Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как средство профессионального саморазвития студентов гуманитарного вуза'

Самостоятельная работа как средство профессионального саморазвития студентов гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ / ГУМАНИТАРНЫЙ ВУЗ / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / STUDENT / HUMANITIES UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Кондрашова Елена Николаевна, Абдуллин Асат Гиниатович

В статье рассматривается самостоятельная работа в качестве средства профессионального саморазвития студентов гуманитарного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Кондрашова Елена Николаевна, Абдуллин Асат Гиниатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS A MEANS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS OF THE HUMANITARIAN UNIVERSITY

The article considers independent work as a means of professional self-development of students of a humanitarian university.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как средство профессионального саморазвития студентов гуманитарного вуза»

университета, 2002. - 146 с.

5. Сайгушев Н.Я., Кумушкулов А.М., Рысбаев И.И., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Становление позиции субъекта деятельности будущего учителя в процессе рефлексивного управления // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - №12. - С. 143-147

6. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 569

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор психологических наук, профессор Абдуллин Асат Гиниатович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается самостоятельная работа в качестве средства профессионального саморазвития студентов гуманитарного вуза.

Ключевые слова: самостоятельная работа, профессиональное саморазвитие, студент, гуманитарный вуз.

Annotation. The article considers independent work as a means of professional self-development of students of a humanitarian university.

Keywords. independent work, professional self-development, student, humanities university.

Введение. В процессе профессиональной подготовки от студентов гуманитарного вуза требуется не столько воспроизведение полученных знаний, сколько творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. При этом в процессе профессиональной подготовки особое внимание следует усилить роль и оптимизацию самостоятельной работы студентов.

В современной теории известно достаточно исследований по проблеме самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И., Пидкасистый и др.). В них рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические и другие аспекты этой деятельности студентов. Многие стороны исследуемой проблемы раскрыты в традиционном дидактическом плане.

Однако общая тенденция организации процесса профессиональной подготовки вузов состоит в том, чтобы активизировать способность студентов к саморазвитию, их познавательные интересы и максимально развивать самостоятельность обучаемых.

Изложение основного материала статьи. Существующая образовательная среда в вузе не обеспечивает в полной мере решения этих задач: она недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал, не ориентирована на их полноценную личностную самореализацию, не обеспечивает условия для постоянного самосовершенствования студентов и педагогов.

Понятие «саморазвитие» сегодня становится ключевым для характеристики целей, содержания и средств современного образования. Проблемы саморазвития личности имеют место в работах отечественных (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), а также зарубежных психологов (А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.).

Анализ научной литературы свидетельствует, что саморазвитие личности - это сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний. Механизмы процесса саморазвития можно условно соединить в четыре функциональных блока-стадии: самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации с обоснованием их последовательности и интегрально-функционального взаимодействия.

Мы рассматриваем саморазвитие в аспекте профессионального становления. Поэтому правомерно говорить о профессиональном саморазвитии. Профессиональное саморазвитие В.А. Сластенин рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. По его мнению, профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов: внешних условий (они создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам учитель). Последнее предполагает наличие: а) потребностей в обновлении, развития, самопознания, понимания своих действий; б) целей; в) средств.

В качестве критериев профессионального саморазвития учителя ученый выделяет следующие:

а) самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

б) доминирование в структуре педагогической деятельности действий учителя, направленных на профессиональной самообновление, изменение своих способов работы;

в) постановка и решение по отношению к самому к себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных и предметных задач;

г) способность учителя воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.

Понятие профессионального саморазвития В.А. Сластенин рассматривает в аспекте профессиональной самости (философский, психологический, управленческий аспекты).

Воспитание творчески-активной личности, способной к самостоятельному принятию решений в ситуации выбора, как никогда актуализирует понятие «творчество» в качестве способа эффективного саморазвития и профессионально-личностной самореализации [1; 6]. Исследователи в этой связи рассматривают термин «творческое саморазвитие личности».

Творческое саморазвитие личности - это интегративный творческий процесс сознательного и целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов.

В современной науке обозначены следующие механизмы профессионально-творческого саморазвития: рефлексия, творческая самореализация, самоактуализация - которые включаются друг в друга на последующих стадиях процесса: если у субъекта отсутствует творческая направленность на самоизменение, основанная на рефлексии, то у него не произойдет «запуска» механизма творческой саморегуляции; творческая саморегуляция является предпосылкой и необходимым условием самоактуализации, без которой недостижим уровень творческой самореализации, то есть останавливается процесс профессионально-творческого саморазвития.

Для более полного представления особенностей профессионально-творческого саморазвития студентов И.А. Шаршов [7] предлагает рассматривать полилатеральный подход.

По его мнению, полилатеральный подход представляет собой совокупность принципов и вытекающих из них организационно-педагогических способов деятельности, позволяющих рассматривать профессионально-творческое саморазвитие субъектов (ПТСС) как открытую и саморазвивающую систему с взаимодополняющих дуальных позиций, определять диалектику альтернативных возможностей изменения системы, изучать различные грани процесса ПТСС, формировать целостное понятие в единстве его иерархической структуры и динамики функционального взаимодействия, определять многомерность и вариативность ситуаций проявления активности субъектов, выявить ведущее направление профессионально-творческого саморазвития, наиболее эффективное для субъектов в данной точке поля саморазвития системы.

И.А.Шаршов профессионально творческое саморазвитие личности студента вуза рассматривает как творческое саморазвитие его личности в образовательной среде вуза, обеспечивающее диалектическую творческую самореализацию в учебно-профессиональной деятельности. Профессионально творческое саморазвитие личности осуществляется посредством механизмов самопознания, самоорганизации, самообразования как стремление к профессионально творческой самореализации, используя творчество и интеллект в качестве способов интенсификации этого процесса.

Термин «профессионально-творческое саморазвитие личности» подчеркивает сознательность и мотивированность действий человека, его собственные усилия по достижению результата. В данном случае акцентируется внимание на активности студентов и преподавателей не только по отношению к собственному развитию, но и включенности их в совместную образовательную деятельность, на взаимодействии в процессе этой деятельности.

Реализация творческого саморазвития студентов в образовательном процессе педвузов способствует совершенствованию качества образования выпускников, повышению уровня их образованности и компетентности.

Результаты современных исследований (Хуторской А.В. и др.) свидетельствуют, что профессионально-творческому развитию студентов вуза будет способствовать самостоятельная работа, если она основывается на следующих принципах:

1) соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним личностным приращениям;

2) принцип индивидуальной образовательной траектории в общеобразовательном пространстве -равновесие ролевого и автономного поведения;

3) принцип интерактивности;

4) принцип необходимости применения адекватных образовательных технологий;

5) принцип приоритета деятельностных критериев оценки результатов;

6) выстраивание системы самостоятельной работы должно осуществляться по принципу возрастания ее значения, объема, сложности и творческого характера [8].

В последние годы высшая школа планомерно переходит к реализации компетентностной модели подготовки специалистов. В соответствии с ней саморазвитие личности студента выступает как базовая составляющая его компетентности.

Учитывая имеющиеся теоретические наработки по проблеме самостоятельной работы студентов высшего образовательного учреждения можно сделать вывод, что самостоятельная работа - это вид учебной деятельности обучающегося по построению своей активности, направленной на осознанное самоизменение, саморазвитие, приобретение новых качеств, знаний и умений.

Самостоятельная работа - это сотворчество всех субъектов образовательного процесса - студента, преподавателя и студентов между собой. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на студента, способствовать развитию его собственной образовательной траектории. В связи с этим появляется проблема ее асинхронной организации в условиях уровневой системы высшего профессионального образования.

Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе в современной научной литературе получила название асинхронной самостоятельной работы [4]. Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется следующими особенностями:

• устойчивой внутренней мотивацией учения;

• компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута;

• активизацией субъектной позиции образовательного выбора;

• продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента;

• самостоятельностью принятия решений;

• самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования;

• полисубъектным характером образовательного взаимодействия;

• студентоцентрируемостью.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер.

В связи с этим можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентами способов ее выполнения.

4.Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консультации-установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т. д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты. семинар и т. д.).

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов (СРС) необходимы:

1. Комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы.

2. Сочетание всех уровней (типов) СРС.

3. Обеспечение контроля за качеством выполнения.

4. Формы контроля (контрольные точки: текущий, промежуточный и итоговый).

С целью уровневого развития компетентности студентов при организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие уровни сложности задач и заданий:

- репродуктивный (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;

- реконструктивный с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации;

- творческий (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей самостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.

Сущностной характеристикой самостоятельной работы является субъектная позиция обучаемого.

В соответствии с этим следует предъявлять следующие требования к содержанию и форме заданий по самостоятельной работе студентов:

- задания направлены на формирование компетенций и иметь -

- проблемный характер;

- задания дифференцированного и вариативного характера;

- задания по выбору студентов;

- задания с интегративной основой, необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.

В современной теории и практике высшего образования ведется инновационный поиск технологий организации самостоятельной работы студентов. В качестве одной их таких технологий рассматривается рейтинговая система обучения студентов.

В практику входят инновационные средства организации внеаудиторной СРС с использованием кейс-технологий. Название данных технологий происходит от английского слова «case» - папка, чемодан, портфель, также «case» можно перевести и как «случай, ситуация». Процесс обучения с использованием кейс-технологий представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность кейс-технологий состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов [3]. Наиболее распространёнными методами кейс-технологий являются ситуационный анализ и его разновидности:

- анализ конкретных ситуаций;

- ситуационные задачи и упражнения;

- case-study или метод учебных конкретных ситуаций.

Особое место в профессионально-творческом саморазвитии студентов занимает технология проектного обучения [1, 2, 9, 10]. В ходе реализации данной технологии студенты совместно с преподавателем проектируют какую-либо профессионально опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с содержанием изучаемого предмета или будущей деятельностью, а затем самостоятельно разрешают заложенные в ней противоречия. Важным достоинством данной технологии является ее направленность на формирование ценностно-смыслового мышления студента, его способности находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы нравственного, этического, эстетического характера.

Все типы проектов (учебный, учебно-исследовательский, научно-исследовательский) нацелены на развитие личностных качеств у студентов, формирование опыта творческой деятельности, осмысление различных профессионально-педагогических, мировоззренческих, морально-этических и других важных проблем. Специфика проектного обучения заключается в том, что образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента. Технология проектного обучения имеет развивающую целевую установку, проектирует содержание образования изоморфно будущей профессиональной деятельности, строится на субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса, представляет учебный материал в виде системы познавательных и практических задач, мотивационно обеспечивает профессионально-педагогическую подготовку, основываясь на субъективном опыте будущих специалистов.

Эффективным средством организации внеаудиторной СРС в системе современного высшего образования может выступать рабочая тетрадь студента по изучаемой дисциплине.

Выводы. Таким образом, в условиях реформирования высшего профессионального образования неотложной проблемой является придать личностный смысл получаемому образованию, стимулировать творческий потенциал студентов за счет усиления внутренней мотивации учебы, развития навыков самоорганизации и самообразования. Приобретению названных качеств способствует самостоятельная учебная работа студентов, ее рациональная организация. Самостоятельная работа студентов современной высшей школы призвана организовать индивидуальную, разноуровневую работу с каждым студентом, реализовать различные типы самостоятельной работы (воспроизводящие, реконструктивно- вариативные, эвристические), создать возможность поэтапного обучения студентов по линиям различной степени сложности.

Литература:

1. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Вестник высшей школы, 2004. - № 9. - С. 21-25.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. зав. - М., Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

3. Морозова Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов // Молодой ученый, 2011. - №2. Т.2. - С. 102-104.

4. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня, 2011. - № 6. - С. 6 - 10.

5. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя: монография. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 279 с.

6. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя // Сибирский педагогический журнал, 2005. № 2. - С. 3-12.

7. Шаршов И.А. Профессионально-творческое развитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ...д-ра пед. наук.- Белгород, 2005. - 50 с.

8. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

9. Saygushev N.Y., Vedeneeva O.A., Melekhova Yu.B. Reforming system of professional training of future specialists by taking into account production automation requirements // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Т. 1015. pp. 032119.

10. Yusupova Z.F., Shakurova M.M., Saygushev N.Y., Vedeneeva O.A., Kashina S.G. // Managerial tools of academic knowledge formation process // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. pp. 403-409.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК:378.2

кандидат исторических наук, доцент Сайфутдинова Гузель Борисовна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань),

Казанский федеральный университет (г. Казань);

доктор исторических наук, профессор Титова Татьяна Алексеевна

Казанский федеральный университет (г. Казань);

кандидат исторических наук, старший преподаватель Гущина Елена Геннадьевна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ДЕТСКОЙ ОБРЯДНОСТИ ТАТАР ТАТАРСТАНА В XXI В.

Аннотация. В статье акцентируется внимание на детской обрядовой практике татар Поволжья. Вопросы традиционной детской обрядности в системе социализации современной молодежи важны для проведения эффективной социальной политики, в частности для решения проблем семьи и детства. Этнические традиции и способы социализации позволяют выявить общее и особенное в процессах национального развития, оценить соотношение влияния на них экономических, политических и субкультурных факторов. Показано, что в настоящее время в связи с характерными для всей России процессами возрождения и подъема национального самосознания наблюдается подъем интереса к народной культуре и семейной обрядности.

Ключевые слова: детская обрядность татар, этнос, этнокультурная среда, обряды сорокодневья, постродильная обрядность, трансформация.

Annotation. The article focuses on the children's ritual practice of the Volga Tatars. Questions of traditional children's rituals in the system of socialization of modern youth are important for the implementation of an effective social policy, in particular for solving problems of the family and childhood. Tatars are the second largest ethnic community of the Russian Federation. Ethnic traditions and methods of socialization make it possible to identify the general and the particular in the processes of national development, to assess the ratio of the influence on them of economic, political and subcultural factors. It is shown that at present, due to the processes of revival and the rise of national self-consciousness characteristic of all of Russia, there has been an upsurge of interest in folk culture and family rituals.

Keywords: children's rituals of the Tatars, ethnos, ethnocultural environment, rites of the forty-days, post-birth rites, transformation.

Введение. Изучение истории народа невозможно без осмысления традиционной культуры, которая является зеркалом этноса. В наше время актуализировалась практическая значимость научного изучения и объективная оценка народного опыта в вопросах, посвященных традиционной социализации детей. Это связано с переосмыслением обществом традиционной культуры, на фоне нарастающих деструктивных тенденций: хроническая депопуляция, минидетность, неудовлетворительное состояние здоровья репродуктивной части населения и др. Решение этих проблем современные ученые видят, в первую очередь, в семье, которая способна наиболее успешно формировать у подрастающего поколения позитивное отношение к родительству и семейным ценностям. В поиске и возвращении утраченных культурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.