А. РУБАНИК, профессор Г. БОЛЬШАКОВА, доцент
Н. ТЕЛЬНЫХ, доцент Ростовский государственный университет путей сообщения
Важнейшими направлениями интенсификации учебного процесса высшей школы являются индивидуализация обучения и развитие творческих способностей будущих специалистов. Этому способствуют внедрение активных форм и методов обучения, тесная интеграция учебно-воспитательного процесса и научно-производственной сферы, а также поиск новых и эффективных форм организации самостоятельной работы студентов.
Для достижения высокого уровня научно-практической подготовки будущих специалистов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации их самостоятельной работы, с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации.
Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также определение объема самостоятельной работы в учебных планах профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами вуза.
Мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа
- это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в их познавательной деятельности
Самостоятельная работа студентов
чрезвычайно велика. Поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Лейтмотивом всех статей и монографий о СРС является воспитание сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие привычки к напряженному интеллектуальному труду. Это считается одной из важнейших задач образования. Однако важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научить студентов учиться часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными предметными знаниями.
Самостоятельная работа студентов отличается от других учебных занятий тем, что студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы. «Самостоятельная работа прежде всего завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека» [1]. Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в средней школе. Однако, как показывает практика, этого, как правило, не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы. Так, например, до 70% студентов 1-го курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания. Именно поэтому одна из основных задач преподавателя вуза - помочь студентам в организации их самостоятельной работы.
Только СРС прививает вкус к самообразованию. При этом важно помнить, что СРС бывает как внеаудиторной, так и аудиторной. Обычно под внеаудиторной СРС
преподаватели понимают домашнюю работу, забывая, что она может быть выполнена иногда только в читальном зале. Аудиторная СРС может выполняться на лекциях (10-15 мин.), на практических и лабораторных занятиях. Задачи каждого вида СРС будут, соответственно, разными, но в целом преподаватель должен заранее выстроить систему СРС, учитывая все ее формы, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации (учебники, пособия, ТСО, компьютерные программы и т. п.), продумывая роль студента в этом процессе и свое участие в нем.
Важно предложить разнообразные виды занятий, способствующих формированию необходимых будущему специалисту навыков и умений. Так, например, при работе с текстом можно дать задание не просто прочитать и пересказать его, а разнообразить задание: выделить главные мысли, что-то обосновать, сообщить, охарактеризовать, определить, объяснить, расчленить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить, составить план, тезисы, конспект, сделать вывод. Одним словом, есть много разных видов работы с текстом, и все они развивают мышление и формируют соответствующие умения, повышают внимательность студентов, их активность.
На наш взгляд, самостоятельная работа студентов может включать в себя:
• подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;
• самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
• подготовку к практикам и выполнение предусмотренных ими заданий;
• выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
• подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе цикловым и комплексным экзаменам и зачетам;
• подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение
выпускной квалификационной (дипломной) работы;
• работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;
• участие в работе факультативов, спецсеминаров и т. п.;
• участие в научной и научно-методической работе кафедр и факультетов вуза;
• участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;
• другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.
Самостоятельная работа, выполняемая студентами, должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям:
• быть проделанной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
• представлять собой законченную разработку или законченный этап разработки, в которых раскрываются и анализируются актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности;
• демонстрировать достаточную компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах;
• иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость;
• содержать определенные элементы новизны.
Самостоятельная письменная работа готовится в соответствии с государственными стандартами, а также с учетом дополнительных требований вуза и факультета.
Известно, что соотношение времени на аудиторную и самостоятельную работу должно составлять 1:3,5; оно основывается на огромном дидактическом потенциале СРС. Для повышения ее эффективности необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение. По нашему мнению, учебно-методические и учебные материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны отвечать следующим требованиям:
• содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях;
• включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы;
• должны оформляться таким образом, чтобы узловые моменты текста (дефиниции, идеи, концепции и т. п.) были выделены.
Для формирования и совершенствования навыков самостоятельной работы студента с учебными и научными изданиями по теоретическим дисциплинам кафедрами могут быть разработаны и предложены студентам хрестоматии по дисциплинам, дополненные вопросами, позволяющими выяснить уровень понимания студентом смысла прочитанного текста, а в целях повышения эффективности подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности могут быть составлены сборники ситуационных задач по практико-ориен-тированным дисциплинам.
Самостоятельная работа включает как воспроизводящие, так и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный); реконструктивный и творческий, поисковый.
1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2. В ходе реконструктивных самостоятельных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент дол-
жен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы).
Для успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходимы:
1) комплексный подход к организации СР по всем формам аудиторной работы;
2) сочетание всех уровней (типов) СР;
3) обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).
Остановимся подробнее на таком виде самостоятельной работы студентов, как контролируемая самостоятельная работа (КСР).
Как известно, в период перестройки высшей школы были выбраны следующие пути: профессионализация, компьютеризация, гуманитаризация, индивидуализация обучения и увеличение роли СРС. В учебные планы были внесены часы на СРС под контролем преподавателя - так называемая контролируемая самостоятельная работа (КСР) (не совсем удачное название, т.к. вся СРС должна контролироваться преподавателем, однако сохраним его, ибо в ряде новых учебных планов такой вид СРС есть).
Почему это было сделано? Не в последнюю очередь потому, что лекция обеспечивает лишь 1-й уровень умственной деятельности - узнавание, и 1-й уровень знаний - знания-знакомства, а СРС гарантирует как минимум 2-й уровень знаний - знания-копии. Перед преподавателем ставилась задача - использовать часы КСР для обучения студентов самостоятельной работе - в первую очередь развивать мотивацию их самостоятельной деятельности, чтобы СРС шла не под внешним давлением, а в результате их внутреннего побуждения.
Педагогическая ценность КСР заключается в обеспечении активной познавательной деятельности каждого студента, ее максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей и академической успеваемости, преследуя при этом (и это главное) цель: максимально содействовать развитию индивидуальности.
Результаты самостоятельной работы студентов оцениваются деканатом и кафедрами. В качестве форм отчета о самостоятельной работе могут быть представлены:
• оценка устного ответа на вопрос, сообщения, доклада на практических занятиях;
• решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
• конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
• представленные тексты контрольной, курсовой работ и их защита;
• отчет о прохождении практики (дневник практики), отзыв и квалификационная характеристика за подписью руководителя базы практики и куратора практики;
• тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
• модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;
• успешная сдача текущих курсовых, цикловых и комплексных экзаменов и зачетов, в том числе государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
• защита выпускной квалификационной (дипломной) работы;
• статьи, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной работы и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры или факультета.
Как уже отмечалось выше, в часы КСР может проводиться работа и по СРС, в том числе по курсовым проектам. Приведем пример. Как известно, студентам строительного факультета приходится выполнять много графических работ по целому ряду дисциплин. В результате многие не успевают вовремя сдать курсовые проекты. Но стоило преподавателю организовать в общежитии кабинет курсового проектирования и проводить там КСР, как были достигнуты удивившие всех положительные ре-
зультаты. Что произошло? Преподаватель собрал в кабинете всю необходимую студентам справочно-нормативную литературу, которой, как правило, бывает недостаточно, проводил консультации по курсовым проектам, побуждая студентов размышлять, анализировать, обобщать, консультировать друг друга, выполнять расчеты и чертежи под своим контролем, т. е. студенты работали самостоятельно, но при сотрудничестве с преподавателем. В результате все студенты вовремя и с хорошим качеством выполнили курсовые проекты. Кроме того, они научились пользоваться современной справочно-нормативной документацией, у них повысился интерес к своей специальности. Все это явилось результатом не авторитарной педагогики, а педагогики сотрудничества, частью которой была КСР.
Чрезвычайно полезно использовать в часы КСР программированные материалы и компьютерные обучающие программы. Наблюдения показывают, что, помимо индивидуализации, они, как правило, повышают интерес к предмету и обеспечивают более прочные и глубокие знания. В часы КСР срабатывает момент соревнования, состязания, что активизирует и дисциплинирует студента.
Интересно, на наш взгляд, высказывание Ю.М. Лотмана о создании в современном университете нового типа отношений между преподавателями и студентами: «Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников, -здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т. е. когда одни ХОТЯТ учиться, а другие им ПОМОГАЮТ в этом. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования». И отношение преподавателей к студентам будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге [2]. К сожалению, есть преподаватели,
основная задача которых - только дисциплина и успеваемость, причем в дисциплине они видят средство воспитания, а не ее результат. Приказывая, понуждая, наказывая, поощряя, преподаватель забывает о том, что он подавляет личность студента, подавляет его инициативу, стремление, волю и добивается покорности, а вместе с тем лишь внешнего благополучия. Развитие же личности без подавления воли, без принуждения, конкретных наказаний - это и есть педагогика
сотрудничества, которую полезно использовать во всех видах взаимодействия преподавателя со студентами, в том числе и в КСР.
Литература
1. Основы педагогики и психологии в выс-
шей школе / Под ред. А.В. Петровского.
- М., 1986. - С.129.
2. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб.,
2003. - С.165.
М. ПЛУГИНА, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет
В последнее время проблема психологического сопровождения в образовательной сфере приобрела особую актуальность в связи с ориентацией на индивидуально-личностное развитие обучающегося. Успешно организованное психологическое сопровождение позволяет открыть личности возможности самосовершенствования и самореализации, помогает войти в «зону развития», которая была ему недоступна на предшествующем этапе [1].
Понятие «сопровождение» можно встретить и при определении такого термина, как «коучинг». Это новое явление в практике обучения и наставничества, но его основу составляют известные эффективные методы и технологии. Идеи, связанные с ним, получили свое развитие прежде всего в исследованиях американских ученых (Джон Уитмор, Тим Голлуэй, Эрик Парс-лоу, Моника Рэй и др.), но в последнее время популярны и в отечественных разработках (А. Данилова, А. Огнев, Н. Самоукина,
Н. Туркулец, А. Тукмаков и др.).
Психологический коучинг понимается как процесс построения внутреннего состояния человека, формирования осознанного оптимизма, умения справляться с трудно-
Служба
психологического
сопровождения
стями и преградами, способности по-настоящему любить себя и свою жизнь [2].
Проблема организации специальной службы психологического сопровождения возникает как на стадиях вхождения человека в профессию, так и в период прекращения профессиональной деятельности. Данный вопрос рассматривался и в контексте идеи непрерывного образования взрослых, в частности переподготовки и повышения квалификации.
Особую значимость эта тема приобретает в условиях разрыва этапов системы непрерывного образования. В данном случае речь идет об организации обучения преподавателей вузов, которые не имеют базового педагогического образования. Они начинают формировать педагогическое мастерство на этапе последипломного обучения - в отличие от тех преподавателей высшей школы, которые получили специальное педагогическое образование. Именно поэтому при анализе деятельности преподавателей технических вузов возникает вопрос о необходимости приобретения, а затем и совершенствования специальных пси-холого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления