Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряполова Евгения Николаевна

В настоящее время наиболее востребованной в социуме является мобильная, творческая личность, способная самостоятельно пополнять и обновлять знания, гибко адаптироваться к любым изменениям. Следствием этого является предъявление следующего требования к осуществлению высшего образования: ориентация учебного процесса на формирование саморазвивающейся личности, которое невозможно без учета индивидуальноличностных особенностей обучаемых. В статье рассматривается вопрос организации самостоятельной работы студентов как инструмента индивидуализации обучения. Автором поднимается проблема противоречия, которое возникает вследствие, с одной стороны, повышения степени самостоятельности студентов в учебном процессе и снижения доли аудиторной работы, с другой стороны, - отсутствия готовности к самостоятельной познавательной деятельности выпускников школ. Это порождает проблему снижения эффективности высшего образования. В работе рассматривается сущность организации самостоятельной работы студентов. Она определяется тем, что студент не просто выполняет задание без помощи преподавателя. Он учится управлять и нести ответственность за собственную образовательную деятельность. Кроме того, самостоятельная работа формирует самостоятельность в качестве черты характера, которая играет значимую роль в развитии личности будущего профессионала. Самостоятельная работа студентов является важнейшей составляющей учебного процесса высшей школы, так как является эффективным инструментом образования и самообразования. Данный инструмент позволяет обеспечить практическую направленность обучения, создать условия для учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых. Изучение научной и методической литературы, опыта работы преподавателей, проведенных исследований по обозначенной проблеме позволили выделить условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряполова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTSAS A TOOL FOR INDIVIDUALIZATION OF LEARNING

Currently, the most popular in society is a mobile, creative person who is able to independently replenish and update knowledge, flexibly adapt to any changes. The consequence of this is the presentation of the following requirements for the implementation of higher education: the orientation of the educational process to the formation of a self-developing personality, which is impossible without taking into account the individual and personal characteristics of the trainees. The article deals with the issue of organizing independent work of students as a tool for individualizing learning. The author raises the problem of contradiction, which arises due, on the one hand, to an increase in the degree of independence of students in the educational process and a decrease in the proportion of classroom work, on the other hand, to the lack of readiness for independent cognitive activity of school graduates. This creates the problem of reducing the effectiveness of higher education. The paper examines the essence of the organization of independent work of students. It is determined by the fact that a student does not just complete a task without the help of a teacher. He learns to manage and take responsibility for his own educational activities. In addition, independent work forms independence as a character trait that plays a significant role in the development of the personality of a future professional. Independent work of students is the most important component of the educational process of higher education, as it is an effective tool of education and self-education. This tool allows you to provide a practical orientation of training, to create conditions for taking into account the individual and personal characteristics of the trainees. The study of scientific and methodological literature, the experience of teachers, conducted research on the designated problem allowed us to identify conditions for improving the effectiveness of independent work of students.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 70-79. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 14. P. 70-79.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -14-70-79

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Евгения Николаевна Ряполова

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, j ane. 1947@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время наиболее востребованной в социуме является мобильная, творческая личность, способная самостоятельно пополнять и обновлять знания, гибко адаптироваться к любым изменениям. Следствием этого является предъявление следующего требования к осуществлению высшего образования: ориентация учебного процесса на формирование саморазвивающейся личности, которое невозможно без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых. В статье рассматривается вопрос организации самостоятельной работы студентов как инструмента индивидуализации обучения. Автором поднимается проблема противоречия, которое возникает вследствие, с одной стороны, повышения степени самостоятельности студентов в учебном процессе и снижения доли аудиторной работы, с другой стороны, - отсутствия готовности к самостоятельной познавательной деятельности выпускников школ. Это порождает проблему снижения эффективности высшего образования. В работе рассматривается сущность организации самостоятельной работы студентов. Она определяется тем, что студент не просто выполняет задание без помощи преподавателя. Он учится управлять и нести ответственность за собственную образовательную деятельность. Кроме того, самостоятельная работа формирует самостоятельность в качестве черты характера, которая играет значимую роль в развитии личности будущего профессионала. Самостоятельная работа студентов является важнейшей составляющей учебного процесса высшей школы, так как является эффективным инструментом образования и самообразования. Данный инструмент позволяет обеспечить практическую направленность обучения, создать условия для учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых. Изучение научной и методической литературы, опыта работы преподавателей, проведенных исследований по обозначенной проблеме позволили выделить условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, самостоятельная работа студентов, профессиональное образование, студенты, организации образовательного процесса.

