3. Зимняя А.И Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
4. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: дис ... д-ра пед. наук. - М., 1993
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
6. Лекторский В.А. Самообразование и рефлексия в научном познании.// Общественные науки. - 1980. № 2. - С. 123-137.
7. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы.-Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. - 328 с.
8. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя. Монография. М.: ИНФРА-М, 2017. - 279 с.
9. Сайгушев Н.Я. Сборник задач по пиктографической педагогике Магнитогорск: МГПИ, 1997. - 35 с.
10. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 569
11. Сайгушев Н.Я., Тураев Р.Р., Веденеева О.А. Рефлексивно-педагогическое управление учебно-познавательной деятельностью студентов. Монография. СПб: Наукоемкие технологии, 2017. - 132 с.
12. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИПЧ «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
13. Сочень Т.С. Личная педагогическая система преподавателя. Педагогическая рефлексия // Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее. - М.: Знание, 1978. - 38 с.
14. Gnevek O.V., Savva L.I., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Shepilova N.A. The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // India,Volume: No.97 (2017) Issue No.:21 (2017) Pages: 195-217
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Саляева Елена Юрьевна
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.01 СЕРВИС
Аннотация. В статье раскрывается содержание компетенций студентов сервисных направлений обучения при главенствующей роли математики. Процесс их формирования рассматривается с точки зрения компетентностного подхода. Выделяются педагогические условия, при которых формирование компетенций происходит наиболее оптимальным образом. Для формирования у студентов необходимых компетенций важно не только освоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование на их основе способов деятельности и профессионального опыта. Поэтому в статье выделены специальные педагогические условия. Современные условия, появившиеся в стране заставляют каждого специалиста в области сервиса поддерживать свои знания на должном уровне. Для этого требуется своевременное пополнение математических знаний, поэтому образование должно придерживаться некоторых положений, которые указываются в статье. Отмечается, что процесс формирования сервисных компетенций должен развиваться по трем направлениям: по теоретическому направлению, технологическому и психологическому, при этом должны присутствовать несколько интерактивных форм обучения.
Ключевые слова: математическое образование, специалист, выпускник, профессиональное образование, сервис, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, компетентностный подход.
Annotation. The article reveals the content of the competences of the students in the service directions of training, with the main role of mathematics. The process of their formation is considered from the point of view of the competence approach. Pedagogical conditions are singled out, under which the formation of competences occurs in the most optimal way. To form the necessary competencies for students, it is important not only to develop a certain amount of knowledge, skills and skills, but also to form the methods of activity and professional experience on their basis. Therefore, special pedagogical conditions are singled out in the article. The modern conditions that have appeared in the country make every specialist in the field of service support their knowledge at the proper level. For this, the timely replenishment of mathematical knowledge is required, therefore education must adhere to certain provisions that are specified in the article. It is noted that the process of forming service competencies should develop in three areas: in the theoretical direction, technological and psychological, and there should be several interactive forms of training.
Keywords: mathematical education, specialist, graduate, vocational education, service, general cultural competence, professional competence, competence approach.
Введение. Современная национальная доктрина образования вводит профессиональные образовательные учреждения в особые рамки, которые диктуют условия формирования разносторонне развитой личности и высококвалифицированного специалиста, обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями.
Понятие «компетенция» мы будем рассматривать как способность и готовность будущего выпускника самостоятельно решать возникающие проблемы и задачи, применяя имеющиеся знания, умения и опыт, при этом оценивая свои результаты.
Для того чтобы у студента сформировать необходимые компетенции, ему необходимо освоить ряд учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина призвана повышать качество высшего профессионального образования. При этом важно отметить роль математики как универсального междисциплинарного языка для описания и изучения объектов и процессов. Математика формирует особый стиль мышления у студентов, что приобретает большую значимость при реализации современных Федеральных государственных образовательных стандартов. Стандарты нового поколения, действующие на основе компетентностного
подхода в образовании, позволяют решить вопрос повышения качества обучения математике, поэтому рассматриваемый нами вопрос приобретает особую актуальность.
Формулировка цели статьи. Проследить роль математики в формировании компетенций студентов сервисных направлений. Для этого необходимо решить следующие задачи: выделить общекультурные компетенции, которыми должны обладать студенты, а также непосредственно сервисные компетенции, то есть профессиональные, присущие определенному кругу студентов; установить положения, которых должно придерживаться математическое образование; выяснить педагогические условия при которых формирование сервисных компетенций происходит наилучшим образом.
Изложение основного материала статьи. Общие компетенции - это компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления и носят системно-деятельностный характер [1].
Сервисное направление обучения имеет свою специфику, поэтому выпускники данного направления должны обладать следующими общими компетенциями:
- понимать сущность и значимость своей будущей профессии и проявлять к ней должный интерес;
- проводить грамотную организацию собственной деятельности, умение подобрать типовые методы и способы деятельности, оценить их эффективность и качество;
- умение принять решение в нестандартной ситуации и нести за это ответственность;
- умение анализировать информационные источники и грамотно отобрать необходимую для решения задачи, а также для личностного и профессионального роста, информацию;
- умение грамотно использовать информационно-коммуникационные технологии;
- умение осуществлять коллективную работу в команде, налаживать продуктивное общение с коллегами;
- умение нести ответственность за работу участников команды и полученный результат;
- самостоятельно определять пути личностного и профессионального развития, уделять внимание самообразованию;
- быстро ориентироваться в изменяющихся условиях [2].
Это общекультурные компетенции, которые необходимы каждому студенту, но также обучающиеся должны освоить профессиональные компетенции, соответствующие их профилю. Среди профессиональных стоит выделить:
- производственно-технологическую;
- организационно-управленческую;
- сервисную;
- проектную;
- научно-исследовательскую [3].
Именно они определяют успешность вида профессиональной деятельности.
Среди сервисных компетенций выделяют:
- готовность к осуществлению сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями;
- умение выявить потребности потребителя, сформировать клиентурные отношения;
- умение применить современные технологии в работе с потребителями;
- умение и готовность применить нормативную документацию, регламентирующую соответствующую деятельность;
- готовность применять оптимальные технологические процессы в соответствии с требованием потребителя [4].
Формируются сервисные компетенции постепенно, в процессе овладевания обучающимися определенными представлениями о будущей профессиональной деятельности, о наличии собственных личностных качеств и характеристик, необходимых для осуществления профессиональной деятельности и в процессе усвоения знаний, умений и навыков, важных для организации успешного взаимодействия с потребителем.
Отметим, что успешное усвоение знаний может не обеспечить развитие умений и навыков, а сформированность умений не говорит о том, что навыки будут формироваться автоматически [5]. А для формирования профессиональной компетентности необходима взаимосвязь между различными элементами [6]. Поэтому нужен комплекс условий для формирования компетенций, то есть студентам необходимо освоение способов профессиональной деятельности уже в процессе изучения профессиональной образовательной программы в вузе.
Новые условия, появившиеся в стране заставляют каждого специалиста в области сервиса поддерживать свои знания на должном уровне. Для этого требуется своевременное пополнение математических знаний, поэтому образование должно придерживаться некоторых положений:
- объем и содержание курса математических дисциплин должны быть точными и соответствовать государственным стандартам;
- широта и глубина изложения материала должны не только грамотно сочетаться, но и быть наглядными;
- задачи должны быть изначально профессионально направленными, для того чтобы позволить студенту уже с первого курса осознать сущность изучаемых проблем его будущей деятельности [7].
Математика постоянно развивается, меняется ее содержание, в понятийный аппарат включаются новые понятия, идеи, методы, объекты исследования.
И каждый созданный элемент не отвергается, а становится частью прогресса и является составной частью вновь создаваемых элементов. Ряд уже введенных понятий можно объединить в одно, более широкое. Таким образом, можно вместо доказательства множества частных фактов обнаружить один общий факт и из него в качестве следствия или же частных случаев получать все эти частные результаты и много других, неизвестных ранее [8]. Иногда случается так, что новые области математики, возникшие из ее собственных внутренних потребностей получают большое поле приложений. И это закономерность, поскольку основа математики заложена в практике, и дальнейшее ее развитие постоянно корректируется нуждами практики. А это положение полностью отвечает сущности компетентностного подхода, где практика выступает неотъемлемой частью.
