Научная статья на тему 'Самостоятельная работа педагога по повышению квалификации'

Самостоятельная работа педагога по повышению квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TEACHER / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL GROWTH / INDEPENDENT LEARNING ACTIVITIES / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапушкина Дария Александровна, Трибунская Вера Александровна

В статье рассматривается педагог как субъект образовательного процесса, а также определяется важность самостоятельной работы педагога для развития профессиональных навыков и повышения квалификации. Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации представляет собой одну из форм учебного процесса, являясь существенной его частью. Обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров призвано выполнять не только общие, свойственные обучению в профессиональном учреждении, но и специфические функции. Самостоятельная работа педагога состоит в том, что включаясь в данную работу, он обязательно получает заранее определенный результат продукт своей деятельности. В процессе усвоения и преобразования конкретного объема знаний и умений через призму своего профессионального опыта учитель осваивает методологические основы изучения теоретического материала и образовательной практики, способы и средства профессионального самосовершенствования. Наравне с этим происходит развитие самостоятельного проектного мышления как важнейшей характеристики современного специалиста, готовности к самостоятельной работе, обучению, что преломляется в дидактическом содержании профессионального самосовершенствования. Конечным результатом самостоятельной работы учителя за период повышения квалификации будет приобретение опыта самостоятельной автономной деятельности, на основе которого формируется готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и самосовершенствованию в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапушкина Дария Александровна, Трибунская Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF TEACHERS TO IMPROVE THEIR SKILLS

The article discusses teachers as the subject of educational process and the importance of independent work or a teacher to develop and advance their professional skills. Independent work of teachers in advanced training is one of the forms of the educational process, which can be considered its significant part. Advanced training of teachers performs both general functions, typical of studying in an educational institution, and specific functions. Independent work of a teacher means that getting involved in this work he/she gets the definite result the product of activity. In the process of acquisition of some amount of knowledge through the prism of their professional experience, the teacher becomes familiar with the methodological bases of working with theory and its application in educational practice and the ways and means of professional self-development. Besides, the development of the project thinking takes place as an important quality of a modern teacher ready to work on their own to teach, which is reflected in the didactical content of professional self-development. The final result of independent work of a teacher in the period of advanced training is the experience of independent, autonomous activity, on the basis of which readiness to professional activity and self-development in this sphere is formed.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа педагога по повышению квалификации»

УДК 37.018.46 ББК Ч404.78

ГСНТИ 14.37.27

Код ВАК 13.00.08

Лапушкина Дария Александровна,

магистрант второго года обучения, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 415; e-mail: dariya.lapushkina@yandex.ru.

Трибунская Вера Александровна,

аспирант, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 415; e-mail: fmo_sgc@mail.ru.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагог, самостоятельная работа, профессиональный рост, самостоятельная познавательная деятельность, повышение квалификации.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается педагог как субъект образовательного процесса, а также определяется важность самостоятельной работы педагога для развития профессиональных навыков и повышения квалификации. Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации представляет собой одну из форм учебного процесса, являясь существенной его частью. Обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров призвано выполнять не только общие, свойственные обучению в профессиональном учреждении, но и специфические функции. Самостоятельная работа педагога состоит в том, что включаясь в данную работу, он обязательно получает заранее определенный результат — продукт своей деятельности. В процессе усвоения и преобразования конкретного объема знаний и умений через призму своего профессионального опыта учитель осваивает методологические основы изучения теоретического материала и образовательной практики, способы и средства профессионального самосовершенствования. Наравне с этим происходит развитие самостоятельного проектного мышления как важнейшей характеристики современного специалиста, готовности к самостоятельной работе, обучению, что преломляется в дидактическом содержании профессионального самосовершенствования. Конечным результатом самостоятельной работы учителя за период повышения квалификации будет приобретение опыта самостоятельной автономной деятельности, на основе которого формируется готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и самосовершенствованию в ней.

Lapushkina Daria Alexandrovna,

Master's Degree Student, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Tribunskaya Vera Alexandrovna,

Post-graduate Student, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INDEPENDENT WORK OF TEACHERS TO IMPROVE THEIR SKILLS

KEYWORDS: teacher, independent work, professional growth, independent learning activities, advanced training.

ABSTRACT. The article discusses teachers as the subject of educational process and the importance of independent work or a teacher to develop and advance their professional skills. Independent work of teachers in advanced training is one of the forms of the educational process, which can be considered its significant part. Advanced training of teachers performs both general functions, typical of studying in an educational institution, and specific functions. Independent work of a teacher means that getting involved in this work he/she gets the definite result - the product of activity. In the process of acquisition of some amount of knowledge through the prism of their professional experience, the teacher becomes familiar with the methodological bases of working with theory and its application in educational practice and the ways and means of professional self-development. Besides, the development of the project thinking takes place as an important quality of a modern teacher ready to work on their own - to teach, which is reflected in the didactical content of professional self-development. The final result of independent work of a teacher in the period of advanced training is the experience of independent, autonomous activity, on the basis of which readiness to professional activity and self-development in this sphere is formed.

