Научная статья на тему 'Проблемы организации самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам'

Проблемы организации самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Галина Федоровна, Пищ Иван Иванович, Романенко Оксана Владимировна

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов как важнейшего направления совершенствования учебно-воспитательной работы в современной высшей школе. Излагаются требования к модернизации образовательного процесса, в частности увеличение самостоятельной работы студентов и готовность их к самообучению. Анализируются основные виды самостоятельной работы, методическое обеспечение, выявляются недостатки в организации и намечаются основные направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам»

УДК 378:14

Г. Ф. Кузнецова, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ); И. И. Пищ, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ); О. В. Романенко, аспирант (БГТУ)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов как важнейшего направления совершенствования учебно-воспитательной работы в современной высшей школе. Излагаются требования к модернизации образовательного процесса, в частности увеличение самостоятельной работы студентов и готовность их к самообучению. Анализируются основные виды самостоятельной работы, методическое обеспечение, выявляются недостатки в организации и намечаются основные направления ее совершенствования.

The problems of organizing independent work of students as the most important areas for improvement of educational work in a modern high school are considered. The article contains a set of requirements for the modernization of the educational process in particular increase of students' independent work and their willingness for self-learning. The main forms of independent work, the methodological support are analyzed, the drawbacks in the organization are identified and the main directions of its perfection are outlined.

Введение. На совещании педагогического актива Республики Беларусь 29 августа 2011 г. в соответствии с совершенствованием экономики поставлена задача инновационного развития высшей школы. В Государственной программе развития высшего образования на 2011—2015 гг. предусмотрены мероприятия, направленные на инновационное развитие и улучшение качества подготовки специалистов. Одним из важнейших факторов, способствующих решению данных вопросов, является рациональная и эффективная организация самостоятельной работы студентов (СРС). Она формирует культуру умственного труда, вырабатывает умение анализировать проблемы и факты, предвидеть их последствия, способствует привитию практических навыков решения управленческих и производственных задач, повышает уровень профессионального мастерства и способность самостоятельно и эффективно трудиться.

Основная часть. Усиление значимости самостоятельной работы студентов, увеличение ее объема в структуре учебных планов и программ обуславливаются рядом научно-педагогических и организационно-методических требований к модернизации образовательного процесса [1]. Во-первых, организация СРС способствует личност-но ориентированной направленности профессиональной подготовки выпускников, превращению обучающегося в субъект учебно-познавательной и исследовательской деятельности, что обеспечивает развитие у студентов способности к самообучению и самообразованию. Во-вторых, увеличение доли СРС придает в большей мере учебному процессу практико-ориентированный и проблемно-исследовательский характер, поскольку происходит более активное вовлечение студентов в самостоятельное решение целостной

системы знаний, имеющих профессиональную направленность и возрастающий уровень сложности и неопределенности. В-третьих, СРС, являясь основной формой мыслительной деятельности студента, обеспечивает саморазвитие необходимых способностей будущего выпускника к более сложным видам деятельности, способы и содержание которых не могут передаваться или осваиваться по образцам. В-четвертых, повышение роли СРС предполагает создание соответствующих условий для ее организации, усиления ответственности как студентов, так и преподавателей за результаты своей деятельности и учебного процесса в целом.

СРС — это разнообразные виды коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях по выполнению различных заданий под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами СРС являются: подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным и др.); выполнение домашних заданий; самостоятельная работа над отдельными темами учебных дисциплин; написание курсовых и дипломных проектов (работ); проведение научных исследований, написание научных работ; подготовка к зачетам, экзаменам, коллоквиумам; подготовка к прохождению производственных практик и выполнение соответствующих заданий; работа с литературой.

В соответствии с представленными видами СРС рекомендуется разрабатывать следующее методическое обеспечение:

1) задания для самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам (выделяются разделы для самостоятельного изучения, вопросы, тесты и т. д.);

Заочное обучение, самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов

165

Таблица 1

Структура бюджета учебных часов по специализациям

Циклы дисциплин Ед. изм. 1-25 01 07 М8 01 02 1-26 02 02

Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе

аудиторные занятия самостоятельная работа аудиторные занятия самостоятельная работа аудиторные занятия самостоятельная работа

Социально-гуманитарные часы 1663 704 959 1758 704 1054 1610 712 898

% 100 42,3 57,7 100 40 60 100 44,3 55,7

Естественнонаучные часы 1550 748 802 2704 1376 1328 1206 686 520

% 100 48,3 51,7 100 50,9 49,1 100 56,7 43,1

Общепрофессиналь-ные часы 4272 2235 2037 3776 2044 1732 4884 2602 2282

% 100 52,3 47,7 100 54,1 45,9 100 53,3 46,7

Дисциплины специализации часы 1576 790 777 1390 670 720 - - -

% 100 50,4 49,6 100 48,2 51,8 — — —

Дисциплины совета вуза часы 1231 663 568 248 168 80 924 560 364

% 100 56,9 43,1 100 67,8 32,2 100 60,6 39,4

Итого часы 10283 5110 5173 9628 4794 4834 8624 4560 4064

% 100 49,7 50,3 100 49,8 50,2 100 52,9 47,1

2) тематику и примерное содержание контрольных работ, курсовых и дипломных проектов;

3) тематику рефератов, научных докладов, требования к их написанию и критерии оценки;

4) методические указания (рекомендации) к выполнению практических, лабораторных и других работ;

5) тесты для самопроверки знаний, включая компьютерные средства, вопросы к экзаменам (зачетам);

6) задания по производственной практике;

7) списки обязательной и дополнительной литературы;

8) инновационные технологии, включая деловые игры, разбор конкретных производственных ситуаций и др.

