Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Седых Дмитрий Вячеславович
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Нижний Новгород)
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И
ОЦЕНИВАНИЮ
Аннотация. Сформировать конкурентоспособную, мобильную личность в современных условиях невозможно без освоения правовых знаний. Качество правового образования все более приобретает свою актуальность. В данной статье рассматривается вопрос формирования правовой компетентности студентов. При этом делается акцент на том, что правовая среда достаточно динамична, информация может меняться с каждым днем, поэтому формирование правовой грамотности в условиях компетентностного подхода является наиболее продуктивным. Также было отмечено, что правовая грамотность необходима не только студентам-юристам, но и студентам неюридических вузов. Статья дает определение понятиям «компетентность» и «правовая компетентность». Отмечаются элементы правовой компетентности, подходы к ее структуре и сама структура. Выделяются части правовой грамотности студентов. Эти составляющие рекомендованы для освоения как студентам юридических вузов, так и обычным гражданам. В статье было установлено, что в формировании правовой компетентности может участвовать четыре блока: целеполагательный, содержательный, организационный, результативный. Качественная подготовка студентов зависит от степени разработанности этих блоков.
Ключевые слова: компетентность, правовая компетентность, компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональное образование, высшая школа, правовое формирование личности, выпускник.
Annotation. To create a competitive, mobile personality in modern conditions is impossible without mastering legal knowledge. The quality of legal education is increasingly becoming relevant. In this article, the issue of forming the legal competence of students is considered. At the same time, emphasis is placed on the fact that the legal environment is quite dynamic, information can change day by day, therefore, the formation of legal literacy in the context of a competence approach is the most productive. It was also noted that legal literacy is necessary not only for law students, but also for students of non-legal universities. The article defines the concepts of "competence" and "legal competence". Elements of legal competence, approaches to its structure and the structure itself are noted. Part of the legal literacy of students. These components are recommended for mastering both students of law schools and ordinary citizens. The article found that in the formation of legal competence can participate four blocks: goal-oriented, meaningful, organizational, effective. Qualitative preparation of students depends on the degree of development of these blocks.
Keywords: competence, legal competence, competence, federal state educational standard, vocational education, higher school, legal personality formation, graduate.
Введение. Новая парадигма образования, складывающаяся под влиянием компетентностного подхода вызывает интерес многих ученых. Проблема компетентностного образования на сегодняшний день остается мало изученной, а поэтому сверхактуальной. Анализ многочисленной литературы позволяет сделать вывод о том, что существует достаточно много подходов к трактовке терминов «компетенция» и «компетентность». Одни исследователи считают компетентность доскональным знанием своего дела, сущности выполняемой работы, сложности связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения поставленных целей. Другие - владением знаниями, умениями и навыками, которые позволяют давать профессионально грамотные суждения, оценки и мнения. На наш взгляд, к этим компонентам компетентности следует добавить теоретико-прикладную подготовленность к использованию своих знаний на практике.
Быть компетентным - значит вовремя суметь мобилизовать свои знания и применить их в сложившейся ситуации.
В условиях компетентностного подхода немаловажным становится формирование правовой компетенции студентов вузов. Правовая грамотность населения в современной России находится на низком уровне. Граждане в большинстве случаев не владеют необходимой юридической информацией и не знают откуда ее взять и как ей правильно воспользоваться.
Для того чтобы воспитать поколение людей, ориентирующихся в законодательстве необходимо уделять внимание этому вопросу на стадии студенчества, поскольку молодежь является наиболее восприимчивым к информации слоем населения, от которого зависит будущее государства. Все выше сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой темы. Данный вопрос актуален еще и тем, что в настоящее время общество требует выпускника нового типа «правосознательного гражданина», обладающего высоким уровнем компетентности и правовой культуры.
Формулировка цели статьи. Изучить формирование правовой компетентности студентов. В связи с этим необходимо установить компоненты, которые входят в правовую компетенцию; рассмотреть подходы к структуре правовой компетентности и саму структуру; определить неотъемлемые части правовой грамотности граждан.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития профессионального образования активно внедряются процессы модернизации.
