_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С.355-359.
3. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
6. Старостин И.О. Качество использования педагогического моделирования в детерминации педагогических условий социализации обучающегося в спорте // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Ч. II. С.307-310.
7. Качуровская Д. Д. Педагогическая деятельность в системе детерминаций и моделей // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.101-102.
8. Захаров А.В. Особенности детерминации категориального аппарата педагогики в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: тр. Всерос. науч. конф. ст., асп. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып.20. 4.II. Гум. науки. С.203-204.
9. Корнеева В.Д. Качество детерминаций категории «социализация» в решении задач развития личности через спорт // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.236-238.
© Ушакова О. Г., 2016
УДК 374.1
Н.Ю. Хафизова
старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, в частности, готовность к постоянному профессиональному росту, развитие навыков самостоятельного получения знаний, формирование профессиональных компетенций. Анализ теории и практики образования показывает, что более эффективно формирование профессиональных компетенций у слушателей системы дополнительного профессионального образования на основе их самостоятельной работы. Развитие системы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
дополнительного образования взрослых на современном этапе осуществляется на новой технологической основе, поэтому одним из главных направлений ее развития является всевозрастающее значение и распространение новых технологий, которые влияют на изменение образовательной среды. Успешность самостоятельной работы педагога зависит от многих внутренних и внешних факторов, в частности, содержания и сложности задач самостоятельной работы и от ее организации и руководства.
Ключевые слова
ИКТ-компетенции педагога, дополнительное профессиональное образование взрослых, самостоятельная работа, информационно-образовательная среда, ИОС, профессиональный стандарт педагога
Развитие системы дополнительного образования взрослых осуществляется в период происходящих преобразований в различных сферах жизнедеятельности во многих странах, вступления в эпоху информационной цивилизации, в которой разрабатываются новые идеи и генерируются их новые смыслы. В этой связи подготовка педагогов в системе дополнительного образования взрослых в современных условиях должна соответствовать теоретическим и практическим трансформациям, где указанные процессы выступают регулятивами, обеспечивающими интенсификацию подготовки [1].
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов: свободное владение информационными и коммуникационными технологиями, готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, формирование и развитие навыков самостоятельного получения знаний, формирование профессиональных компетенций, критического мышления. Сегодня, таким образом, возникла потребность в качественно иной профессиональной подготовке педагога, позволяющей формировать личность творческую, ответственную, устойчивую к стрессам, способную принимать взвешенные решения в различных жизненных ситуациях. Формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим развитием и образованием, понимать суть и содержание профессиональной компетентности педагога [2]. В связи с этим отмечается повышение значимости продолжения образования в течение всей жизни. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей [3].
Анализ теории и практики образования показывает, что более эффективно формирование профессиональных компетенций у слушателей системы дополнительного профессионального образования на основе их самостоятельной работы. О значимости и важности подготовки педагога к этой работе рассмотрено в работе Т.В. Уткиной [4].
Под самостоятельной работой принято понимать все виды активной познавательной и научно-исследовательской деятельности педагога, требующей самостоятельного изучения определенной проблемы посредством использования различных источников информации, которая может возникнуть в ходе профессиональной деятельности, повышения квалификации, а также изучения и обобщения педагогического опыта.
В профессиональном стандарте «Педагог» обозначена еще одна из главных задач современного педагога - освоить информационно-образовательную среду (ИОС) школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя по мере необходимости ее компоненты, и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, обучающимися, администрацией, родителями; рассматривать как фактор собственного профессионального и личностного развития [5].
Для достижения поставленных задач необходимо наличие сформированной и развивающейся информационно-образовательной среды. Образовательную среду учреждения дополнительного профессионального образования следует рассматривать как совокупность различных составляющих
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
образовательной деятельности и межличностных отношений, устанавливающихся в процессе взаимодействия участников и позволяющую обеспечить профессиональную подготовку педагогов по приоритетным направлениям в соответствии с их способностями и возможностями, а также готовности к выполнению профессиональных функций и творческой самореализации.
Развитие системы дополнительного образования взрослых на современном этапе осуществляется на новой технологической основе, поэтому одним из главных направлений ее развития является всевозрастающее значение и распространение новых технологий. Вполне очевидно, что новые технологии все активнее влияют на изменение образовательной среды. Визуализация, виртуальная реальность, облачные вычисления и многие другие современные явления уже сегодня радикально и стремительно меняют вид и структуру образования, а также системные требования к образовательной среде. Цифровые технологии образуют новую социализацию и новые неравенства. Резко развиваются социальные сети, виртуальное общение и контакты, важнейшими особенностями которых стали скорость и независимость от географического местоположения, языковых и культурных барьеров.
Успешность самостоятельной работы педагога зависит от многих внутренних и внешних факторов: способностей и волевых качеств, мотивов и установок педагога, его
профессиональной подготовки, содержания и сложности задач самостоятельной работы и в большой мере от ее организации и руководства. Дидактические возможности новых технологий, несомненно влияющие на развитие информационно-образовательной среды, создают предпосылки для интенсификации образовательной деятельности. Электронные образовательные ресурсы, как компоненты ИОС, способствуют развитию мотивационно-ценностного компонента готовности педагога к самостоятельной работе, а также познавательно-продуктивного и рефлексивно-оценочного.
Создание и использование электронных образовательных ресурсов на основе «облачных» технологий позволяют организовать управляемую самостоятельную работу слушателей как выполнение разработанного и контролируемого преподавателем задания. Активность личности слушателя проявляется в постановке целей самостоятельной работы, ее планировании, определении способов самомобилизации и самоконтроля, оценке, результате. Немаловажна и реализация возможности формирования ситуации взаимодействия слушателей в ходе управляемой самостоятельной работы, самовыражения и самоутверждения в среде, презентации своего позитивного опыта, например, на виртуальных досках в рамках рассматриваемых ресурсов.
Список использованной литературы:
1. Невдах, С.И., Тенденции развития системы дополнительного образования взрослых по подготовке педагогов в современных условиях : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/8047/1/%D 1%81%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D 1%8C%D 1%8F%203.14.%D0 %93%D0%9B%D0%94.pdf
2. Шайкина В.Н. Информационно-мотивационное сопровождение учащихся на уроках математики с позиции их профессионального самоопределения / Шайкина В.Н., Гусева Л.К. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. № 5-4. С. 93-97.
3. Пяткова О.Б., Гусева Т.В. К вопросу о подготовке учащихся к государственной аттестации /О.Б.Пяткова, Т.В. Гусева// Инновационная наука - 2016. - № 6. - С.247-250.
4. Уткина Т.В. Проблемный метод обучения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Символ науки - 2016. № 4-2. С. 195200.
5. Хафизова Н.Ю. К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога / Н.Ю. Хафизова // Инновационная наука - 2016. - № 3. - С.216-220.
© Хафизова Н.Ю. , 2016