Научная статья на тему 'Самостоятельная образовательная деятельность студентов в информационной среде'

Самостоятельная образовательная деятельность студентов в информационной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная образовательная деятельность студентов в информационной среде»

С. С. Куликова (Санкт-Петербург)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Социально-экономические перемены, произошедшие во второй половине 20 века, неизбежно отразились на интересах людей, их знаниях и умениях, взглядах на окружающую действительность, потребовали новых жизненных установок и ценностных переориентаций, повлекли за собой серьезные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Научить правильно ориентироваться в постоянно меняющемся и информационно перенасыщенном мире призвано образование, в частности, высшее профессиональное образование.

Общеизвестно, что сегодня образовательные ориентиры все больше нацелены на формирование творческой активной личности, способной к продуктивной образовательной деятельности, ответственной за ее результаты. Стержнем современного образования непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности обучающегося, признание его самоценности, образовательной свободы и творческого самоопределения. Очевидно, что контекст подготовки специалистов нового поколения предполагает новую организацию образовательного процесса.

Имеющийся педагогический опыт и проведенные исследования доказывают, что широкие возможности для подготовки таких специалистов и реализации именно такого обучения открывает новая образовательная парадигма. Следует уточнить, что, говоря о новой парадигме обучения, речь идет о серьезных изменениях в существующей долгое время образовательной системе и об инновационных процесса во всех структурных ее компонентах (О.В.Акулова, Р.Барр, А.П.Тряпицына и др.). Утверждение смыслового содержания новой парадигмы образования определяет ориентир на доминирование индивидуальной формы обучения и увеличения роли самостоятельной образователь-

ной деятельности. Предопределение данного ориентира связано и с глобальным процессом информатизации, в рамках которого преобладающим видом деятельности оказывается работа с информацией на базе современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, в соответствии с концепцией информатизации высшего образования Российской Федерации профессиональное образование должно являться ключевым условием подготовки будущих специалистов, способных ориентироваться и адекватно действовать в окружающем мире, формировать в себе новое восприятие жизни, охватывать проблемные ситуации и находить рациональные способы ориентации в них в опоре на современные информационные технологии.

Характеризуя грани современного понимания термина «самостоятельная деятельность», можно говорить о разнообразии научных взглядов. Одни авторы определяют самостоятельную деятельность через понятие «форма», другие -через понятие «один из видов деятельности», третьи - через «характеристику личности», четвертые - как «средство». Поскольку основы умений самостоятельно учиться закладываются в школе, а в высшем учебном заведении эти умения лишь активизируются и расширяются с учетом становления компетентного профессионала-специалиста, то мы считаем важным использование уточненного термина «самостоятельная образовательная деятельность студентов». Под самостоятельной образовательной деятельностью будем понимать целостную систему деятельности, предполагающую выполнение субъектом образования всех ее структурных компонентов (от постановки цели деятельности до ее самоконтроля, самооценки и самокоррекции), причем на высоком уровне самостоятельности и рефлексии, и ориентированную

на постоянную трансформацию руководящей функции педагогического управления в руководящую функцию самоуправления. Такой подход к пониманию сущности самостоятельной деятельности позволяет выделить в ее содержании две стороны. Внутренняя, мыслительная ставит акцент на позицию самоуправления собственным процессом познания, что означает: (а) постановку личностно значимых целей и задач или личностную актуализацию задач, принятых извне; (б) подчинение выполнению этих задач всех своих интересов; (в) мобилизацию внутренних возможностей для выполнения деятельности на высоком уровне самоорганизации, самоконтроля и самооценки своего поведения и поступков. Внешняя, техническая сторона ставит акцент на практические действия с предметом самостоятельной деятельности, на более гибкую, дифференцированную систему взаимодействия педагога и обучающихся, осознание специфики изучаемого материала студентами и индивидуальных психологических особенностей аудитории - преподавателями, на учет психологических закономерностей восприятия, на формирование студентами оценочных суждений, взглядов, убеждений.

Таким образом, главным становится научить студента учиться самостоятельно в расширенном информационно-интерактивном пространстве, что в дальнейшем поможет ему как специалисту-професси-оналу осуществлять эффективный поиск, преобразование и представление интересующей информации, позволти развивать все компоненты выражения своего «само»: самореализацию, самовоспитание,

самообучение, саморазвитие, самоорганизацию, самоанализ, самосовершенствование. Это значит, что перед преподавателем вуза встает задача организации, управления и обеспечения самостоятельной деятельности студентов.

Следует отметить, что в научной литературе нет единых подходов к управлению самостоятельной деятельности студентов. Одни исследователи рассматривают ее как форму обучающей деятельности, в задачу которой входит создание условий для осуществления учения при отсутствии непосредственно прямого управления со стороны преподавателя в

специально отведенное для этого время; другие - как управляемую преподавателем организацию деятельности студентов по выполнению разнообразных заданий с целью получения, усвоения и применения знаний, формирования умений и навыков, развития необходимых профессиональных и личностных качеств; третьи - как создание условий, обеспечивающих сопровождение процесса выполнения заданий, стимулирование самоорганизации при подготовке к самостоятельной работе и в процессе ее выполнения.

Исследуя проблему организации самостоятельной деятельности студентов в аспекте информатизации образования, отметим, что она тесно связана с техническими и дидактическими возможностями ИКТ в реализации образовательных задач. Под информационными технологиями будем понимать процессы поиска, сбора, хранения, преобразования и представления информации, основанные на базе определенных технических средств процесса информатизации. Наряду с термином «информационные технологии» сегодня зачастую используется термин «современные информационные технологии». Под современными информационными технологиями, как правило, понимается комплексное применение средств вычислительной техники, а также действующие на их основе системы телекоммуникаций, мультимедиа-технологии, Интернет-технологии, технологии виртуальной реальности, получившие широкий отклик в современной системе образования. В данной работе, оперируя термином «информационные технологии», мы подразумеваем современные информационные технологии, функционирующие на базе различных компьютерных средств.

Накопленный опыт исследовательских работ позволяет выделить основные области использования информационных технологий в самостоятельной деятельности студентов. Так, современные информационные технологии могут выступать в роли мотивационного стимула для поиска и решения познавательных задач; могут быть использованы обучающимися как инструмент познания и коммуникации; являться предметом изучения и исследования с целью дальнейшего их развития,

преобразования и внедрения для успешного осуществления процесса деятельности; выступать одним из главных информационных ресурсов; в своей совокупности рассматриваться как среда обучения, предоставляющая обучающимся все возможности для самореализации и самообучения; выступать фактором развития и прогресса личности в целом.

Дидактическими преимуществами использования информационных технологий в организации самостоятельной деятельности студентов являются: (а) предоставление образовательной информации в кратчайшие временные сроки и в удобном для восприятия виде; (б) осуществление в массовом порядке индивидуализированного обучения; (в) усиление персонификации в процессе выполнения самостоятельной деятельности; (г) наблюдение и исследование объектов и явлений, неподдающихся непосредственному изучению в реальности; (д) интенсификация образовательного процесса за счет автоматизации элементарных действий с информацией (сбор, обработка, передача); (е) усиление роли интерактивности процесса обучения; (ж) использование активных стратегий и методов для вовлечения обучающихся в процесс решения образовательных задач; (з) ведение систематического и объективного контроля и самоконтроля; (и) освобождение преподавателя от информативной функции и стимулирование познавательной активности обучающихся. Указанные преимущества обусловлены, во-первых, возможностью ИКТ осуществлять некоторые функции обучающегося, а, во-вторых, предоставлением обучающимся нового средства обучения, общения и инструмента познания, что, в свою очередь, изменяет сам характер образовательной деятельности.

Посредством функциональных возможностей ИКТ создаются реальные предпосылки возникновения мотивов к самостоятельной деятельности, целей деятельности, творческих образов, сравнений, обобщений, классификаций, группировок, рефлексии, что является неотъемлемой частью субъекта образовательной деятельности.