роль самостоятельной работы педагога не теряет своей значимости.

В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение педагога: с одной стороны, это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного

п:

"овышение квалификации педагогов в стремительно меняющемся образовательном пространстве приобретает особую актуальность в настоящее время: изменение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), внедрение профессиональных стандартов, изменение самой технологии обучения подрастающего поколения. Несмотря на функционирование большого количества учреждений дополнительного образования,

© Лапушкина Д. А., Трибунская В. А., 2016

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

заведения, воспитатель детского сада и т.д.); с другой, ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики [9, с. 186].

Согласно Толковому словарю русского языка, педагог — это лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой [7, с. 407].

В Словаре современного русского литературного языка педагог определяется как лицо, профессионально занимающееся воспитательной и преподавательской работой [12, с. 347].

В подтверждение вышесказанного приведем следующее определение термина «педагог», представленное в Большом академическом словаре русского языка: 1. Специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой; учитель, преподаватель; 2. Специалист по педагогике [1, с. 521].

Таким образом, педагог — это специалист, занимающийся как воспитательной, преподавательской работой, так и ведущий научную деятельность.

К. Д. Ушинский высоко оценивал особую роль учителя в бескорыстном служении воспитанию и образованию, называя ее той сферой общественной деятельности, где можно принести наибольшую пользу. Он рассматривал задачи воспитания и образования народа в связи с историческими задачами развития общества, решение которых способствует формированию нравственных, патриотических качеств личности, воспитанию достойных граждан своего Отечества. «В организме общественного воспитания, — писал К. Д. Ушинский, — каждый имеет свое дело, но в этом организме без сомнения преподаватель и ближайший воспитатель, который поставлен лицом к лицу с воспитанниками, заключает в себе весь потенциал успеха. Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы она ни была хорошо продумана, не перешедшая в убеждения воспитателя, ничего в себе не несет». При этом К. Д. Ушинский подчеркивает, что «многое в успехе воспитания зависит и от общего порядка в учебном заведении, но определяющее, главнейшее будет зависеть от личности воспитателя» [15, с. 67].

Педагог, обучающий других, должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова [5].

Немаловажным элементом личности педагога, наравне с культурой, является профессионализм. Согласно исследованиям в области психологии профессионализма, профессионализм представляет собой особое свойство людей систематически, эффек-

тивно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях [3]. Одним из основных инструментов профессионализма педагога, совершенствования его мастерства все чаще выступает самостоятельная работа.

Под самостоятельной работой принято понимать все виды активной познавательной и научно-исследовательской деятельности педагога, требующей самостоятельного поиска ответов на вопросы, которые возникают в ходе профессиональной деятельности, повышения квалификации, а также анализа собственной педагогической практики. По результатам исследования самостоятельной работы учителя в системе повышения квалификации данное понятие рассматривается как систематично, организационно и методически направленная индивидуальная познавательная деятельность, осуществляемая во внеаудиторное время автономно без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата [6, с. 27].

Б. Г. Иоганзен рассматривал организацию самостоятельной работы в высшей школе как систему мер по воспитанию активности и самостоятельности в качестве черт личности по выработке умений и навыков рационального приобретения полезной информации.

Отметим, что самостоятельная работа педагога по повышению квалификации может выстраиваться как в рамках самостоятельной работы в учреждениях дополнительного образования, так и в рамках самообразования.

Нельзя не согласиться с О. В. Мицук, что самостоятельная познавательная деятельность педагога включает: 1) постановку цели на основе осознания своих образовательных потребностей, определение задач и предполагаемых результатов работы;

2) планирование самостоятельной работы, определение содержания, этапов работы, общего объема времени, необходимого для ее выполнения, и сроков выполнения;

3) определение и выбор эффективных способов и средств выполнения самостоятельной работы; 4) самоорганизацию и своевременный самоконтроль за ходом выполнения поставленной задачи, в результате чего выявляется, правильно ли выполняется задание этими способами и средствами, не требуется ли корректировка в ходе и способах работы; 5) самооценку успехов учебно-познавательной деятельности в достижении конкретной цели в выполнении упражнений, заданий с позиции совершенствования определенных действий [6, с. 28].

Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации наряду с аудиторной представляет одну из форм

учебного процесса и является существенной его частью [2]. Обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров выполняет не только общие, свойственные обучению в профессиональном учреждении, но и специфические функции. Одна из таких важнейших функций, как отмечает А. Ю. Панасюк, заключается в разрушении «сложившихся в прошлом опыте стереотипов мышления и стиля профессиональной деятельности, которые могут вступать в противоречие с новыми научными подходами и социальными требованиями..., что, несомненно, мешает достижению высокого качества и результативности образовательного процесса» [8, с. 7]. Специалисты подчеркивают, что именно установки личности как регуляторы деятельности, а не мыслительные процессы или память, внимание, восприятие перестраиваются, когда деятельность человека должна осуществляться в принципиально новых для него условиях [8].

Анализ исследований по вопросам повышения квалификации педагогических кадров (в том числе и работы Л. В. Ильясова), позволил рассмотреть обучение педагогов во взаимосвязи объективных и субъективных-факторов. К ним могут быть отнесены психологические, организационно-педагогические, материально-технические и т.д. [4].

Например, психологические факторы могут включать в себя те, которые характеризуют особенности личности и профессиональной деятельности педагогических работников. Сюда целесообразно относить особенности содержания и характер профессиональной деятельности педагога, осознаваемые им личностные потребности в совершенствовании своих знаний и практических умений, реальный уровень профессиональной квалификации, личную позицию, проявляющуюся в потребностях и мотивах обучения, удовлетворенность или неудовлетворенность уровнем своей подготовки.

Организационно-педагогические факторы следует связывать с особенностями функционирования системы повышения квалификации педагогических кадров. К ним относятся особенности организации и осуществления курсовой подготовки и переподготовки: частота прохождения курсовой подготовки и переподготовки; добровольность или традиционный административный подход, обязывающий педагогов повышать квалификацию через определенные промежутки времени. Чрезвычайно важное значение для успешности обучения имеет качество учебных планов и образовательных программ дополнительного профессионального образования, выявление и учет в обучении личностных потребностей педагогов в совершенствовании профессио-

нальных знаний и практических умений, диагностирование изменений профессиональной квалификации слушателей.

Существенно определяют эффективность обучения педагогических работников материально-технические особенности: наличие учебных и учебно-методических пособий для преподавателей и обучающихся, оснащенность образовательного процесса дидактической техникой, объем библиотечных фондов, наличие и разнообразие материалов, отражающих инновации в образовании и управлении образовательным учреждением и т.д. [4].

Выявленные обстоятельства обусловливают необходимость при организации повышения квалификации педагогических кадров учитывать наличие соответствующих факторов и создавать условия, благодаря которым определенные особенности педагогов были бы приняты во внимание.

В ряду вышеперечисленных особенностей повышения квалификации педагогов на одно из первых мест, пожалуй, можно поставить их личностные особенности и особенности осуществляемой ими педагогической деятельности. Анализ теоретических исследований, в частности работ Г. С. Абрамовой, Л. И. Анцыферовой, Б. Ц. Бадмаева, А. А. Бо-далева, М. Т. Громковой, С. И. Змеева, Ю. Н. Кулюткина и др., а также опыт Л. Ф Ильясова дают возможность предположить, что контингент слушателей в структурах повышения квалификации и переподготовки кадров отличается особой сложностью и специфическими особенностями. Например, В. Г. Опушкин утверждает, что сам факт включения взрослого человека в активную общественную и трудовую жизнь заставляет рассматривать его обязательную деятельность не саму по себе, а в целостном контексте социально-экономических, психологических и педагогических аспектов этой деятельности, во взаимосвязи образования с жизнью и трудом [14].

Самостоятельная работа педагога состоит в том, что включаясь в данную работу, он обязательно получает заранее определенный результат — продукт своей деятельности. В процессе усвоения и преобразования конкретного объема знаний и умений через призму своего профессионального опыта учитель осваивает методологические основы изучения теоретического материала и образовательной практики, способы и средства профессионального самосовершенствования. Параллельно с этим происходит развитие самостоятельного проектного мышления как важнейшей характеристики современного специалиста, готовности к самостоятельной работе, обучению, что преломляется в дидактическом содержании профессионального

50 НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

самосовершенствования. Конечным личност- мирует самостоятельность не только как со-

но значимым результатом самостоятельной вокупность умений и навыков, но и как чер-

работы учителя за период повышения ква- ту характера, играющую существенную роль

лификации будет приобретение опыта само- в структуре личности педагога. стоятельной автономной деятельности и на Таким образом, самостоятельная рабо-

его основе — готовности к самостоятельной та находит свое применение не только в

профессиональной деятельности и самосо- процессе повышения квалификации педа-

вершенствованию в ней. гогов, но и в учебной, научной, профессио-

Самостоятельная работа является нальной деятельности, способности прини-

кульминацией всех видов учебной работы. мать на себя ответственность, самостоя-

Кроме того, самостоятельная работа несет в тельно решать проблему, находить кон-

себе и воспитательное значение: она фор- структивные решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой академический словарь русского языка / гл. ред. А. С. Герд, уч. секретарь Д. И. Панков. Т. 15. М. ; СПб. : РАН, 2011.

