Научная статья на тему 'Самостоятельная работа педагогов в условиях дополнительного профессионального образования'

Самостоятельная работа педагогов в условиях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хафизова Н. Ю.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, в частности, готовность к постоянному профессиональному росту, развитие навыков самостоятельного получения знаний, формирование профессиональных компетенций. Анализ теории и практики образования показывает, что более эффективно формирование профессиональных компетенций у слушателей системы дополнительного профессионального образования на основе их самостоятельной работы. Развитие системы дополнительного образования взрослых на современном этапе осуществляется на новой технологической основе, поэтому одним из главных направлений ее развития является всевозрастающее значение и распространение новых технологий, которые влияют на изменение образовательной среды. Успешность самостоятельной работы педагога зависит от многих внутренних и внешних факторов, в частности, содержания и сложности задач самостоятельной работы и от ее организации и руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа педагогов в условиях дополнительного профессионального образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.

2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С.355-359.

3. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.

4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

6. Старостин И.О. Качество использования педагогического моделирования в детерминации педагогических условий социализации обучающегося в спорте // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Ч. II. С.307-310.

7. Качуровская Д. Д. Педагогическая деятельность в системе детерминаций и моделей // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.101-102.

8. Захаров А.В. Особенности детерминации категориального аппарата педагогики в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: тр. Всерос. науч. конф. ст., асп. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып.20. 4.II. Гум. науки. С.203-204.

9. Корнеева В.Д. Качество детерминаций категории «социализация» в решении задач развития личности через спорт // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.236-238.

© Ушакова О. Г., 2016

УДК 374.1

Н.Ю. Хафизова

старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, в частности, готовность к постоянному профессиональному росту, развитие навыков самостоятельного получения знаний, формирование профессиональных компетенций. Анализ теории и практики образования показывает, что более эффективно формирование профессиональных компетенций у слушателей системы дополнительного профессионального образования на основе их самостоятельной работы. Развитие системы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

дополнительного образования взрослых на современном этапе осуществляется на новой технологической основе, поэтому одним из главных направлений ее развития является всевозрастающее значение и распространение новых технологий, которые влияют на изменение образовательной среды. Успешность самостоятельной работы педагога зависит от многих внутренних и внешних факторов, в частности, содержания и сложности задач самостоятельной работы и от ее организации и руководства.

Ключевые слова

ИКТ-компетенции педагога, дополнительное профессиональное образование взрослых, самостоятельная работа, информационно-образовательная среда, ИОС, профессиональный стандарт педагога

Развитие системы дополнительного образования взрослых осуществляется в период происходящих преобразований в различных сферах жизнедеятельности во многих странах, вступления в эпоху информационной цивилизации, в которой разрабатываются новые идеи и генерируются их новые смыслы. В этой связи подготовка педагогов в системе дополнительного образования взрослых в современных условиях должна соответствовать теоретическим и практическим трансформациям, где указанные процессы выступают регулятивами, обеспечивающими интенсификацию подготовки [1].

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов: свободное владение информационными и коммуникационными технологиями, готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, формирование и развитие навыков самостоятельного получения знаний, формирование профессиональных компетенций, критического мышления. Сегодня, таким образом, возникла потребность в качественно иной профессиональной подготовке педагога, позволяющей формировать личность творческую, ответственную, устойчивую к стрессам, способную принимать взвешенные решения в различных жизненных ситуациях. Формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим развитием и образованием, понимать суть и содержание профессиональной компетентности педагога [2]. В связи с этим отмечается повышение значимости продолжения образования в течение всей жизни. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей [3].

Анализ теории и практики образования показывает, что более эффективно формирование профессиональных компетенций у слушателей системы дополнительного профессионального образования на основе их самостоятельной работы. О значимости и важности подготовки педагога к этой работе рассмотрено в работе Т.В. Уткиной [4].

Под самостоятельной работой принято понимать все виды активной познавательной и научно-исследовательской деятельности педагога, требующей самостоятельного изучения определенной проблемы посредством использования различных источников информации, которая может возникнуть в ходе профессиональной деятельности, повышения квалификации, а также изучения и обобщения педагогического опыта.

В профессиональном стандарте «Педагог» обозначена еще одна из главных задач современного педагога - освоить информационно-образовательную среду (ИОС) школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя по мере необходимости ее компоненты, и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, обучающимися, администрацией, родителями; рассматривать как фактор собственного профессионального и личностного развития [5].

Для достижения поставленных задач необходимо наличие сформированной и развивающейся информационно-образовательной среды. Образовательную среду учреждения дополнительного профессионального образования следует рассматривать как совокупность различных составляющих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

образовательной деятельности и межличностных отношений, устанавливающихся в процессе взаимодействия участников и позволяющую обеспечить профессиональную подготовку педагогов по приоритетным направлениям в соответствии с их способностями и возможностями, а также готовности к выполнению профессиональных функций и творческой самореализации.

Развитие системы дополнительного образования взрослых на современном этапе осуществляется на новой технологической основе, поэтому одним из главных направлений ее развития является всевозрастающее значение и распространение новых технологий. Вполне очевидно, что новые технологии все активнее влияют на изменение образовательной среды. Визуализация, виртуальная реальность, облачные вычисления и многие другие современные явления уже сегодня радикально и стремительно меняют вид и структуру образования, а также системные требования к образовательной среде. Цифровые технологии образуют новую социализацию и новые неравенства. Резко развиваются социальные сети, виртуальное общение и контакты, важнейшими особенностями которых стали скорость и независимость от географического местоположения, языковых и культурных барьеров.

Успешность самостоятельной работы педагога зависит от многих внутренних и внешних факторов: способностей и волевых качеств, мотивов и установок педагога, его

профессиональной подготовки, содержания и сложности задач самостоятельной работы и в большой мере от ее организации и руководства. Дидактические возможности новых технологий, несомненно влияющие на развитие информационно-образовательной среды, создают предпосылки для интенсификации образовательной деятельности. Электронные образовательные ресурсы, как компоненты ИОС, способствуют развитию мотивационно-ценностного компонента готовности педагога к самостоятельной работе, а также познавательно-продуктивного и рефлексивно-оценочного.

Создание и использование электронных образовательных ресурсов на основе «облачных» технологий позволяют организовать управляемую самостоятельную работу слушателей как выполнение разработанного и контролируемого преподавателем задания. Активность личности слушателя проявляется в постановке целей самостоятельной работы, ее планировании, определении способов самомобилизации и самоконтроля, оценке, результате. Немаловажна и реализация возможности формирования ситуации взаимодействия слушателей в ходе управляемой самостоятельной работы, самовыражения и самоутверждения в среде, презентации своего позитивного опыта, например, на виртуальных досках в рамках рассматриваемых ресурсов.

Список использованной литературы:

1. Невдах, С.И., Тенденции развития системы дополнительного образования взрослых по подготовке педагогов в современных условиях : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/8047/1/%D 1%81%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D 1%8C%D 1%8F%203.14.%D0 %93%D0%9B%D0%94.pdf

2. Шайкина В.Н. Информационно-мотивационное сопровождение учащихся на уроках математики с позиции их профессионального самоопределения / Шайкина В.Н., Гусева Л.К. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. № 5-4. С. 93-97.

3. Пяткова О.Б., Гусева Т.В. К вопросу о подготовке учащихся к государственной аттестации /О.Б.Пяткова, Т.В. Гусева// Инновационная наука - 2016. - № 6. - С.247-250.

4. Уткина Т.В. Проблемный метод обучения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Символ науки - 2016. № 4-2. С. 195200.

5. Хафизова Н.Ю. К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога / Н.Ю. Хафизова // Инновационная наука - 2016. - № 3. - С.216-220.

© Хафизова Н.Ю. , 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.