Научная статья на тему 'Технология проектного обучения в профессиональном образовании'

Технология проектного обучения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1646
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / PROJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

Статья рассматривает аспекты применения технологии проектного обучения в профессиональном образовании. Было установлено, что проектная деятельность является одной из наиболее популярных и эффективных форм организации работы с обучающимися. Были определены сущность и различия научно-исследовательской и проектной деятельности. В статье указаны требования, предъявляемые к проектному обучению. Групповая проектная деятельность отмечена как наиболее эффективная и продуктивная. Предложены рекомендации к организации такого вида работы. В этом процессе происходит закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой (поскольку работа происходит в команде) деятельности. Для этого нами были рассмотрены технологические аспекты работы над проектом на каждом этапе: подготовительном, планирования, работы над проектом, завершающем. Отмечено, что мотивация студентов при работе над проектом играет важную роль. Мотивация студентов входит в задачи преподавателя. Для более полного раскрытия темы нами были указаны преимущества и недостатки проектного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PROJECT TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers aspects of the application of technology of project training in vocational education. It was established that the project activity is one of the most popular and effective forms of organizing work with students. The essence and differences of research and design activities were defined. The article specifies the requirements for project training. Group project activity is marked as the most effective and productive. Recommendations are offered for the organization of this type of work. In this process, the knowledge and skills of the project, research and organizational and managerial (as the work takes place in the team) activity are consolidated. To this end, we considered the technological aspects of working on the project at each stage: preparatory, planning, work on the project, completing. It is noted that the motivation of students when working on a project plays an important role. Motivation of students is part of the teacher's tasks. For more complete disclosure of the topic, we indicated the advantages and disadvantages of project training.

Текст научной работы на тему «Технология проектного обучения в профессиональном образовании»

12. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур .-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Гладкова Марина Николаевна

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья рассматривает аспекты применения технологии проектного обучения в профессиональном образовании. Было установлено, что проектная деятельность является одной из наиболее популярных и эффективных форм организации работы с обучающимися. Были определены сущность и различия научно-исследовательской и проектной деятельности. В статье указаны требования, предъявляемые к проектному обучению. Групповая проектная деятельность отмечена как наиболее эффективная и продуктивная. Предложены рекомендации к организации такого вида работы. В этом процессе происходит закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой (поскольку работа происходит в команде) деятельности. Для этого нами были рассмотрены технологические аспекты работы над проектом на каждом этапе: подготовительном, планирования, работы над проектом, завершающем. Отмечено, что мотивация студентов при работе над проектом играет важную роль. Мотивация студентов входит в задачи преподавателя. Для более полного раскрытия темы нами были указаны преимущества и недостатки проектного обучения.

Ключевые слова: проектное обучение, компетенция, компетентность, Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональное образование, специалист, выпускник.

Annotation. The article considers aspects of the application of technology of project training in vocational education. It was established that the project activity is one of the most popular and effective forms of organizing work with students. The essence and differences of research and design activities were defined. The article specifies the requirements for project training. Group project activity is marked as the most effective and productive. Recommendations are offered for the organization of this type of work. In this process, the knowledge and skills of the project, research and organizational and managerial (as the work takes place in the team) activity are consolidated. To this end, we considered the technological aspects of working on the project at each stage: preparatory, planning, work on the project, completing. It is noted that the motivation of students when working on a project plays an important role. Motivation of students is part of the teacher's tasks. For more complete disclosure of the topic, we indicated the advantages and disadvantages of project training.

Keywords: project training, competence, competence, Federal state educational standard, vocational education, specialist, graduate.

Введение. С ростом объемов информации, расширением масштабов человеческой деятельности, построением инновационной экономики возрастает потребность в методиках, способствующих подготовке специалистов, способных быстро воспринимать любые нововведения в образовании и продуктивно существовать в быстро изменяющихся условиях.

Новые стандарты заставляют применять такие виды занятий, на которых преподаватель направляет студента так, чтобы тот мыслил, выдвигал свои гипотезы, аргументы. Поиск новых средств приводит преподавателей к пониманию того что современной профессиональной школе нужны:

- деятельностные методы обучения;

- групповые методы обучения;

- игровые методы обучения;

- ролевые методы обучения;

- практико-ориентированные;

- проблемные методы обучения;

- рефлексивные методы обучения [1].