2. Власенко С. В., Батырбаева Н. К. Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации как основное условие профессионального развития / / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 17-21.

3. Дружилов С. А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становленияпрофессиона-лизма человека // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2012. № 1 (21). URL: http: //www.psystudy.ru/index.php/num/ 2012П1-21/621-druzhilov21.html.

4. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник ТГПУ. 2010. Вып. 2 (92). С. 30-35.

5. Мезенцева О. И. Специфика организации самостоятельной работы педагогов в системе последипломного образования // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 10. С. 27-31.

6. Мицук О. В. Самостоятельная работа как условие профессионального самосовершенствования учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 6 (108). С. 27-32.

7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л. И. Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. М. : ООО «Издательство Оникс» ; ООО «Издательство «Мир и образование», 2010.

8. Панасюк А. Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М. : Высш. школа, 1991.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003.

10. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 50-62.

11. Славгородская Е. Л. Психологический анализ педагогической деятельности педагога высшей школы // ПНиО. 2014. № 3 (9). С. 114-119.

12. Словарь современного русского литературного языка / под. ред. Н. З. Котеловой, Г. А. Качевской ; Академия Наук СССР ; Институт русского языка. Т. 9. 1959.

13. Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 77-81.

14. Теоретические основы непрерывного образования / под ред. В. Г. Онушкина. М. : Педагогика, 1987.

15. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая) ; Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1989.

REFERENCES

1. Bol'shoy akademicheskiy slovar' russkogo yazyka / gl. red. A. S. Gerd, uch. sekretar' D. I. Pankov. T. 15. M. ; SPb. : RAN, 2011.

2. Vlasenko S. V., Batyrbaeva N. K. Samostoyatel'naya rabota pedagogov v period povysheniya kvalifikatsii kak osnovnoe uslovie professional'nogo razvitiya // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2015. № 2 (11). S. 17-21.

3. Druzhilov S. A. Obobshchennyy (integral'nyy) podkhod k obespecheniyu stanovleniya professiona-lizma cheloveka // Psikhologicheskie issledovaniya : elektron. nauch. zhurn. 2012. № 1 (21). URL: http: //www.psystudy.ru/index.php/num/ 2012n1-21/621-druzhilov21.html.

4. Il'yasov D. F. Organizatsiya obucheniya pedagogov v uchrezhdenii povysheniya kvalifikatsii kad-rov // Vestnik TGPU. 2010. Vyp. 2 (92). S. 30-35.

5. Mezentseva O. I. Spetsifika organizatsii samostoyatel'noy raboty pedagogov v sisteme poslediplomnogo obrazovaniya // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2012. № 10. S. 27-31.

6. Mitsuk O. V. Samostoyatel'naya rabota kak uslovie professional'nogo samosovershenstvovaniya uchitelya v obrazovatel'nom protsesse uchrezhdeniy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Vestnik TGPU. 2011. Vyp. 6 (108). S. 27-32.

7. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: Ok. 100000 slov, terminov i frazeologicheskikh vyra-zheniy / pod red. L. I. Skvortsova. 26-e izd., ispr. i dop. M. : OOO «Izdatel'stvo Oniks» ; OOO «Izdatel'stvo «Mir i obrazovanie», 2010.

8. Panasyuk A. Yu. Sistema povysheniya kvalifikatsii i psikhologicheskaya perestroyka kadrov. M. : Vyssh. shkola, 1991.

9. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / gl. red. B. M. Bim-Bad ; redkol.: M. M. Bezrukikh, V. A. Bolotov, L. S. Glebova i dr. M. : Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2003.

10. Redlikh S. M., Kozyreva O. A. Sovremennye metody produktivnoy pedagogiki i problema formirovaniya kul'tury samostoyatel'noy raboty pedagoga / / Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2011. № 3. S. 50-62.

11. Slavgorodskaya E. L. Psikhologicheskiy analiz pedagogicheskoy deyatel'nosti pedagoga vysshey shkoly / / PNiO. 2014. № 3 (9). S. 114-119.

12. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka / pod. red. N. Z. Kotelovoy, G. A. Kachevskoy ; Akademiya Nauk SSSR ; Institut russkogo yazyka. T. 9. 1959.

13. Stepanov S. V., Kozyreva O. A. Kul'tura samostoyatel'noy raboty pedagoga kak mekhanizm formirovaniya professional'noy kompetentnosti, samorealizatsii i konkurentosposobnosti / / Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2011. № 3. S. 77-81.

14. Teoreticheskie osnovy nepreryvnogo obrazovaniya / pod red. V. G. Onushkina. M. : Pedagogika, 1987.

15. Tolstoy L. N. Pedagogicheskie sochineniya / sost. N. V. Veykshan (Kudryavaya) ; Akad. ped. nauk SSSR. M. : Pedagogika, 1989.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.