Научная статья на тему 'Потребность в педагогической рефлексии как условие профессионального саморазвития будущего специалиста в системе гуманитарного образования'

Потребность в педагогической рефлексии как условие профессионального саморазвития будущего специалиста в системе гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLEXION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PEDAGOGICAL REFLECTION / ЗНАЧИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ / THE IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL REFLECTION / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / REFLEXIVE SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Мелехова Юлия Борисовна

В статье рассматривается актуальность постановки проблемы самоанализа как необходимой предпосылки для профессионального саморазвития. Разработка теории педагогического рефлексирования и создание методики формирования данного качества являются одним из многообещающих путей совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Мелехова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR PEDAGOGICAL REFLECTION AS A CONDITION FOR THE PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A FUTURE SPECIALIST IN THE SYSTEM OF HUMANITIES EDUCATION

The article the urgency of posing the problem of introspection as a necessary prerequisite for professional self-development is considered. The development of the theory of pedagogical reflexion and the creation of a methodology for the formation of this quality are one of the promising ways to improve the professional training of a future specialist.

Текст научной работы на тему «Потребность в педагогической рефлексии как условие профессионального саморазвития будущего специалиста в системе гуманитарного образования»

Литература:

1. Артюхина, М.С. Теоретико-методологические основы обучения математике в интерактивной образовательной среде / М.С.Артюхина, Е.И. Санина // Теоретические и прикладные аспекты математики, информатики и образования: материалы Междунар. науч. конф. (Архангельск, 16-21 ноября 2014 г.) / редкол.: И.И. Васлишин и др.; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В.Ломоносова; Ин-т мат. и информ. Болгар. акад. наук; Ин-т информатизации образования РАО; Моск. пед. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2014. -С. 314-320.

2. Артюхина, М.С. Самоактуализация личности студента средствами учебных предметов в профессиональной образовательной среде / М.С. Артюхина, Е.И. Санина // Вестник РМАТ. 2015. № 4. -С. 1-9.

3. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. - М., 2000. - 157 с.

4. Гура , В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Гура, Валерий Васильевич. -Ростов-на-Дону, 2007. - 363 с.

5. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник. В 2 ч. Ч. 2 / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс: Мир и образование, 2007. -640 с.

7. Роберт, И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде / И.В. Роберт // Ученые записки ИИО РАО, 2001. - Вып. 5. - С. 3-30.

8. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. -М., 1997. - Вып. 7. - С. 183.

9. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Мелехова Юлия Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность постановки проблемы самоанализа как необходимой предпосылки для профессионального саморазвития. Разработка теории педагогического рефлексирования и создание методики формирования данного качества являются одним из многообещающих путей совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, значимость педагогической рефлексии, рефлексивные умения, профессиональная подготовка будущего специалиста.

Annotation. The article the urgency of posing the problem of introspection as a necessary prerequisite for professional self-development is considered. The development of the theory of pedagogical reflexion and the creation of a methodology for the formation of this quality are one of the promising ways to improve the professional training of a future specialist.

Keywords: reflexion, pedagogical reflection, the importance of pedagogical reflection, reflexive skills, professional training of the future specialist.

Введение. Обращение к педагогической рефлексии обусловлено современными тенденциями общественного развития, ориентирующими систему педагогического образования на поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалиста, а также выявление условий профессионального саморазвития будущего специалиста в системе гуманитарного образования.

Признание в педагогической рефлексии интегрального показателя успешности профессионального становления личности специалиста, предпосылки самоорганизации его деятельности показали, что разработка теории педагогического рефлексирования и создание методики формирования данного качества являются одним из многообещающих путей совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста. Факт существования психической реальности, которую воплощает в себе феномен педагогической рефлексии, к настоящему моменту признан большинством педагогов-исследователей, занимающихся вопросами профессионального становления личности специалиста.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - раскрыть проблему самоанализа как необходимой предпосылки для профессионального саморазвития. Разработка теории педагогического рефлексирования и создание методики формирования данного качества являются одним из многообещающих путей совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста.

Изложение основного содержания статьи. В педагогическом аспекте рефлексия рассматривается в исследованиях, связанных, с одной стороны, с педагогической деятельностью учителя, с другой - с учебно-профессиональной деятельностью обучающихся. В учебно-профессиональной деятельности студентов

постановка профессионально-педагогической задачи, определение средств и выработка программы ее решения образуют рефлексивный уровень процесса подготовки будущего учителя, а их применение осуществляется на предметном его уровне, на уровне получения и развития знаний о самом исследуемом объекте (в нашем случае в качестве такого объекта для студентов выступают ученики) [8, с. 17].