Для цитирования: Ряполова Е.Н. Самостоятельная работа студентов как инструмент индивидуализации обучения // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 14. С. 70-79. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-70-79

© Ряполова Е.Н., 2023

Original article

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A TOOL FOR INDIVIDUALIZATION OF LEARNING

Evgeniya N. Ryapolova

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia, jane.1947@yandex.ru

Abstract. Currently, the most popular in society is a mobile, creative person who is able to independently replenish and update knowledge, flexibly adapt to any changes. The consequence of this is the presentation of the following requirements for the implementation of higher education: the orientation of the educational process to the formation of a self-developing personality, which is impossible without taking into account the individual and personal characteristics of the trainees. The article deals with the issue of organizing independent work of students as a tool for individualizing learning. The author raises the problem of contradiction, which arises due, on the one hand, to an increase in the degree of independence of students in the educational process and a decrease in the proportion of classroom work, on the other hand, to the lack of readiness for independent cognitive activity of school graduates. This creates the problem of reducing the effectiveness of higher education. The paper examines the essence of the organization of independent work of students. It is determined by the fact that a student does not just complete a task without the help of a teacher. He learns to manage and take responsibility for his own educational activities. In addition, independent work forms independence as a character trait that plays a significant role in the development of the personality of a future professional. Independent work of students is the most important component of the educational process of higher education, as it is an effective tool of education and self-education. This tool allows you to provide a practical orientation of training, to create conditions for taking into account the individual and personal characteristics of the trainees. The study of scientific and methodological literature, the experience of teachers, conducted research on the designated problem allowed us to identify conditions for improving the effectiveness of independent work of students.

Keywords: individualization of education, independent work of students, vocational education, students, organization of the educational process.

For citation: Ryapolova E.N. Independent work of students as a tool for individualization of learning. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;14:70-79. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2023-14-70-79

Введение

В настоящее время наиболее востребованной в социуме является мобильная, творческая личность, способная самостоятельно пополнять и обновлять знания, гибко адаптироваться к любым изменениям. Следствием этого является предъявление следующего требования к осуществлению высшего образования: ориентация учебного процесса на формирование саморазвивающейся личности, которое невозможно без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых. В направленности на гуманизацию профессионального образования индивидуализация обучения является условием, позволяющим сформировать студента, способного к самореализации [Фетисов 2018: 185]. С сокращением часов аудиторной работы, которая выполняется под руководством преподавателя, проблема индивидуализации обучения становится особенно актуальной.

Специфика организации образовательного процесса в вузе определяет возможность реализации принципа индивидуализации обучения через организацию самостоятельной работы студентов вследствие того, что она имеет ярко выраженный индивидуальный характер.

Увеличение в учебных планах дисциплин объема часов, выделяемых на самостоятельную работу, является обоснованным, так как способствует углублению и расширению знаний, полученных во время аудиторных занятий, формированию прочных практических навыков студентов, созданию условий, приближающих учебную деятельность обучающихся к их будущей профессиональной деятельности. Особенно это актуально для студентов педагогических вузов, поскольку самостоятельная работа способствует активации их творческой энергии, является первой ступенью к успешному осваиванию профессиональной деятельности и получению основ для дальнейшего саморазвития [Саттарова 2016: 98].

