лась кафедра технических средств судовождения и связи. Её заведующим был профессор О.Г. Каратаев, а с 1987 г. - профессор А.А. Сикарев. В 1995 г. появилась кафедра управления судном (зав. кафедрой - профессор В.И. Зай-ков), а кафедра СМП была переименована в кафедру «Судовождение». Её заведующим стал доцент В.И. Дмитриев.
Судоводительский факультет создан приказом УК и УЗ МРФ РСФСР № 109 от 28 октября 1975 г. В него были включены четыре кафедры: судовождения на морских путях, иностранных языков, теоретической механики, истории КПСС. С 1975 по 1984 гг. деканом СВФ был к.т.н. Г.К. Приходько, в 1984-1989 гг. - доцент А.Г. Топорков,
а с 1989 г. - снова доцент Г.К. Приходько. С 1995 по 1998 гг. эксплуатационный факультет возглавлял профессор
A.А. Ишимикли.
С 1998 по 2003 гг. деканом судоводительского факультета был доцент
B.Ф. Евменов. С 2003 г. пост декана занимает выпускник факультета 1995 г., доцент К.В. Слатин.
Первый выпуск судоводительского факультета состоялся в марте 1977 г. Среди выпускников этого года - Ю.В. Цитрик (диплом с отличием), Ю.М. Новиков, М.В. Буторин, Б.Ю. Буйвол-Кот, В.Б. Караваев, А.В. Кужлев, Н.А. Алексеев, П.Н. Иванов и др. К 2009 г. факультетом подготовлено свыше 2000 специалистов.
SLATINK. THE NAVIGATION FACULTY. A HISTORICAL REVIEW The paper gives the information on the history and development of the navigation faculty and training of specialists-navigators. The author produces a brief information about the most prominent leaders, teachers and graduates of the faculty.
Keywords: navigation faculty, specialists-navigators, marine personnel training.
В.Г. ГРИГОРЯН, доцент, декан факультета регионального и дистанционного обучения П.Г. ХИМИЧ, доцент, заведующий сектором качества и инновационных технологий
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов
В статье изложены основные направления работы преподавателя вуза по организации самостоятельной работы студентов, даны методические рекомендации по увеличению доли самостоятельной работы студентов при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования.
Ключевые слова: учебная дисциплина, самостоятельная работа, бакалавриат, магистратура, мотивация, практикум.
В Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций для улучшения процедур по обеспечению качества подготовки специалистов было разработано «Положение о самостоятельной работе студентов ». Необходимость в данном докумен-
те, где систематизированы основные положения по самостоятельной работе студентов, была вызвана переходом образовательного процесса в вузе на двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура). Ее реализация, среди прочих нововведений,
предусматривает усиление роли самостоятельной работы студентов при освоении образовательных программ, причём при всех формах обучения (очной, очно-заочной и заочной).
Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Согласно требованиям ГОС на внеаудиторную самостоятельную работу студента должно отводиться не менее половины всего учебного времени. В количественном выражении это составляет не менее 27 часов в неделю. Кроме того, самостоятельная работа студента может быть организована и во время аудиторных занятий, правда, нормативно доля самостоятельной работы студента во время аудиторных занятий ни в каких документах не определена. Таким образом, в общем объёме учебной работы студента самостоятельная работа занимает более половины всего времени, отводимого на освоение образовательных программ. Это колоссальный резерв, который необходимо эффективно использовать для достижения учебных целей по дисциплине. К сожалению, он задействуется не в полную силу, а иногда и совсем
выпадает из внимания педагогов. Роль самостоятельной работы студентов усиливается и в связи с реализацией в высшем профессиональном образовании РФ основных положений Болонского процесса, предусматривающих, в частности, перевод вектора из области репродуктивного образования в область познавательной активности студента при усилении индивидуальной работы с каждым студентом.
Безусловно, весь этот процесс, связанный с усилением роли самостоятельной работы студента при его обучении в вузе, должен быть управляемым, то есть планируемым и контролируемым, что и определяет ведущую роль преподавателя при организации СРС по учебной дисциплине.
В широком смысле под самостоятельной работой по учебной дисциплине следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов во время аудиторных занятий и различную их деятельность вне аудиторий как при участии преподавателя, так и в его отсутствие, направленную на достижение учебных целей дисциплины. Управление СРС заключается в создании оптимальных условий для осуществления полноценной самостоятельной работы, формирования навыков самообразования и самоорганизации, необходимых для достижения высокого уровня профессиональной квалификации и дальнейшего повышения квалификации по мере накопления профессионального опыта.
Мотивация самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна лишь при наличии значимой и устойчивой мотивации. Сильнейшим мотивирующим фактором является необходимость подготовки к ответственной самостоятельной профессиональной деятельности.
Приведём ряд факторов и педагогических приёмов, способствующих активизации самостоятельной работы студентов:
1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его самостоятельной работы формируют его профессиональные знания и навыки, необходимы в его профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания существенно изменяется и качество выполняемой работы повышается. При этом важно психологически настроить студента, продемонстрировать ему реальную значимость выполняемой работы.
2. Участие студентов в творческой, научной и методической деятельности под руководством преподавателя. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на кафедре. Мотивация самостоятельной работы существенно возрастает, если студент знает, что её результаты будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, оставляя его творческий след в более высоком интеллектуальном труде, чем просто учёба.
3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в реализации такого подхода являются деловые или ситуационные
формы занятий, в том числе с использованием компьютера.
4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ ит.д.
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при последующем публичном сравнительном анализе результатов могут вызвать стремление к состязательности в студенческом коллективе, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно выставлять повышенную оценку, а в противном случае ее можно снижать.
7. Индивидуализация всех видов учебных заданий, постоянное их обновление.
8. Мощным мотивационным фактором в учебной работе, в том числе самостоятельной, является личность преподавателя. Преподаватель во всех отношениях должен стать примером для студента. Он обязан помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. Очень важную роль при этом играют индивидуальные собеседования преподавателя со студентом. Прицельно-личностное обращение к студенту имеет более сильное влияние на него, чем при работе преподавателя с аудиторией.
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Осмысленная самостоятельная учебная деятельность невозможна без четкого видения студентом конечной цели своего образования. При этом он
должен иметь представление о том объеме знаний, умений и навыков, освоение которых позволит ему в будущем исполнять обязанности на рабочем месте. Однако компетентность студента, особенно младших курсов обучения, не позволяет ему оценить, например, достаточность объема и глубину поданного ему на лекции теоретического материала. Именно поэтому методики чтения лекций должны предусматривать подачу структурированного преподавателем и адаптированного к данной учебной группе теоретического материала. Лектор обязан рекомендовать студентам литературу для самостоятельной проработки материала прочитанной им лекции, указав при этом, когда и для какой цели он будет использован, например:
• как дополнение (расширение) материала лекции;
• как комментарий к материалу лекции для его углубления или улучшения понимания;
• для понимания следующей лекции курса;
• при изучении другой дисциплины;
• при самостоятельном выполнении расчётно-графического задания, лабораторной или практической работы, при подготовке к семинару, коллоквиуму, при работе над дипломным/курсовым проектом/работой;
• для подготовки к зачёту, экзамену.
Рекомендуется давать студентам задание на подготовку к практическому занятию по изученной на аудиторном занятии теме, а на семинар и лабораторное занятие такое задание должно быть выдано обязательно. На практических (лабораторных) и семинарских занятиях реализация элементов СРС различного уровня повышает результативность занятия, делает процесс обучения более интересным и под-
нимает активность значительной части студентов группы. На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам рекомендуется не менее одного часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. С этой целью практические занятия рекомендуется планировать по схеме:
1. Вводная часть занятия:
а) объявление преподавателем основной цели занятия и отрабатываемых вопросов;
б) экспресс-проверка подготовленности студентов к занятию путем тестирования или летучего опроса (не более 5 мин).
2. Основная часть:
а) краткое изложение преподавателем методики решения рассматриваемых задач;
б) демонстрационное решение преподавателем одной или двух типовых задач у доски;
в) самостоятельное решение задач студентами под контролем преподавателя.
3. Заключительная часть:
а) подведение итогов занятия с разбором типовых ошибок, допущенных студентами;
б) выдача задания (вариантов отработанных заданий) на самостоятельную подготовку.
Завершая изучение раздела (отдельного модуля) программы, целесообразно выдавать студентам домашнее задание для самостоятельной работы и на последнем практическом занятии по разделу (модулю) подвести итоги его изучения, например путем тестирования в целом по разделу (модулю) или проведения семинара по материалу данного раздела. По результатам такого итогового занятия полезно обсудить оценки каждого студента, выдать индивидуальные дополнительные задания студентам, пожелавшим повысить уровень своих знаний.
Наиболее подходящими формами самостоятельной работы на старших курсах являются деловые игры. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы в имитационных условиях дать студенту возможность получить навыки самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения. На практических занятиях, кроме решения задач, могут быть предусмотрены учебные задачи по самостоятельному изучению (индивидуально или в составе микрогруппы) проектов, программ, принципиальных схем, макетов и т.п. Как правило, при этом студенты могут ознакомиться с учебными проблемами или контрольными вопросами, по которым планируется публичное обсуждение в заключительной части занятия.
При проведении семинаров и некоторых видов практических занятий студентам можно предложить выполнить самостоятельную работу как индивидуально, так и в составе микро-
группы (творческого коллектива). Студентам одной группы можно выдать одно и то же задание или дифференцированные по исходным данным его варианты. Результат решения студенческой группой проблемной задачи может быть предложен для рецензирования другой группе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление как отдельных студентов, так и учебной группы в целом к её качественному выполнению. У обучаемых появляется настоятельная потребность в приобретении практических навыков выполнения расчетов, в использовании вычислительных средств и справочников.
Выполнение лабораторного практикума как исследовательский вид учебной деятельности предоставляет преподавателям особенно широкие возможности для внедрения активных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов, использования преимуществ индивидуального подхода. При методическом планировании лабораторного практикума задача преподавателя состоит в создании условий для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ студентами. Самостоятельная подготовка к лабораторной работе предусматривает проработку студентами теоретического материала, изучение методик проведения и планирования эксперимента, освоение измерительных средств, способов обработки, интерпретации и представления экспериментальных данных.
Систематическое применение преподавателем такого подхода к организации и методике проведения учебных занятий позволяет установить в аудитории деловую рабочую обстановку высокопродуктивного учебного труда. В этих условиях появляется возможность дальнейшего повышения каче-
ства аудиторных занятий путем усложнения заданий вплоть до ввода в решаемые задачи элементов научных исследований. Постепенная индивидуализация заданий и их углубление могут и должны приводить к закономерному учебному результату в виде высококачественных курсовых, а затем и дипломных проектов (работ).
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов совсем не обязательно должна выполняться вне университета. Это часы, заполненные выполнением плановых, то есть предусмотренных графиком освоения дисциплины, заданий, выданных преподавателем, а также выполнение студентами творческих самостоятельных работ (участие в научных исследованиях, конструкторских, методических разработках студенческих научных коллективов или кафедры) вне сетки аудиторных занятий, предусмотренных расписанием. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, как правило, теснейшим образом связана с тематикой аудиторных занятий, а по видам может быть весьма разнообразна: это и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы, в том числе в рамках подготовки к семинарским занятиям; и выполнение индивидуальных или групповых заданий разнообразного характера, например решение задач, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературы, разработка и составление различных схем, выполнение расчетнографических и гра-
фических работ, расчетов и др.; и работа над дипломным и курсовым проектом.
Преподаватель должен разработать и реализовать такие условия учебного процесса по своей дисциплине, чтобы у него были реальные возможности контролировать процесс внеаудиторной работы, а студенты знали, что её результаты обязательно будут востребованы и оценены.
Нужно стремиться наполнить внеаудиторную самостоятельную работу студентов творческой составляющей, развивать у них углубленный интерес к своим профессиональным задачам, способствовать развитию у них творческого мышления и способности решать нестандартные профессиональные задачи в сложных условиях реальной жизни. Роль преподавателя в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов заключается в планировании, организации, консультировании, обучении студентов методам творческого познания.
Основные цели, которые должен ставить преподаватель при организа-
ции самостоятельной работы студентов:
■ создать в процессе обучения условия для развития их мышления и интеллектуальной инициативы;
■ научить их осмысленно и самостоятельно, работая вначале с учебным материалом, а затем и с научной информацией, находить и использовать необходимые данные;
■ формировать у них основы самоорганизации и самовоспитания;
■ привить им навыки познавательной активности и самообразования;
■ развивать в них лучшие качества, присущие специалисту-профес-сионалу.
Задача сложная и многогранная, но именно она и составляет суть педагогического труда. Ведь миссия преподавателя состоит не столько в передаче своих знаний новым поколениям, сколько в том, чтобы, образно говоря, «зажечь светильник разума в каждом из обучаемых», чтобы его свет освещал жизненный путь не только ему, но и всем людям. В этом заключена высшая радость педагогического труда.
GRIGORYAN V., KHIMICH P. TEACHERS’ ROLE IN ARRANGING SELFDEPENDENT STUDENTS’ WORK
The article focuses on the main trends in organizing the individual work of the university teacher, gives methodic recommendations to increase the share of individual work while studying the main courses of higher professional education.
Keywords: educational discipline, self-dependent education, baccalaureate, magistrates, motivation, practical work.
И.Е. РАСТОРГУЕВ, доцент, декан факультета экономики и финансов
Экономическое образование в транспортном вузе
Статья посвящена становлению и развитию экономического образования в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций.
Ключевые слова: водный транспорт, инженерно-экономический факультет, преподавательский состав, научная деятельность.
Создание экономического факультета (сначала как экономического отделения) в Ленинградском институте инженеров водного транспорта в 1934 г. непосредственно было связано с высокими темпами индустриализации, осуществлявшейся в СССР в предвоенный период. Для подъема народного хозяйства страны требовались квалифицированные инженеры-экономисты во всех отраслях, в том числе и на речном транспорте. Поэтому несколько позже факультет стал именоваться инженерно-экономическим.
Открытие факультета впервые в истории водного транспорта потребовало решения довольно сложных и ответственных задач: создания материально-технической базы; формирования преподавательского коллектива, призванного заложить основы и обеспечить подготовку специалистов по инженерно-экономической специальности; проведения всех видов занятий по профилю факультета. Быстрому становлению инженерно-экономического факультета способствовало функционирование в институте с момента его