисциплин учебного плана. Затем на уровне кафедры определяются часы аудиторных занятий и самостоятельной учебной работы по каждой дисциплине, отдельно разрабатывается и соответствующее методическое обеспечение. Планирование СРС осуществляется преподавателем и должно отражаться в рабочих программах по каждой конкретной дисциплине.

Документальное оформление результатов самостоятельной работы является одним из условий её успешной организации, а также формой её планирования и контроля. Студент должен иметь план и график освоения каждой дисциплины. Это особенно важно при модульной организации учебного процесса, когда режим занятий становится достаточно напряженным, требующим высокого уровня ответственности как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Введение системы зачетных единиц существенно изменяет характер работы преподавателей, ставит их перед необходимостью постоянного самосовершенствования, создания принципиально нового методи-

ческого обеспечения учебного процесса в связи с переходом к концентрированным формам изложения учебного материала в сочетании с активной самостоятельной работой студентов.

Значительно больше усилий и времени требуется для подготовки раздаточных и других методических материалов, создания электронных информационных источников, организации текущего, рубежного и итогового контроля знаний.

Условия организации

Материально-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает:

■ наличие необходимого аудиторного фонда, в том числе лабораторий, оборудованных компьютерами с соответствующим программным обеспечением, и лингафонных кабинетов с достаточным количеством рабочих мест, компьютерных классов с выходом в Интернет, посадочных мест в читальных залах библиотеки;

■ оснащенность учебных аудиторий, кабинетов и научных лабораторий приборами и оборудованием;

■ наличие необходимой для индивидуальной учебной работы инструктивной и нормативной документации.

Учебно-методическое и информационное обеспечение включает:

■ нужное количество учебной литературы: учебников, учебных и наглядных пособий, тексты лекций на бумажных и электронных носителях и т.д.;

■ учебно-методическую документацию по организации и планированию различных видов самостоятельной работы студентов;

■ необходимое количество вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению;

■ достаточное количество научных и научно-популярных периодических изданий.

Уровень кадрового обеспечения должен

быть не ниже требуемого при аккредита-

ции вуза. Вместе с тем увеличение объема внеаудиторных занятий предъявляет более высокие требования к профессиональным качествам преподавателя высшей школы. Как правило, актуализируются ценностные установки, направленные на:

■ активное участие в инновационных процессах в сфере образования;

■ систематизацию знаний и повышение профессиональной культуры;

■ совершенствование форм самоконтроля и непрерывный профессиональный рост;

■ повышение ролевой активности в условиях увеличения технологической оснащенности образовательного процесса.

К субъективным условиям организации самостоятельной работы студентов следует отнести:

■ понимание преподавателем значимости этого вида учебной работы для формирования современного специалиста с высоким уровнем социальных компетенций;

■ владение преподавателем приемами организации самостоятельной работы студентов, требующими от него высокого педагогического мастерства и особых личностных качеств;

■ уровень общей подготовки студентов, владение ими приемами самостоятельной работы;

■ осознание студентами целей самостоятельной работы, её значимости для учебной, а затем и практической деятельности.

Формы контроля и средства оценки

Контроль должен способствовать выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий.

В качестве оценочных критериев, определяющих уровень самостоятельной работы, могут быть приняты:

■ степень самостоятельности и творческой активности студентов;

■ характер действий студентов при выполнении заданий;

■ система самооценки и самоконтроля со стороны студента за ходом и результатами занятий;

■ уровень планирования и руководства учебной и научной работой студента.

Обязательным условием организации самостоятельной работы является отчетность студентов перед преподавателем о её результатах. Формы контроля могут быть самые разные - устные или письменные, индивидуальные или в группе, выборочные или сплошные. Они должны отвечать ряду требований:

■ максимальная индивидуализация и систематичность проведения;

■ разумное сочетание форм и методов контроля;

■ наличие понятных и доступных критериев оценки.

Систематическое отставание отдельных студентов требует, конечно, особого внимания со стороны преподавателя, в то же время низкие оценки большей части студентов группы свидетельствуют о просчетах при планировании самостоятельной работы и должны стать основанием для внесения изменений в её организацию.

Контроль СРС на уровне деканата и кафедры может осуществляться с помощью графиков текущего контроля успеваемости студентов. Это способствует формированию у студентов ответственности за результаты освоения ими образовательных программ, предлагаемых вузом по той или иной специальности или направлению подготовки.

Временные соотношения

Учебные планы составлены исходя из 54-часовой рабочей недели студента (40,5 астрономических часов). Продолжительность студенческой рабочей недели не превышает установленной законодательно продолжительности трудовой рабочей недели - 41 час (20,25 часов аудиторных и 20,25 часов самостоятельных занятий).