С другой стороны, возникает проблема неготовности студентов к организации своей самостоятельной деятельности. Это обусловлено низким уровнем или вовсе отсутствием у выпускников школ навыков самоорганизации, планирования и самоконтроля своей деятельности, опыта работы с книгами, справочниками, научной литературой (конспектирование, реферирование, аннотирование и т. д.), умения применять теоретические методы исследования на практике (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) [Гузанов 2014: 34; Городнова 2015].

Таким образом, тенденция повышения степени самостоятельности студентов в учебном процессе и снижения доли аудиторной работы входят в противоречие с отсутствием готовности к самостоятельной познавательной деятельности выпускников школ, что порождает проблему снижения эффективности высшего образования [Лызь 2005: 106]. Это означает, что для того, чтобы индивидуализация обучения, организованная на основе самостоятельной работы студентов, могла быть реализована на продуктивном уровне, в первую очередь, необходима помощь педагога в адаптации студента-первокурсника к условиям обучения в вузе, формировании навыков самостоятельной работы, совершенствовании способов приобретения знаний, рациональной организации учебного труда.

Основная часть

Рассмотрим подробнее сущность и особенности организации самостоятельной работы студентов. Понятие «самостоятельная работа студентов» определяется различными исследователями по-разному. Возьмем за основу следующее определение: «Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия» [Гузанов 2014: 26]. А.П. Лобанов определяет смысл самостоятельной работы, который должен сводиться к следующему: «Самостоятельно - это не только «выполняю сам», но и «выполняю для себя» [Лобанов 2005: 79].

Самостоятельная работа студентов является одним из обязательных видов образовательной деятельности, которая обеспечивает выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО).

Конкретизация требований, предъявляемых к самостоятельной работе студентов, осуществляется с помощью ФГОС ВО по направлениям и специальностям, а также локальных нормативных актов образовательного учреждения. Объем часов, выделенных на внеаудиторную самостоятельную работу, определяется учебным планом (в целом, по каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине); рабочих программах учебных дисциплин (с примерным распределением по разделам или темам).

Коллектив авторов учебно-методического пособия «Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки» ставят следующие задачи, решаемые самостоятельной работой в рамках образовательного процесса:

«- закрепление и расширение знаний, умений, полученных студентами во время аудиторных и внеаудиторных занятий, превращение их в стереотипы умственной и физической деятельности;

- приобретение дополнительных знаний и навыков по дисциплинам учебного плана;

- формирование и развитие знаний и навыков, связанных с научно-исследовательской деятельностью;

- развитие ориентации и установки на качественное освоение образовательной программы;

- развитие навыков самоорганизации;

- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной теоретической, практической и учебно-исследовательской деятельности» [Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки 2016: 7].

Понятие «самостоятельная работа» уточняется через постижение сущности понятий «индивидуализация обучения», «индивидуальная образовательная траектория». Традиционно индивидуализация обучения характеризуют как «учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности, в какой мере учитываются (И. Э. Унт)» [Бурлакова 2008: 40]. В рамках решения проблемы самостоятельной работы студентов принцип индивидуализации обучения становится особенно важным, так как выступает основой для развития у студентов инициативности, автономности, творческой активности.

Процесс усиления роли самостоятельной работы студента при организации процесса обучения связан с нагрузкой на преподавателя, так как перед ним ставится задача обеспечения управляемости этого процесса. Педагогу предстоит разработать систему самостоятельной работы, обозначить ее цель, обеспечить организацию и контроль ее осуществления. Реализовать индивидуальный подход к каждому студенту, в том числе через выстраивание субъект-субъектного взаимодействия, которое позволит выявлять уровень подготовки студента к самостоятельной деятельности, оказывать точечную помощь студенту в соответствии с его запросами и осуществить разработку индивидуальной траектории становления будущего профессионала [Горбунова 2022: 27].

Навыки самостоятельной работы формируются и развиваются у человека на протяжении всей его жизни. К моменту поступления в вуз каждый первокурсник уже имеет некоторый опыт организации своей деятельности, полученный в процессе обучения в школе,

во время внешкольных занятий, при выполнении домашних обязанностей и досуга. Но процесс обучения в вузе характеризуется существенным повышением уровня предъявляемых к самостоятельной работе требований, так как они непосредственно связаны с освоением общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. По степени готовности студентов к реализации требований к самостоятельной работе выделяют следующие группы студентов.

Студенты первой характеризуются владением учебными компетенциями, позволяющими успешно осуществлять самостоятельную работу (умение получать и обрабатывать информацию, сохранять и воспроизводить ее в письменной и устной форме, логически рассуждать, проектировать, вычислять и т. д.). Это определяет представителей данной группы как ориентированных на выполнение заданий самостоятельной работы.

Вторая группа отличается низким уровнем развития навыков самоорганизации и самообучения, что определяет неустойчивость направленности на осуществление самостоятельной работы при освоении нового материала [Гузанов 2014: 51].

Эффективное выполнение самостоятельной работы непосредственно связано с уровнем сформированности метакогнитивных навыков, которые позволяют осуществлять развитие общекультурных и профессиональных компетенций, способностей осуществления саморазвития, самоорганизации и самоконтроля.

При осуществлении образовательного процесса в вузе должно соблюдаться единство трех взаимосвязанных форм самостоятельной работы:

1. Аудиторная самостоятельная работа.

Аудиторная самостоятельная работа студентов осуществляется под непосредственным руководством педагога. Она может быть реализована при проведении семинаров, практических и лабораторных занятий, во время чтения лекции. По мнению Н.А. Лызь и А.А. Опрышко, при учете неготовности выпускников школ к самостоятельной работе, ее формирование должно опираться именно на аудиторную деятельность первокурсников.

Специально организованная индивидуальная аудиторная самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя должна быть направлена на разбор программы учебной деятельности по дисциплине, формирование мотивации к учению, усваиванию способов и приемов обучения, познание различных особенностей и видов самостоятельной работы по дисциплине, приобретение навыков самоконтроля [Лызь, Опрышко 2005: 109].

2. Внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов характеризуется разнообразием применяемых видов внеаудиторной самостоятельной работы в зависимости от особенностей учебной дисциплины.

Условия организации образовательного процесса вуза в рамках аудиторной работы не позволяют в полной мере решать вопрос об индивидуализации образования с учетом интересов и мотивации всех студентов. Организация внеаудиторной самостоятельной работы является выходом из сложившей ситуации [Игнатьева, Левинская 2014: 247].

Внеаудиторная самостоятельна работа обладает более широким диапазоном видов деятельности, способных в полной мере удовлетворить запросы каждого студента. Данный вид самостоятельной работы способствует формированию устойчивого интереса

обучающихся к будущей профессии, мобилизации познавательных процессов, развитию творческих способностей, выработке чувства ответственности, самостоятельности, умения работать в группе. Помимо повышения интеллектуальных и коммуникативных способностей студента, выделяет в качестве одних из особенностей внеаудиторной самостоятельной работы «организацию свободного времени обучающихся с целью их общего развития, культурно-нравственного и эстетического воспитания» и «раскрытие личных талантов» [Тариева 2020: 217].

Таким образом, внеаудиторная самостоятельна работа включает в себя множество средств, способных разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Н.В. Омелова выделяет научно-исследовательскую работу студентов как высшую форму самостоятельной работы. Взаимосвязь учебной и научно-исследовательской работы способствует развитию навыков использования теоретических методов исследования на практике, формированию умения работать со статьями, монографиями, книгами, справочной и другой учебно-методической и научно-исследовательской литературой (конспектирование, реферирование, аннотирование и т. д.). Научно-исследовательская деятельность развивает творческое мышление студентов. Данная форма предполагает создание уникального продукта своей деятельности - написание научных статей, тезисов конференций, представление своих результатов на студенческих научно-практических конференциях, дальнейшее участие в том числе и в коллективной научно-исследовательской работе [Омелова 2016: 538].

Все три составляющие самостоятельной работы студентов должны обеспечивать соблюдение принципа индивидуализации [Челнокова, Казначеева 2017: 193].

Изучение научной и методической литературы, опыта работы преподавателей, проведенных исследований по обозначенной проблеме позволили выделить условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов.

Методически правильная организация самостоятельной работы.

Исследователи указывают на необходимость в своевременном последовательном изменении роли преподавателя в процессе организации самостоятельной работы студента. На первом курсе преподавателю необходимо выполнять активную позицию по осуществлению самостоятельной работы студента и формировать стремление самостоятельно добывать знания. К последним курсам роль преподавателя постепенно должна перейти в позицию наставника, который осуществляет контроль за процессом самообразования студента в ходе его самостоятельной работы, при необходимости корректирует и направляет процесс самообразования подопечного. Это способствует переходу самостоятельной работы в творческий процесс [Челнокова, Казначеева 2017: 198].

Методическое обеспечение.

В.А. Тариева акцентирует внимание на предъявлении требования ФГОС ВО к сопровождению внеаудиторной самостоятельной работой студентов методическим обеспечением. Основной его целью является дополнение учебной литературы, акцентирование внимания обучающихся на главных вопросах, развитие навыков самостоятельной работы. Методическое обеспечение, в первую очередь, выполняет для студентов роль источников знаний. Характеризуется тем, что имеет конкретную

направленность на малые группы обучающихся, что способствует максимальной адаптированности изложенного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов [Тариева 2020: 216].

Дифференциация объема и сложности заданий.

Активность и самостоятельность выполнения работы непосредственно зависят от правильного соотношения задания и уровня развития студента, учета его возможностей. Так слишком сложная работа может снизить интерес обучаемого к ней, в то время как слишком простая снижает уровень развития студента. Повышению эффективности самостоятельной работы способствует дифференциация заданий по объему и сложности, что обеспечивает учет интересов слабоуспевающих и малоактивных студентов и развитие способностей более сильных обучающихся. При этом постепенное повышение трудности заданий как для первой категории студентов, так и для второй, обеспечивают переход от репродуктивных видов самостоятельной деятельности к продуктивной творческой [Цыцора, Кизим 2011: 73].

Индивидуализация форм самостоятельной работы.

Необходимым условием организации самостоятельной работы должна выступать возможность выбора форм ее выполнения. Так С.Л. Васюкович, в качестве мощного инструмента для выполнения обозначенного условия, обозначает использование современных технологий, в рамках которых увеличение объема информации, сочетание различных видов самостоятельной работы формируют умения анализировать, систематизировать, оценивать и использовать информацию для принятия верных профессиональных решений [Васюкович 2017: 266].

Ограниченность бюджета времени студента.

Исследователь Л.С. Саттарова, анализируя исследования Российского научно-исследовательского института высшего образования (НИИВО), подчеркивает, что преподавателю при распределении выделяемого на свою учебную дисциплину объема необходимо учитывать реальный объем общей нагрузки студента (при этом стараясь исключить влияние личного субъективного мнения о важности своей дисциплины). Это необходимо для того избежать отрицательного влияния на качество подготовки к занятиям в результате перегруженности [Саттарова 2016: 99].

Контроль как необходимое условие реализации самостоятельной работы.

Е.А. Челнокова, С.Н. Казначеева отмечают контроль в качестве обязательного дидактическое требования организации самостоятельной работы студентов и условием ее эффективности. Контроль представляет процесс проверки и сравнение с запланированными результатами. Он способствует укреплению дисциплинированности обучающегося, организации учебной деятельности, подготовке к итоговому контролю и обеспечение субъектной позиции студента на протяжении всего периода его обучения [Челнокова, Казначеева 2017: 42].

Заключение

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составляющей учебного процесса высшей школы, так как является эффективным инструментом образования и самообразования, который позволяет обеспечить практическую направленность обучения, создать условия для учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых.

Самостоятельная работа способствует:

- формированию интереса к познавательной деятельности;

- углублению и расширению знаний;

- овладению основными методами научного познания;

- развитию познавательных способностей [Виленский 2004: 112].

Сущность самостоятельной работы определяется тем, что студент не просто выполняет задание без помощи преподавателя, он учится управлять и нести ответственность за собственную образовательную деятельность. Кроме того, самостоятельная работа формирует самостоятельность в качестве черты характера, которая играет значимую роль в развитии личности будущего профессионала.

Список литературы

1. Бурлакова Т.В. Принципы индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей // Ярославский педагогический вестник. 2008. №4. С. 40-44.

2. Васюкович С.Л. Самостоятельная работа студентов: аспекты индивидуализации // Материалы VII Международной научной конференции «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества». 2017. С. 266-271.

3. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина. Москва: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.

4. Горбунова Н.В., Фетисов А.С. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе на основе персонализированного подхода // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. №2 (56). С.25-30.

5. Городнова А.А. Организация самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. 184 с.

6. Гузанов Б.Н., Морозова Н.В. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации многоуровневой модели обучения: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 158 с.

7. Игнатьева О.В., Левинская А.Р. Самостоятельная работа студентов как пространство для индивидуализации образования и взаимодействия с работодателем // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 2-2. С. 246-250.

8. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Григорян Н.М., Мурыгина К.Д. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения // КНЖ. 2019. № 2 (27). С.42-45.

9. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий. Минск: РИВШ, 2005. 107 с.

10. Лызь Н.А., Опрышко А.А. Индивидуализация аудиторной познавательной деятельности студентов как средство обучения их самостоятельной работе // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 5. С. 106-111.

11. Омелова Н.В. Методика и организация самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С. 538-542.

12. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова. Министерство образования и науки Российской Федерации, УФУ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.

13. Саттарова Л. С. К вопросу о реализации индивидуализации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // МНКО. 2016. №4 (59). С. 98-100.

14. Тариева В. А. Педагогические условия индивидуализации внеаудиторной самостоятельной работы как фактор творческой деятельности студента // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 215-218.

15. Фетисов А. С. и др. Науч. ред. И. Ф. Бережная. Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения: монография. Министерство науки и высшего образования, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». Воронеж: Научная книга, 2018. 283 с.

16. Цыцора В. Я., Кизим Н. Ф. Индивидуализация внеаудиторной самостоятельной работы как фактор творческой учебной деятельности студента // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 73-75.

17. Челнокова Е. А., Казначеева С. Н. Условия эффективности самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 192-198.

References

1. Burlakova T.V. Printsipy individualizatsii professional'noi podgotovki budushchikh uchitelei [Principles of individualization of professional training of future teachers]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2008, no. 4, pp. 40-44. (In Russ.).

2. Vasyukovich S.L. Samostoyatel'naya rabota studentov: aspekty individualizatsii [Independent work of students: aspects of individualization]. Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Obrazovanie kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potentsiala lichnosti i sovremennogo obshchestva». 2017, pp. 266-271. (In Russ.).

3. Vilenskii V.Ya., Obraztsov P.I., Uman A.I. Tekhnologii professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshei shkole [Technologies of professionally oriented education in higher education]: uchebnoe posobie. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2004б 192 p. (In Russ.).

4. Gorbunova N.V., Fetisov A.S. Realizatsiya individual'nykh obrazovatel'nykh traektorii v vuze na osnove personalizirovannogo podkhoda [Implementation of individual educational trajectories at the university based on a personalized approach]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt. 2022, no. 2 (56), pp. 25-30. (In Russ.).

5. Gorodnova A.A. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov [Organization of independent work of students]: uchebno-metodicheskoe posobie, Nizhnii Novgorod, Izd-vo NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2015, 184 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Guzanov B.N., Morozova N.V. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov vuza v usloviyakh realizatsii mnogourovnevoi modeli obucheniya [Organization of independent work of university students in the context of the implementation of a multi-level model of education]: monografiya, Ekaterinburg, Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014, 158 p. (In Russ.).

7. Ignat'eva O.V., Levinskaya A.R. Samostoyatel'naya rabota studentov kak prostranstvo dlya individualizatsii obrazovaniya i vzaimodeistviya s rabotodatelem [Independent work of students as a space for individualization of education and interaction with the employer]. Vestnik PGGPU. No. 1, Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki, 2014, no. 2-2,pp. 246-250. (In Russ.).

8. Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Grigoryan N.M., Murygina K.D. Sushchnost' i soderzhanie samostoyatel'noi raboty studentov v usloviyakh vysshego uchebnogo zavedeniya [The essence and content of independent work of students in a higher educational institution]. KNZh. 2019, no. 2 (27), pp. 42-45. (In Russ.).

9. Lobanov A.P., Drozdova N.V. Upravlyaemaya samostoyatel'naya rabota studentov v kontekste innovatsionnykh tekhnologii [Managed independent work of students in the context of innovative technologies]. Minsk, RIVSh, 2005, 107 p. (In Russ.).

10. Lyz' N.A., Opryshko A.A. Individualizatsiya auditornoi poznavatel'noi deyatel'nosti studentov kak sredstvo obucheniya ikh samostoyatel'noi rabote [Individualization of classroom cognitive activity of students as a means of teaching them independent work]. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki, 2005, no. 5, pp. 106-111. (In Russ.).

11. Omelova N.V. Metodika i organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov [Methodology and organization of independent work of students]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016, no. 2-3, pp. 538542. (In Russ.).

12. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii otsenki [Independent work of students: types, forms, evaluation criteria]: uchebno-metodicheskoe posobie. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii. UFU, Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2016, 80 p. (In Russ.).

13. Sattarova L. S. K voprosu o realizatsii individualizatsii samostoyatel'noi raboty studentov pedagogicheskogo vuza [To the question of the implementation of the individualization of independent work of students of a pedagogical university]. MNKO. 2016, no. 4 (59), pp. 98-100. (In Russ.).

14. Tarieva V. A. Pedagogicheskie usloviya individualizatsii vneauditornoi samostoyatel'noi raboty kak faktor tvorcheskoi deyatel'nosti studenta [Pedagogical conditions of individualization of extracurricular independent work as a factor of student's creative activity]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020, no. 66-1, pp. 215-218. (In Russ.).

15. Fetisov A. S. i dr. Nauch. red. I. F. Berezhnaya. Sistema vysshego professional'nogo obrazovaniya: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya [The system of higher professional education: current problems and ways to solve them]: monografiya. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya, FGBOU VO «Voronezhskii gosudarstvennyi universitet», Voronezh, Nauchnaya kniga, 2018, 283 p. (In Russ.).

16. Tsytsora V. Ya., Kizim N. F. Individualizatsiya vneauditornoi samostoyatel'noi raboty kak faktor tvorcheskoi uchebnoi deyatel'nosti studenta [Individualization of extracurricular independent work as a factor of student's creative educational activity]. Vysshee obrazovanie segodnya. 2011, no. 2, pp. 73-75. (In Russ).

17. Chelnokova E. A., Kaznacheeva S. N. Usloviya effektivnosti samostoyatel'noi raboty studentov [Conditions for the effectiveness of independent work of students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017, no. 55-7, pp. 192-198. (In Russ.).

Информация об авторе Е.Н. Ряполова - аспирант, Воронежский государственный педагогический университет.

Information about the author E.N. Ryapolova - Postgraduate Student, Voronezh State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 19.02.2023; одобрена после рецензирования 15.03.2023; принята к публикации 10.04.2023.

The article was submitted 19.02.2023; approved after reviewing 15.03.2023; accepted for publication 10.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.