И. Н. Нахметов
ДИНАМИКА И СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПЕТЕРБУРГСКИХ ШКОЛ
Работа представлена кафедрой педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Ахаян
Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования -необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество. Именно поэтому информационная компетентность сегодня отнесена к разряду ключевых, а создание условий для становления информационной компетентности старшеклассника общеобразовательной школы становится одной из приоритетных задач общего среднего образования1.
Значимость становления информационной компетентности учащихся усиливается еще и в связи с предпринимаемыми
шагами по обеспечению доступности профильного обучения в старшей общеобра-зовательной школе путем организации преподавания ряда предметов на профильном уровне с применением интернет-тех-нологий2.
В рамках настоящего исследования проведена попытка изучить состояние информационной компетентности старшеклассников петербургских школ и оценить ее динамику в период обучения в старших классах общеобразовательной школы путем сопоставления результатов среза в девятых и одиннадцатых классах.
122
В научно-педагогической литературе информационная компетентность учащегося (ее не следует путать с компетентностью исключительно в области того, что называют современными информационно-коммуникационными технологиями, т. е. с ИКТ-компетентностью) рассмаривается как ин-тегративное качество личности, включающее знания, умения, навыки информационной деятельности и ценностное отношение к ней3-5. В ряде последних исследований информационной компетентности учащихся профессиональных лицеев6,7 и студентов педагогических вузов8 в структуре информаци-
онной компетентности (в той ее части, которая не связана с овладением профессиональными компетенциями) выделяются:
• с одной стороны - две группы компонентов: связанных с субъект-субъектными и субъект-объектными взаимодействиями соответственно (см. иллюстрацию на рис. 1а);
• с другой стороны - две группы компонентов, различающихся уровнем технологий, используемых при реализации того или иного вида деятельности: уровень традиционных технологий и уровень компьютерных, в том числе сетевых технологий (см. иллюстрацию на рис. 1Ь).
Рис.1. Иллюстрация условного деления сферы информационной компетентности старшеклассника:
а - компоненты, связанные с субъект-субъектным (верхняя полусфера) и субъект-объектным (нижняя полусфера) взаимодействиями;
Ь - компоненты, соответствующие видам деятельности, реализуемым с использованием традиционных технологий (левая полусфера) и тем же видам деятельности, но реализуемым с использованием электронных технологий (правая полусфера);
с - четыре сектора сферы информационной компетентности как результат наложения друг на друга первого и второго ее структурного деления на полусферы. й - двенадцать компонентов информационной компетентности
Действуя в русле этой логики, мы представляем сферу информационной компетентности старшеклассника состоящей из четырех секторов (см. иллюстрацию на рис. 1с). Для каждого из секторов структуры нами (с опорой на предыдущие исследова-ния3,4) были выбраны по три критерия сформированное™ информационной компетентности. Каждый из критериев связывался с тем или иным видом действий школьника (характерных для данного сектора структуры) и определял наличие соответствующе-
го компонента информационной компетентности. Таким образом, полный спектр информационной компетентности старшеклассника общеобразовательной школы (в логике настоящего исследования) оказался состоящим из 12 компонентов (см. иллюстрацию на рис.Ы и таблицу). Компоненты (точнее, соответствующие им виды действий) расположены в таблице в последовательности, облегчающей понимание их принадлежности к тому или иному сектору компетентности.
Таблица
Компоненты информационной компетентности
12 - работа по заданию с учебником, хрестоматией 1 - работа с электронным учебником
11 - самостоятельная работа с энциклопедией, словарем 2 - самост. работа с электрон. энциклопедией, словарем
10 - целенапр. поиск информации по библ. каталогам 3 - целенапр. пользование поисковыми системами
9 - переписка традиционной почтой 4 - переписка по электронной почте
8 - подготовка публичного выступления, доклада 5 - подгот. и публ. реферата, эссе, доклада в эл. виде
7 - участие в публичной дискуссии 6 - участие в форуме, чате
Количественная оценка сформированное™ у учащегося информационной компетентности по каждому из двенадцати критериев (компонентов) осуществлялась посредством сложения трех измеряемых показателей:
• оценки знаний (правильности и полноты ответа учащегося на вопрос, касающийся содержания и порядка данного вида действий);
• самооценки учащимся собственных умений в области данного вида действий;
• оценки учащимся степени важности данного умения для его последующей жизни и деятельности
Инструментом сбора данных по состоянию информационной компетентности старшеклассников служила анкета, содержащая в общей сложности около 40 вопросов (по числу показателей) и три-четыре варианта ответа на каждый вопрос. Отве-
ты ранжировались в баллах. Интегрированный показатель сформированное™ того или иного компонента интегрировал оценку знаний, умений и отношения школьника к данному виду действий и, будучи выраженным в баллах и отнормированным на 10 (как на максимально возможное число баллов), давал количественное описание исполнения соответствующего критерия для данного респондента. Полученные результаты усреднялись по тестируемой группе и давали возможность построить круговую диаграмму, отражающую поком-понентно степень сформированное™ информационной компетентности у данной выборки старшеклассников.
Анкетирование проводилось среди учащихся девятых и одиннадцатых классов (в общей сложности - 252 чел.). На диаграмме (рис. 2), приводится распределение исследуемой группы школьников по уровням
1 - имеют персональный компьютер (ПК) и доступ в Интернет в домашних условиях
2 - имеют домашний ПК, но не имеют доступа в Интернет в домашних условиях
3 - не имеют домашнего ПК, но регулярно пользуются Интернет вне дома
4 - не имеют домашнего ПК, Интернетом практически не пользуются
Рис. 2. Диаграмма распределения респондентов по уровню их обеспеченности компьютерной техникой и доступом в Интернет (учащиеся 9-х и 11-х классов школ Санкт-Петербурга № 4, 74, 181, 255).
обеспеченности компьютерной техникой и доступом в Интернет в домашних условиях. Как видно, 62% девятиклассников исследуемой группы располагают доступом в Интернет в домашних условиях. Логичным представляется рост этого числа до 90% к 11-му классу и относительное уменьшение к 11-му классу числа учащихся, имеющих
компьютеры дома, но не имеющих при этом доступа в Интернет.
Результаты анкетирования приводятся на рис. 3, где отображена круговая диаграмма степени сформированное™ информационной компетентности старшеклассников в соответствие с описанной выше структурой этого интегративного качества личности.
Традиционная составляющая Субъект-Объект 11
Электронная составляющая Субъект-Объект
Субъект-Объект
Субъект-Объект
1
2
Рис.3. Круговая диаграмма степени сформированности компонентов информационной компетентности школьников контрольной группы (интегральные данные по всей выборке, 252 чел.)
1 - 9-е классы, 2 - 11-е классы.
Полученные результаты позволяют утверждать следующее:
1. Спектр сформированности информационной компетентности старшеклассников, определяемый по предложенной методике, на качественном уровне устойчиво воспроизводится во всех четырех исследованных образовательных учреждениях.
2. Не наблюдается существенного прироста сформированности информационной компетентности в 11-м классе по сравнению с 9-м, что требует отдельного осмысления.
3. Заметна «зеркальная» симметрия сформированности «электронной» и «тра-
диционной» составляющих информационной компетентности (за исключением умений пользоваться учебниками, энциклопедиями, словарями) - если учащийся умеет (не умеет) исполнять те или иные действия, то он, как правило, умеет (не умеет) исполнять их с применением как традиционных, так и электронных технологий.
4. Наименее развиты и не имеют динамики развития в старшей школе компоненты информационной компетентности:
а) связанные с работой с электронными учебником, словарем, энциклопедией, что может быть обусловлено:
во-первых - недостаточным (по состоянию на сегодняшний день) количеством качественных мультимедийных учебников, словарей, энциклопедий;
во-вторых - слабым использованием этих ресурсов в реальном учебном процессе школ;
б) связанные с наиболее сложными в
интеллектуальном отношении действиями (подготовкой докладов, публичных сообщений, как в традиционной форме, так и с применением электронных сетевых технологий), что может свидетельствовать об отсутствии системной работы по формированию этих компонент информационной компетентности в старшей школе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования/ Под ред. А. А. Пинского. М.: Мир книги, 2001.
2 Проект НФПК: ELSP/B3/C/011: «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне». Сайт методической поддержки учителей. Доступ: http ://school. iot. ru/
3 Ахаян А. А., Кизик О. А. Структура информационной компетентности выпускника профессионального лицея, Доступ: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-3305.html
4 Андреев А. А., Фокина В. Н. Образовательный веб-сайт преподавателя и информационная компетентность. Доступ:http://www.naukapro.ru/sod OT.doc
5 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. - 272 с.
6 Кизик О. А. Подходы к структуризации информационной компетентности выпускника профессионального лицея // Эл. издание «Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал», СПб., 2003., ART 923, Гос. per. № 0320100088. Доступ: http://www.emissia.50g.com/offline/ 2003/923.htm
7 Кизик О. А. Информационная компетентность, как составляющая профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея //Эл. издание «Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал», СПб., 2002., ART 866. Гос. per. № 0320100088. Доступ: http:/ /www.emissia.50g.com/offline/2002/866.htm
8 Воробьева В. В. Структура информационной компетентности учителя начальных классов // Эл. издание «Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал». СПб., 2005., ART 974. Гос.рег. № 0320100088. Доступ: http://emissia.50g.com/offline/2005/974.htm