Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевёрнутый класс»
Борзова Татьяна Александровна - канд. культурологии, доцент кафедры русского языка. E-mail: borzovavladik@mail.ru
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Владивосток, Россия
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
Аннотация. Качество профессиональной подготовки зависит от эффективности используемых технологий. На кафедре русского языка ВГУЭС в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи » успешно апробирована технология смешанного обучения Flipped Classroom («перевёрнутый класс»). В статье проанализирован опыт работы по этой технологии, обсуждаются особенности обучения первокурсников и принципы организации самостоятельной работы студентов (СРС).
СРС в условиях «перевёрнутого» обучения является доминирующим видом учебной деятельности. Преподаватели должны подготовить первокурсников к СРС в электронной обучающей среде Moodle, мотивировать их самостоятельно освоить теоретический материал и выполнить практические, тестовые и контрольные задания. СРС при смешанном обучении способствует интенсификации учебного процесса, формирует у первокурсников навыки самообразования, развивает важные личностные качества: активность, мобильность, адаптивность и ответственность. Особое внимание при организации СРС следует уделять разработке практических занятий для закрепления, отработки и контроля. В курсе используются интерактивные и электронные задания, формирующие навыки и умения в репродуктивной, реконструктивной и творческой деятельности: эссе, глоссарий, взаимное рецензирование, деловая игра, проекты и др. Активные методы контроля и электронное анкетирование по итогам курса способствуют оптимизации СРС.
С учётом особенностей «перевёрнутого » обучения первокурсников сформулированы основные принципы организации СРС: непрерывность и систематичность, регулярность и ритмичность, интенсивность и оптимальность нагрузки, интерактивность, индивидуализация, обратная связь и контроль, эффективность деятельности; развитие навыков самообразования и личностных качеств: самостоятельности, активности, сознательности и ответственности.
Ключевые слова: Flipped Classroom, технология «перевёрнутый класс», смешанное обучение, самостоятельная работа студентов (СРС), принципы организации самостоятельной работы, самообразование, развитие личности студентов
Для цитирования: Борзова Т.А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 80-88. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-8-9-80-88
Современная высшая школа должна быть мобильной, адаптивной и восприимчивой к инновационным технологиям, чтобы качественно выполнять социальный заказ и готовить первокурсников к эф-
фективной жизнедеятельности в условиях экономических, культурных и личностных трансформаций. У выпускников должны быть сформированы личностно-профес-сиональные и общекультурные компетен-
ции, актуальные в долгосрочной перспективе: способность и готовность к исследовательской, познавательной, интеллектуальной, организационной, творческой и коммуникативной деятельности по выбранному профилю.
Решение этих задач требует непрерывной модернизации содержания образования и оптимизации образовательного процесса. Адаптации выпускников к динамике информационного общества способствуют технологии, эффективно использующие потенциал электронной образовательной среды (ЭОС): дистанционное и смешанное обучение [1]. В рамках данной статьи под технологией смешанного обучения понимаем способ (метод) преподавания и усвоения знаний, используемый с целью интенсификации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса за счёт выбора наиболее эффективных форм обучающего взаимодействия в ЭОС и в аудитории.
Цель статьи - на примере дисциплины «Русский язык и культура речи» показать особенности технологии «перевёрнутый класс» (Flipped Classroom) по сравнению с традиционным лекционным подходом и сформулировать принципы организации самостоятельной работы студентов (СРС) первого курса. Актуальность данного вопроса обусловлена его недостаточной разработанностью в методике профессионального образования: практика внедрения инновационных технологий значительно опережает теоретическую и методическую рефлексию. В технологии смешанного обучения СРС является доминирующим видом (способом) учебной деятельности. Анализ опыта организации СРС на первом курсе в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» представляет практический интерес для адаптации гуманитарных дисциплин к технологии «перевёрнутый класс».
Особенности технологии «перевёрнутый класс». Принципиальное отличие
данной технологии от традиционного лекционного обучения - самостоятельность и активность студентов. Технологию Flipped Classroom («перевёрнутый класс») впервые применили в обучении студентов-спортсменов Дж. Бергман (Jonathan Bergmann) и А. Сэмс (Aaron Sams) [2]. Эта модель образовательного процесса включает три этапа. Сначала студенты должны самостоятельно освоить основные теоретические концепты новой темы в формате видеолекции с обратной связью (feedback). На следующем этапе внеаудиторной СРС студентам предлагается онлайн-курс с видеоинструкцией преподавателя и видео-концептуальными картами (video concept maps). И наконец, проводится аудиторная работа в группах (team-work) с оценкой результатов в интерактивной системе опроса и тестирования [2; 3]. По мнению практиков, трехэтапная модель смешанного обучения персонализирует учебное пространство, что даёт возможность преподавателям наметить индивидуальные образовательные траектории для каждого студента [4; 5].
Организация СРС в технологии «перевёрнутый класс». Эффективная организация СРС остаётся одной из центральных проблем вузовской подготовки, в первую очередь - при обучении по технологии «перевернутый класс» [6; 7]. Эффективность СРС определяется уровнем учебно-методического и технического обеспечения учебного процесса. Дисциплину «Русский язык и культура речи» по технологии «перевёрнутый класс» преподают на кафедре русского языка Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) с 2016 года; курс разработан завкафедрой Е.В. Калачинской [8]. Содержание курса охватывает восемь тем, выстроенных в рабочей программе от теории к практике: первая половина посвящена развитию языковой составляющей коммуникативной компетенции, вторая -совершенствованию речевых умений и на-
выков в письменной и устной форме коммуникации.
СРС ориентирована на работу в ЭОС Moodle. Для организации СРС используется метод пре-водкастинга: предваряющий просмотр видеолекций, учебных текстов, презентаций, поясняющих рисунков; поиск дополнительных ресурсов; подготовка к контрольным работам и тестам; выполнение заданий и тестов на начальное усвоение темы; проблемные задания, дискуссии в форумах, взаимное оценивание и др.
[7; 8].
В курсе предусмотрены следующие виды СРС в ЭОС Моо^е: работа с видеолекциями, презентациями; подготовка к контрольным работам и тестам по темам и разделам учебного курса; выполнение заданий и тестов; работа с учебной и справочной литературой. Основные формы СРС в ЭОС Моо^е: подготовка эссе, глоссария, ментальной карты, взаимное рецензирование, групповая работа над ситуационными проектами, практические задания и упражнения на овладение нормами литературного языка и развитие навыков грамотного общения.
Для аттестации обучающихся сформирован фонд оценочных средств, предложены контрольные вопросы. Следует отметить, что все 20 вопросов побуждают к мыслительной активности, проверяют знание правил и алгоритмов практической деятельности (Покажите способы исправления стилистических ошибок. Опишите процесс подготовки реферата. Сформулируйте основные правила составления текстов в сфере делового общения), сформи-рованность умений обобщения и сравнения (Какова роль языка в жизни человека? Назовите основные функции языка. В чём состоит различие между понятиями «язык» и «речь»?), оценивают навыки аргументированной речи (Какие элементы языка относятся к нелитературным? Можно ли использовать их в своей речи? Почему и для чего?) и проектного мыш-
ления (Составьте программу повышения личной речевой культуры).
Результаты анкетирования по итогам обучения подтверждают основные преимущества использования технологии «смешанный класс» в рамках данного курса. В осеннем семестре 2016/2017 прошли обучение 756 студентов 16 направлений подготовки бакалавриата [8]. В 2017/2018 учебном году в анкетировании участвовали 288 чел. из 314 студентов (10 групп). Большинство респондентов отмечают пользу от СРС в ЭОС - 260 (87,84%), 292 чел. (98%) считают полезными приобретённые знания и навыки [9]. Первокурсники больше расположены к непосредственному контакту с преподавателями. Только пятая часть опрошенных считают, что в освоении данной дисциплины им больше помогла СРС в ЭОС - 67 человек (22,64 %), однако 260 человек (87,84 %) отметили пользу от выполнения самостоятельных заданий для формирования практических навыков.
Для оптимизации СРС представляют интерес ответы на открытый вопрос о том, что особенно понравилось (не понравилось) в курсе. Ниже по убывающей размещены основные смысловые блоки, в которые сгруппированы ответы (за исключением тех, что связаны с оценкой роли преподавателя в освоении курса).