В зависимости от подхода под данным явлением подразумевают: «профессиональную философию, обобщенно-целостное отношение к профессии»; «размышление учителя о себе, о своем назначении и самоактуализации, осмысление им своих профессиональных задач»; «осмысление собственных психических процессов и решений»; «обращенность учителя на себя, критичность по отношению к себе, умение анализировать процесс и результаты педагогической деятельности»; способность учителя наиболее полно отражать как объект педагогического взаимодействия, так и собственное «Я» в педагогической деятельности; «осмысление учителем целесообразности и эффективности своего действия относительно ученика на основе гуманизации образования»; оценочный компонент профессионального мышления учителя, выполняющий критериально-целевую и контрольно- корректирующую функции, находящий свое выражение в личностной позиции учителя, его целях, задачах, мотивах и интересах, побуждающих его к деятельности как участника и организатора педагогического процесса».

Важность и необходимость рефлексии в деятельности учителя провозглашаются многими авторами. Отмечается, что профессиональное совершенствование педагога предполагает у него достаточный уровень развития рефлексии.

А.Б.Воронцов [2] считает, что рефлексия все еще новое слово в деятельности педагога. Большинство учителей не могут еще осознать, что без анализа собственных действий невозможна их коррекция и движение вперед.

А.И.Зимняя [3] подчеркивает, что педагогическая рефлексия соотносится с профессиональным самосознанием учителя как субъекта педагогической деятельности, личности, социально ответственной за воспитание и обучение подрастающего поколения. Поэтому мы рассматриваем направление, ведущее изучение рефлексии в деятельности учителя через анализ процесса формирования профессионального самосознания будущего учителя, которое рассматривается как сложное личностное образование, возникающее в результате оценки учителем качеств своей личности с точки зрения условий конкретной деятельности. Профессиональное самосознание делает учителя способным к осознанию целей, задач своей деятельности, способным планировать и определять причины неудач, корректировать деятельность и себя как субъекта этой деятельности. Самосознание личности представляет собой осознанное отношение к самому себе и формируется в результате проявления рефлексивных процессов.

К.Я.Вазина [1], рефлексию связывает со способностью человека к самопознанию, направленную на осмысление собственной практической деятельности, которое включает в себя актуализацию и разрешение внутренних противоречий (потребностей - способностей). Рефлексия как способность осознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и таким образом потреблять и производить культурные ценности.

Иссследуя проблему педагогических способностей, Н.В.Кузьмина [5] выделяет: рефлексивно-перцептивные и проективные способности. Рефлексивно-перцептивные способности включают три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся с требованиями учителя, чувство меры и чувство причастности. Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции.

Проективные способности для учителя характеризуются гармоничным развитием всех структур профессионального самосознания. Благодаря глубокому осознанию общечеловеческих смыслов своей деятельности он строит систему отношений с детьми, основанную на принятии их как самоценностей (и подобное отношение складывается у него к себе), проявляет себя как творческая личность (и осознает себя таковой), организует педагогическую деятельность, направленную на развитие уникальности ребенка (и сам развивается как профессионал).

Таким образом, рефлексивно-перцептивные способности, впервые выделенные Н.В.Кузьминой в качестве компонента в структуре педагогических способностей, связаны со спецификой чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося.

В педагогической литературе является дискуссионным вопрос о том, должен ли учитель обязательно обладать развитой способностью к рефлексии для воспитания ее у учащихся. Некоторые исследователи находит прямую зависимость развития данного качества учащихся от рефлексивной активности самого учителя, другие считают, что научить рефлексии нельзя, но помочь научиться можно.

Мы придерживаемся позиции А.Б.Воронцова [2], считающего, что педагогу для развития рефлексии у учащихся необходимо самому обладать развитой рефлексивной способностью, т.к. любое преподавание является управленческой деятельностью. По его мнению, управленческая рефлексия трехслойна: одна ее часть связана с рефлексивным анализом действий исполнителей (учащихся), другая - с рефлексией учебной ситуации и третья обращена к рефлексии собственных действий руководителей (учителей).

Некоторые авторы [2; 6] отмечают, что необходимо создать условия для развития рефлексии у обучающихся. И среди педагогических принципов, регулирующих процесс деятельности учителя, основным считают принцип «выращивания», т.е. учитель должен лишь способствовать желаемому для общества изменению, создавать своими действиями, общением, коммуникацией условия для направленности «естественного» самоизменения. Учителю необходимо способствовать осознанию учащимися своей учебной деятельности, рефлексивному ее анализу. Негативным условием, тормозящим рефлексивные проявления обучающихся, исследователи считают авторитарную позицию учителя.

Одним из аспектов изучения рефлексии в педагогической деятельности является направление, связанное с рефлексией педагогом собственной деятельности и личности. Так, А.Я.Найн [7] рассматривает рефлексию педагогической деятельности как средство преодоления профессиональных затруднений учителя.

