Научная статья на тему 'Самостоятельная оценка студентами мотивов своей учебной деятельности'

Самостоятельная оценка студентами мотивов своей учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ОСОЗНАВАЕМЫЕ МОТИВЫ / РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ МОТИВЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / TRAINING ACTIVITY / MOTIVE / RECOGNIZED MOTIVES / ACTUAL MOTIVES / NEED FOR COGNITION / NEED FOR ACHIEVEMENT / RESPONSIBILITY / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шармин Д. В., Шармин В. Г.

Статья посвящена исследованию осознаваемых мотивов учебной деятельности студентов вуза. Показано, что ведущими являются мотивы, связанные с познавательной потребностью и потребностью в достижениях, а внешний контроль учебной деятельности не входит в число наиболее важных факторов, мотивирующих эту деятельность. Установлено, что мотивы учебной деятельности имеют индивидуалистическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-assessment of educational motives by students

The article studies the motives of educational activity recognized by higher school students. It has been found that the key motives are the ones associated with the cognitive need and the need for achievement. External control of learning activity is not included into the most important motivating factors. It has also been found that the educational motives have individualistic nature.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная оценка студентами мотивов своей учебной деятельности»

УДК 37.062.3

Шармин Дмитрий Валентинович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики Тюменского государственного университета

Шармин Валентин Геннадьевич

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры алгебры и математической логики Тюменского государственного университета

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ МОТИВОВ СВОЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Sharmin Dmitriy Valentinovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Mathematics and Computer Science Department, Tyumen State University

Sharmin Valentin Gennadievich

PhD in Physical and Mathematical Sciences, Assistant Professor, Algebra and Mathematical Logic Department, Tyumen State University

SELF-ASSESSMENT OF EDUCATIONAL MOTIVES BY STUDENTS

Аннотация:

Статья посвящена исследованию осознаваемых мотивов учебной деятельности студентов вуза. Показано, что ведущими являются мотивы, связанные с познавательной потребностью и потребностью в достижениях, а внешний контроль учебной деятельности не входит в число наиболее важных факторов, мотивирующих эту деятельность. Установлено, что мотивы учебной деятельности имеют индивидуалистическую направленность.

Ключевые слова:

учебная деятельность, мотив, осознаваемые мотивы, реально действующие мотивы, познавательная потребность, потребность в достижениях, ответственность, контроль.

Summary:

The article studies the motives of educational activity recognized by higher school students. It has been found that the key motives are the ones associated with the cognitive need and the need for achievement. External control of learning activity is not included into the most important motivating factors. It has also been found that the educational motives have individualistic nature.

Keywords:

training activity, motive, recognized motives, actual motives, need for cognition, need for achievement, responsibility, control.

Управление учебной деятельностью студентов, эффективный контроль за ней невозможны без выявления и анализа ее мотивов, поэтому их изучение, несомненно, является актуальной задачей.

Согласно психологическому словарю, мотив - это материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность, смысл которой состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта; потребность ощущается субъектом как переживание нужды в чем-либо необходимом [1].

Характеризуя мотивы деятельности человека, А.Н. Леонтьев отмечал, что «...понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает» [2, с. 38]. Однако мотив (или мотивы) деятельности может или вообще не осознаваться человеком, или осознаваться неполно, искаженно. В связи с этим А.Н. Леонтьев выделял знаемые (осознаваемые, понимаемые) и реально действующие мотивы [3]. В литературе также принято делить мотивы деятельности на внутренние, связанные с содержанием самой этой деятельности и процессом ее выполнения, и внешние, касающиеся взаимоотношений осуществляющего деятельность человека с окружающей средой. По отношению к учебной деятельности внутренние мотивы - это познавательные мотивы, а внешние мотивы - это прежде всего мотивы социальные [4].

Нами проведено исследование, цель которого состояла в выявлении осознаваемых мотивов учебной деятельности студентов. Исследование было выполнено на базе Тюменского государственного университета. В нем приняли участие 178 студентов первого курса следующих направлений подготовки: «Биология», «Биоинженерия и биоинформатика», «Менеджмент», «Социология», «Математика», «Математика и компьютерные науки» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

В качестве средства диагностики осознаваемых мотивов учебной деятельности студентов была использована разработанная нами анкета. Анкетирование проводилось после окончания зимней (первой для студентов) сессии 2015/2016 учебного года. Респондентам предлагалось из перечисленных двенадцати мотивов выбрать те пять, которые, по их мнению, сильнее всего влияют на их учебную деятельность, а затем ранжировать эти мотивы от наиболее до наименее значимых. Результаты (в порядке убывания частоты выбора) показаны в таблице 1 .

