Научная статья на тему 'Метод проектов в процессе подготовки обучающихся'

Метод проектов в процессе подготовки обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / LABOR TRAINING / ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ / GROUP WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тураев Рустам Ришатович, Зуев Игорь Валерьевич, Тарасов Дмитрий Константинович

В статье рассматривается формирование технологических умений у учащихся в процессе трудового обучения средствами проектного обучения. В образовательной области «Технология» использование метода проектов это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Использование метода проектов позволяет нам на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тураев Рустам Ришатович, Зуев Игорь Валерьевич, Тарасов Дмитрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF PROJECTS IN THE PROCESS OF PREPARING STUDENTS

The article considers the formation of technological skills among students in the process of labor training by means of project training. In the educational field "Technology", the use of the project method is a complex process that forms the basis for technological literacy among schoolchildren, a culture of work based on the students' learning how to transform materials, energy, information, and technologies for their processing. The use of the project method allows us to actually implement the activity approach in the labor training of students, to integrate the knowledge and skills they obtained in the study of various school disciplines at different stages of training.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в процессе подготовки обучающихся»

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Тураев Рустам Ришатович

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); учитель технологии Зуев Игорь Валерьевич

Муниципальное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 33 (г. Магнитогорск); аспирант Тарасов Дмитрий Константинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается формирование технологических умений у учащихся в процессе трудового обучения средствами проектного обучения. В образовательной области «Технология» использование метода проектов - это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Использование метода проектов позволяет нам на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Ключевые слова: учащиеся, метод проектов, трудовое обучение, групповое занятие.

Annotation. The article considers the formation of technological skills among students in the process of labor training by means of project training. In the educational field "Technology", the use of the project method is a complex process that forms the basis for technological literacy among schoolchildren, a culture of work based on the students' learning how to transform materials, energy, information, and technologies for their processing. The use of the project method allows us to actually implement the activity approach in the labor training of students, to integrate the knowledge and skills they obtained in the study of various school disciplines at different stages of training.

Keywords: students, project method, labor training, group work.

Введение. Ускоряющееся развитие науки, обновление техники, появление новых технологий, интенсивное развитие и использование нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий требует формирование в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.

Интересы нашей страны, на данном этапе развития, требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства. Одна из составляющих высокотехнологического производства является его автоматизация. Для более эффективного внедрения автоматизации в производство необходим подготовленный к данным преобразованиям персонал и готовность, по нашему мнению, необходимо начинать вырабатывать уже у учащихся школ на уроках «Технологии» [2, 15]. Именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, изготовления, оценки изделий и технического творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства [2, 3, 4].

В связи с этим довольно остро встает проблема как организации образования, так и отношения, которые возникают в процессе образования обучающееся молодежи. Одной из особенностей современного технологического образования является необходимость формирования технологических умений у учащихся в процессе трудового обучения.

По нашему мнению, учебный проект представляет собой целостную совокупность учебно-творческих задач и процесс их решения.

Формулировка цели статьи. В нашей работе мы рассматриваем метод проектов как систему обучения, нацеленную на самостоятельное «добывание» обучаемым знаний в процессе изготовления посильной для него продукции. В образовательной области «Технология» использование метода проектов - это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки.

Изложение основного материала статьи. В ситуации социального российского образования проходит в период, когда обостряются социально-экономические проблемы общества и при этом усложняются требования к подготовке обучающихся.

Проектный метод - это технология обучения, конкретизирующая набор и последовательность выполняемых процедур, в процессе собственно проектирования, конструирования или разработки технологии производства объекта проектирования. При этом мы разделяем точку зрения Е. В. Романова, который предлагает различать понятия «метод проектов» и «проектный метод обучения» [6]. Как указывает Е. В. Романов [6], основная цель данной системы - активизация креативного потенциала обучаемого в процессе осуществления самостоятельной работы над литературными источниками, «придумывания» образа будущего изделия, которое можно было бы принципиально изготовить при существующем уровне знаний, умений и навыков обучающегося. Действительно, в этой ситуации обучающийся неизбежно приобретает элементарные навыки проектирования и конструирования, но в процессе выполнения проекта у него должно быть сформировано системообразующее умение: соотношение конструктивных и иных особенностей замысла с возможностями технологии его реализации.

Как показывает наш опыт работы в образовательной области «Технология» использование метода проектов - это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности,

культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Нами создавались проекты по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся с «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы.