Определенный интерес вызывает для нас позиция В.А.Сластенина и Л.С.Подымовой, где рефлексия рассматривается в структуре инновационной деятельности учителя. Отмечается, что рефлексия на этапе инновационной деятельности сопровождается двумя процессами: возвращением учителя на этап прогнозирования и отслеживания в нем составляющие концепции; второй процесс связан с рефлексией на собственную деятельность, то есть с процессом целереализации: происходит анализ соотношения

возможностей учителя и внешних условий. Анализируются навыки, педагогические действия, содержание инноваций [12].

Некоторые исследователи считают, что целенаправленное воспитание рефлексивных умений возможно посредством специальных программ.

Анализ педагогической литературы и практики свидетельствует, что в настоящее время возрастает интерес к рефлексивной подготовке будущих учителей и рефлексивному управлению ими в процессе обучения в вузе. Так, вызывает определенный интерес программа рефлексивной подготовки будущего учителя в вузе:

1. Знакомство с явлением рефлексии и формирование умений «видеть» проявления рефлексии.

2. Формирование представлений об основных закономерностях рефлексии и умений сознательно улавливать и использовать рефлексивную информацию.

3. Выделение и приведение в систему знаний о внутренней деятельности человека, обосновывающих получение рефлексивной информации и знаний.

4. Сообщение знаний о теории педагогического рефлексирования и о специфических закономерностях практики рефлексирования учителем учеников.

5. Практика в самостоятельном конструировании студентом развернутой системы педагогического рефлексирования, основанной на теории и специфической для своей личной педагогической системы [13, с. 40-41].

Нами предложены психолого-педагогические задачи в качестве средства рефлексивной подготовки и группа специфических приемов с целью формирования рефлексии у будущих учителей [9].

В настоящее время прямо или косвенно почти во всех исследованиях по профессионально-педагогической подготовке затрагивается рефлексивный аспект в формировании личности будущего учителя. Уделяя определенное внимание рефлексивной подготовке студентов, исследователи большое внимание отводят изучению места рефлексивной позиции учителя в овладении процессом профессионально-педагогической деятельности.

Должное внимание в педагогических исследованиях уделяется рефлексивным умениям. И.Ф.Исаев [4] подчеркивает, что в совокупности аналитико-рефлексивных умений «ядро» составляют умения осуществлять рефлексивный анализ собственной деятельности, деятельности коллег и студентов; выделять для педагогического анализа главное звено; анализировать трудности, возникающие в ходе профессиональной деятельности. Учителю необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма, к результативности своей деятельности. Нам представляется, что данная группа умений соотносится в основном с проблематикой самопознания, саморефлексии в личности и деятельности учителя, которая непосредственно связана с вопросами познания учителем личности учащегося.

Феномен педагогической рефлексии выражает процесс профессионального становления в единстве диалектики общего, частного и единичного. Это связано с тем, что в содержании педагогической рефлексии есть то общее, что обусловлено спецификой педагогической деятельности, частное характерно для представителей педагогической профессии и единичное определяется индивидуальными особенностями субъекта этой деятельности: его ценностные ориентации, уровень мастерства и т.д.

В нашем исследовании мы опираемся на концепцию К.Я.Вазиной, где рефлексия рассматривается как теоретическая (идеальная) деятельность, которая является механизмом развития продуктивной практической деятельности [1]. Исходя из этого положения мы можем заключить, что в педагогической деятельности присутствует деятельность особого рода, которая должна быть заполнена специфическими ценностями, определяемыми данной деятельностью и проявляющимися в этой деятельности.

Данное положение подтверждается интегральным психолого- педагогическим принципом единства сознания, личности и деятельности, позволяющим увидеть студента как индивида, личность и субъект деятельности, учитывать деятельностное опосредствование внешних воздействий на студента (рассматривать деятельность как необходимое детерминирующее условие его развития), а также видеть в будущем учителе субъекта деятельности и своего собственного развития. Тогда смысл педагогической рефлексии можно постичь лишь через изучение педагогической деятельности (и педагогического мышления), которые выступают как «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [6]. При таком подходе рефлексивные процессы понимаются как составляющие деятельности, ее этапы или звенья.

Нам представляется возможным рассматривать педагогическую рефлексию как структуру в деятельности, определенную ее фазу, которая возникает в ситуации рассогласований (противоречий) необходимого и возможного и представляет собой закономерность ее развития. Благодаря наличию такой структуры в деятельности сохраняется ее целостность и возникает возможность коррекции содержания элементов деятельности. В основе такой регуляции лежит действие самоотрицания, выступающее как предпосылка перехода на новый уровень развития.

Такой подход позволяет рассматривать личность как саморазвивающуюся систему (за счет функционирования механизмов рефлексивной саморегуляции), способную сделать объектом изучения, анализа и контроля собственные, планирующие, исполнительные и контрольные действия [8, 10, 11, 14]. Исходя из этого, мы считаем возможным рассматривать рефлексию с точки зрения соотношения деятельности и субъекта, позиции, занимаемой им в этой деятельности и направленной на поиск ее личностного смысла.