Таблица 1 - Результаты выбора студентами мотивов учебной деятельности

№ Мотив Количество студентов, указавших мотив, %

1 Ваше чувство долга, ответственности перед самим собой 79,8

2 Осознание необходимости получаемых знаний для Вашей будущей профессиональной деятельности 75,8

3 Ваше стремление повысить уровень своего развития, расширить кругозор, интерес к получению новых знаний 75,8

4 Ваше чувство долга, ответственности перед семьей (родителями, дедушками и бабушками, братьями и сестрами и т. д.) 54,5

5 Ваше стремление получать высокие оценки, чтобы впоследствии «хороший» диплом позволил получить престижную, высокооплачиваемую работу, продвинуться по карьерной лестнице 50,6

6 Ваше стремление получать высокие оценки, чтобы иметь возможность получить материальные поощрения за успехи в учебе (повышенную стипендию, перевод на бюджетное место и т. п.) 44,9

7 Отношение Ваших преподавателей к своей работе, их стремление выполнять свои обязанности качественно, желание заинтересовать и научить студентов 32,6

8 Ваше стремление к самоутверждению в коллективе, желание показать однокурсникам или друзьям, что Вы «не хуже или лучше других» 23,0

9 Постоянный контроль над Вашей учебой со стороны преподавателей и администрации университета, Ваше желание избежать связанных с этим неприятностей (получения плохой отметки, лишения стипендии, отчисления из вуза и т. п.) 16,3

10 Ваше чувство долга, ответственности перед преподавателями, обществом в целом 16,3

11 Постоянный контроль над Вашей учебой со стороны представителей семьи (родителей, дедушек и бабушек, старших братьев и сестер и т. д.), Ваше желание избежать связанных с этим неприятностей 13,5

12 Положительная оценка Вашей учебной деятельности преподавателями и администрацией университета, поддержка этой деятельности с их стороны 9,6

Как видно, чаще всего студенты выбирали такие мотивы, как чувство ответственности перед самим собой, осознание необходимости получаемых знаний для профессиональной деятельности и стремление повысить уровень своего развития, интерес к новым знаниям. Однако следует отметить существенное различие между этими мотивами, проявившееся при их ранжировании. Так, среди тех, кто указал осознание необходимости получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности в числе пяти наиболее важных мотивов, 76,3 % поставили его на первую или вторую позиции (в том числе 60 % - на первую), а 10,4 % - на четвертую или пятую. Стремление повысить уровень своего развития и интерес к новым знаниям на первой или второй позициях расположили 54,8 % выбравших этот мотив респондентов (в том числе 20 % - на первой), а на четвертой или пятой - 28,2 %. При этом чувство долга и ответственности перед самим собой на первые две позиции поставили лишь 17,7 % опрошенных (в том числе 8,5 % - на первую), в то время как 58,4 % опрошенных расположили его на двух последних позициях.

Обратимся теперь к мотивам, содержащимся в нижней части таблицы 1. Они не только реже всего выбирались опрошенными студентами, но и, даже будучи выбранными, располагались на последних позициях при ранжировании. Так, из числа студентов, указавших чувство ответственности перед преподавателями и обществом в целом в качестве мотива учебной деятельности, 13,8 % поставили его на первую или вторую позиции (в том числе на первую - 0 %), при этом 55,2 % поставили его на четвертую или пятую позиции. Для постоянного контроля над учебой со стороны семьи соответствующие показатели составляют 16,7 и 58,3 %, а для положительной оценки учебной деятельности преподавателями и администрацией вуза - 11,8 и 76,4 %.

В соответствии с вышеизложенным, а также другими данными, приведенными в таблице 1, можно сделать следующие выводы:

1. В качестве ведущих мотивов своей учебной деятельности опрошенные студенты указали познавательные мотивы. Эти мотивы не только чаще других выбирались респондентами, но и, как правило, ставились на первые позиции при ранжировании. Познавательные мотивы можно условно разделить на профессионально-познавательные и широкие познавательные, причем первые имеют преимущество перед вторыми с точки зрения значимости для респондентов. Этот результат во многом соответствует традиционной точке зрения, согласно которой «...в

качестве ведущей потребности в учебной деятельности студента должна выступать профессионально-познавательная потребность, ...которая представляет собой интерес к знаниям, необходимым для будущей профессиональной деятельности» [5, с. 16].

2. По мнению респондентов, существенное влияние на их учебную деятельность оказывает возможность получить материальное поощрение в будущем (в виде высокооплачиваемой работы) либо в настоящем (в виде повышенной стипендии, перевода на бюджетное место). Речь здесь идет об одной из форм реализации потребности в достижениях. Такое стремление, как показывает опыт, может быть эффективно использовано для стимулирования не только учебной, но и научно-исследовательской деятельности студентов [6].

3. Положительная оценка учебной деятельности со стороны преподавателей и администрации вуза, однокурсников, чувство долга и ответственности перед преподавателями и обществом в целом не являются для подавляющего большинства опрошенных значимыми мотивами. При этом чувство ответственности перед самим собой и семьей (только наиболее близкими людьми) как мотив учебной деятельности имеет большое значение. Таким образом, мотивация учебной деятельности респондентов имеет преимущественно индивидуалистическую направленность.

4. Опрошенные студенты в большинстве своем полагают, что контроль со стороны преподавателей, администрации вуза и семьи не относится к числу наиболее значимых мотивов их учебной деятельности. Другими словами, контроль со стороны университета в той форме, в какой он существует в настоящее время, не выполняет одну из своих важнейших функций - функцию стимулирования и активизации учебной деятельности студентов. Этот факт был установлен ранее в ходе исследования эффективности рейтинговой системы оценки успеваемости студентов [7; 8], а в рамках настоящего исследования получил еще одно подтверждение.

Исходя из сделанных выводов, можно констатировать, что внутренние мотивы учебной деятельности студентов преобладают над внешними.

В заключение отметим, что для повышения эффективности управления учебной деятельностью студентов необходимо знать не только осознаваемые, но и реально действующие ее мотивы. Дальнейшее исследование будет направлено на выяснение того, соответствуют ли выявленные осознаваемые мотивы реально действующим мотивам учебной деятельности студентов. Это позволит уточнить полученные выводы, сделать их более достоверными.

Ссылки:

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М., 2003.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

3. Там же.

4. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

5. Дусавицкий А.К. Мотивы учебной деятельности студентов. Харьков, 1987.

6. Циллер К.В. Материальное стимулирование НИДС как форма повышения ее результативности // Наука и современность. 2013. № 25-1. С. 147-149.

7. Шармин Д.В. Проблема эффективности рейтинговой системы как средства стимулирования и активизации учебной деятельности студентов // Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Ишим, 2015. С. 213-216.

8. Шармин Д.В. Исследование эффективности рейтинговой системы оценки успеваемости студентов как средства оптимизации управления образовательным процессом (на примере обучения математике) // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3, № 9-1 (20-1). С. 440-443.

References:

Dusavitsky, AK 1987, Motives of educational activity of students, Kharkov, (in Russian). Leontiev, AN 2004, Activities. Consciousness. Personality, Moscow, (in Russian).

Markova, AK, Orlova, AB & Friedman, LM 1983, The motivation of teaching and instilling in her students, Moscow, (in Russian).

Meshcheryakov, BG & Zinchenko, VP (eds) 2003, A significant psychological dictionary, Moscow, (in Russian). Sharmin, DV 2015a, 'Investigation of the effectiveness of rating student performance system as a means of optimizing the management of educational process (for example, teaching mathematics)', Aktual'nyye napravleniya nauchnykh issledovaniyXXI veka: teoriya ipraktika, vol. 3, no. 9-1 (20-1), pp. 440-443, (in Russian).

Sharmin, DV 2015b, 'The problem of the effectiveness of the rating system as a means of stimulating and intensifying educational activity of students', Problemy iperspektivy fiziko-matematicheskogo i tekhnicheskogo obrazovaniya: sb. materialov Oseros. nauch.-prakt. konf, Ishim, pp. 213-216, (in Russian).

Ziller, KV 2013, 'Incentives NIDS as a form of improving its performance', Nauka isovremennost', no. 25-1, pp. 147-149, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.