Если в семестре изучается 8-10 дисциплин, то время на самостоятельную работу оказывается не таким уж и значительным. Особенно если согласиться с нормами, подтверждаемыми практикой учебной работы, в соответствии с которыми на 1 час лекций должно приходиться 2 часа самостоятельных занятий, а на различные виды практических занятий (семинары, лабораторные работы и проч.) - от 0,5 до 1,5 часа. Такое соотношение аудиторных и самостоятельных занятий, с одной стороны, предъявляет повышенные требования к организации и проведению аудиторных занятий, к планированию содержания и применяемым образовательным технологиям, а с другой - ориентирует высшую школу на увеличение объемов СРС. В публикациях западноевропейских специалистов по этим вопросам встречаются предложения об ограничении аудиторных занятий в неделю 8-10 часами, чтобы дать студентам возможность использовать остальное время на самостоятельную работу. Разумеется, при таком подходе соотношение между аудиторной и самостоятельной работой будет составлять 1:4 или 1:6, что значительно усложнит организацию СРС.

В магистратуре ситуация существенно отличается от бакалавриата. Ясно, что магистр должен тратить на самостоятельную работу гораздо больше учебного времени, чем бакалавр, не говоря уже о том периоде, когда он готовит магистерскую диссертацию. В этом случае продолжительность аудиторных занятий равна 14 академическим (10,5 астрономическим) часам, а на самостоятельную работу остается 40 академических (30 астрономических) часов в неделю. За время обучения в магистратуре самостоятельная работа составляет 3540 часов, или 74%, тогда как аудиторная работа - всего 528 часов, или 26% от общей трудоемкости магистерской программы. Да и количество изучаемых дисциплин существенно сокращается. И поэтому проблема планирования и организации самостоятельных занятий стоит особенно

остро. Задача упрощается тем, что магистерские программы по структуре и содержанию максимально приближены к будущей профессиональной деятельности. Ведь в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 24.03.06 №03-749 программы специализированной подготовки магистра предполагают получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности. Они направлены на подготовку к одному или нескольким видам преимущественно инновационной деятельности, среди которых научно-исследовательская, научно-педагогическая, проектная, опытно-конструкторская, технологическая, организаторская и пр. Такой подход к формированию программ дает дополнительные возможности, по сравнению с программами бакалавриата, для организации самостоятельной работы магистрантов.

Магистерская подготовка предполагает переход к активным формам обучения, перенос акцентов на самостоятельную работу студентов, что влечет за собой изменение характера деятельности профессорско-преподавательского состава, требует обновления методик преподавания.

Согласившись с выделением большого объема времени на самостоятельную работу в течение семестра, мы пришли к вопросу о продолжительности экзаменационных сессий. Очевидно, что график экзаменационных сессий следует пересмотреть, и время, выделяемое на них, должно быть сокращено. (Сегодня студенты по-прежнему ориентированы на длительные сессии, что во многом снижает качество их текущей учебной работы в семестре.)

Болонские преобразования

Вопросы организации самостоятельной работы практически полностью выпали из рассмотрения при обсуждении, в том числе на страницах журнала, различных аспектов организации учебного процесса в условиях интеграции российской высшей школы в международные образовательные

структуры. Между тем это одна из ключевых проблем.

Практически во всех образовательных системах европейских стран самостоятельной работе студентов уделяется очень большое внимание. Это выражается в том, что на чтение литературы, подготовку письменных работ, научную работу и подготовку к экзаменам отводится гораздо больше учебного времени, чем на аудиторную нагрузку (лекции, практические занятия и проч.).

В ноябре 2002 г. ректорам вузов было разослано Инструктивное письмо Минобразования РФ № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», в котором обращено внимание на повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы [2]. Ученым советам вузов и факультетов было предложено определить формы и методы организации учебного процесса с сокращенной долей аудиторных занятий и значительным увеличением объема СРС, а учебно-методическим подразделениям разработать инструктивные материалы для профессорско-преподавательского состава, регламентирующие учебный процесс и ориентирующие преподавательский корпус на методические и организационные решения, усиливающие роль и значение самостоятельной работы студентов.

В марте 2004 г. Минобразованием РФ в экспериментальном порядке было введено «Примерное положение» об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц, одной из целей которого является усиление роли самостоятельной работы студентов [3]. В учебных планах рекомендовано предусмотреть время, отводимое на консультации студентов по дисциплинам. Для каждой указывается полная трудоемкость, число часов лекционных, практических и лабораторных занятий, а также консультаций преподавателя в неделю. Более подробной информации

об организации самостоятельной работы студентов найти здесь не удалось. Вместе с тем использование системы зачетных единиц в учебном процессе в сочетании с эффективными технологиями структурирования учебного материала и оценки знаний могло бы способствовать улучшению организации СРС.

В действующих учебных планах имеется отдельная графа, в которой по каждой дисциплине определен объем самостоятельной работы в соответствии с ГОС ВПО, но без какого-либо обоснования и единообразно для всех дисциплин учебного плана.

В проектах некоторых ГОС ВПО нового поколения появился раздел «Требования к организации самостоятельной работы студентов». В нем самостоятельная работа студентов по изучению учебных материалов и при подготовке к экзаменам рассматривается как вид учебной работы и выполняется в пределах часов, отводимых на изучение дисциплины.

Соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов

Вопрос о том, в какой степени следует регламентировать соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы, решается на уровне формирования структуры зачетной единицы и имеет принципиальное значение. Зачетная единица включает все виды аудиторных занятий и самостоятельной работы. Если число академических часов г-го вида аудиторных занятий - k. с весовыми множителями а., а саг г 7

мостоятельной работы - п. с весовыми множителями Ъ., то структура зачетной единицы дисциплины Z определяется следующим образом:

Z = a. (am km + Ът nm).

т г ' г г г г '

Весовые множители а. и Ъ. устанавливаются на основании экспертных оценок, а величины k. и п., обладая сложной структурой, включают все виды аудиторных занятий и самостоятельной работы соответственно. Тем самым приведенное выше вы-

ражение подчеркивает важность всех видов самостоятельной работы при формировании структуры зачетной единицы. Поэтому для повышения качества учебного процесса необходимо как можно точнее контролировать эффективность самостоятельной работы студента и максимально объективно оценивать её трудоемкость. В противном случае существует опасность вызвать инфляцию зачетных единиц, как это бывает порой в экономике в результате принятия необоснованных решений.

Сегодня ряд отечественных вузов занимают достаточно конструктивную позицию в вопросах организации учебного процесса на основе зачетных единиц [4], которую следовало бы адекватным образом обобщить в управленческих решениях, принимаемых Минобрнауки РФ.

Так, на экономическом факультете МГУ результирующая оценка работы студента по курсу формируется из оценки его текущей успеваемости, оценки самостоятельной работы и экзаменационной оценки. Во время обучения студенты проходят практику, вид которой (научно-исследовательская, производственная, педагогическая) обусловлен содержанием программы и желанием студента. В целях повышения эффективности самостоятельной работы на факультете разработано и утверждено Ученым советом «Положение о самостоятельной работе студентов», которое определяет основные формы самостоятельной работы, описывает процесс планирования и оценки её результатов, формулирует основные требования к организационному и методическому обеспечению.

В РУДН при переводе учебного процесса на систему зачетных единиц в структуре методического обеспечения учебного процесса предусматриваются материалы для самостоятельной работы студентов: наборы домашних заданий и материалы для самоконтроля по каждой дисциплине, темы рефератов и курсовых работ, учебные материалы в электронной библиотеке и библиотеке университета.

В МГИМО (У) при переходе на зачетные единицы было установлено, что изучение специальных дисциплин требует значительно больше времени для самостоятельной учебной работы, чем изучение непрофильных дисциплин. Это стало основанием для перехода к дифференцированному определению соотношения объемов аудиторной и внеаудиторной работы для различных дисциплин образовательной программы.

В заключение хотелось бы напомнить, что высшее образование означает сотрудничество обучающегося и обучающего, когда одни хотят учиться, а другие помогают им в этом.

Н. РОСИНА, доцент Кировский филиал Московского гуманитарно-психологического института

Современное вузовское обучение ориентируется на технологии,обеспечива-ющие развитие субъектности, без чего прорыв в подготовке конкурентоспособного специалиста практически невозможен. Преподаватели вуза постоянно ищут пути оптимизации деятельности студентов и хотят видеть в студентах активных распорядителей полученными знаниями.

Размышляя на эту тему, мы выделяем в качестве перспективной проблему организации самостоятельной работы студентов (СРС) в контексте инновационного обучения.

Инновационный тип образовательных взаимодействий предполагает усвоение учебного материала студентом в процессе активного оперирования учебной информацией в специально организованной ситуации обучения. В.Я. Ляудис разработаны принципы и методы инновационного обучения, где педагогическая реальность конструируется в контексте продуктивной де-

Литература

1. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Са-

мостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - № 6; Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - №11; Плотникова О., Суханова В. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. - 2005. - №1.

2. Инструктивное письмо Минобразования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ № 15-55-337ин/15 от 09.03.2004.

3. Инструктивное письмо Минобразования

РФ № 14-55-996ин/15 от 27.11.2002.

4. «Мягкий путь» вхождения российских ву-

зов в Болонский процесс / Под ред. А.Ю. Мельвиля. - М., 2005.

ятельности преподавателя и студента, связанной с достижением социально полноценного продукта сначала в совместной, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе [1].

Использование инновационных технологий основывается на представлениях преподавателя о тех личностных качествах, которые должны быть сформированы у студентов, и, что не менее важно, на знании преподавателем актуальных и потенциальных возможностей конкретного контингента студентов. Культура инновационного образования предполагает, таким образом, системную реорганизацию самостоятельной работы студента.

Большинство поступающих в вуз имеют проблемы сформированности субъектнос-ти как специфической активности по освоению учебно-профессиональной деятельности. Отсюда - недостаточная вовлечённость студентов в образовательный процесс, пси-

Организация СРС в контексте инновационного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.