Выводы. Итак, педагогическая рефлексия представляется нам тем реальным феноменом, «механизмом», который характеризует способность учителя к выходу за рамки простого исполнительства, к возвышению над конкретной деятельностью, недопущению превращения деятельности в функциональное поведение, к расширению рамок профессиональной роли. Педагогическая рефлексия позволяет учителю при исполнении профессиональной роли удерживать ее под личностно-ценным контролем, быть выше инерции формально-ролевого поведения и многомернее принимаемой ролевой логики.

Литература:

1. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. - М.: Педагогика, 1990. - 196 с.

2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова / Из опыта работы ЭУК «школа развития» - М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. - 360 с.

3. Зимняя А.И Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 4S0 с.

4. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: дис ... д-ра пед. наук. - М., 1993

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.

6. Лекторский В.А. Самообразование и рефлексия в научном познании.// Общественные науки. - 19S0. № 2. - С. 123-137.

7. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы.-Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. - 32S с.

S. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя. Монография. М.: ИНФРА-М, 2017. - 279 с.

9. Сайгушев Н.Я. Сборник задач по пиктографической педагогике Магнитогорск: МГПИ, 1997. - 35 с.

10. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 569

11. Сайгушев Н.Я., Тураев Р.Р., Веденеева О.А. Рефлексивно-педагогическое управление учебно-познавательной деятельностью студентов. Монография. СПб: Наукоемкие технологии, 2017. - 132 с.

12. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИПЧ «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.

13. Сочень Т.С. Личная педагогическая система преподавателя. Педагогическая рефлексия // Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее. - М.: Знание, 197S. - 3S с.

14. Gnevek O.V., Savva L.I., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Shepilova N.A. The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // India,Volume: No.97 (2017) Issue No.:21 (2017) Pages: 195-217

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Саляева Елена Юрьевна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.01 СЕРВИС

Аннотация. В статье раскрывается содержание компетенций студентов сервисных направлений обучения при главенствующей роли математики. Процесс их формирования рассматривается с точки зрения компетентностного подхода. Выделяются педагогические условия, при которых формирование компетенций происходит наиболее оптимальным образом. Для формирования у студентов необходимых компетенций важно не только освоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование на их основе способов деятельности и профессионального опыта. Поэтому в статье выделены специальные педагогические условия. Современные условия, появившиеся в стране заставляют каждого специалиста в области сервиса поддерживать свои знания на должном уровне. Для этого требуется своевременное пополнение математических знаний, поэтому образование должно придерживаться некоторых положений, которые указываются в статье. Отмечается, что процесс формирования сервисных компетенций должен развиваться по трем направлениям: по теоретическому направлению, технологическому и психологическому, при этом должны присутствовать несколько интерактивных форм обучения.

Ключевые слова: математическое образование, специалист, выпускник, профессиональное образование, сервис, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, компетентностный подход.

Annotation. The article reveals the content of the competences of the students in the service directions of training, with the main role of mathematics. The process of their formation is considered from the point of view of the competence approach. Pedagogical conditions are singled out, under which the formation of competences occurs in the most optimal way. To form the necessary competencies for students, it is important not only to develop a certain amount of knowledge, skills and skills, but also to form the methods of activity and professional experience on their basis. Therefore, special pedagogical conditions are singled out in the article. The modern conditions that have appeared in the country make every specialist in the field of service support their knowledge at the proper level. For this, the timely replenishment of mathematical knowledge is required, therefore education must adhere to certain provisions that are specified in the article. It is noted that the process of forming service competencies should develop in three areas: in the theoretical direction, technological and psychological, and there should be several interactive forms of training.

Keywords: mathematical education, specialist, graduate, vocational education, service, general cultural competence, professional competence, competence approach.

Введение. Современная национальная доктрина образования вводит профессиональные образовательные учреждения в особые рамки, которые диктуют условия формирования разносторонне развитой личности и высококвалифицированного специалиста, обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями.

Понятие «компетенция» мы будем рассматривать как способность и готовность будущего выпускника самостоятельно решать возникающие проблемы и задачи, применяя имеющиеся знания, умения и опыт, при этом оценивая свои результаты.

Для того чтобы у студента сформировать необходимые компетенции, ему необходимо освоить ряд учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина призвана повышать качество высшего профессионального образования. При этом важно отметить роль математики как универсального междисциплинарного языка для описания и изучения объектов и процессов. Математика формирует особый стиль мышления у студентов, что приобретает большую значимость при реализации современных Федеральных государственных образовательных стандартов. Стандарты нового поколения, действующие на основе компетентностного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.