Одной из наиболее популярных и эффективных методов организации работы с обучающимися является проектная деятельность. Идея проектного обучения возникла еще в XIX веке в США [2]. Однако претерпела со временем некоторые изменения став интегрированным компонентом в системе образования. И получает все более широкое распространение как за рубежом, так и в России. При этом суть осталась прежней -стимуляция у студентов интереса к определенным вопросам. Задача преподавателя через проектную деятельность показать обучающимся практическое применение полученных знаний.

Практика в современном образовании приобрела большую значимость с введением компетентностного подхода. Теперь студент должен не только получить определенный объем знаний, но и суметь применить имеющиеся у него данные в реальной ситуации. Проект в данном случае дает свободу творчества с одной стороны и приобретение необходимых компетенций - с другой, погружая студента в проблему, которая могла бы возникнуть непосредственно в процессе профессиональной деятельности.

Понятие «проект» от латинского progectus (выдвигать вперед) - означает разработку некой идеи, детального плана какого-либо продукта [3].

Многие ученые рассматривают проектную деятельность как важнейший метод формирования профессиональной компетентности выпускников. Одной из составляющих профессиональной компетентности является проектная компетенция, что объясняет важность проектного обучения в профессиональном образовании и актуальность рассматриваемой темы.

Современное образование должно предотвращать инертность студента по отношению к получаемым знаниям. То есть другими словами задача профессионального учебного заведения сформировать выпускника, умеющего видеть проблему, формулировать ее, излагать свое отношение к ней, и, проанализировав различные пути решения представить результат, подкрепив его необходимой аргументацией.

Обучающийся должен владеть знаниями о проектной деятельности и осуществлять ее на профессиональном уровне. Основная стратегическая цель Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы состоит в обеспечении высокого качества российского образования в соответствии с изменяющимися запросами населения и перспективными задачами развития российской экономики [4]. ФГОС нового поколения направлен не только на накопление знаний, но и на формирование умения их применять на практике, то есть, призван развивать, уже упомянутые нами, необходимые компетенции личности обучающегося. Проектная технология в полной мере реализует эту задачу.

Формулировка цели статьи. Выявление сущности проектного обучения в профессиональном образовании. Для достижения поставленной цели необходимо решить некоторые задачи. К ним относятся: установить требования, предъявляемые к проектному обучению, рассмотреть этапы работы над проектом, выделить преимущества и недостатки проектных технологий.

Изложение основного материала статьи. В основу современного учебного процесса заложено множество составляющих, таких как чтение лекций, практические и лабораторные занятия, учебно-исследовательские работы, которые завершаются контролем знаний (экзаменом или зачетом). Однако реализация творческого потенциала студента происходит не в полном объеме, даже при условии выполнения обучающимися всех заданий.

Проявить себя он может только при выполнении проекта или научно-исследовательской работы. Сравним проектное обучение и научно-исследовательскую работу.

Сущность исследовательской работы состоит в формировании системы научных исследований по направлениям, связанным со специальностями студентов. Научно-исследовательская работа (НИР) выполняется под руководством преподавателя-специалиста в соответствующей области. НИР предусматривает поиск информации, ее сравнение, анализ, выработку собственной позиции по изучаемому вопросу. Идея же проектного обучения состоит в построении обучения на активной основе за счет работы студентов над реальными задачами, с помощью личной заинтересованности обучающегося в получении определенных знаний для достижения поставленной цели (интересный проект, рабочее место, возможность раскрыть свой потенциал...). Главным отличием метода проектов от НИР является не оценка за проделанную работу, а оценка фиксирующая решение задач проекта, степень и качество его выполнения. Важно уточнить, что проблема, решаемая в процессе проекта, должна быть взята из реальной жизни. Для решения этой задачи студенты пользуются уже имеющимися знаниями и приобретают новые.

К требованиям, предъявляемым к проектному обучению относятся:

- значимая в теоретическом, техническом и исследовательском плане задача, решение которой приведет к созданию определенного продукта;

- разрабатываемая идея должна отличаться своей новизной;

- результаты проекта должны быть представлены на выставке, конференции или семинаре;

- как правило, достаточно хорошо разработанный проект должен иметь возможность продолжения для коммерциализации [5].

В условиях инновационного развития, данные требования к проекту помогут сформировать высококвалифицированных специалистов, которые не только умеют решать практические задачи, но и могут перейти к вопросам бизнеса.

По нашему мнению научно-исследовательская деятельность такой результат дает лишь в редких случаях из-за своей четкой направленности на научное исследование.

Проектная технология предполагает:

- существующую проблему, которую необходимо решить с помощью имеющихся знаний;

- самостоятельность студента при выполнении работы;

- структурирование студентом своего проекта с указанием достигнутых результатов на каждом этапе;

- сбор информации, ее изучение, систематизация и защита [6].

К современным образовательным проектным технологиям на уровне организации учебного взаимодействия относятся:

- групповая форма работы;

- учебное сотрудничество;

- учебные диалоги;

- проектно-исследовательская работа [7].

На уровне методов и средств:

- инновационные методики;

- коммуникативно-информационные технологии [8].

По современным стандартам подготовки обучающихся высших профессиональных учебных заведений, студенты должны овладеть наряду с академическими компетенциями, дополнительные специальные и профессиональные навыки за достаточно короткий промежуток времени. Поэтому технология проектного обучения приносит больший эффект при выполнении работы в группе.

Для этого студенты должны объединиться в группы по 3-5 человек. Для каждой группы должен быть назначен руководитель для того чтобы помочь сформулировать и развить тематику проекта, обозначить сроки и указать индивидуальные задачи для каждого участника. Траектория обучения каждого студента с момента начала работы должна быть связана с проектом. Работа проектной группы организуется как составная часть учебного процесса подготовки специалистов, бакалавров и магистров. В процессе происходит закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой (поскольку работа происходит в команде) деятельности.

Для того чтобы это проследить, мы рассмотрим технологические аспекты работы над проектом на каждом этапе:

- на подготовительном этапе определяются тема и цели проекта. Обучающиеся на данном этапе выбирают тему, создают команду, распределяют роли в своих подгруппах. Преподаватель при этом участвует в распределении ролей и формировании команды, помогает разрабатывать структуру проекта;

- этап планирования заключает в себе определение источников, способов сбора и анализ информации по изучаемой проблеме. Обучающиеся занимаются сбором информации и составлением индивидуальных календарных планов. Преподаватель предоставляет имеющуюся по вопросу литературу, корректирует календарные планы;

- этап работы над проектом. Студенты осуществляют основные действия по разработке проекта. Роль преподавателя заключается в их консультировании, стимулировании их деятельности, поощрении, контроле за ходом выполнения проекта и обеспечении непрерывной обратной связи для достижения успешных результатов студентов;

- завершающим этапом является представление (защита) проекта. Готовые результаты должны быть оформлены согласно формам отчетности. Преподаватель корректирует отчет, организует экспертизу результатов, оценивает вклад каждого из участников в проект и результаты проекта в целом.

Лучшие проекты могут быть представлены к участию на конкурсах [9].

Отметим, что при выполнении работ у студентов не могут не возникнуть некоторые сложности. Чаще всего они связаны с постановкой ведущих и текущих целей и задач, с поиском решения, сопоставлении полученного результата и требуемого, оценкой собственной деятельности.

Для того чтобы студенты добились успешных результатов в проектной деятельности необходимо развить в них самостоятельность мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение прогнозировать результаты [10]. Поэтому большая роль отводится мотивации, то есть заинтересованности в работе над проектом. Она обеспечит максимальную творческую активность обучающихся. Преподаватель должен показать важность проекта, перспективу практической и социальной полезности.

Первое преимущество технологий проектного обучения состоит в уровне взаимодействия участников выполняемых проектов. То есть к проекту могут быть причастны различные предприятия - потенциальные работодатели. Второе - это то, что групповые проекты развивают чувство коллективизма. Научно-исследовательская деятельность в отличие от проектной чаще всего предполагает индивидуальную работу. Третье преимущество состоит в форме дальнейшего продвижения. НИР ставит цель: освоение студентом методов и приемов исследовательской работы, решение задач научного исследования, которые реализуются в соответствующих заданиях. Метод проектов же, как правило, направлен на перспективу дальнейшего продвижения, например в бизнесе.

Однако метод проектов имеет свои недостатки:

- из-за того, что роли в подгруппах делятся в зависимости от индивидуальных особенностей каждого из участников, степень их ответственности за ход и результаты работы значительно отличается;

- снижается возможность получения полного опыта каждым участником на всех этапах проекта из-за выполнения ими разных ролей;

- возможность некоторыми студентами решения своих задач, в процессе выполнения проекта за счет более инициативных участников группы;

- возникновение сложностей при оценке вклада каждого члена группы в командный результат [11].

На наш взгляд, при имеющихся недостатках, метод проектов помогает студентам успешно осваивать

знания и становиться высококвалифицированными специалистами. Его преимущества имеют более существенный вес.

Выводы. Решение проектных задач не является еще одной техникой, которую можно просто приобщить к уже существующим учебным, практическим, творческим и исследовательским задачам. Проектные задачи в системе учебной деятельности достаточно сильно влияют на составные части учебного процесса: тип взаимоотношений между преподавателем и студентом, систему оценивания, отбор учебного содержания. Метод проектов дает широкие возможности для развития творческой стороны студента, коммуникативных умений, самостоятельности, что способствует более легкому формированию высококвалифицированного специалиста, мобильного, готового работать в быстро изменяющихся условиях.

Литература:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

2. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14

3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

4. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «.И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.

5. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.

6. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

8. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.

9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.

10. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал/Нижегор. гос. архитектур .-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2007. -№ 2. - С. 149-154.

11. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Гладков Алексей Владимирович

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос применения комплексного подхода к разработке контрольно-измерительных материалов для повышения их качества. Разработанный на основе комплексного подхода измерительный материал должен обеспечивать адекватное отображение учебного материала. Поскольку современное профессиональное образование строится на компетентностном подходе, рассматривается новая система оценочных средств, так как теперь оценивается не объем усвоенных знаний, а компетенции. Поэтому установлены положения, которые компетентностный подход вынуждает поставить на первый план в рамках формирования контрольно-измерительных материалов. Подробно проанализированы требования к КИМ, а также определены задачи, которые стоят перед вузами в рамках формирования контрольно-оценочных средств. Выявлено определение понятия «контрольно-измерительные материалы» и непосредственно их значение. Выявлены факторы, обеспечивающие комплексность формирования контрольно-измерительных материалов. Также рассмотрены требования к самому оцениванию, среди них главным образом статья выделяет: валидность, надежность, справедливость, развитие, своевременность и эффективность.

Ключевые слова: контрольно-измерительные материалы, качество образования, комплексный подход, компетентностный подход, специалист, выпускник.

Annotation. This article discusses the application of an integrated approach to the development of test and measurement materials to improve their quality. The measuring material developed on the basis of an integrated approach should ensure adequate display of the educational material. As modern professional education is built on a competence approach, a new system of evaluation tools is being considered, since now it is not the amount of knowledge that has been learned but competence that is evaluated. Therefore, there are provisions that the competence approach forces to put in the forefront in the formation of control and measurement materials. The requirements for CMM have been analyzed in detail, and the tasks that the universities face in the formation of control and evaluation tools have been defined. The definition of the concept of "control-measuring materials" and their significance is revealed. The factors providing complex formation of control and measuring materials are revealed. The requirements to the assessment itself are also considered, among them, the article highlights: validity, reliability, fairness, development, timeliness and efficiency.

Keywords: control and measuring materials, quality of education, comprehensive approach, competence approach, specialist, graduate.

Введение. Глобализация современного мира заставляет перестраиваться все государственные системы, в том числе и образование. Возрастают требования к выпускникам, все больше ценится способность к быстрой адаптации студента к условиям международной конкуренции и это является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Образовательная политика России ставит главным приоритетом доступность качества образования. И на данный момент на каждом из уровней образования значительное место выделяется для исследования качества подготовки обучающихся. В отношении развития гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности, качество образования как социальная категория является показателем результативности и состояния образовательного процесса в обществе, соответствует ли он его ожиданиям и потребностям среди различных социальных групп.

Качество образования выявляется при помощи показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения и обеспечивающих развитие компетенций студентов.

Для того чтобы проверить уровень сформированности тех или иных компетенций используются соответствующие материалы, на наш взгляд подготовить их можно должным образом только при использовании комплексного подхода.

Формулировка цели статьи. Изучить формирование контрольно-измерительных материалов под влиянием комплексного подхода. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: установить требования к контрольно-измерительным материалам; выявить факторы, обеспечивающие комплексность формирования контрольно-измерительных материалов.

Изложение основного материала статьи. Поскольку современное профессиональное образование строится на компетентностном подходе, мы должны сделать на этом акцент и сказать, что была сформирована новая система оценочных средств, так как теперь оценивается не объем усвоенных знаний, а компетенции. То есть функция оценивания теперь направлена не на выявление пробелов в знаниях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.