Научная статья на тему 'Информационная компетентность учащихся петербургских школ'

Информационная компетентность учащихся петербургских школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность учащихся петербургских школ»

управления и осознания их значимости в процессе самообразования, соответствие полученных результатов деятельности предлагаемым эталонам.

Поскольку традиционно самостоятельная образовательная деятельность студентов характеризуется интенсификацией мыслительной деятельности и требует от них проявления высокого уровня самостоятельности, то успешность осуществления этой деятельности в опоре на ИКТ, главным образом, обеспечивается системой действий субъектного характера. Обозначим эти действия: осознание цели деятельности, принятие учеб-

ной задачи, подчинение выполнению этой задачи всех своих интересов (саморегуляция), самоорганизация в распределении учебных действий во времени (планирование), самоконтроль, самокоррекция и самооценка.

Очевидно, что в этих условиях доминантой успешной самостоятельной деятельности обучающихся становится позиция студентов как субъектов управления образовательной деятельностью на основе мобилизации личностных возможностей, проявления высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины и саморегуляции.

И. Н. Нахметов (Санкт-Петербург)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ ШКОЛ

В настоящее время владение информацией, способами ее получения, обработки и использования - необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество, а информационная компетентность сегодня отнесена к разряду ключевых, и создание условий для становления информационной компетентности старшеклассника общеобразовательной школы становится одной из приоритетных задач общего среднего образования.

Значимость становления информационной компетентности учащихся усиливается еще и в связи с предпринимаемыми шагами по обеспечению доступности профильного обучения в старшей общеобразовательной школе путем организации преподавания ряда предметов на профильном уровне с применением Интернет-технологий [2].

Нами было проведено исследования с целью изучить состояние информацион-

ной компетентности старшеклассников петербургских школ и оценить ее динамику в период обучения в старших классах общеобразовательной школы. Исследование проводилось среди учащихся девятых и одиннадцатых классов четырех образовательных учреждений Санкт-Петербурга (школы №№ 4, 181, 255, гимназия №74). В общей сложности в опросе приняли участие 252 человека. Выбор школ определялся стремлением провести анализ среди школьников, проживающих, в целом, в социально благополучной среде, что подтверждается диаграммой (рис. 1), где приводится распределение исследуемой группы школьников по уровням обеспеченности компьютерной техникой и доступом в Интернет в домашних условиях. Как видно из рассмотрения диаграммы, 62 % девятиклассников исследуемой группы располагают доступом в Интернет в домашних условиях. Логичным представляется рост этого числа до

Рис.1. Диаграмма распределения респондентов по уровню их обеспеченности компьютерной техникой и доступом в Интернет (учащиеся 9-х и 11-х классов школ Санкт-Петербурга №№ 4, 74, 181, 255).

1 - имеют персональный компьютер (ПК) и доступ к Интернет в домашних условиях

2 - имеют домашний ПК, но не имеют доступа к Интернет в домашних условиях

3 - не имеют домашнего ПК, но регулярно пользуются Интернет вне дома

4 - не имеют домашнего ПК, Интернетом практически не пользуются

90 % к 11-му классу и относительное уменьшение к 11-му классу числа учащихся, имеющих компьютеры дома, но не имеющих при этом доступа в Интернет.

В научно-педагогической литературе информационная компетентность учащегося рассматривается как интегративное качество личности, включающее знания, умения, навыки информационной деятельности и ценностное отношение к ней [3-5]. В ряде последних исследований информационной компетентности учащихся профессиональных лицеев [6, 7] и студентов педагогических вузов [8] в структуре информационной компетентности выделяются:

- с одной стороны - две группы компонентов: связанных с субъект-субъект-ными и субъект-объектными взаимодействиями соответственно;

- с другой стороны - две группы компонентов, различающихся уровнем технологий, используемых при реализации того или иного вида деятельности: уровень традиционных технологий и уровень компьютерных, в том числе сетевых, технологий.

Действуя в русле этой логики, мы представляем сферу информационной компетентности старшеклассника состоящей из четырех секторов. Для каждого из секторов этой структуры нами, с опорой на исследования [3, 4], были выбраны по три критерия сформированно-

сти информационной компетентности. Каждый из критериев связывался с тем или иным видом действий школьника (характерных для данного сектора структуры) и определял наличие соответствующего компонента информационной компетентности. Таким образом, полный спектр информационной компетентности старшеклассника общеобразовательной школы в логике нашего исследования оказался состоящим из 12 компонентов (см. таблицу 1). Компоненты (точнее, соответствующие им виды действий) расположены в таблице в последовательности, облегчающей понимание их принадлежности к тому или иному сектору компетентности.

Количественная оценка сформиро-ванности у учащегося информационной компетентности по каждому из двенадцати критериев (компонентов) осуществлялась посредством сложения трех измеряемых показателей:

- оценки знаний (правильности и полноты ответа учащегося на вопрос, касающийся содержания и порядка данного вида действий);

- самооценки учащимся собственных умений в области данного вида действий;

- оценки учащимся степени важности данного умения для своей последующей жизни и деятельности.

Инструментом сбора данных по состоянию информационной компетентно-

Рис.2. Круговая диаграмма степени сформированности компонентов информационной компетентности школьников контрольной группы (интегральные данные по всей выборке, 252 чел.) Внутренняя линия - 9-е классы; внешняя линия - 11-е классы. Компоненты информационной компетентности - см. Таблицу 1.

Таблица 1. Компоненты информационной компетентности учщихся

12 - работа по заданию с учебником, хрестоматией 1 - работа с электронным учебником

11 - самостоятельная работа с энциклопедией, словарем 2 - самостоятельная работа с электронной энциклопедией, словарем

10 - целенаправленный поиск информации по библиотечным каталогам 3 - целенаправленное пользование поисковыми системами

9 - переписка традиционной почтой 4 - переписка по электронной почте

8 - подготовка публичного выступления, доклада 5 - подготовка и публикация реферата, эссе, доклада в электронном виде

7 - участие в публичной дискуссии 6 - участие в форуме, чате

сти старшеклассников служила анкета, содержащая в общей сложности около 40 вопросов (по числу показателей) и три-четыре варианта ответа на каждый вопрос. Ответы ранжировались в баллах. Интегрированный показатель сформированности того или иного компонента интегрировал оценку знаний, умений и отношения школьника к данному виду дей-

ствий и, будучи выраженным в баллах и нормированным на 10 (как на максимально возможное число баллов), давал количественное описание исполнения соответствующего критерия для данного респондента. Полученные результаты усреднялись по тестируемой группе и давали возможность построить круговую диаграмму, отражающую покомпонентно

степень сформированности информационной компетентности у данной выборки старшеклассников. Данные по всей исследуемой выборке школьников приведены на диаграмме (рис. 2).

Полученные данные позволяют утверждать следующее:

1. Спектр сформированности информационной компетентности старшеклассников, определяемый по предложенной методике, на качественном уровне устойчиво воспроизводится во всех четырех исследованных образовательных учреждениях.

2. Не наблюдается существенного прироста сформированности информационной компетентности в 11-м классе по сравнению с 9-м, что требует отдельного осмысления.

3. Заметна «зеркальная» симметрия сформированности «электронной» и «традиционной» составляющих информационной компетентности (за исключением умений пользоваться учебниками, энциклопедиями, словарями). Иными словами, это означает, что если учащийся умеет

(не умеет) исполнять те или иные действия, то он, как правило, умеет (не умеет) исполнять их с применением как традиционных, так и электронных технологий.

4. Наименее развиты и не имеют динамики развития в старшей школе компоненты:

а) связанные с работой с электронными учебником, словарем, энциклопедией, что может быть обусловлено: во-первых - недостаточным (по состоянию на сегодняшний день) количеством качественных мультимедийных учебников, словарей, энциклопедий; во-вторых -слабым использованием этих ресурсов в реальном учебном процессе школ.

б) связанные с наиболее сложными в интеллектуальном отношении действиями (подготовкой докладов, публичных сообщений как в традиционной форме, так и с применением электронных сетевых технологий), что может свидетельствовать об отсутствии системной работы по формированию этих компонентов информационной компетентности в старшей школе.

Литература

1. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования/ Под ред. А.А. Пинского. - М.: Мир книги, 2001.

2. Проект НФПК: ELSP/B3/C/011: «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне». Сайт методической поддержки учителей. Доступ: http://school.iot.ru/

3. Ахаян А. А., Кизик О. А. Структура информационной компетентности выпускника профессионального лицея. - Доступ: Ы^р://Но.е<1и.ги/ 2003/II/3/II-3-3305.html

4. Андреев А. А., Фокина В. Н. Образовательный веб-сайт преподавателя и информационная компетентность. - Доступ: http:// www.

naukapro. ru/ sod_OT.doc

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. ква-лиф. пед. кадров/ Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

6. Кизик О. А. Подходы к структуризации информационной компетентности выпускника профессионального лицея // Эл. издание «Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал». - СПб, 2003. - ART 923. Гос. рег. # 0320100088. Доступ: http:// www. emissia. 50g. com/ offline/ 2003/ 923.htm

7. Кизик О. А. Информационная компетентность, как составляющая профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея // Эл. издание «Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал», СПб. - 2002. - ART 866. Гос. рег. # 0320100088. Доступ: http:// www. emissia. 50g. com/ offline/ 2002/ 866.htm

8. Воробьева В. В. Структура информационной компетентности учителя начальных классов // Эл. издание «Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал».- СПб. - 2005. - ART 974. Гос.рег.#0320100088. Доступ: http://emissia.50g.com/offline/2005/974.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.