Одной из главных задач преподавания математики является развитие интереса к дисциплине. Для этого преподаватели внедряют в процесс обучения инновационные технологии, активные и интерактивные методы обучения, привлекают электронные образовательные ресурсы. На занятиях используются игровые формы обучения: работа в группах, проблемное обучение [9].
Благодаря фундаментальной математической подготовке студенты получают основу будущей профессиональной деятельности, поскольку эти знания обеспечивают выпускнику возможность понимать и осваивать новую технику, которая значима для будущего работника сферы сервиса [10].
Математика нацелена не только на формирование математического аппарата как целостной научной системы, а на формирование профессионально значимых качеств личности на основе математической логики [11]. То есть целью является научить студентов видеть математические понятия и понимать действие этих законов в реальном мире и применять их для научного объяснения явлений.
Сервисные компетенции отражают специфику сервисной деятельности и социально-значимые качества работника. Как вид профессиональной деятельности, сервис направлен на удовлетворение потребностей другого человека с помощью предоставления услуги [12]. В рамках компетентностного подхода сервисные компетенции являются результатом профессиональной подготовки, позволяющей достигать высоких результатов в данном направлении.
Компетентностный подход выступает одним из принципов формирования содержания профессионального образования в области сервиса и гарантирует выпускникам трудоустройство и эффективную карьеру.
Для формирования у студентов необходимых компетенций важно не только освоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование на их основе способов деятельности и профессионального опыта.
Поэтому важно обеспечить следующие педагогические условия:
- регулярное обновление образовательных программ с учетом развития техники, науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы способствуют процессу развития сервисных компетенций;
- процесс формирования сервисных компетенций должен развиваться по трем направлениям: по теоретическому направлению, включающему приобретение студентами знаний о стандартах обслуживания, поведении потребителей и принципах взаимодействия с ними; по технологическому (приобретение навыков обслуживания, изучение и удовлетворение его потребностей, организация эффективного взаимодействия с ним); по психологическому (формирование сервисных качеств личности);
- в процессе формирования сервисных компетенций должны присутствовать следующие интерактивные формы: учебно-поисковая деятельность, индивидуальное и групповое проектирование, анализ и ситуационное разрешение различных вопросов, анализ производственных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические тренинги, коммуникативно-диалоговая деятельность, обмен мнениями и психолого-педагогические мониторинги результатов. Интерактивность должна быть на протяжении всего обучения. Обучающиеся должны включаться как в индивидуальное, так и в групповое взаимодействие, моделируя ситуации профессионального обслуживания;
- сервисные компетенции должны формироваться за счет сочетания аудиторной и внеаудиторной работы, которая способствует формированию и развитию профессиональных навыков (в рамках учебных курсов должны проводиться встречи с представителями реальных предприятий, задача которых провести необходимые мастер-классы для студентов);
- для формирования сервисных компетенций также необходима организация самостоятельной работы: поиск обучающимися нужной информации, ее отбор и анализ, воспроизведение технологий обслуживания, составление алгоритмов профессиональной деятельности, организация обратной связи, активный обмен мнениями, рефлексия собственной деятельности в процессе обучения, саморегуляция, корректировка собственных действий;
- сервисные компетенции формируются на основе теоретической и практической базы (соответствие программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения современным требованиям) [13].
В результате формирования сервисных компетенций студент включается в продуктивную поисковую деятельность, создаются условия для самообразования и самореализации.
Выводы. Содержание математического образования должно быть представлено не только в логике современной математики, но и в логике будущей профессиональной деятельности студента. Цель учебной деятельности заключается не только в овладении математическим аппаратом как целостной научной системой, но и в формировании профессионально значимых качеств личности на основе логики математики.
Формирование математического мышления позволит максимально развить логику студентов, и как следствие им будет легче анализировать ситуации в быстро изменяющихся условиях, что для выпускников сервисных направлений крайне важно.
Литература:
1. Ваганова О.И. Технология отбора содержания оценочных процедур // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 101-104.
2. Гущин А.В. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества /А.В. Гущин, Л.А. Ленинградский // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - № 1 (13); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/missiya-pedagogicheskikh-vuzov-v-usloviyakh-inform.
3. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей / О.Е. Нестерова. М.: Перо, 2016. С. 618-625.
4. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
5. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.
6. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
7. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.
8. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.
9. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.
10. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.
11. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал/Нижегор. гос. архитектур .-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.
12. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.
13. Шобонов, Н. А. Управление школой: на словах и на деле / Н. А. Шобонов // Народное образование. -2014. - № 9. - С. 87-91.
Педагогика
УДК 378.016-054.6:338.48
доктор педагогических наук, профессор Самосенкова Татьяна Владимировна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Назаренко Елена Борисовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ ИНОСТРАННОГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация. В статье рассматривается поле профессиональной деятельности специалиста сферы туризма, включающее совокупность выполняемых специалистом разнородных функций из собственно туристской сферы и смежных с ней областей, определяющих как функциональную подготовленность специалиста, так и его социальную зрелость, лёгкость к профессиональной адаптации, вытекающую из усложняющейся профессионально-компетентностной структуры и характера туристской деятельности.
Ключевые слова: профессиональное поле, стажер, международный туризм, модульное обучение, профессиональное общение.
Annotation. The article discusses the field of professional activity of specialist in tourism, including a set of performed by expert diverse functions from the tourism sector and related fields, determining functional readiness of a specialist and his social maturity, ease to professional adaptation arising from complicating professionally competitive structure and nature of tourism activity.
Keywords: professional field, trainee, international tourism, modular training, professional communication.
Введение. Деятельность специалиста сферы международного туризма представляет собой целостную систему, состоящую из разнородных и взаимосвязанных структурных (цель, средства, объекты, субъекты) и функциональных (содержание, конструирование, коммуникация и т.д.) компонентов. В настоящее время сложилась социально-культурная, психолого-лингвистическая сущность деятельности специалиста туристской сферы, предполагающая сочетание, взаимодействие и взаимопроникновение в эту профессию не только смежных, но и отдалённых и разнопрофильных знаний. В этих условиях целесообразно говорить о поле профессиональной деятельности специалиста сферы туризма, имея в виду совокупность выполняемых специалистом разнородных функций из собственно туристской сферы и смежных с ней областей, определяющих как функциональную подготовленность специалиста, так и социальную зрелость, лёгкость к профессиональной адаптации, вытекающую из усложняющейся профессионально-компетентностной структуры и характера туристской деятельности.
Формулировка цели статьи. В статье впервые рассматривается профессиональное поле специалиста сферы международного туризма, включающее специальные сферы, темы, ситуации, роли профессионального общения в рамках модуля «Международный туризм».
Изложение основного материала. Модульное обучение как новое направление в дидактике зародилось в начале 70-х годов двадцатого века в Америке (J.D. Russell, 1974, B. Goldschmidt, 1972, S.N. Postlethwait, 1972, G. Owens, 1976, I. Prokopenko, 1981). В России оно появилось в начале 90-х, благодаря трудам П. Юцявичене и его последователей: В.М. Гаряева, Е.М. Дурко, С.И. Куликова, К.Я. Вазина, Л.А. Толкачёва, И.А. Тагуновой, К.Н. Волкова и др.
Определяя сущность модульного обучения, П.А. Юцявичене делает акцент на автономию и индивидуализацию обучения. Модуль - исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров, законченный блок, выполняющий самостоятельную функцию; относительно самостоятельная часть системы; организация. В этимологическом смысле модуль означает сжатие, компоновку знаний в удобном для использования виде. Психологи понимают под модулем способ саморазвития человека.
Главное назначение модуля - создание гибкой образовательной структуры, как по содержанию, так и по организации обучения. В соответствии с этим, Р.С. Бекирова предлагает все определения модуля систематизировать по трём направлениям:
1) модуль как организационно-методическая структурная единица учебной дисциплины;