Студенты были переведены с репродуктивного уровня усвоения знаний на уровень формирования компетенций. Ведущим в профессиональном образовании стал компетентностный подход, который дает качественно иную подготовку специалистов. Он сочетает в себе фундаментальность профессиональных
базовых знаний и практико-ориентированный подход для решения конкретных задач в профессиональной сфере деятельности.
В данном случае уровень подготовки определяется не объемом усвоенных знаний, а уровнем умения применить эти знания на практике, суметь проанализировать быстроизменяющуюся информацию и выдать соответствующий результат [1]. Следовательно образовательная деятельность должна быть направлена не на большой объем запоминания студентом фактического материала, а на обучение его эффективным способам получения и анализа необходимой информации.
В задачи преподавателя теперь входит правильная организация деятельности обучающихся, а не простая передача им готовых знаний [2]. Это особенно важно в условиях компетентностного подхода, когда значение знаний не принижается, но при этом акцентируется внимание на способности использовать эти знания в определенной ситуации, на умении самостоятельно и творчески решать проблемы на основе имеющихся у студента знаний.
Необходимость компетентностного подхода при изучении правовых дисциплин очевидна, поскольку правовая сфера является одним из самых динамичных регуляторов общественных отношений [3]. Источники имеют свойство видоизменяться достаточно часто и информация, которая была достоверной малое количество времени назад, утрачивает свою актуальность. К тому же в последнее время отмечается большой рост объемов правовой информации и закрепилась тенденция ее нестабильности.
Понятие «компетентность» рассматривалось различными учеными и имеет достаточно большое количество трактовок, следовательно, понятие «правовая компетентность» имеет не меньшее количество расшифровок [4].
Мы решили остановиться на следующем. Правовая компетентность - это совокупность качеств, которые отражают степень знания правовых знаний, умений и навыков, готовность и способность применить их при необходимости. Отметим, что правовая грамотность необходима не только студентам-юристам, но и обучающимся из неюридических вузов.
В правовую компетентность входят следующие элементы:
- умение выявить правовые аспекты в какой-либо рассматриваемой жизненной ситуации и определить, каким образом, можно разрешить эту ситуацию правовыми средствами;
- умение проанализировать сложившуюся ситуацию с разных точек зрения;
- умение определить достаточное количество правовой информации для разрешения проблемы;
- умение предвидеть правовые последствия принимаемых решений и других предпринимаемых действий;
- готовность к применению правовых механизмов [5].
Подходов к структуре правовой компетентности существует достаточно много, выделим некоторые из
них.
1. Организационно-управленческий подход. Для развития своих навыков студенты участвуют в планировании и организации правовой помощи населению под руководством преподавателя;
2. Правозащитный - обеспечение защиты прав личности. Непосредственное оказание правовой помощи нуждающимся в ней гражданам, на основе юридической клиники [6].
Структура правовой компетентности по мнению некоторых ученых выглядит следующим образом:
- мотивационный компонент (Сюда входят мотивы, цели, ценностные установки самого студента, ориентация на профессию как на ценность, потребность в поиске дополнительной информации в целях самосовершенствования. Мотивационно-ценностный компонент дает толчок к развитию других компонентов правовой компетентности);
- личностный компонент (связан с восприимчивостью студента к правовой информации, коммуникативностью, умением спланировать свою деятельность, критически оценить себя и свою работу);
- когнитивный компонент (Знание теоретических и методологических основ правоведения, умение воспользоваться современными информационными технологиями);
- деятельностный компонент (Степень предприимчивости студента в заданной ситуации для успешности ее разрешения. Это конкретные результаты предъявляемые после решения правовой задачи, также это умение использовать определенный перечень правовых документов, применяемый к конкретному вопросу, владение юридическими терминами, необходимыми для будущей профессиональной деятельности, умение составлять необходимые нормативные документы, умение ориентироваться в правовой базе);
- рефлексивный компонент (Оценка студентом собственной деятельности, осознание своих внутренних изменений для определения успешности развития себя как грамотного специалиста);
- оценочный компонент (Обеспечивает адекватность оценки студентами правовых норм и явлений. Необходимо, чтобы у обучающегося сложилось положительное личностное отношение к нормативно-правовым ценностям, усваиваемым в ходе обучения. Переход от знаний к убеждению крайне важен. На данном этапе студенты учатся давать правовую оценку различным фактам и осмысливать их с точки зрения соответствия и несоответствия нормам права [7].
