• поощрение инициатив студентов по внедрению указанных идей, проведение конкурсов, конференций и стажировок для обмена опытом.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что идеи, заложенные социально ответственными предпринимателями в рамках концепции «зеленого офиса», в настоящий момент могут быть применены при разработке энергоэффективной образовательной среды с соблюдением всех стандартов по внедрению здоровьесберегающих технологий.
О.А. Галочкина
Организация и контроль самостоятельной работы студентов
Согласно п. 42 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, самостоятельная работа студентов является одним из основных видов учебных занятий. В условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает положение о планировании и организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Она проводится с целью1:
- овладения фундаментальными знаниями по направлению подготовки;
- формирования готовности к работе с информацией для эффективного решения профессиональных задач: умений использовать методы и средства получения, хранения, переработки информации, включая нормативные правовые документы; умений применять технические средства и информационнокоммуникационные технологии, соблюдая основные требования информационной безопасности;
- развития самостоятельности профессионального мышления: умения анализировать, интерпретировать и моделировать исследуемые процессы, явления и объекты, относящиеся к профессиональной деятельности; способности к профессиональному и личностному росту на основе критической оценки своих достоинств и недостатков;
А
' Результаты самостоятельной работы сформулированы на основе интеграции компетенций как результатов освоения ФГОС ВПО.
165
- формирования готовности к самостоятельной профессиональной деятельности: организованности, инициативы, постановки целей и выбору путей их достижения, ответственности за результат выполненных работ;
- развития творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня;
- развития культуры межличностного общения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способности организовать деятельность малой группы для реализации конкретного профессионального или социального проекта.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная; внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине выполняется на учебных занятиях по заданию и под контролем преподавателя. Традиционная (поддерживающая, воспроизводящая) самостоятельная работа студентов включает в себя изучение законодательной и нормативной базы, оценку, обсуждение и рецензирование монографий, публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение задач; самотестирование.
Формами аудиторной самостоятельной работы в условиях реализации компетентностного подхода являются активные и интерактивные формы проведения занятий, а именно:
- компьютерные симуляции,
- деловые и ролевые игры,
- разбор конкретных ситуаций,
- кейс-стади,
- психологические и иные тренинги и другие формы (п. 7.3. Федерального государственного образовательного стандарта).
Внеаудиторная самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студента в зависимости от курса обучения, являются:
• работа с основной и дополнительной литературой;
• самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленным на CD-носителях, в медиотеке вуза;
• подготовка реферативных обзоров источников периодической печати, заранее определенных преподавателем;
• поиск информации по теме с последующим ее представлением в аудитории в форме доклада и презентаций;
• выполнение домашних контрольных работ;
166
• подготовка расчетных лабораторных работ;
• заполнение рабочей тетради;
• написание эссе, рефератов и курсовой работы;
• подготовка к деловым и ролевым играм;
• подготовка к зачетам и экзаменам;
• подготовка выпускной квалификационной работы.
Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется в соответствии с п. 7.6. ФГОС ВПО, п. 40 Типового положения. Максимальный объем учебной нагрузки должен составлять не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы. Объем внеаудиторной самостоятельной работы студента составляет не менее 27 ч в неделю, поскольку в соответствии с п. 7.7. ФГОС ВПО максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет не более 27 академических часов.
Вуз самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы в целом по обучению, по каждому учебному циклу и по каждой дисциплине исходя из установленных объемов трудоемкости согласно утвержденному учебному плану. Рекомендуемый объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу и тематика внеаудиторной самостоятельной работы содержатся в программах учебных дисциплин с распределением по разделам и темам.
Объем времени, отведенный на аудиторную самостоятельную работу, планируется за счет времени, отведенного как на практические и семинарские занятия (не менее 30 %), так и на лекции (не менее 20 %). Рекомендуемый объем времени, отводимый на аудиторную самостоятельную работу, проводимую в интерактивных формах, составляет не менее 20 % от объема времени, отводимого на аудиторную учебную работу (п. 7.3.ФГОС ВПО).
Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение в соответствии с п. 7.17. ФГОС ВПО. Планирование самостоятельной работы студентов подразумевает ряд действий со стороны участников образовательного процесса, направленных на оптимизацию условий освоения основных образовательных программ.
Этапы планирования:
1. На уровне составления рабочих учебных планов.
2. На уровне составления рабочих программ учебных дисциплин.
3. На уровне составления расписания.
167
Расчёт времени на самостоятельную работу бакалавра осуществляется исходя из 2,8 ч на подготовку к одному часу занятий, проводимых в интерактивной форме. Например: учебный год -34 нед. по ФГОС ВПО бакалавриата - 27 ч в неделю. Следовательно, 27 ч х 34 нед. = 918 ч. В то же время 20 % от 918 ч. = 184 ч. интерактивных занятий в течение учебного года, т. е. 46 занятий - по 4 ч. или 92 занятия - по 2 ч.
Для магистратуры удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе должен составлять не менее 40 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа - не более 30 % объёма аудиторных занятий.
Расчёт времени на самостоятельную работу в магистратуре осуществляется исходя из 5,5 ч на подготовку к 1 ч интерактивных занятий. Например: учебный год - 35 нед. (без сессий). Максимальная аудиторная нагрузка по ФГОС ВПО магистратуры - 16 ч. в неделю. В этом случае 16 ч. х 35 нед. = 560 ч. 40 % от 560 ч. = 224 ч. интерактивных занятий в течение учебного года, т. е. 6 занятий - по 4 ч. или 112 занятий - по 2 ч.
Методическое обеспечение внеаудиторной работы студентов включает в себя рекомендации, методические указания по выполнению теоретических и практических (лабораторных, курсовых и др.) работ и т. д.
Внеаудиторная работа студентов должна быть обеспечена:
• доступом студентов к информационным ресурсам (электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам; учебной литературе, банку индивидуальных заданий и т. д.);
• контролирующими материалами (тестами, заданиями и др.);
• темами, планами лекций и семинарских занятий, а также перечнем необходимой основной и дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы студентов, уровня знаний и умений студента. Самостоятельная работа более эффективна, если в ней участвуют несколько человек.
Мотивацией самостоятельной работы студентов является:
- полезность выполняемой работы,
- участие студентов в творческой деятельности,
- интенсивная педагогика,
- участие в конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ,
- использование мотивирующих факторов контроля знаний,
168
- поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности,
- индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление,
- личность преподавателя,
- цикловое обучение («метод погружения»).
Рассмотрим этапы процесса организации самостоятельной работы студентов:
• подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования);
• основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
• заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
В качестве приемов активизации самостоятельной работы студентов могут применяться:
- обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки;
- убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях;
- разработка учебных пособий междисциплинарного характера;
- проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике;
- применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой;
- применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры);
- разработка и ознакомление студентов со структурнологической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда;
- выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенное уменьшение разъяснительной части от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности;
169
- разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения;
- индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы;
- внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными;
- контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции;
- чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя;
- присвоение статуса «студентов-консультантов» наиболее продвинутым и способным студентам, оказание им всяческой помощи;
- разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы;
- использование АОС для самоконтроля студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы
осуществляется в пределах времени, отведенного на аудиторные учебные занятия по учебной дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу в письменной, устной или смешанной форме с использованием Интернета.
Самостоятельная работа студентов делится на две части:
1. Работа, включенная в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке.
2. Работа, включенная в план самостоятельной работы по выбору студента.
Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательных самостоятельной работы и КСР, в том числе по выбору. По каждой учебной дисциплине устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран по КСР. Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине.
Результаты по обязательным формам самостоятельной работы формируют баллы по текущей успеваемости студента.
Самостоятельная работа включает следующие виды по выбору:
- участие в научных студенческих конференциях и семинарах;
- практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;
- написание реферата (эссе) по заданной проблеме;
170
- анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов;
- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
- аналитический разбор научной публикации.
Результативность самостоятельной работы студентов оценивается посредством следующих форм контроля знаний и умений студентов:
- текущего контроля, т. е. регулярного отслеживания уровня усвоения материала на лекциях, практических и семинарских занятиях; путем проверки рефератов, эссе, контрольных (лабораторных) работ, домашних заданий и других видов работ с подведением итогов в середине учебного семестра (триместра);
- промежуточной аттестации (экзаменов и зачетов) по итогам семестра (триместра);
- итоговой государственной аттестации выпускников.
В качестве критериев оценки результатов самостоятельной работы студентов могут использоваться:
• уровень освоения студентом учебного материала;
• уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
• уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
Внедрение кредитной технологии обучения существенным образом изменило характер работы преподавателей и интенсивность учебного процесса, и сделало самостоятельную работу обучающихся одной из важнейших составляющих образовательной среды. Заинтересованность современных студентов в изучении сложных дискуссионных теоретических вопросов зависит от двух взаимосвязанных факторов:
• готовности и заинтересованности студентов в овладении знаниями;
• готовности преподавателей к организации этой работы.
Модернизация образовательного процесса может быть осуществлена с использованием активных, интерактивных и инновационных форм обучения, в их числе включение в учебный процесс результатов научных исследований кафедры, проведение дискуссий по актуальным вопросам дисциплин, преподаваемых кафедрой в форме «виртуального боя», публичные защиты курсовых работ студентов в форме научной дискуссии, создание банка тестовых заданий по дисциплинам кафедры для самостоятельного тестирования студентов.
171
Инновационные формы обучения должны:
• ориентировать студента (давать ясную логическую структуру предмета);
• мотивировать его (показывать значение проблемы, вызывать и поддерживать интерес);
• представлять материал (вводить новые знания в ранее усвоенный контекст);
• объяснять (приводить примеры и давать необходимые пояснения);
• развивать (давать дополнительный материал для более детального ознакомления с вопросом);
• закреплять (давать возможность потренироваться и проверить понимание материала);
• подтверждать адекватность достигнутого знания и его соответствие требуемому уровню.
Активизация и модернизация самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала и достижения заданного уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.
Л.Е. Лукина
Идеи преемственности в организации исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей
В условиях современной школы, находящейся в поиске новой методологии профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования, встает задача подготовки учителя, обладающего готовностью к самостоятельному решению нестандартных педагогических задач. Исследователи считают, что для этого в процессе обучения он должен осваивать навыки не только преподавательской, но и исследовательской деятельности.
Современная система исследовательской подготовки педагога опирается на идеи и открытия прошлых лет. Сама мысль о необходимости организации исследовательской деятельности педагога в процессе обучения впервые была высказана ещё Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в., окончательно сформировалась данная идея во второй половине XIX в., в работах таких авторов как Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский. Однако в XIX в. необходимость включения в учебный процесс исследовательской деятельности студентов не была за-
172