Анализ учебных планов подготовки специалистов различных специализаций выявил следующую структуру учебных часов, приведенную в табл. 1.

Так, по социально-гуманитарным наукам аудиторные занятия составляют 40—44% и самостоятельная работа - 55-56%; по естественнонаучным дисциплинам: аудиторные занятия

- 48-57% и СРС - 43-52%, по общепрофессиональным соответственно 52—54 и 45—47%; по дисциплинам специализаций 48—50 и СРС 49— 52% и по дисциплинам вуза 56-57 и 40-43%.

Анализ удельного веса СРС в общем бюджете учебных часов по отдельным специализациям, приведенным в табл. 2, показал, что СРС на 1 и 2 курсах составляет 47-50%, а на 3-5 курсах -45—48%, т. е. наметилась тенденция ее снижения на старших курсах, а должно быть наоборот, ее значительное увеличение.

Структура учебных часов по экономическим дисциплинам на различных факультетах представлена в табл. 3. Анализ приведенных в таблице данных выявил, что аудиторные занятия составляют 46-50%, а СРС - 49-53%, при этом дисциплины эти изучаются на старших курсах. Таким образом, СРС в учебных планах на младших курсах составляет 47-50%, а на старших 45—48%, т. е. меньше, чем на младших. Основами же педагогики рекомендуется на младших курсах предусматривать СРС до 65%, а на старших - до 75% от общего объема учебных часов.

Таблица 2

Удельный вес СРС в бюджете учебных часов по отдельным специализациям на младших и старших курсах

Специализация 1—2 курсы 3—5 курсы

Всего часов В том числе на самостоятельную работу Всего часов В том числе н стоятельную] а самоработу

часов % часов %

1-26 02 02 04 «Менеджмент недвижимости» 4165 1950 46,8 2712 1229 45,3

1-25 01 07 24 «Экономика и управление на предприятиях химической промышленности» 3905 1955 50,1 4361 2130 48,8

1-48 01 02 01 «Технология основного органического и нефтехимического синтеза» 4910 2315 47,1 4168 1971 47,2

1-48 01 02 06 «Технология переработки пластмасс» 4218 2104 50,0 4942 2293 46,4

Таблица 3

Структура учебных часов по экономическим дисциплинам на различных факультетах БГТУ

Факультет Ед. изм. Всего В том числе

аудиторные занятия самостоятельные занятия

ТТЛП часы 1506 698 808

% 100 46,3 53,7

ТОВ часы 1626 790 836

% 100 48,6 51,4

ХТиТ часы 1812 902 910

% 100 49,8 50,2

ИДиП часы 1206 614 592

% 100 50,9 49,1

Анализ учебно-методического обеспечения СРС по экономическим дисциплинам выявил следующие недостатки:

1) в существующих методических указаниях (пособиях) по проведению практических и лабораторных занятий, как правило, не предусмотрены домашние задания для самостоятельной проработки наиболее важных разделов изучаемых дисциплин, отсутствуют тесты для самоконтроля знаний, тематика и содержание контрольных работ;

2) не приводится дополнительная литература для СРС по изучению важнейших разделов изучаемых дисциплин;

3) тематика курсовых и дипломных проектов (работ) иногда не согласовывается с требованиями производства и его практическими задачами;

4) научно-исследовательские работы не всегда увязываются с актуальными направлениями развития науки и разработанными научными программами, реализуемыми в стране;

5) при прохождении производственных практик студенты мало внимания уделяют изучению, разработке и внедрению инновационных мероприятий, а также приобретению практических профессиональных навыков;

6) в индивидуальных планах преподавателей недостаточно планируется нагрузка по разработке учебно-методического обеспечения СРС и отсутствуют соответствующие нормативы.

Заключение. Для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием необходимо увеличить время на проведение СРС до 56-67% от общего бюджета учебной нагрузки. В методическое обеспечение включить разработку тестов для самоконтроля знаний, тематики контрольных, курсовых и дипломных проектов (работ) и увязать ее с требованиями производства и инновационного развития предприятий. Установить нормативы для планирования нагрузки преподавателям по разработке учебно-методического обеспечения СРС и инновационных методов обучения (разбор производственных и проблемных ситуаций, проведение деловых игр, кейсов, «круглых столов» по защите производственных практик и др.).

Литература

1. Жук, О. Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов / О. Л. Жук [и др.]. — Минск: РИВШ, 2005. - 112 с.

Поступила 28.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.