Правовая компетентность складывается под влиянием различных факторов. Процесс ее формирования начинается с правового воспитания личности - целенаправленного, организованного, преднамеренного процесса воздействия на общество с помощью системы правовоспитательных форм средств и методов для формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры [8]. Этот процесс должен стать неотъемлемой частью становления нового поколения, пробудить его уважение к закону.
Правовое формирование личности - это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов [9]. Правовое формирование должно начинаться еще в молодом возрасте для преодоления проблемы развития правового нигилизма в обществе.
Правовая грамотность студента состоит из следующих частей:
- критичности мышления;
- осознания своих прав как члена человеческого общества;
- умение принимать обдуманные и взвешенные решения в условиях плюрализма;
- знать Конституцию и основы всего законодательства;
- должны быть сформированы механизмы саморазвития;
- приобретении опыта участия в демократических процедурах [10].
Эти положения касаются не только студентов юридических вузов, овладение правовой компетенцией для которых обязательно, но и каждого гражданина страны.
Для обеспечения правовой подготовки студентов необходимо увеличить количество модулей и блоков правовой направленности в программах подготовки бакалавров и магистров с учетом профиля их подготовки, проводить научные конференции по вопросам права, а в неюридических вузах организовать курсы правовой подготовки, где будет освещаться необходимый круг вопросов, связанный с основами законодательства [11].
В формировании правовой грамотности студентов нельзя не отметить роль мотивации. Задача преподавателя заключается в том, чтобы заинтересовать студента в изучении дисциплины, это будет способствовать творческой и продуктивной работе и как следствие более продуктивному формированию компетенций.
В формировании правовой компетентности может участвовать четыре блока:
- целеполагание. Здесь отражается планируемый результат обучения, представление об уровне правовой компетентности, который необходимо достигнуть студентам;
- содержательный блок включает когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностный компоненты правовой компетентности. Формирование правовой компетентности рассматривается нами как процесс, в который входит не только получение правовых знаний, но и формирование мотивации, развитие интереса к закону и праву в целом, формирование ценностного отношения к профессии;
- в организационном блоке содержится ряд педагогических условий с помощью реализации которых может быть повышена эффективность формирования правовой компетентности студентов;
- в результативном блоке содержится информация об эффективности протекания педагогического процесса. Показывает, соответствуют ли результаты изначально поставленным целям. Результативность обучения проверяется с помощью диагностики уровня сформированности компонентов, входящих в состав правовой компетентности [12].
Совокупность этих блоков призвана сформировать качественную подготовку студента.
Выводы. В условиях компетентностного подхода правовая подготовка приобретает новые условия формирования. Поскольку правовая среда слишком динамична, то компетентностный подход делает ее изучение наиболее продуктивным. Правовая компетентность имеет структуру, которая нацелена на совершенствование правовой подготовки. Нами было отмечено, что правовая грамотность необходима не только студентам юридических вузов, но и обычным гражданам, поэтому выделенные элементы правовой грамотности необходимы для освоения каждому обучающемуся. Формирование правовой компетентности начинается с освоения основных правовых норм, содержащихся в учебно-правовых дисциплинах. Начальным показателем ее сформированности является правовая грамотность. В процессе обучения развивается функциональная правовая грамотность за счет решения студентами специальных задач и разбора ими правовых ситуаций. При этом студент привлекает уже имеющийся у него опыт для разрешения возникающих ситуаций.
Таким образом, мы формируем личность специалиста, способного не только самостоятельно ориентироваться в современных жизненных условиях, но и помогать другим ориентироваться в динамично развивающейся правовой среде.
Литература:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
2. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14
3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.
4. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.
5. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.
6. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
8. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5.С. 201-207.
9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.
10. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал/Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.
11. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.
12. Шобонов, Н. А. Трудовое образование сельских школьников / Н. А. Шобонов // Народное образование. 2009. - № 1. - С. 247-253.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Седых Дмитрий Вячеславович
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Нижний Новгород); студент Пирогова Анна Алексеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. Статья рассматривает вопросы нормативно-правового обеспечения электронного обучения в вузе. Утверждается, что внедрение электронного обучения способствует не только улучшению качества обучения и помогает вывести вуз на новый уровень конкурентоспособности, но и оптимизировать образовательный процесс в целом. Для более полного выявления сущности электронного обучения были выявлены его преимущества. Среди основных законов в области становления электронного обучения были отмечены закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФЗ от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании»», кроме того Министерством образования и науки РФ была предложена программа развития электронного образования на 2014-2020 годы, которую статья подробно рассматривает. Для предоставления электронных материалов для студентов большинство вузов использует электронную платформу Moodle, действие которой также нормативно закреплено. Использование Moodle в организации электронного обучения необходимо и незаменимо, поскольку упрощает процесс взаимодействия и предоставляет широкие возможности в сфере обучения, как преподавателям, так и самим студентам.
Ключевые слова: электронное обучение, законодательство, правовые основы, профессиональное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, специалист, выпускник.
Annotation. The article deals with the issues of legal support for e-learning at the university. It is argued that the introduction of e-learning contributes not only to improving the quality of education and helps to bring the university to a new level of competitiveness, but also to optimize the educational process as a whole. To better identify the essence of e-learning, its advantages were revealed. Among the basic laws in the field of the formation of e-learning were the law "On Education in the Russian Federation" and Federal Law No. 11-FZ of February 28, 2012 "On Amending the Law of the Russian Federation" On Education ", in addition the Ministry of Education and Science of the Russian Federation a program for the development of e-education for 2014-2020 is proposed, which the article considers in detail. To provide electronic materials for students, most universities use the electronic platform Moodle, the action of which is also normatively fixed. The use of Moodle in the organization of e-learning is necessary and indispensable, since it simplifies the process of interaction and provides ample opportunities in the field of teaching, both for teachers and for students themselves.
Keywords: e-learning, legislation, legal framework, vocational education, federal state educational standard, specialist, graduate.
Введение. Важнейшим фактором инновационного развития современного вузовского образования является эффективно управляемое электронное обучение (ЭО). Развитие электронного образования на сегодняшний день является залогом конкурентоспособности образования в России. Актуальность рассматриваемой темы обуславливает тот факт, что грамотная разработка, становление и использование электронных систем в образовании невозможно без правового сопровождения. К тому же новые федеральные государственные образовательные стандарты диктуют условия снижения аудиторной нагрузки и приводят к расширению самостоятельной работы обучающихся. А это заставляет вузы совершенствовать электронную образовательную среду. Таким образом, студенты, обучающиеся заочно, а также те, кто не имеет возможности посещать вуз по причине ограниченных возможностей здоровья, имеют больше возможностей коммуницировать с преподавателем и обучаться более эффективно.
Формулировка цели статьи. Изучить тенденции развития электронного обучения в России, определив нормативные документы на которых основывается электронное обучение в вузах.
Изложение основного материала статьи. К преимуществам электронного обучения относятся:
- повышение международного престижа;
- внедрение и использование инновационных методов обучения;
- привлечение к обучению иностранных абитуриентов, абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность обучения студентов на удаленном расстоянии;
- сотрудничество с другими образовательными учреждениями [1].
Электронное обучение в современных условиях крайне необходимо, поскольку обеспечивает успех в борьбе за абитуриента, гарантирует повышение качества образования и повышение эффективности образовательного процесса в целом [2].
Электронное обучение - это система обучения, при которой удовлетворяется индивидуальная человеческая потребность в образовании; возможность оптимального представления материала для изучения дисциплин [3].
В первую очередь вузовская деятельность, в том числе и в сфере развития электронного обучения, основывается на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФЗ от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании»» в области применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [4]. Данный закон трактует электронное обучение как организацию образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных