Научная статья на тему 'Сетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника'

Сетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕТЕВАЯ ПОДДЕРЖКА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ / JUNIOR PUPIL’S MORAL VALUES / EDUCATION PROCESS / PEDAGOGICAL SUPPORT / NETWORK SUPPORT / INFORMATIONAL-COMMUNICATIVE NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Судьина Светлана Борисовна

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с использованием младшими школьниками информационно-коммуникационной сети Интернет, результаты которого показали, что из 25 учащихся класса пользуются данными ресурсами 86 %, не пользуются 14 % по разным причинам. Автор приходит к выводу о том, что уже в младшем школьном возрасте дети приобщаются к информационным технологиям. По мнению С. Б. Судьиной, поток информации в сетях оказывает большое влияние на становление нравственных ценностей и восприятие окружающего мира младших школьников, которые являются активными пользователями данных сетей. В статье автором доказывается потребность и возможность использования информационно-коммуникационных сетей в целях нравственного воспитания. Автор определяет педагогическую поддержку становления нравственных ценностей младшего школьника, осуществляемую с помощью информационно-коммуникационных сетей, как сетевую поддержку становления нравственных ценностей и в связи с вышесказанным считает возможным рассмотрение сетевой поддержки как одного из условий эффективности становления нравственных ценностей младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK SUPPORT IN THE FORMATION OF JUNIOR PUPIL’S MORAL VALUES

The research considers the issue on using the informational and communicative sources of the Internet by junior pupils; the results revealed that 86 % of 25 pupils use the resources of the communicative-informational world network “the Internet”, 14% don’t use it due to different reasons. The author came to the conclusion that at junior school age children are used to IT (informational technology). The author considers that the information flow in the nets greatly influences on the formation of junior pupils’ moral values and their perception of the world, who are active users of the networks. The necessity and opportunity of using informational-communicative networks to educate children morally is proved in the article.The author determines pedagogical support in the formation of junior pupil’s moral values which is realized with the help of informational-communicative networks as a network support in the formation of moral values, and believes the consideration of network support possible as one of the conditions of the effective formation of junior pupil’s moral values.

Текст научной работы на тему «Сетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника»

УДК 37.017.924 ББКЧ307

Светлана Борисовна Судьина,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: svetlanasudina@mail.ru

Сетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с использованием младшими школьниками информационно-коммуникационной сети Интернет, результаты которого показали, что из 25 учащихся класса пользуются данными ресурсами - 86 %, не пользуются - 14 % по разным причинам. Автор приходит к выводу о том, что уже в младшем школьном возрасте дети приобщаются к информационным технологиям. По мнению С. Б. Судьиной, поток информации в сетях оказывает большое влияние на становление нравственных ценностей и восприятие окружающего мира младших школьников, которые являются активными пользователями данных сетей. В статье автором доказывается потребность и возможность использования информационно-коммуникационных сетей в целях нравственного воспитания. Автор определяет педагогическую поддержку становления нравственных ценностей младшего школьника, осуществляемую с помощью информационно-коммуникационных сетей, как сетевую поддержку становления нравственных ценностей и в связи с вышесказанным считает возможным рассмотрение сетевой поддержки как одного из условий эффективности становления нравственных ценностей младшего школьника.

Ключевые слова: процесс воспитания, педагогическая поддержка, сетевая поддержка, нравственные ценности младшего школьника, информационно-коммуникационная сеть.

Svetlana Borisovna Sudyina,

Post graduate Student, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail:svetlanasudina@mail.ru

Network Support in the Formation of Junior Pupil’s Moral Values

The research considers the issue on using the informational and communicative sources of the Internet by junior pupils; the results revealed that 86 % of 25 pupils use the resources of the communicative-informational world network “the Internet”, 14% don’t use it due to different reasons. The author came to the conclusion that at junior school age children are used to IT (informational technology). The author considers that the information flow in the nets greatly influences on the formation of junior pupils’ moral values and their perception of the world, who are active users of the networks. The necessity and opportunity of using informational-communicative networks to educate children morally is proved in the article.

The author determines pedagogical support in the formation of junior pupil’s moral values which is realized with the help of informational-communicative networks as a network support in the formation of moral values, and believes the consideration of network support possible as one of the conditions of the effective formation of junior pupil’s moral values.

Key words: education process, pedagogical support, network support, junior pupil’s moral values, informational-communicative network.

Ответственным периодом в становлении нравственных ценностей является младший школьный возраст. От того, как пройдет освоение основных нравственных ценностей в младшем школьном возрасте, зависит, дальнейшее развитие личности ребенка (Е. В. Бондаревская, М. А. Верб, В. Г. Воронцова, В. Д. Ермоленко, В. С. Мухина, Н. Д. Ни-кандров, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн и

др.). Младший школьный возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, впечатлительностью к внешним воздействиям, обращенностью к миру ценностей. В. А. Су-хомлинский считал, что основа нравственного убеждения закладывается в детстве [5]. Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным для развития ценностных ориентаций.

© Судьина С. Б., 2014

21

На становление нравственных ценностей младшего школьника в последние годы значительное влияние оказывает распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных сетей. Нами было проведено исследование вопросов, связанных с влиянием информационного пространства на становление нравственных ценностей младшего школьника. Под информационно-коммуникационной сетью учёными понимается совокупность средств активного сетевого оборудования (объединенного с помощью кабелей, сетевых адаптеров под управлением сетевой операционной системы), используемого для обеспечения взаимодействия участвующих в коммуникационном процессе субъектов и получения интересующей их информации.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 3 г. Читы класс 2 В. Мы провели опрос среди учащихся класса, родителей и учителей. В классе 25 учеников, из них пользуются ресурсами информационно-коммуникационной сети Интернет - 86% уча-

щихся класса, только 14% не пользуются по разным причинам. На вопрос: «Как часто вы пользуетесь сетью Интернет?» 73% учащихся ответили: «каждый день», 26% - «более 3 раз в неделю» и только 1% учащихся - «раз в неделю». На вопрос: «Сколько времени вы тратите на посещение сети Интернет?» 62% учащихся ответили: «1 час и более», 32% -«до 1 часа в день», 6% - «15-20 минут в день». Таким образом, исследование показало, что уже в младшем школьном возрасте дети приобщаются к информационным технологиям. Кроме того, 82% учащихся пользуются Интернетом без надзора родителей и только 18% - под контролем родителей. Мы выяснили, что интересует младших школьников в информационно-коммуникационной сети Интернет. Наш опрос показал, что 32% учащихся используют Интернет для игр онлайн, 42% - для общения в социальных сетях? («В контакте», «Одноклассники», «Мой мир», и д. р.), 16% - для прослушивания музыки и для просмотра видео, 10% - для поиска информации.

Мы пришли к выводу, что младший школьник использует информационно-коммуникационные сети для игр, общения и развлечений. Поток информации в сетях оказывает большое влияние на становление нравственных ценностей и восприятие окружающего мира младших школьников, которые являются активными пользователями данных сетей. Именно это, на наш взгляд, должно актуализировать желание педагога использовать современные информационно-коммуникационные сети в целях нравственного воспитания.

Наше исследование подтверждается исследованием Д. И. Фельдштейна, который пишет о том, что существуют риски, связанные с наполненностью информационно-коммуникационной сети Интернет массой сайтов пропагандирующих анорексию, наркотики, экстремизм, национализм, призывающих де-

тей не только к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе [6].

Также нами была проведена диагностика уровня сформированности нравственных ценностей учащихся 2 В класса МБОУ СОШ № 3 г. Читы. На основе критериев сформированности нравственных ценностей, выделенных учёными М. В. Аникеевым, Е. В. Михайловой и др., нами были определены следующие критерии:

1) когнитивный (у младшего школьника имеются знания о нравственных ценностях, учитывается широта и устойчивость этих знаний). Для диагностики применялся адаптированный вариант теста «Размышление о жизненном опыте» (составитель Н. Е. Щуркова, адаптированный для младших школьников В. М. Ивановым, Т. В. Павловым, Е. Н. Степа-

новым), «Определение нравственных понятий» (И. С. Колмогорова) и диагностическая методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (составители Г. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович);

2) эмоциональный (эмоциональное принятие нравственных ценностей, наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, устойчивостью имеющихся положительных эмоциональных переживаний). В целях диагностики эмоционального принятия нравственных ценностей младшими школьниками применялись: методика «Что мы ценим в людях?» (составители Г М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович), проективный тест «Домики» (составитель О. А. Орехова), «Идеальный человек» (И. С. Колмогорова);

3) поведенческий (проявление младшим школьником нравственных ценностей в своем поведении). Проявление нравственных ценностей в поведении диагностировалось с помощью метода экспертных оценок (по И. Б. Дермановой), методики «Нравственные дилеммы» (составитель Л. Колберг), «Зеркало» и «Конвейер» (Г. Ф. Гаврилычева).

На основании полученных в ходе диагностики данных условно можно выделить 3 уровня:

1. Низкий. Младший школьник имеет представления об отдельных нравственных ценностях. Знания о нравственных явлениях фрагментарны, нравственные ценности представлены в качестве оценки конкретного случая из жизни ребенка. Нравственные ценности не служат основой мотивации поведения, они не осознаются младшим школьником как качества его личности.

2. Средний. Младший школьник имеет знания и представления о нравственных ценностях. Он дает определения некоторым нравственным ценностям. Стремится реализовать известные ему ценности, воплотить их в своем поведении. Под воздействием внешних обстоятельств у школьника легко меняется эмоциональное переживание нравственных ценностей. Может определить мотив своего поведения, но не способен обосновать выбор стратегии поведения в ситуациях нравственного выбора.

3. Высокий. На этом уровне младший школьник проявляет широту и устойчивость интереса к объектам, отражающим или несущим в себе нравственные ценности. Стремится реализовать ценность, воплотить её в своем поведении. Может определить мотив своего поведения и способен обосновать вы-

бор стратегии поведения в ситуациях нравственного выбора. Младший школьник выбирает нравственные ценности в качестве жизненных целей.

Результаты диагностики сформированное™ нравственных ценностей у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента распределились таким образом: «низкий» уровень - 54%; «средний» уровень -45%; «высокий» уровень - 1% (всего участвовало 25 учеников).

В свете данной тенденции стратегия развития современного образования должна быть ориентирована на решение всего комплекса задач нравственного воспитания на основе информационно-коммуникационного взаимодействия в открытом информационном пространстве и направлена на становление нравственных ценностей школьника. Для решения данной проблемы обратимся к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано, что образовательный процесс, включающий в себя и процесс воспитания, может быть организован с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Необходимо обеспечить младшему школьнику педагогическую поддержку в нравственном выборе. В своем диссертационном исследовании И. И. Дереча определяет педагогическую поддержку как инициирование в образовательном процессе усилий учащихся в овладении нравственными ценностями и ориентации на них в ситуациях выбора варианта поступка [3].

В связи с вышесказанным возможно рассмотрение педагогической поддержки как одного из условий эффективности становления нравственных ценностей младшего школьника. Необходимо содействовать целостному воспитанию младшего школьника, используя педагогическую поддержку и возможности информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих интенсифицировать процесс становления нравственных ценностей младшего школьника и способствовать приведению в соответствие процесса нравственного воспитания в начальной школе с современным уровнем развития сетевого взаимодействия в обществе.

По мнению С. А. Маркеловой, если педагогическая поддержка реализуется с применением информационно-телекоммуникаци-

онных сетей, то возможно называть ее сетевой поддержкой [4]. Таким образом, мы будем называть педагогическую поддержку становления нравственных ценностей младшего школьника, осуществляемую с помощью информационно-телекоммуникационных сетей сетевой поддержкой становления нравственных ценностей младшего школьника. Под сетевой поддержкой становления нравственных ценностей младшего школьника мы понимаем совместную деятельность субъектов нравственного воспитания, основанную на использовании информационно-телекоммуникационных сетей, согласующуюся с целями и содержанием нравственного воспитания в начальной школе.

Разработка модели сетевой поддержки становления процесса нравственного воспитания в начальной школе включает в себя:

- конкретизацию цели (целевой функции) сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника;

- формулировку гипотезы достижения целевой функции;

- определение компонентов сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника;

- определение структуры деятельности сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника (субъекты и средства деятельности, связи между ними);

- создание и актуализацию информационно-коммуникационного ресурса, способствующего решению субъектами нравственного воспитания их непосредственных задач [1].

Представляется, что целевая функция сетевой поддержки должна состоять в создании условий для освоения и присвоения нравственных ценностей младшими школьниками.

Необходимость организации сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника базируется на убеждении, что такая поддержка позволит интенсифицировать данный процесс в условиях информационно-насыщенной среды. Весьма значительно то, чтосетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника может способствовать повышению квалификации учителей школ в области использования информационно-коммуникационных сетей в воспитательном процессе.

Возможность организации сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника обусловлена современным уровнем материально-технического обе-

спечения школ, который позволяет организовать такого рода поддержку без привлечения дополнительных материальных средств.

Рассмотрим модель сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника с позиции системно-деятельностного подхода [4], то есть определим компоненты сетевой поддержки как системы деятельности: цель, содержание, виды, инструменты, результат, обозначим интегративное качество системы (схема).

Цель деятельности сетевой поддержки -создание условий становления нравственных ценностей младшего школьника.

Содержанием деятельности сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника является взаимодействие субъектов процесса нравственного воспитания между собой: учителей, школьников, родителей, а также их совместная работа с информационными, методическими, воспитательными материалами.

В качестве инструмента реализации деятельности сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника выступает комплекс сетевых технологий, обеспечивающий интерактивное взаимодействие субъектов процесса воспитания между собой, их взаимодействие с информационными, методическими ресурсами.

Инструмент обеспечивает:

1. Возможность создания информационно-педагогической среды для поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника. Под информационной средой мы понимаем часть информационного пространства информационно-коммуникационной сети. Так как учителем в данной среде реализуется педагогическая деятельность, осуществляемая дистанционно, с применением информационно-коммуникационных сетей, то, по мнению А. А. Ахаяна, и понятие информационно-педагогической среды, возможно определить как распределённое в пространстве сообщество субъектов, заинтересованных в интерактивном участии в информационно-педагогической деятельности, имеющих технические возможности для такого участия (в том или ином качестве) и принимающих в ней реальное участие [1].

2. Формы реализации сетевой поддержки процесса становления нравственных ценностей младшего школьника.

Объективно диагностируемыми результатами деятельности системы будет востребованность среды со стороны субъектов, динамика уровня нравственного воспитания младших школьников (схема).

Схема

Обратимся теперь к рассмотрению структуры деятельности сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников как системы. В структуре деятельности выделяются субъекты деятельности, средства деятельности и формы их взаимодействия. Субъектами деятельности сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников являются: учителя, школьники, родители. Содержание сетевой поддержки определяется целями и задачами нравственного воспитания.

школьник должен иметь возможность получить своевременную консультацию по вопросам и проблемам, связанным с вопросами нравственного выбора, с которыми сталкиваются школьники в повседневной жизни; доступ к материалам, необходимых для становления нравственных ценностей младшего школьника.

Организация сетевой поддержки процесса становления нравственных ценностей младшего школьника требует от учителя высокого уровня мотивации и профессиональной подготовки. Учителю необходимо осуществлять индивидуальную поддержку становления и развития учащихся, обучать эффективному взаимодействию с информа-

ционной средой. От учителя во многом зависит, что именно извлечёт учащийся из данной информационно-педагогической среды, какие средства он будет использовать. Деятельность учителя должна быть направлена на включение школьника в освоение нравственных ценностей через самостоятельное изучение, собственное открытие, на придание личностного смысла. Важно предоставлять возможность учащимся самостоятельно приобретать личностный опыт, взаимодействуя с информационной средой.

Учитель, участвующий в сетевой поддержке, должен иметь возможность индивидуализировать процесс освоения учащимися нравственных ценностей; возможность самостоятельно создавать воспитательную среду (выкладывать методические, информационно-организационные материалы); доступ к информации по организации процесса становления нравственных ценностей младшего школьника; возможность согласовывать с родителями и учениками свои действия и планы в процессе становления нравственных ценностей младшего школьника; средства взаимодействия с учениками и родителями вне школы с использованием различных инструментов, позволяющих организовать

11722884

интерактивность; возможность быстро и своевременно получать обратную связь от учеников после проведения воспитательных мероприятий; анализировать и оценивать полученные результаты сетевой поддержки становления нравственных ценностей младшего школьника.

Родители учеников должны иметь: доступ к информации об организации воспитательного процесса класса; доступ к методическим, информационно-организационным материалам; возможность участвовать в сетевом взаимодействии совместно со всеми участниками; возможность поделиться материалами, которые могут быть полезными для учеников, учителей или родителей в подготовке и разработке мероприятий, занятий способствующих становлению нравственных ценностей младшего школьника.

Элементами структуры, представляющими собой средства сетевой поддержки, являются: аппаратные средства (компьютеры с выходом в Интернет, модемы, серверы и др.), позволяющее организовать коммуникацию между субъектами, создание, редактирование и установку ресурсов; программные средства, обеспечивающие функционирование аппаратных средств субъектов взаимодействия (операционные системы, программ-

ные продукты связи и др.); информационные средства: содержательные материалы, подготовленные и выложенные в воспитательную среду, доступные по сети Интернет для всех участников процесса становления нравственных ценностей младшего школьника; методические средства: комплекс инструктивных материалов, предназначенных для организации педагогической поддержки процесса становления нравственных ценностей младшего школьника с использованием сетевой поддержки; методические средства: материалы, разработанные учителями школ, ссылки на цифровые ресурсы, имеющиеся в сети интернет и рекомендуемые для подготовки воспитательных мероприятий, занятий с целью становления нравственных ценностей младшего школьника.

Таким образом, учитывая то, что становление нравственных ценностей младшего школьника проходит в условиях быстро развивающихся информационных технологий, мы можем сделать вывод, что, учитывая требования ФГОС НОО, учителю начальной школы необходимы навыки, связанные с использованием сетевой поддержки в целях создания условий для становления нравственных ценностей младшего школьника.

Список литературы

1. Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. СПб. Корифей, 2001. 172 с.

2. Ахаян А. А. Терминология дистанционной научно-образовательной деятельности с применением Internet-технологий // Электронный научнопедагогический журнал. Письма в Emissia. Offline ART 769. Июнь 2000. URL: http:// www.emissia.org/offline/2000/769.htm (дата обращения: 30.11.2012).

3. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.

4. Маркелова С. А. Экспериментальная апробация дистанционной поддержки педагогической практики // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. СПб., 2008. Art 1297. URL: http://www.emissia.org/of-fline/2005/1297.htm. (дата обращения:10.10.2013).

5. Сухомлинский В. А. О воспитании: науч. изд. / сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. С. 270.

6. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45-54.

References

1. Akhayan A. A. Virtual’nyi pedagogicheskii vuz. Teoriya stanovleniya. SPb.: Kori-fei, 2001. 172 s.

2. Akhayan A. A. Terminologiya distantsionnoi nauchno-obrazovatel’noi deyatel’nosti s primeneniem Internet-tekhnologii // Elektronnyi nauchno-pedagogicheskii zhurnal. Pis’ma v Emissia. Offline ART 769. Iyun’ 2000. URL: http://www.emissia.org/offline/2000/769.htm (data obrashcheniya: 30.11.2012).

3. Derecha I. I. Pedagogicheskaya podderzhka nravstvennogo vybora starshek-lassnikov v obrazovatel’nom protsesse: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2005.

4. Markelova S. A. Eksperimental’naya aprobatsiya distantsionnoi podderzhki ped-agogicheskoi praktiki // Pis’ma v Emissiya. Offfain (The Emissia.Offline Letters): elektronnyi nauchnyi zhurnal. SPb., 2008. Art 1297. URL: http://www.emissia.org/offlme/2005/1297. htm. (data obrashcheniya:10.10.2013).

5. Sukhomlinskii V. A. O vospitanii: nauch. izd. / sost. S. Soloveichik. M.: Politizdat,

1975. S. 270.

6. Fel’dshtein D. I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2011. № 1. S. 45-54.

Статья поступила в редакцию 12.12. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.