Научная статья на тему 'Инновационные технологии подготовки студентов гуманитарного вуза к летней педагогической практике'

Инновационные технологии подготовки студентов гуманитарного вуза к летней педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТ ВУЗА / ВОЖАТЫЙ / ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / VOCATIONAL TRAINING / UNIVERSITY STUDENT / COUNSELOR / CONTEXTUAL LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Кондрашова Елена Николаевна, Балакин Иван Владимирович

В статье рассматривается профессиональная подготовка студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода. Студент в период профессиональной подготовки к вожатской деятельности должен занимать инициативную, то есть активную позицию в учебно-профессиональной деятельности. Педагог в этом случае выполняет роль консультанта. Он не столько организует учебный процесс, сколько соучаствует в нем, вступая в диалог с обучаемыми и обогащая их целостный личностный опыт. Данный подход к профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности имеет своей целью развить у обучаемых возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария будущей профессиональной деятельности, ролевого и имитационного моделирования. Такой тип обучения стимулирует активный отклик на возникающие перед вожатым проблемные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Кондрашова Елена Николаевна, Балакин Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PREPARING STUDENTS OF A LIBERAL ARTS UNIVERSITY FOR SUMMER TEACHING PRACTICE

The article deals with vocational training of university students for the conduct of the activities on the basis of a contextual approach. During the period of professional preparation for the leader's activity, the student must take an initiative, that is, an active position in the educational process. The teacher in this case serves as a helper or consultant. He not only organizes the educational process, but participates in it, entering into a dialogue with the trainees and enriching their whole personal experience. This approach to the vocational training of students of higher educational institutions for the conduct of activities is aimed at developing opportunities for students to learn new experiences based on the purposeful formation of creative and critical thinking, experience and tools for future professional activity, role and simulation. This type of training stimulates an active response to the problem situations that arise before the counselor.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии подготовки студентов гуманитарного вуза к летней педагогической практике»

математическая и методологическая подготовки.

Литература:

1. Колмогоров А.Н. О работе вузов со школьниками // Математика в школе. 1995. № 2. С. 45-48.

2. Маркушевич А.И. Совершенствование образования в условиях научно-технической революции. // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973.

3. Михайлова И.А., Романов Ю.В. Обучение методам решения геометрических задач как одно из условий повышения качества геометрического образования // Тенденции и проблемы развития математического образования: научно-практический сборник. Вып. 13. Армавир: РИО АГПУ. 2016. С. 91 - 96.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 № 91.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 № 1426.

6. Романов Ю.В. Историзация специальной подготовки будущих учителей математики как один из факторов повышения качества математического образования // «Alma mater» (Вестник высшей школы). №5 (май). 2012.

7. Романов Ю.В. Фундаментализация математического образования в подготовке учителя математики. Materialy VIII Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa mysl informacyjnej powieki - 2012» Volume 12. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia - 112 str.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Балакин Иван Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА К

ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается профессиональная подготовка студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода. Студент в период профессиональной подготовки к вожатской деятельности должен занимать инициативную, то есть активную позицию в учебно-профессиональной деятельности. Педагог в этом случае выполняет роль консультанта. Он не столько организует учебный процесс, сколько соучаствует в нем, вступая в диалог с обучаемыми и обогащая их целостный личностный опыт. Данный подход к профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности имеет своей целью развить у обучаемых возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария будущей профессиональной деятельности, ролевого и имитационного моделирования. Такой тип обучения стимулирует активный отклик на возникающие перед вожатым проблемные ситуации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студент вуза, вожатый, технология контекстного обучения.

Annоtation. The article deals with vocational training of university students for the conduct of the activities on the basis of a contextual approach. During the period of professional preparation for the leader's activity, the student must take an initiative, that is, an active position in the educational process. The teacher in this case serves as a helper or consultant. He not only organizes the educational process, but participates in it, entering into a dialogue with the trainees and enriching their whole personal experience. This approach to the vocational training of students of higher educational institutions for the conduct of activities is aimed at developing opportunities for students to learn new experiences based on the purposeful formation of creative and critical thinking, experience and tools for future professional activity, role and simulation. This type of training stimulates an active response to the problem situations that arise before the counselor.

Keywords: vocational training, university student, counselor, contextual learning technology.

Введение. Реформирование профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности ориентировано на активное обучение. Огромный поток педагогической литературы свидетельствует, что дидакты и методисты, теоретики и практики едины в своем стремлении выйти за рамки традиционного обучения вожатскому мастерству.

Традиционное обучение в период профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности базируется на ретрансляции обучаемым знания, формировании навыков и умений с опорой на сообщение нового материала, а затем преподаватель оценивает, как студент усвоил эти знания, умения и навыки. Таким образом, традиционное обучение вожатской деятельности носит репродуктивный характер. С его помощью трудно достичь целого ряда задач профессионального образования:

- формировать профессиональные мотивы и интересы вожатской деятельности;

- формировать логическое мышление будущего вожатого;

- вырабатывать целостное представление о вожатской деятельности;

- развивать коллективную мыслительную деятельность;

- формировать коммуникативные умения и навыки взаимодействия и общения;

- прививать ценностные ориентации и установки будущего профессионального коллектива, общества.

Студент в период профессиональной подготовки к вожатской деятельности должен занимать

инициативную, то есть активную позицию в процессе обучения. Педагог в этом случае занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет роль консультанта. Он не столько организует процесс обучения, сколько соучаствует в нем, вступая в диалог с обучаемыми и обогащая их целостный личностный опыт.

Изложение основного материала статьи. Данный подход к профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности имеет своей целью развить у обучаемых возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария будущей профессиональной деятельности, ролевого и имитационного моделирования. Такой тип обучения стимулирует активный отклик на возникающие перед вожатым проблемные ситуации.

Одним из педагогических способов реализации инновационной деятельности является адекватная технология обучения. Из технологий нам представляется интересной и плодотворной для профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности, так называемая контекстная технология обучения, разработанная авторской школой А.А. Вербицкого.

Контекстная технология обучения - это такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное (технико-технологическое) и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, такое обучение накладывает абстрактные знания знаковых систем на канву профессиональной деятельности [3].

Как и в традиционном обучении, учебный материал предъявляется здесь в виде учебных текстов как знаковых систем, в виде информации для усвоения. Но далее эта информация с помощью новых форм и методов моделирует предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. От фундаментальных знаний студенты идут ко все более реальным моделям, воссоздающим реальные профессиональные ситуации и фрагменты вожатской деятельности, отношения занятых в ней людей. Таким образом, студентам в рамках контекстной технологии обучения задаются контуры его профессионального труда. Единицей работы преподавателя и студента является ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости [4]. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр студент формируется как специалист, как будущий вожатый.

Для целей нашего исследования наибольший интерес представляют следующие идеи данного подхода:

- обучение студентов не оторвано от других сфер социальной практики и не сводится к процессам передачи информации, формированию умений и навыков студента. Вуз является целостным социальным институтом, сущность которого раскрывается в социальных отношениях, по поводу и в процессе формирования личности будущего специалиста;

- разностороннее развитие личности формируется в разнообразных видах деятельности. Это предполагает моделирование целевой структуры педагогической деятельности в процессе профессионального становления будущего учителя;

- процесс профессионального становления студентов по возможности должен моделировать их будущую профессиональную деятельность [2].

Одна из трудностей внедрения контекстного обучения в профессиональную подготовку студентов вузов к вожатской деятельности состоит в том, что овладение профессиональной деятельностью мы обеспечиваем в большей степени в рамках и средствами качественно иной деятельности - учебной.

Второе противоречие - сами формы учебной деятельности не сопоставимы формам усваиваемой профессиональной деятельности. Чтобы сформировать будущего вожатого, надо обеспечить переход от одного типа деятельности (познавательной) к другому (профессиональному) с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов.

Без преодоления данных противоречий вряд ли возможно построить полноценный процесс обучения профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности.

Содержание образования при контекстном обучении представлено не только в логике науки, как в традиционном обучении, но и, прежде всего, в логике будущей профессиональной деятельности. Знания при этом выступают средством регуляции динамически моделируемой профессиональной деятельности, взятой в ее предметном и социальном контекстах. Тем самым акцент в деятельности студента смещается с учебной информации на ситуацию практического действия, а учебная информация, становясь ориентировочной основой, обретает статус знания, отражающего в его сознании мир профессии [3]. Преподаватель, формируя содержание образования идет не от содержания учебного предмета, подбирая к нему подходящие задачи и упражнения, а от анализа самой профессиональной деятельности, в которой выделяются типовые профессиональные задачи, разрабатываются соответствующие учебно-педагогические задачи и определяется их место в учебном процессе.