Одной из особенностей организации самостоятельной деятельности студентов

в расширенном информационно-образовательном пространстве является усложнение ее структурных компонентов. Выделим структурные компоненты самостоятельной деятельности студентов, осуществляемой в опоре на ИКТ: (1) мотивационно-ориентировочный компонент (стремление овладеть технологией эффективной организации самостоятельной деятельности в опоре на информационные технологии); (2) целеполагающий компонент (принятие учебных целей извне и постановка личностно значимых целей деятельностного плана); (3) содержательнооперационный компонент (для осуществления самостоятельной деятельности необходима система ведущих знаний в конкретной области, владение базовыми учебными навыками работы на компьютере, адекватными инструментами выбора информационных технологий для решения профессиональных задач); (4) организационно-управленческий компонент (планирование предстоящей деятельности, прогнозирование результатов, мобилизация внутренних усилий по устранению возникших затруднений, свобода в осуществлении и выборе различной степени сложности заданий); (5) исполнительский компонент (реализация плана намеченных путей решения по достижения поставленных целей, рациональность способов деятельности, вариативность выполнения заданий, самостоятельность осуществляемой деятельности); (6) контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент (систематическое получение обратной информации о ходе выполняемой деятельности на основе сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми стандартами, анализ осуществляемой деятельности на основе самоконтроля, самооценки и самокоррекции).

Только методически грамотная реализация студентами каждого из перечисленных компонентов позволит с уверенностью говорить об успешности выполнения самостоятельной деятельности. Под успешностью выполнения данной деятельности будем понимать самостоятельное, без непосредственного участия преподавателя, достижение качественных результатов деятельности студентом, переход от репродуктивной деятельности к продуктивной, проявление умений само-

управления и осознания их значимости в процессе самообразования, соответствие полученных результатов деятельности предлагаемым эталонам.

Поскольку традиционно самостоятельная образовательная деятельность студентов характеризуется интенсификацией мыслительной деятельности и требует от них проявления высокого уровня самостоятельности, то успешность осуществления этой деятельности в опоре на ИКТ, главным образом, обеспечивается системой действий субъектного характера. Обозначим эти действия: осознание цели деятельности, принятие учеб-

ной задачи, подчинение выполнению этой задачи всех своих интересов (саморегуляция), самоорганизация в распределении учебных действий во времени (планирование), самоконтроль, самокоррекция и самооценка.

Очевидно, что в этих условиях доминантой успешной самостоятельной деятельности обучающихся становится позиция студентов как субъектов управления образовательной деятельностью на основе мобилизации личностных возможностей, проявления высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины и саморегуляции.

И. Н. Нахметов (Санкт-Петербург)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ ШКОЛ

В настоящее время владение информацией, способами ее получения, обработки и использования - необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество, а информационная компетентность сегодня отнесена к разряду ключевых, и создание условий для становления информационной компетентности старшеклассника общеобразовательной школы становится одной из приоритетных задач общего среднего образования.

Значимость становления информационной компетентности учащихся усиливается еще и в связи с предпринимаемыми шагами по обеспечению доступности профильного обучения в старшей общеобразовательной школе путем организации преподавания ряда предметов на профильном уровне с применением Интернет-технологий [2].

Нами было проведено исследования с целью изучить состояние информацион-

ной компетентности старшеклассников петербургских школ и оценить ее динамику в период обучения в старших классах общеобразовательной школы. Исследование проводилось среди учащихся девятых и одиннадцатых классов четырех образовательных учреждений Санкт-Петербурга (школы №№ 4, 181, 255, гимназия №74). В общей сложности в опросе приняли участие 252 человека. Выбор школ определялся стремлением провести анализ среди школьников, проживающих, в целом, в социально благополучной среде, что подтверждается диаграммой (рис. 1), где приводится распределение исследуемой группы школьников по уровням обеспеченности компьютерной техникой и доступом в Интернет в домашних условиях. Как видно из рассмотрения диаграммы, 62 % девятиклассников исследуемой группы располагают доступом в Интернет в домашних условиях. Логичным представляется рост этого числа до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.