Используя в работе творческий проект, в процессе совместной деятельности мы помогали ученикам в поиске нужных источников информации; координировали весь процесс; поощряли учеников; поддерживали непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом [1, 5].

Ход нашей работы показал, что при организации работы с учащихся 5 - 6 классов посредством метода проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповое занятие привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки и рефлексии [7, 8].

Кроме этого, групповое занятие дало возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения; является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности; позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества [2, 4, 5]

В работе над проектом нами были соблюдены определённые этапы деятельности учащихся. Как показала наша работа, каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1 этап. Подготовительный, или погружение в проект. На этом этапе мы считаем важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

2 этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе нами организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется занятие групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.) Поиск и сбор материала.

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы). На этом этапе нашими учащимися проводится сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: занятие с книгой, наблюдения, эксперименты и т. д. Выполнение работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д.

Предварительно проект защищается в группе, одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание - это имитация профессиональной экспертизы, затем дорабатывается и защищается окончательно.

Выполненный проект должен отвечать перечню следующих требований: функциональное назначение; требования к форме, размерам; требование к технологии изготовления и оборудованию рабочего места; требования безопасности труда по отношению к месту, где изготавливается изделие, и по отношению к пользователю; эстетические характеристики, требования внешнему виду, стилю и т.д.; требования к материалам и компонентам; экономическое и экологическое обоснование (допускаемая стоимость изготовления денежная и социальная); представление экономической и экологической выгоды разрабатываемого продукта; изучение спроса (кто может использовать, кто может его купить); масштабы изготовления (единичное изделие, мелкая партия).

В ходе выполнения работы совместно с учащимися 5 - 6 классов нами были проработаны требования к оформлению проекта, которые позволяют нашим учащимся эффективнее выполнять проект: обоснование выбора темы, эскиз изделия, план изготовления изделия (технологическая карта), использованные инструменты и материалы; соблюдение правил техники безопасности; выполнение соответствующих записей в рабочей тетради.

Критериями оценки творческого проекта учащихся 5 - 6 классов были: конструктивные - прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению; технологические - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве; экологические - возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве; эстетические - оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн; экономические и маркетинговые - потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы.

При защите своего проекта учащихся 5 - 6 классов мы учим убеждать своих одноклассников, учителей в значимости работы, показывать свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов и умение решать разные задачи [9, 10, 14].

На всех этапах подготовки проекта мы выступаем в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Как показывает наш опыт работы, деятельность в рабочих группах помог учащимся заниматься в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата [2, 7].

Выводы. Использование метода проектов позволяет нам на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных

школьных дисциплин на разных этапах обучения. В связи с этим необходимо поднять на должный уровень качество подготовки преподавателей данного профиля, так как именно они дают возможность школьникам приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, обеспечивают адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

Все это предъявляет более строгие требования к модернизации системы образования, удовлетворить которые, используя устаревшее содержание и только традиционные средства и методы обучения, становится все труднее. В настоящее время перед высшей и средней школой в сфере трудового обучения стоит задача совершенствования учебного процесса, направленное на улучшение качества подготовки будущих специалистов, поднятие на более современный уровень содержание образования [2, 12, 13]. С внедрением новой образовательной парадигмы все жестче становятся требования более совершенного подхода к педагогическому процессу, а вместе с тем и профессиональному уровню научно-педагогических кадров. Приобретение и обогащение знаний в области педагогики, психологии, методики и дидактики школы, усвоение искусства разработки новых образовательных технологий, использования в образовательном процессе инновационных моделей обучения, стандартов качества подготовки специалистов на практике стали непременными предпосылками эффективной образовательной деятельности.

Литература:

1. Абдуллин А.Г. Познавательная установка и средства ее формирования у студентов педагогического вуза: Диссертация ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1997. - 150 с.

2. Веденеева О.А., Веденеев И.А. Реформирование системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства с учетом требований автоматизации производства // Таврический научный обозреватель, 2015. №2. Часть I. - С. 87-91.

3. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я.http://elibrary.ru/item.asp?id=23569535 Педагогические технологии в современном образовательном процессе: учебное пособие. - М.: Мир науки, 2016. - 284 с.

4. Веденеева О.А., Сайгушев Н.Я. Сущность профессионального становления будущего учителя // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - №57-1. - С. 23-29

5. Назарова О. Л., Сайгушев Н.Я., Веденеева О. А. Субъектное взаимодействие в процессе профессионального становления будущего учителя // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - №57-7. С. 78-84

6. Романов Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001. 245 с.

7. Савва Л.И., Веденеева О.А, Сайгушев Н.Я. Педагогика в системно-образном изложении: учебное пособие. - Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. - 129 с.

8. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 569

9. Сайгушев Н.Я. Педагогика в рисунках Учебное пособие / Магнитогорск, 1997.

10. Сайгушев Н.Я. Сборник задач по пиктографической педагогике Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Магнитогорск, 1998.

11. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. Инновационные образовательные технологии как средство оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 241

12. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А. К постановке проблемы управления профессиональным становлением студента гуманитарного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-1. С. 182-188

13. Сайгушев Н.Я., Сайгушева Л.И., Мелехова Ю.Б Технология рефлексивного продвижения студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки //Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 113-117.

14. Gnevek O.V., Saigushev N.Ya., Savva L.I. Reflexive management of the professional formation of would-be teachers // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. С. 13033-13041.

15. Gnevek O.V., Saigushev N.Ya., Savva L.I., Vedeneeva O.A., Shepilova N.A. The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // India,Volume: No.97 (2017) Issue No.: 21 (2017) Pages: 195-217

Педагогика

УДК 378:2

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

специалист по учебно-методической работе Васильева Наталья Викторовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород);

доктор экономических наук, профессор Фирсов Михаил Владимирович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается роль профессионального образования в условиях цифровой экономики. Профессиональное образование является необходимым звеном, обеспечивающий связь со всеми компонентами цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, цифровая среда, профессиональная деятельность, профессиональное образование, цифровые технологии.

Annotation. The role of professional éducation in the digital economy. Vocational éducation is a necessary link, providing communication with all components of the digital economy.

Keywords: digital economy, digital competencies, digital environment, professional activity, professional education, digital technologies.

Введение. Цифровая экономика Российской Федерации предполагает развитие экономического уклада, характеризующегося переходом на совершенно новый уровень использования цифровых технологий во всех сферах социально экономической деятельности. С применением цифровых технологий кардинально меняется жизнь человека, производственные отношения, структура экономики, профессиональное образование, возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам.

Формулировка цели статьи. Проанализировать основные направления развития цифровой экономики в сфере профессионального образования.

Изложение основного материала. Объем экономики российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по итогам 2016 года превысил 1,5 трлн. рублей, а доля интернет -зависимых секторов экономики превысила 19%. Рассчитывается, что к 2020 году количество создаваемых в мире данных составит 44 зетабайта, учитывая что в 2013 году общий объем данных составлял всего лишь 4,4 зетабайта, что безусловно приведет к появлению новых технологий передачи, хранения и обработки информации. В таких условиях развитие всех сфер социально-экономической деятельности должно осуществляться с применением информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в целях получения, хранения и обработки информации, на качественно ином уровне, а отрасль информационных технологий должна быть готова для создания необходимых платформ и сервисов.

Цифровая экономика предполагает адаптацию нормативно правовой базы к новым видам отношений, новым объектам и субъектам экономики, создание инфраструктуры, технологий и платформ, обеспечивающих получение, хранение и обработку того объема информации, которые создаются в условиях цифровой экономики, обеспечение недискриминационного доступа к информации при условии обеспечения законных прав и интересов субъектов и владельцев информации, подготовку профессиональных кадров, обеспечение информационной безопасности, развитие решений для иного качества использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного и муниципального управления, здравоохранения, образования, управления городским хозяйством и других отраслях экономики.

Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию в декабре 2016 года поставлена задача запуска масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения - или цифровой экономики, где определяются 5 базовых направлений развития на период до 2024 года. К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Рассмотрим базовое направление, которое затрагивает кадры и образование в контексте развития цифровой экономики РФ. Сфера образования всегда была и остается ключевой и перспективной миссией глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние. Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» определены цели и задачи, решение которых является необходимым условием, чтобы Россия оставалась полноценным, самостоятельным и уважаемым участником мирового сообщества [3].

Цели направления кадры и образование:

1. Система трудовых отношений, нормативная и трудовая база, в том числе, описания системы компетенций отражают цифровую реальность деятельности граждан.

2. Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна и согласованна с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.

3. Система основных образовательных программ обеспечивает цифровую грамотность населения, подготовки кадров для цифровой экономики и использует ее инструменты и среды.

4. Реализованы стратегия образования в течение всей жизни, механизмы переподготовки, повышения квалификации и вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, старше 50 лет [3].

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.