Основной характеристикой образовательного процесса подготовки будущих вожатых контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. В специальных дисциплинах воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты будущей профессиональной деятельности, отношения занятых в ней людей [5, 6]. Таким образом, студенту задаются контуры его профессионального труда. Единицей работы преподавателя и студента становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии, игры на знакомства, игры работы с залом и пр.) студент формируется как специалист, как будущий вожатый.

Технология контекстного обучения студентов к вожатской деятельности состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров (дисциплина «Организация вожатской деятельности»); квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах (учебная практика - инструктивный лагерь); учебно-профессиональная (производственная - педагогическая практика в детских оздоровительных центрах).

Таким образом, технология контекстного обучения студентов вожатской деятельности, являясь интеграцией образования и профессиональной деятельности, ориентировано на воспитание творческой

индивидуальности специалиста, она позволяет обучаемому раскрыться и как субъекту учебной деятельности, и как субъекту будущей профессиональной деятельности. Технология контекстного обучения вожатской деятельности дает студенту возможность не только деятельности, но и самодеятельности, свободы выбора и самовоспитания.

В технологии контекстного обучения студентов вожатской деятельности получают воплощение следующие принципы:

- моделирования в учебно-профессиональной деятельности целостного содержания и условий профессиональной деятельности вожатых;

- связи теории и практики вожатской деятельности;

- совместной деятельности вожатых, вожатых и детей;

- активности личности вожатого;

- проблемности;

- единства обучения и воспитания.

Конкретные механизмы реализации этих принципов раскрываются через формы и методы обучения контекстного типа.

Нами разработан учебно-методический комплекс на основе технологии контекстного обучения по профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности.

В него входит дисциплина «Основы вожатской деятельности». Ее содержание состоит из следующих разделов:

1. История вожатского дела.

2. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности.

3. Психолого-педагогические основы вожатской деятельности.

4. Технология организации воспитательной работы в детском оздоровительно-образовательном комплексе.

5. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности.

6. Профессиональная этика и культура вожатого.

7. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива.

8. Педагогические россыпи [1].

Учебная практика «Инструктивный лагерь» состоит из шести разделов и рассчитана на 2 недели. В нее входят упражнения, ролевые игры, микрообучение, лабиринт действия, психотехнические игры. Первый раздел "Упражнения для развития педагогической рефлексии" направлен на смягчение ролевого неравенства "учитель-ученик", на поиск компенсаций этого неравенства на основе диалога, на осознание индивидуального стиля вожатого, педагогических пристрастий, на стили общения вожатых между собой и руководителями детского оздоровительного центра. Особое место занимают упражнения и игровые методы решения конфликтов.

Раздел "Психотехнические упражнения" обучает управлению собственным психическим состоянием и регулировке самочувствия. В него входят: игры-релаксации; адаптационные игры; игры-самовнушения; игры-освобождения.

Раздел "Упражнения по развитию коммуникативных навыков" состоит из четырех блоков: развитие навыков публичного выступления; овладение сигналами, жестами и мимикой педагогического общения; игровые методы оптимизации взаимодействия вожатого с детьми и их родителями; игры тренинга общения.

Раздел "Упражнения на отработку действий вожатого в типичных и нетипичных ситуациях", взятых из жизни или смоделированных, включает: игры-защиты от манипулирования; анализ ситуаций цикла "педагогическое наказание"; упражнения и задачи из цикла "работа с трудновоспитуемыми подростками" и т.д.

Раздел "Педагогическая интуиция" включает упражнения на развитие воображения; упражнения на развитие навыка переходить от запланированного к экспромту и наоборот; упражнения на развитие интуиции и умение мгновенно принимать решения; групповые методы развития педагогической интуиции.

Раздел "Актерское перевоплощение и лицедейство" направлен на отработку понятий "сценарий мероприятия", "драматургия", "снятие мышечного зажима", "элементы актерского дарования в работе вожатого".