Многие отметили высокое качество теоретического материала — лекций и презентаций для самостоятельного изучения (53 ответа): ясно и понятно, чёткое изложение в доступной форме, информативно, подробное объяснение, понятное толкование терминов, хорошая подача, достаточный объём для освоения новой темы, интересный, актуальный и полезный материал, обсуждение каждой темы в деталях и т.д.
Понравились задания для самопроверки и самоконтроля (16 ответов) и тесты (14 ответов): получение дополнительных баллов путём решения тестов на разные
темы, мгновенный результат, много, интересно; достаточное количество творческих заданий, в том числе эссе, рецензии, публичное выступление и т.д.
Оценили преимущества СРС в ЭОС (26 чел.): самостоятельность, гибкий график, возможность выполнять задания в удобное время, дистанционное изучение материала, можно самостоятельно изучать презентации и проходить тесты для самопроверки; доступность, мобильность, постоянный доступ к электронной домашней работе; форумы, где можно просмотреть работы других студентов; онлайн-взаимодействие с преподавателем и студентами.
Приведём высказывания, иллюстрирующие осознание студентами роли СРС в освоении курса: «Мне как студенту первого курса понравилось то, что информация была представлена понятным и доступным языком, очень понравилось оформление, качество и яркость картинок, особенно хочу отметить видеолекции, так как изложить в видео материал, который должен усвоить студент, бывает очень трудно, но в данном курсе информация была представлена отлично». «Мне понравилось то, что было много письменных работ, благодаря которым я научилась лучше писать правильным литературным языком».
Среди элементов электронного курса, которые были наиболее полезны в изучении дисциплины, студенты на первое место поставили тесты - 203 ответа (68,58%), теоретические материалы - 186 ответов (62,84%), вопросы и задания для самоконтроля - 168 ответов (56,76%), задания для самостоятельной работы - 158 ответов (53,38%). Кроме того, интерес вызвали задания для совместной (групповой) работы - 132 ответа (44,59%). Менее популярны у студентов этого курса: форум для консультаций - 54 (18,24%), новостной форум - 47 (15,88%) и вебинары - 40 (13,51%). В графе «другое» добавлены он-лайн-консультации, ментальная карта.
Считаем, что анализ ответов на открытые вопросы дал достаточно информации для совершенствования электронной составляющей курса и, соответственно, оптимизации СРС [10; 11].
Основные преимущества технологии «перевёрнутый класс» для студентов первого курса. Анализ опыта преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» позволил выделить основные особенности организации СРС при «перевёрнутом» обучении, на которые следует ориентироваться при адаптации других гуманитарных дисциплин к этой технологии [8].
СРС формирует у первокурсников не только умения и навыки самообразования, но и черты характера, важные для специалиста высшей квалификации. Дальнейшие успехи в учебной и профессиональной деятельности зависят от того, насколько хорошо студент первого курса будет подготовлен к самостоятельной работе [6; 12; 13]. В «перевёрнутом» обучении каждый студент из положения пассивного воспринимающего, которое доминирует в общеобразовательной школе, вынужден перейти в активное состояние полноправного участника образовательного процесса. Как следствие - большая вовлечённость всех обучаемых в процесс [5; 7; 8].
По мнению практиков, эта технология создаёт для студентов и преподавателей «win-win ситуацию», когда все в выигрыше [14]. Студенты самостоятельно получают новые знания по каждой теме в режиме онлайн - прослушивая и/или просматривая лекции, презентации и другие учебные материалы, выполняя задания и тесты. Осознавая свою субъектность, они сами решают, что из предложенного в ЭОС, как и когда лучше изучить; какие формы контроля выбрать, чтобы убедиться, что новая тема освоена в установленные сроки. Познавательную и коммуникативную активность стимулирует интерактивный компонент курса: студенческий форум и
обратная связь в форме онлайн-консуль-таций, групповая проектная деятельность [15].
В организации СРС на первом курсе важное место занимает контроль: преподаватели должны следить за сроками выполнения и качеством СРС, помогать студентам в освоении программного обеспечения курса. Преподаватели, работающие в условиях «перевёрнутого» обучения, с удовлетворением отмечают рост активности и ответственности студентов, повышение мотивации. Как показывают исследования, когда студенты самостоятельно просматривают или слушают лекции, решают поставленные задачи, применяя полученные знания, домашняя работа вызывает у них меньше фрустрации - состояния, в котором накопленная познавательная энергия не может найти выхода
[13; 14].
Персонализация (индивидуализация) обучения за счёт СРС в режиме онлайн повышает качество обучения [10-12]. Модель «перевёрнутого» обучения наиболее эффективна для студентов с разными когнитивными способностями. Медлительные вдумчивые могут регулировать скорость освоения нового материала, более реактивные получают достаточно времени для углубленного изучения интересных для них вопросов.
Основные принципы организации СРС студентов первого курса в технологии «перевёрнутый класс». В теории принципы СРС рассматривают с разных позиций [6; 13]. С учётом особенностей организации СРС при «перевёрнутом» обучении сформулируем основные принципы организации СРС при смешанном обучении студентов первого курса.
Принципы организации СРС как доминирующего вида учебной деятельности в технологии «перевёрнутый класс»:
• принцип непрерывности и систематичности. В начале работы преподаватель должен разъяснить первокурсникам, что
СРС в условиях «перевёрнутого» обучения не сводится к домашней работе. Студенты должны усвоить, что в рамках изучения данной дисциплины СРС проводится систематически в течение всего семестра, при этом внеаудиторная СРС является логическим дополнением аудиторных занятий: преподаватель даёт задания в ЭОС, инструктирует и устанавливает сроки выполнения;
• принцип регулярности и ритмичности. Студенты должны понимать, что основная задача СРС - еженедельная подготовка к аудиторным занятиям, прохождение промежуточного и итогового контроля. На каждом занятии студенты получают домашнее задание по изученной теме;
• принцип преемственности и новизны. Для каждой из восьми тем разработан блок типовых заданий для качественной отработки основных умений и навыков: контрольные вопросы, рефераты, эссе, презентации и т.д. Кроме того, есть задания, обусловленные спецификой каждой изучаемой темы;
• принцип интенсивности и оптимальной учебной нагрузки. Организация СРС требует оптимального планирования с учётом трудоёмкости дисциплины. Смешанное обучение позволяет интенсифицировать учебный процесс за счёт обновления и расширения банка заданий и дополнительного материала [2; 4; 5]. Важным условием эффективности СРС является соблюдение количественных показателей: необходимо строго контролировать время, отводимое на все виды СРС. Преподаватель должен следить, чтобы объём СРС по каждой теме не превышал установленных нормативов учебной нагрузки;
• принцип интерактивности и обратной связи. В рамках курса предусмотрен ряд заданий, рассчитанных на взаимодействие студентов в формате форума, для подготовки к групповой аудиторной работе. Кроме того, предоставляются онлайн-консультации преподавателя;
• принцип контроля. СРС должна быть направлена не только на закрепление и углубление знаний, умений и навыков, но и на оценку персональных учебных достижений. Необходима система отслеживания результатов СРС, использование эффективных методов контроля и самоконтроля на всех этапах изучения дисциплины;
• принцип индивидуализации. При организации СРС важно ориентироваться на свойства личности каждого обучающегося (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.); учитывать типологические особенности студентов (темперамент, характер, способности). СРС должна помочь им выработать индивидуальный стиль самостоятельной деятельности, научиться планировать объём работы в соответствии со своими возможностями, рационально использовать личное время.
Принципы развития навыков самообразования и личностных качеств студентов первого курса:
- принцип самостоятельности и активности в овладении знаниями и навыками. СРС формирует профессиональные умения и навыки, а также черты характера, играющие существенную роль в структуре личности специалиста высшей квалификации.
- принцип сознательности. Сознательность выполнения обеспечивают следующие характеристики СРС: методологическая осмысленность материала для СРС; посильность поставленных задач; последовательность подачи материала с учётом логики предмета и психологии усвоения; дозировка материала для СРС; деятельностный подход к организации СРС.
- принцип ответственности. СРС должна помочь первокурсникам стать более независимыми, научиться управлять своим временем, прилагать больше усилий для самообразования.
Заключение
От того, насколько студент первого курса будет подготовлен к самостоятельной работе, зависят его дальнейшие успехи в учебной и профессиональной деятельности. Принципиальное отличие организации СРС в технологии «перевёрнутый класс» -ориентация на самостоятельность и активность студента, на его личностное развитие как полноправного субъекта образовательного процесса. Сформулированные на основе опыта преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» принципы организации СРС значительно повысят её эффективность.
Поскольку в условиях «перевёрнутого» обучения СРС выступает ведущим компонентом познавательной деятельности, необходимо создать оптимальные условия для её эффективной реализации: мотивированность всех заданий для СРС; постановка познавательных задач; наличие алгоритма, метода (способа) выполнения работы; определение форм отчётности, объёма работы, сроков её представления; консультационная помощь (установочные, тематические, проблемные консультации); определение вида и формы контроля (контрольные работы, тесты, семинар и т.д.); наличие критериев оценки, отчётности и т.д. Проблемно-исследовательский подход к организации СРС способствует развитию творческого мышления.
Литература
1. Кондакова М.Л, Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 2013. № 9. С. 54-64.
2. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. ISTE: International Society for Technology in Education, 2012. 122 p.
3. Bergmann J., Sams A. Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. Moorabbin: Victoria Hawker Brownlow, 2014. 182 p.
4. Marshal H. Three reasons to flip your classroom // BilingualBasics: The Newsletter ofthe Bilingual-
Multilingual Education Interest Section. August. URL: http://newsmanager.commpartners.com/ tesolbeis/issues/2013-08-28/6.html
5. Wrona A. Flipped Classrooms: Why and How to flip education? URL: http://elearningindustry. com/18/03/2018
6. Гузанов Б.Н., Морозова Н.В. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях многоуровневой модели обучения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2014. 158 с.
7. Вульфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 88-89.
8. Калачинская Е.В. Образовательная технология «перевёрнутый класс» в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 78-84.
9. Борзова Т.А. Преподаватель как основное звено технологии «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 42-49.
10. Велединская С.Б, Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8-13.
11. Носкова Т.Н., Павлова Т.Е., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 121-130.
12. Съедина Н.В. Актуализация готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук, Кемерово, 2013. 188 с.
13. Липатова Л.Н. Самостоятельная работа студентов: цель, задачи, принципы и формы // Мир науки и образования [Электронный научный журнал]. 2015. № 2. URL: https://cy-berleninka.ru/artide/n/samostoyatelnaya-rab-ota-studentov-tsel-zadachi-printsipy-i-formy
14. Mihai L. Flipped Classroom Benefits for Students and Teachers. URL: http://elearningindus-try.com /13/10/2016
15. Смирнова И.Н. Организация проектной деятельности студентов в условиях нового образовательного стандарта // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2016. № 4 (273). С. 44-47.
Статья поступила в редакцию 11.05.18 Принята к публикации 10.07.18
Principles of Organizing Self-directed Learning of First-year Students within the Flipped Classroom Technology
Tatyana A. Borzova - Cand. Sci. (Culturology), Assoc. Prof., the Russian language department, e-mail: borzovavladik@mail.ru
Vladivostok State University Economics and Service, Vladivostok, Russia
Address: 41, Gogol' str., Vladivostok, Primorskiy kray, 690014, Russian Federation
Abstract. The quality of professional education depends on the effectiveness of educational technologies. The Flipped Classroom technology is being successfully tested at the Russian Language Department of Vladivostok State University of Economics and Service within the "Russian Language and Culture of Speech" course. The article analyzes the experience of teaching with the use of the Flipped Classroom technology; it discusses the special features of teaching first-year students, and the principles for organization of self-directed learning process.
In flipped learning, self-directed learning is the dominating type of educational activity. Teachers must prepare their students for self-directed learning in the Moodle electronic educational environment, they must motivate them to independently master the theoretical material and to do the practical and controlling assignments and tests.
In mixed education, self-directed learning helps to intensify the educational process; forms first-year students' self-education skills; develops such important personal qualities as independence, activity, consciousness and responsibility. When organizing self-directed learning of students, special attention should be given to the development of practical assignments for testing and control. In teaching the "Russian Language and Culture of Speech" course, the follow-
ing interactive and electronic tasks are used to form skills and abilities in a reproductive, reconstructive, and creative performance: essays, glossary, mutual reviews, business games, projects, etc. Active methods of control and an electronic survey at the end of the course facilitate the optimization of the self-directed learning process.
Considering the special features of mixed education of first-year students, the author defines the main principles for organizing self-directed learning. They are continuity and systematicity; regularity and rhythm; intensity and optimality of workload; interactivity, individualization, feedback and control; effectiveness of activity; development of self-educational skills and such personal qualities as independence, activity, consciousness and responsibility.
Keywords: Flipped Classroom, Flipped Classroom technology, mixed education, self-directed learning, principles oforganizing self-directed learning, self-education, development ofstudent's personality Cite as: Borzova, T.A. (2018). [Principles of Organizing Self-Directed Learning of First-year Students within the Flipped Classroom Technology]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 8-9, pp. 80-88. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-8-9-80-88
References
1. Kondakova, M.L., Latypova, E.V. (2013). [Blended Learning: The Leading Educational Technologies of Our Time]. Vestnik obrazovaniya = Education Bulletin. No. 9, pp. 54-64. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Bergmann, J., Sams, A. (2012) Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. ISTE: International Society for Technology in Education. 122 p.
3. Bergmann, J., Sams, A. (2014). Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. Moorabbin: Victoria Hawker Brownlow. 182 p.
4. Marshal, H. (2013) Three Reasons to Flip Your Classroom. Bilingual Basics: The Newsletter of the Bilingual-Multilingual Education Interest Section.. August. Available at: http://newsman-ager.commpartners.com/tesolbeis/issues/2013-08-28/6.html
5. Wrona, A. Flipped Classrooms: Why and How to Flip Education? Available at: http://elearn-ingindustry.com /18/03/2018
6. Guzanov, B.N., Morozova, N.V. (2014). Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov vuza v usloviyakh mnogourovnevoi modeli obucheniya [The Organization of Self-directed Learning for University Students within the Multilevel Educational Model]. Ekaterinburg, 158 p. (In Russ.)
7. Vulfovich, E.V. (2017). [«Flipped Classroom» for Organization of EFL Students' Independent Work]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 88-95. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Kalachinskaya, E.V. (2017). [Educational Technology "Flipped Classroom" in Teaching the Discipline "The Russian Language and the Culture of Speech"]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12 (218), pp. 78-84. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Borzova, T.A. (2018). [Teacher as a Principle Element of the "Flipped Classroom" Technology]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 5, pp. 42-49. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Veledinskaya, S.B., Dorofeeva, M.Yu. (2014). [Blended Learning: Secrets of Efficiency]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. No. 8, pp. 8-13. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Noskova, T.N., Pavlova, T.B., Yakovleva, O.V. (2017). [Pedagogical Activity Tools in the Electronic Environment]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8-9 (215), pp. 121-130. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Syedina, N.V. (2013). Aktualizatsiya gotovnosti studentov k samokontrolyu v vospitatel'no-obrazovatel'nom protsesse. Kand. Diss. [Actualization of Self-Directed Learning Readiness of Students: Cand. Sci. Thesis]. Kemerovo, 188 p. (In Russ.)
13. Lipatova, L.N. (2015). [Self-directed Learning of Students: Goal, Objectives, Principles, and Forms]. Mir nauki i obrazovaniya = World of Science and Education. No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-tsel-zadachi-printsipy-i-formy (In Russ., abstract in Eng.)
14. Mihai, L. Flipped Classroom Benefits for Students and Teachers. Available at: http:// elearningindustry.com /13/10/2016
15. Smirnova, I.N. (2016). [Organization of Students' Projective Activity within the New Educational Standard]. Izvestiya VGPU = Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. No. 4 (273), pp. 44-47. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted11.05.18 Accepted for publication 10.07.18