И завершается процесс обучения профессиональной - летней педагогической практикой, которая состоит из трех разделов:

1. Подготовительный (подготовка индивидуального плана программы воспитательной практики в соответствии с заданием руководителя практики; знакомство с информационно-методической базой практики; подготовка диагностических материалов для проведения педагогической диагностики развития личности ребенка и детского коллектива; подготовка информации, необходимой для разработки сценариев воспитательных дел и методического обеспечения к ним).

2. Основной (подготовка сценариев воспитательных дел по разным направлениям (физического, интеллектуального, эстетического, трудового) развития детей, методических материалов, необходимых для их проведения; проведение воспитательных дел в отряде и ДОЦ, их самоанализ).

3. Заключительный (подготовка отчёта по практике; защита отчета).

Выводы. Такая профессиональная подготовка к вожатской деятельности ставит студентов вуза в деятельностную позицию, предмет которой превращается для них из учебно-профессионального в практически профессиональный.

Литература:

1. Веденеева О.А. Методика работы вожатого в детском оздоровительно-образовательном комплексе: учебное пособие / О.А. Веденеева, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев, Р.Р. Тураев. - С-Пб.: Наукоемкие технологии, 2018. - 175 с.

2. Веденеева О.А., Сайгушев Н.Я. Усвоение содержания педагогического образования студентами вузов: монография / О.А. Веденеева, Н.Я. Сайгушев. - С-Пб.: Наукоемкие технологии, 2018. - 146 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

4. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного

университета, 2002. - 146 с.

5. Сайгушев Н.Я., Кумушкулов А.М., Рысбаев И.И., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Становление позиции субъекта деятельности будущего учителя в процессе рефлексивного управления // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - №12. - С. 143-147

6. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 569

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор психологических наук, профессор Абдуллин Асат Гиниатович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается самостоятельная работа в качестве средства профессионального саморазвития студентов гуманитарного вуза.

Ключевые слова: самостоятельная работа, профессиональное саморазвитие, студент, гуманитарный вуз.

Annotation. The article considers independent work as a means of professional self-development of students of a humanitarian university.

Keywords. independent work, professional self-development, student, humanities university.

Введение. В процессе профессиональной подготовки от студентов гуманитарного вуза требуется не столько воспроизведение полученных знаний, сколько творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. При этом в процессе профессиональной подготовки особое внимание следует усилить роль и оптимизацию самостоятельной работы студентов.

В современной теории известно достаточно исследований по проблеме самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И., Пидкасистый и др.). В них рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические и другие аспекты этой деятельности студентов. Многие стороны исследуемой проблемы раскрыты в традиционном дидактическом плане.

Однако общая тенденция организации процесса профессиональной подготовки вузов состоит в том, чтобы активизировать способность студентов к саморазвитию, их познавательные интересы и максимально развивать самостоятельность обучаемых.

Изложение основного материала статьи. Существующая образовательная среда в вузе не обеспечивает в полной мере решения этих задач: она недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал, не ориентирована на их полноценную личностную самореализацию, не обеспечивает условия для постоянного самосовершенствования студентов и педагогов.

Понятие «саморазвитие» сегодня становится ключевым для характеристики целей, содержания и средств современного образования. Проблемы саморазвития личности имеют место в работах отечественных (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), а также зарубежных психологов (А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ научной литературы свидетельствует, что саморазвитие личности - это сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний. Механизмы процесса саморазвития можно условно соединить в четыре функциональных блока-стадии: самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации с обоснованием их последовательности и интегрально-функционального взаимодействия.

Мы рассматриваем саморазвитие в аспекте профессионального становления. Поэтому правомерно говорить о профессиональном саморазвитии. Профессиональное саморазвитие В.А. Сластенин рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. По его мнению, профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов: внешних условий (они создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам учитель). Последнее предполагает наличие: а) потребностей в обновлении, развития, самопознания, понимания своих действий; б) целей; в) средств.

В качестве критериев профессионального саморазвития учителя ученый выделяет следующие:

а) самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

б) доминирование в структуре педагогической деятельности действий учителя, направленных на профессиональной самообновление, изменение своих способов работы;

в) постановка и решение по отношению к самому к себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных и предметных задач;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.